Урок русского языка в 6 классе по теме Соединительные гласные в сложных словах

Урок открытия новых знаний, проводится в 6 классе. Организуется групповая работа,в процессе которой учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы по теме. При выполнении заданий проверяются не только теоретические знания, но и УУД. Учащиеся решают следующие учебные задачи: Образовательные: познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования. Воспитательные: воспитывать интерес к языку, слову.  Развивающие: развивать орфографическую зоркость; - обогащать письменную и устную речь уча...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 62. Развитие речи.

Соединительные гласные в сложных словах

Цели урока:

  1. Знать об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е.

  2. Уметь верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах; уметь образовывать сложные слова.

  3. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, внимание.

  4. Воспитывать интерес к родному языку.

Методы обучения: распределительный, объяснительный диктант, работа по карточкам, работа с учебником, проблемная ситуация, решение кроссворда, словарная работа.

Оборудование: компьютер, словари, презентация к уроку, таблица, карточки.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока (слайды № 1-2).

2. Проверка домашнего задания.

1) Индивидуальная работа у доски. Синтаксический разбор предложения

В горячем свете весело и сухо блестит листвой под окнами сирень.

- Это отрывок из стихотворения Бунина. Что вы знаете о нём?

2) Распределительный диктант (слайд № 3).

Запишите слова в 2 столбика. В первый - слова с проверяемой гласной в корне, во второй - слова с чередующейся гласной в корне слова.

Загр..ждение, к..сательная, поб..режье, зав..нтить, ср..слись, прил..гать, обг..рели, упр..стить, хв..стун, расст..лать, зат..реть, л..стопад.

3) Проверка с объяснением, самопрверка (слайд № 4).

заграждение

касательная

побережье

срослись

завинтить

прилагать

упростить

обгорели

хвастун

расстилать

листопад

затереть

3. Объяснение нового материала

1) Беседа по вопросам.

- Каким способом образовано слово листопад? С помощью чего?

Листопад - лист, падать (сложение основ, с помощью соединительной гласной О).

- Какое это слово? Почему так называется? ( Сложное, потому что у него два корня - -лист- и -пад-).

2) Работа с учебником. Чтение теоретического материала о сложных словах на стр. 119.( первое зелёное пёрышко)

3) Лингвистическая загадка (слайды № 5-6).

Подружки "О" и "Е"

В городе Культура Речи жили-были две подружки-буковки. Звали их О и Е. Они очень дружили, хотя характеры их были совершенно различные.

О не боялась трудностей в работе и твердости со стороны букв-начальников. Поэтому она всегда выбирала себе место после твердыхначальников-согласных: зверолов, лесоруб.

Е была неженкой, любила хорошо покушать, особенно приятны были ей звуки, доносившиеся с шипящей сковородки: ш-ш, ц-ц-ц. Вот она и пристроилась после мягких начальников-согласных, шипящих и Ц, чтобы они напоминали ей о вкусной еде: бурелом, птицефабрика, пешеход.

И до сих пор О и Е не изменили своим привычкам. По-прежнему О работает рядом с твердыми согласными, а Е-рядом с мягкими, шипящими и Ц.

4) Проблемная ситуация. Сформулируйте самостоятельно правило написания соединительных гласных О и Е в сложных словах.

5) Чтение и анализ таблицы (cлайд № 7). Правильный ли вывод вы сделали о написании сложных слов?

6) Чтение орф. № 30 на стр.119 в учебнике.

4. Физкультминутка, упражнение для глаз. ( Слайд 8)

5. Закрепление нового материала.


1) Кроссворд " Волшебный квадрат" (слайды № 9-16).


2) Отгадайте загадки, объясните написание отгадок (слайд № 17-19).

Он с хоботом резиновым,


Желудком парусиновым,


А загудит мотор -


Глотает пыль и сор. (Пылесос)

Сверху дыра, снизу дыра,


А в середине огонь и вода. (Самовар)

На что ни глянет этот глаз -


Все на картинке передаст. (Фотоаппарат)

Поднимает кверху кузов -


Избавляется от грузов. (Самосвал)

3) Рр Словарная работа (слайд № 20).

Внимательный, прилежный (работа со словарем, определение лексических

значений слов, составление предложений с данными словами, запись в тетрадь). [5

4) Объяснительный диктант (слайд № 21).

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните их написание.

Иван Андреевич Крылов великий русский басн..писец.

Звезды ч..дными узорами спл..тались (на)д..леком неб..склоне.

5) Упр.215 (объяснение и обозначение орфограммы).

Водопад, лесоруб, кашевар, газопровод, ледокол, общежитие, атомоход, бурелом, птицелов, луноход, путешествовать.

Наше путешествие к водопаду было увлекательным, хоть мы и промокли.

Старый ледокол отслужил своё, и его заменили сверхсовременным атомоходом.



6. Подведение итогов урока, выставление оценок.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Когда пишется соединительная О, а когда Е в сложных словах? Приведите примеры.

7. Домашнее задание: стр. 119, орф. № 30, упр. 216

3

© 2010-2022