Статья Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лапина Г.Н.

Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС

Лапина Галина Николаевна

МОУ СОШ №2 им. Н.А.Заболоцкого,

пос, Сернур, республика Марий Эл

На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед школой стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, ключевой деятельностью обучающихся становится информационно-коммуникативная деятельность.

Одна из актуальных проблем преподавания русского языка и литературы в школе - проблема повышения интереса к изучаемому предмету. «Корень учения горек»,- говорили древние римляне и вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры, никто не спорит, но меняются времена и нравы. Прошли те времена, когда педагог ассоциируется человеком с плёткой. Сегодня учитель - это, прежде всего, наставник, сотрудник и единомышленник. Как же в данное время заставить ребёнка учиться?

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определённый набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности, которая на данный момент резко снизилась по разным причинам: во - первых, дети часто не осознают, зачем им вообще надо учиться; во - вторых, не понимают, как использовать полученные знания в практической деятельности; в - третьих, это, конечно, устаревшие методики,

Активизация учения - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанные с внутренним отношением ученика к ней.

Условия для проявления познавательной деятельности:

  • создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;

  • создание "ситуации успеха" для каждого учащегося;

  • компетентность в данном вопросе; право выбора заданий;

  • включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;

  • использование инновационных методов обучения;

  • использование проблемных ситуаций;

Наибольши эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

  • отстаивать свое мнение и принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

  • ставить вопросы своим товарищам и преподавателям, рецензировать ответы одноклассников;

  • заниматься обучением отстающих и объяснять более слабым учащимся непонятное

  • самостоятельно выбирать посильное задание и искать варианты его решения;

  • создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и действий и др.

Учеными давно уже доказана тесная связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью восстановить этот материал в памяти. Только четверть услышанного остается в памяти. Если ребенок имеет возможность воспринимать материал на слух и зрительно, то доля усвоенного достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%. Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности

По мнению ряда ученых, в том числе Аняновой И.В. [4], с использованием ИКТ в образовании связывают возможность выхода из кризиса: - это способ повышения эффективности обучения. ФГОС второго поколения ставят владение информационными технологиями одним из важных умений педагога и учащегося [11], что создает совершенно новый стиль мышления, иные подходы к оценке и решению учебных проблем По мнению учителей-современников Архиповой Н.П., Бахтияровой Е.М., А.В. Даринского [3, 5, 12] компьютерные технологии предоставляют учителю возможность организовывать групповую и индивидуальную виды работ на уроке. Можно использовать различные тренажеры, тесты, презентации, таблицы, графики, схемы, дистанционное обучение и многое другое.

Методика преподавания богата формами и методами работы: творческие

мастерские; факультативы, кружки по интересам; исследовательская деятельность; творческие конкурсы, научно-практические конференции; участие в олимпиадах.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы: ассоциативный ряд; опорный конспект; ИНСЕРТ, мозговая атака; синквейн; эссе; ключевые термины; медиапроектроекты; дидактическая игра; анализ текста; работа с тестам; нетрадиционные формы домашнего задания.

Используется на уроках компьютер, чтобы решать задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

  • обогащение словарного запаса;

  • овладение навыками литературного языка;

  • знание лингвистических и литературоведческих терминов;

  • знание фактического материала по биографии и творчеству писателей;

  • формирование общеучебных умений и навыков.

Для решения таких задач компьютер является хорошим помощником. Считаю, что целесообразно применять компьютер как в начале урока, так и на уроках закрепления, обобщения знаний, уроках контроля, на зачётных уроках, тестировании.

Приёмы применения компьютерных технологий:

1. Вовлечение учащихся в дистанционные викторины, конкурсы. Итогами такой работы становятся детские проекты, буклеты, презентации, web-сайты, фильмы.

2. Общение с другими участниками сети Интернет.

3. Организация проектов по интересующей теме.

4. С помощью ИКТ можно повысить грамотность учащихся. Электронные словари и справочники позволяют мобильно получить знания и использовать их на уроке.

5. На уроках литературы, при изучении нового материала используются библиографические сведения, проводятся виртуальные экскурсии по музеям, показываются учащимся фото, иллюстрации, картины из жизни писателя, поэта, видеофрагменты, что повышает заинтересованность обучающихся предметом.

6. В помощь учителю есть множество материалов, которые можно использовать на уроке - электронные энциклопедии («Кирилл и Мефодий»), готовые ЦОР, в том числе и собственные, электронные презентации, флэш - анимации, аудиофрагменты, электронные тренажеры, фильмы, музыкальные CD-диски, материалы сети Интернет.

7.Электронные учебники и электронные конспекты уроков, имеющие гиперссылки, анимацию, речь диктора, интерактивные задания, мультимедийные эффекты.\

8 Исследовательская работа. Ученик приобретает навыки работы с научной и справочной литературой, учится культуре умственного труда. Данный вид работы помогает развивать творческие способности ребенка

9 Проверка учебного материала посредством компьютерных тестов, особенно, если это он-лайн тесты (Интернет-тесты), учащийся сразу видит свой результат.

10. Акции, викторины, интеллектуальные игры актуальны для любой возрастной категории. Они проводятся как заранее подготовленные праздники (например, к юбилеям писателей и поэтов), Содержание разнообразно: листовки, агитбригады, памятки, поздравления с использованием презентаций, школьного радио.

12. Посещение библиотеки с последующим заданием: написать отзыв, эссе, сделать презентацию.

13. Проектная деятельность.

14. Выразительное чтение, использование аудио. Воспитывается культура речи.

Таким образом, максимальное использование средств ИКТ на уроках русского языка и литературы учащимися 5-11 классов совместно с учителем повышает не только уровень познавательной активности, но и улучшает показатели обученности, мотивацию учащихся и качество знаний.

Библиографический список

1 Акиф Л. М. Проблема формирования познавательной активности учащихся // Вестник ТГПУ, 2012. - №5. - С.197-202..

2. Архипова Н.П. Уроки литературы с применением информационных технологий. Методическое пособие с электронным приложением. - М: Глобус, 2010. - 341 с.

3. Анянова И.В. Современная технология учебного занятия. - Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008. - 253 с.

4. Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии. - 2001. - №2. - С.7-12.

5. Буткин Г.А., Володарская И.А. Формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Наука, 1980. - С.67-78.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика - Пресс,1996. - С.281-283.

7. Горшкова О. О. Самостоятельная работа как фактор формирования познавательной активности студентов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. - №41. - С.31-34.

8. Даринский А.В. Методика преподавания гуманитарных дисциплин. - М.:, 1996. - 391с.

9. Исакова И. Литературное произведение: теория и практика анализа. - Русский язык илитература для школьников. 2008. - № 2. - С.11-17.

10. Ильин В. Как увлечь книгой? Учитель учителю. Санкт-Петербург. Бизнес-школа «Взмах», 1995

11. Концепция модернизации российского образования (минобрнауки.рф).

12.Левитов Н.Д. Профессиональные и учебные интересы 8-ков. Сборник «Способности и интересы»/Под ред. Левитова Н.Д. и Крутецкого В.А. - М: АПН РСФСР. - 1990. - 281 с.

13.Полат Е.С. Метод проектов на уроках. center/fio.ru/do/news.asp

14.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Учпедгиз, 1986. - 353 с.

15. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды // Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1989.









Начиная исследовательскую работу, в первую очередь обратилась к трудам психологов и выяснила, что, когда речь заходит об активности, учёные под этим понятием обычно подразумевают возможность ответа на следующие вопросы:

  • В чьих интересах и ради чего проявляется активность?

  • Каким образом, посредством каких психологических механизмов реализуются?

  • Какого направление активности?

Как видим, здесь чётко видны три составляющие активности:

  • мотивация;

  • целеполагание;

  • инструментарий.

Если говорить о мотивационной основе активности, то, с нашей точки зрения, первое, с чего следует начать урок - это установка на деятельность. Поэтому мы ставим перед собой задачу нацелить учащихся на успешное выполнение учебного задания: ученик должен ощутить себя "творцом обстоятельств", чтобы ему захотелось преодолеть трудности, которые можно встретить в ходе работы; другими словами, формируется мотив достижения результата.

На этом этапе учащимся можно предложить различные варианты мотивов:

  • Стремление самостоятельно решать интересные задачи;

  • Попытаться завоевать авторитет в глазах товарищей;

  • Рассматривать свою деятельность с точки зрения её пользы для самого ученика, для других людей и т.д.










© 2010-2022