- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока по литературе
Разработка урока по литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дорошенко И. . |
Дата | 29.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Современные подходы в изучении и анализе художественных произведений М.Ю.Лермонтова
И.В.Дорошенко
Северо-Казахстанская область, район Магжана Жумабаева, аул
Байтерек, Фурмановская средняя школа
Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Современный урок литературы должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным. Поэтому использование современных образовательных технологий на уроках и в воспитательной работе - потребность сегодняшнего дня.
Построение учебного процесса, ориентированного на личность учащегося с учетом его индивидуальных способностей и особенностей, является основным способом реализации социально-личностного типа образования. Большую роль в этом процессе играет использование педагогических технологий проблемного, развивающего и группового дифференцированного обучения. Все эти технологии обучения способствуют к повышению мотивации познавательной деятельности к предмету, глубокому пониманию учебного материала, формируют конструктивное отношение к такому явлению, как «проблема», подготавливают и делают возможным и успешным обучение.
На своих уроках я использую следующие подходы:
◄ исследовательский - реализация идеи «Обучение через открытие». В рамках этого подхода ученик в совместной духовно-практической деятельности с учителем создает знания, умения, объекты или то и другое;
◄ коммуникативный или дискуссионный подход предполагает, что ученик на какое-то время становится автором какой-либо точки зрения на проблему. При реализации этого подхода формируются умения высказывать своё мнения и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.
Использование современных технологий в изучении и анализе художественных произведений М.Ю.Лермонтова, я хочу показать на примере урока по теме: « Лирическая поэма «Мцыри»».
Ход урока:
-
Поэма Лермонтова в чтении и высказываниях восьмиклассников.
- Как, на ваш взгляд, надо читать «Мцыри»? Предложите свою партитуру самых значительных, на ваш взгляд, а может быть, и ставших любимыми фрагментов.
- Что особенно тронуло вас в поэме? Передайте своё читательское волнение в чтении поэмы.
2. Далее класс делится на группы. Деление происходит при помощи картинок. Берется столько картинок сколько нужно групп. Разрезаются на столько частей, сколько будет человек в группе. Рисунки на картинках должны быть разные. Учащиеся берут по одной части и составляют картину. У каждой группы получится своя картина. Группа образовалась.
3. На лепестках цветка пишу микротемы для каждой группы. Один из членов группы вытягивает задания.
Вопросы к классу:
- Озвучьте микротемы.
- Определите тему урока.
- Какова же цель сегодняшнего урока? (проанализировать поэму.)
I группа: Тематика и идея поэмы.
- Вспомните что такое тематика произведения и идея. (Тема-изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преобразованных в системе данного художественного мира. Это о чем пишет автор. Тематика - совокупность тем. Идея - это то, для чего пишет автор, какую мысль он утверждает.)
- Какие микротемы рассматриваются в поэме?
Тематика «Мцыри»
Тема природы
Тема свободы Тема одиночества Тема гармонии
Тема изгнания Тема Земли и Неба
- Первоначально эпиграфом к поэме «Мцыри» Лермонтов хотел избрать французское изречение: «Родина бывает только одна». Почему, по- вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии («Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»)? - Как эпиграф связан с темой и идеей произведения? («Мцыри»-судьба романтического героя - сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря , страдающего от гнетущей неволи и решившего с риском для жизни вырваться на свободу в тот самый момент, когда это было всего опасней. Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью. Идея поэмы заключается в утверждении безусловной ценности свободы. Три дня настоящей, полнокровной жизни на воле Мцыри предпочитает многолетнему заключению в стенах монастыря, где человек не живет, а существует).
II группа. Сюжет и композиция поэмы
- Что такое сюжет и композиция произведения? (Композиция-построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое. Сюжет - основные эпизоды, цепь событий событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности (то есть в последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения).
- Что делает Мцыри, вырвавшись из монастыря?
- Что видел он на свободе?
- Что узнал о себе герой за «три блаженных дня»?
- Почему так кратко изложение о жизни Мцыри в монастыре? (Сюжет поэмы прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями: мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, в детстве попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трехдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского существования, приносят ощущение радости жизни, но не приводят к желанной цели-вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадает в монастырь. В предсмертной исповеди рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть, пережить за «три блаженных дня».
III группа. Композиция
- Какова роль 2-й главы в композиции поэмы?
- Что такое исповедь?
Исповедь
покаяние в грехах
Сообщение своих мыслей, взглядов
Признание в чем-либо
- Почему поэт избрал форму исповеди?
- В каком значении употреблено это слово в поэме?
- Посмотрите текст, определите композицию монолога-исповеди.
IV группа. Стилистические особенности поэмы.
Заполните таблицу примерами из поэмы
Стилистические приемы
Примеры из поэмы
Эпитеты
Сравнения
Метафоры
Гиперболы
Риторические вопросы
Восклицания
Обращения
Элементы фольклора
4. Работа со всем классом
а)Сделаем выводы:
Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем хронологический порядок изложения событий изменен. Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. Все события трехдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить все внимание на характере центрального героя.
б)Нарисуйте психологический портрет Мцыри используя его монологи. Почему герой не имеет имени?
в)Запишите синквейн к слову Мцыри
5. Подведение итогов.
Учащиеся сами оценивают свою работу
6. Д/з: Напишите собственное суждение о поэме. Ответить на вопросы: Какова цель побега Мцыри? (выписать цитаты в тетрадь) Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний? Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важным? Почему погиб Мцыри?
Список литературы
1. Л.Ф.Стрелкова. Технологии проблемного и развивающего обучения. - Волгоград: Учитель, 2012. -3С
2. И.И.Аркин. Уроки литературы в 7 классе. - Москва: Практическая меодика, 2001. - 110С
3. Н.П.Архипова. Уроки литературы с применением информационных технологий. - Москва: Методическое пособие, 2010. - 116-117С