Конспект урока по зарубежной литературе на тему Оскар Уальд «Мальчик-звезда»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Оскар Уальд «Мальчик-звезда».

Воспевание добросердечия, человечности и милосердия, преодоление эгоизма, жестокости и высокомерия в сказке.

Цель: продолжать учить детей анализировать сказку, давать характеристику поступкам героя; развивать критическое мышление, способность самостоятельно делать выводы; воспитывать чувства добросердечия, милосердия, человеколюбия, учить не быть равнодушными.

Ход урока


1.Организационный момент.
-Сегодня у нас необычный урок - урок-конференция. Знаете ли вы, что такое «конференция»?
Подготовленный ученик читает из толкового словаря определение.
«Конференция - большое собрание, совещание представителей каких-нибудь государств, организаций, групп».
Обычно на конференции обсуждают какую-либо проблему. Мы с вами обсудим сказку Оскара Уайльда «Мальчик-звезда».
2.Сообщение темы и формулирование целей урока.
Знакомство с эпиграфом:

Что посеешь, то и пожнёшь, о сын мой.
Это значит, что за добро тебе воздастся добром,
а за зло ты заслужишь лишь страдания и муки.

К.Насыйри

-Как вы понимаете эту фразу?
-О чем мы сегодня поговорим?
В конце урока мы с вами должны будем ответить на вопрос «В чём истинная красота человека?».
3.Работа над названием сказки.
-Оскар Уайльд назвал свою сказку «Мальчик-звезда». Посмотрите на звёздное небо. Что такое «звезда»? Что вы представляете себе, когда слышите это слово? Какая звезда? (Звезда - небесное светило - что-то далёкое, яркое, холодное, красивое; звезда - человек-знаменитость)
-Что может означать сочетание слов «мальчик» и «звезда»? Каким вы увидели мальчика в сказке?
4.Анализ сказки.
Чтобы проанализировать сказку, надо вспомнить её содержание. Для небольшой разминки я предлагаю

1) разгадать кроссворд.

По вертикали:
1. Человек, нашедший в лесу мальчика. (лесоруб)
2. Отличительная вещь, надетая на шею младенца. (ожерелье)
3. Время суток, в которое нашли младенца. (ночь)
По горизонтали:
4.Кто купил Мальчика-звезду у стен города? (волшебник)
5. Кто трижды помог мальчику? (зайчонок)
6. Кто встретил мальчика-звезду в облике прокажённого? (отец)
Проверка .
- Сейчас вы должны 2)расставить пункты плана в правильной последовательности. (Работа в парах)
План.
В поисках матери.
Вознаграждение за любовь, доброту, милосердие.
Встреча с нищенкой.
Появление Дитя-звезды в семье Лесоруба.
Наказание за жестокость и эгоизм.
В плену у Волшебника.
Бессердечное отношение Мальчика-звезды ко всем окружающим.
Проверка по слайду 7
4.1.Работа над первой части сказки.
- Найдите отрывок, в котором описывается, как лесоруб нашёл Мальчика-звезду.
-Итак, лесоруб забирает дитя и приносит его в свой дом.
-Как он повёл себя, когда жена отказалась оставить мальчика у себя?
-У неё действительно «каменное сердце»?
-Что её останавливало? Найдите ответ в тексте. (Свои дети голодные. В её колебаниях - ответственность за судьбу своих детей и этого ребёнка).
4.2. Работа над второй частью сказки.
-И вот стал Дитя-звезда расти в семье лесоруба.
-Каким вырос мальчик? (Себялюбивым, гордым и жестоким).
-Найдите в тексте и прочитайте описание внешности мальчика.
-С чем сравнивает внешность мальчика автор? (С цветами: роза - красивая, но колючая, фиалка - капризная, нарцисс напоминает о самовлюблённости).
-Соответствует ли внешняя красота его внутреннему миру? (Нет, он красив, но жесток, горд и себялюбив).
-Докажите, что душа героя черна и в ней нет места доброте. (Смотрит на людей свысока, оскорбляет, называет слугами, не испытывает сострадания, швыряет камнями в нищих, груб, дерзок с лесорубом).
-Как вы думаете, повлияли ли сверстники Мальчика-звезды на развитие в нём жестокости и эгоизма? (Да, никто не наказывал его, даже не выражал неодобрения).
-Стал бы герой таким, если бы сверстники не повиновались ему, не поддерживали во всем? (Мальчик-звезда вел себя так, потому что чувствовал одобрение и поддержку сверстников и хотел утвердить свое превосходство над ними.)
4.3.Работа над третьей частью сказки.
-Как вы считаете, какой эпизод в сказке главный? (Встреча матери с сыном.)
-Почему в глазах матери появился ужас? (Она увидела, каким жестоким стал ее сын.)
-Поверил ли Мальчик-звезда в то, что женщина-нищенка его мать? (Да, но испугался, что его мать не звезда и будет его позорить.)
-Каким вы представляете себе в этой ситуации Мальчика-звезду: красивым или некрасивым?
-Вспомните, есть ли еще ситуации, в которых главный герой был некрасивым? (Помыкал детьми и называл их своими слугами; выколол глаза кроту; подрезал крылья коноплянке; убил маму белочки).
4.4.Работа над четвёртой частью сказки.
- Как вёл себя мальчик, когда мать умоляла его о любви?
- На кого он стал похож, после того, как женщина ушла в лес? Зачитайте. (Он стал мерзок, как жаба, и отвратителен, как гадюка).
- Что понял Мальчик-звезда, после того, как увидел себя в безобразном облике? Как он повёл себя?
-Стал ли облик соответствовать его внутреннему миру?
Физкультминутка.
4.5.Работа над пятой, шестой, седьмой частями сказки.
-Как изменилось отношение окружающих? (Люди смеются над ним, дразнят, сторонятся его).
-А изменилось ли отношение Мальчика-звезды? (Да. Он стал добрее, ищет свою мать, чтобы попросить прощения).
-Когда впервые на глазах Мальчика-звезды появились слёзы? Зачитайте.
- Это слёзы обиды, жалости к себе или раскаяния? (Это слёзы раскаяния. Он осознал, что был жесток, груб, беспощаден к матери и окружающим).
-Расскажите, в какой момент происходит возрождение души мальчика, и он вновь обретает красоту?
Составьте портретную характеристику мальчика: каким он был до встречи с матерью и каким стал, после того, как прогнал её? (Жестокость, доброта, любовь, эгоизм, милосердие, гордость, справедливость, холодность, бессердечность, сострадание). Работа в парах.
Проверка:
Был стал
Жестокость доброта
Эгоизм любовь
Гордость милосердие
Холодность справедливость
Бессердечность сострадание


-Изменился ли Мальчик-звезда в конце сказки? (В конце сказки герой очень изменился. Он научился плакать, сострадать.)
-Благодаря каким качествам Мальчик-звезда стал правителем?
-«Но правил он недолго». Но как? Зачитайте.
5.Подведение итогов. Выставление отметок.
-Наш урок подходит к концу. Ответим на главный вопрос: «В чём истинная красота человека?» (Человек красив только тогда, когда в нём сочетаются внешность и внутренние качества души. Истинная красота подразумевает многое. Это гармония внешности, души, сердце не каменное, а "живое, теплое, страдающее" и прекрасные поступки). (В тетрадь)
-Какие выводы вы сделали для себя на уроке?
-Как можно применить полученные знания в жизни?
-Оцените работу своих товарищей.
6.Домашнее задание.
Подумать над вопросом: " Почему в финале сказки Мальчик-звезда всё-таки умирает?"
Подобрать пословицы, в которых бы говорилось о красоте и которые бы подходили бы к нашей сказке.
7. Рефлексия.
-И в заключение урока я хотела бы пожелать вам: учиться чувствовать рядом с собой человека, уметь понимать душу, видеть в его глазах сложный духовный мир - радость, горе, беду, несчастье. Думай, как твои поступки могут отразиться в душевном состоянии другого человека.

Да, добрые чувства начинают себя проявлять с детства, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.

Но невозможно говорить о человечности, если в сердце не закрепилась привязанность к близкому, дорогому человеку. Слова любви к людям ещё не любовь. Воспитание сердечности, душевности и отзывчивости происходит в семье: отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сёстрам является проверкой нашей человечности.
-Я желаю вам идти только этой дорогой. Спасибо за работу на уроке.

© 2010-2022