Рефлективный отчет по диалоговому обучению

Педагогический подход «Обучение через диалог» относится к новым подходам в обучении, поскольку обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление. Развитие данных навыков является ключевым индикатором становления таких детей успешными учениками.Этот отчет рефлексия того как мы применили модуль диалогового обучения.Ведь дталоговое бучение применяется на всех эт...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сыздыкбекова Толкын Ширвановна портфолио учителя отчет А

Группа 6 3 уровень

Город Тараз


Рефлективный отчет об использовании модуля «Диалоговое обучение» программы в планировании серии последовательных уроков.

Педагогический подход «Обучение через диалог» относится к новым подходам в обучении, поскольку обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление. Развитие данных навыков является ключевым индикатором становления таких детей успешными учениками.У детей казахской школы не развита речь и малый словарный запас и для развития речи,для пополнения словарного запаса,для создания колларобативной среды я выбрала модуль диалоговое обучение.

Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении, а также интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию (Руководство для учителя стр.144).

Диалог в обучении, или учебный диалог - своеобразная форма общения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющееся в форме речи, в ходе, которого происходит информационный обмен между партнерами, и регулируются дела между ними. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия. Вести диалог - значит искать истину вместе. Учебный диалог - это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное в нем не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.
В современном обществе меняются приоритеты образования: выпускник школы должен быть не просто напичкан знаниями, умениями и навыками, а уметь организовывать собственную учебную деятельность, т.е. Иметь готовность и способность учиться. Понятно, что такие цели образования предполагают использование иного метода организации совместной деятельности: на смену монологу приходит диалог.
Что же необходимо учитывать при построении диалогового урока как "места встречи людей, думающих по-разному" (Г.А. Цукерман)?
Во-первых, необходимо помнить, что диалог есть форма общения. Поэтому если у педагога есть проблемы в общении с детьми, если он осознанно или неосознанно воздвигает барьеры в общении, диалоговый урок, увы, не получится. Что же блокирует общение, а значит, и диалог на уроке? По нашим наблюдениям, к факторам, тормозящим диалог на уроке, относятся следующие: 1. Категоричность учителя, демонстрация себя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке; навязывание собственного мнения; несвободная обстановка на уроке, обилие дисциплинарных замечаний. Все это является проявлением авторитарной, монологической деятельности педагога.Проявлением авторитаризма, на наш взгляд, является также недоверие взрослого к ребенку: "Он маленький, многого не знает, не умеет, поэтому я сам ему все объясню, помогу, подскажу, сделаю за него".
2. Неэффективные словесные конструкции, тормозящие обучение. Преобладают вопросы закрытые, на которые дети дают односложные ответы; вопросы репродуктивные, направленные только на воспроизведение знаний, и вопросы риторические, на которые вообще отвечать не нужно. Предпочтение в плане разворачивания диалога на уроке надо отдавать вопросам открытым, проблемным, операционным, проясняющим, переломным, на которые нельзя дать односложный ответ.
3. Неумение учителя быть хорошим слушателем, то есть слушателем эмпатическим. К сожалению, слушание педагогом того, что говорит ребенок, часто является критическим: перебивает, не дослушивает до конца, негативно оценивает услышанное, не учитывает то, что было сказано ребенком..
Я думаю, что в наше время важно даже не то, сколько фактов, правил, слов вы знаете, а то, как вы можете пользоваться приобретенными знаниями, важен не объем информации, а умение ее получать, важно сотрудничество и креативность. Поэтому практическое приобретение знаний является важной цепочкой в ходе серии последовательных уроков, проведенных мною во время практики в школе. При прохождении практики в период дистанционного обучения я применяла данные идеи модуля «Обучение через диалог». Целями данных уроков было повышение качества знаний по предмету. К каждому уроку была поставлена своя цель, ориентированная на результат обучения для учащихся. Целью первого урока было знание учащимися темы, расширение кругозора учащихся, расширение знаний о наречии. Для достижения цели урока учащиеся работали в группах- при составлении кластеров по теме, где вели диалоги между собой, обсуждали тему и цели урока ( диалог «учитель - ученик»).
Для достижения цели были реализованы идеи диалогического обучения. Также я предусмотрела разные виды вовлечения детей в диалоговое обучение, посредством включения детей в работу в парах, группах.
На стадии вызова на всех уроках мною была использована интерактивная доска. На этом этапе самым важным является активизация учеников. В начале урока я применила различные приемы для создания благоприятной обстановки на уроке, например, «Внешний и внутрений круг», «Муравейник» ритмичные физминутки.Эти разминки строились на диалоге,т.е.опрашивали домашнее задание друг у друга. Тему раскрывала с помощью детей с использованием ИКТ,используя стратегию учитель-ученик.Показывала ученикам заранее подготовленный материал в виде презентации и задавала им наводящие вопросы. Так как это 7 класс, то учитывая их возрастные особенности я начинала с простых вопросов и далее переходила к более сложным, «Поставьте от слова «Бежать»вопросы,бежать где?бежать откуда?бежать куда?почему бежать,бежать как?бежать зачем?», то есть если рассматривать их по таксономии Блума, то они соответствовали первым 4 уровням сложности: знание, понимание, применение, анализ. Ответы учеников были различными, например:бежать от сабаки, бежать домой и т.д.
Немаловажным аспектом при реализации стадии вызова является систематизация всей информации. С этой целью, учащиеся выполняли задание по заполнению кластера «Гроздь винограда», где отразили не только вопросы на которые отвечает наречие ,но и от каких частей они образуются,привели примеры из реальной жизни. Учащиеся работали в группах, пользовались различными источниками информации (учебник, ресурсы), то есть никто в группе просто так не сидел и не проводил время бесполезно.
На втором уроке передо мной встал вопрос, как можно построить урок так, чтобы он помог учащимся развивать диалог . Организация занятий с использованием диалога начинается с организации учебного пространства кабинета. Диалоговые формы взаимодействия осуществляются при общении лицом к лицу. Качество диалога зависит от количества учащихся в группах.Я рассадила детей по пять человек.Почему?Потому что нечетное число детей приводит к единому мнению. При входе в класс, где по новому организовано учебное пространство, у учащихся возникает готовность к нестандартной учебной ситуации. Целью диалога является ещё и то, чтобы обучать учащихся полноценному участию в диалоге. На втором уроке психологический настрой я начала с разминки «Наши чувства»,где дети выражали свои чувства словами наречиями.Это упражнение я взяла на закрепление предыдущей темы и для создания колларабативной среды.После я применила на опрос домашнего задания парную мозговую атаку«диалог вопрос-ответ,ученик-ученик.Здесь при помощи диалога дети провели актулизацию знания,здесь происходит взаимообучение и сотрудничество между детьми. Особенностью большинства обсуждений в классе является то, что учитель управляет темой разговора, уместностью и правильностью того, что говорят ученики и тем, когда и как ученики могут говорить. Ученики во многих классах имеют немного прав для разговора. Анализ наблюдений и исследований показывает, что обычный стиль разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задает важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки. Чтобы развивать речевые навыки я провела работу по парам -на изучение правила упражнение «Инсерт»- «Моя малая Родина» и составление кластера к слову «Родина». Дети строят свое собственное понимание, исходя из личных исследований и социального взаимодействия. Совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как позволяет ученикам выражать свое понимание темы, помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи, содействует аргументированию учениками своих идей, помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.Чтобы выявить на какой стадии понимания находится ученик я провела упражнение « Великое переселение народов».игра соревнование: наречие-синонимы-антонимы-цели и задачи урока были достигнуты используя эти упражнения,при помощи диалогового обучения. Учебный диалог - это одна из главных технологий образования. Диалог - это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной, принимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются. Новый материал в диалоге усваивается не только вследствие запоминания, но и потому, что в ходе общения затрагиваются личностные смыслы. Рефлективный отчет по диалоговому обучениюРефлективный отчет по диалоговому обучениюРефлективный отчет по диалоговому обучению

На последнем уроке- повторения отлично подходят для того, чтобы развить в учениках умение критически мыслить через диалог. Ведь повторение подразумевает осмысление материала, синтез информации и идей, умение делать выбор. Тема отвечала психолого-возрастным особенностям учащихся - они с удовольствием работали, обобщали, размышляли, творили, создавали постеры.На первых уроках стадия вызова давалась очень тяжело, приходилось вытягивать с детей ответы по одному слову, и диалог не очень получался. Но на последующих уроках ученики сориентировались, и уже более активно участвовали в диалоге учитель - ученик, даже вступали в диалог ученик - ученик, делясь своими мнениями друг с другом и отстаивая свою точку зрения.
Если раньше, каждый ребенок работал самостоятельно, а затем мы записывали результат на доске, то ученики со слабым уровнем успеваемости только списывали. Работа в группе, дала возможность работать активно всем. И я наблюдала, как учащиеся с высоким уровнем знаний помогали разобраться с заданием более слабым, и все это происходило очень органично. Все ребята в группах активно работали над своими заданиями , рисовали примеры из жизни, рассуждали в каком порядке их расположить, оформляли постер разноцветными маркерами.
Они творчески подходили к разным заданиям, и наблюдаемый мною слабоуспевающий ученик Узакбай Нурзатбек не остался в стороне, несмотря на то, что у него недостаточный словарный запас, он тоже участвовал в защите. Понаблюдав за этим учеником я пришла к выводу, что у Нурзатбека замкнутый характер, он не может раскрыться, на ученика влияет социальный фактор. На уроках работала с ним дополнительно, индивидуально, раскрывая его внутренний потенциал. По заданию от каждой группы должен был выступать презентатор, защищать работу. Задания на размышление позволяют детям применить полученные знания и активизировать свой словарный запас.
Затем ребята, выполнявшие одинаковые упражнения собрались в группы для обсуждения правильности выполнения ими упражнения. Они активно анализировали, спорили, сотрудничали. После обсуждения я просмотрела правильность выполнения упражнения у каждой группы.
В завершении учащихся ждала тестовая работа по всем пройденным темам,где
по завершению выполнения ребята в парах обменялись работами и оценили друг друга.
Третьим этапом всех уроков была рефлексия, во время которой ученики размышляли над тем, что им понравилось, а что нет, оценивали свою деятельность на уроке. На первых двух уроках после написания рефлексии, я попросила их разместить свои стикеры в зависимости от того, насколько они оценивают себя на данном уроке. Почему я дважды сделала данный вид рефлексии и оценивания, потому что, мне показалось, что одного раза не достаточно для того, чтобы ребята критически оценили свою работу и после второго урока, они более обдуманно подошли к данному заданию. Ребята расположили свои стикеры только на листах, соответствующих 5 и 4. Например: «Мне нравится, как мы проходим урок русского языка, учительница хорошо стала проводить уроки». Приятно было читать, что ученикам понравились уроки с внедрением семи модулей Программы, что они хотят, чтобы такие уроки у них проходили всегда.
Что дает этап рефлексии ученикам? - Они оценивают свою деятельность, анализируют то, что у них получилось, а что нет, и ставят цели на будущее.
Что дает этап рефлексии учителям? - Возможность поразмышлять, анализировать, делать выводы, ставить цели, и конечно же действовать! На каждом уроке была и самооценка и взаимооценка учащихся.
При интеграции модуля «Диалоговое обучение» я приобрела следующие навыки:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- быть практиком, который учится грамотно анализировать свою деятельность;
- быть источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Внедрив модуль " Диалоговое обучение " в свои уроки, я сделала вывод: все модули Программы неразрывно связаны с модулем «Новые подходы-диалоговое обучение»
Кроме того большой проблемой является невысокий уровень словарного запаса учащихся, зачастую они не могут донести свои мысли до слушателей. В связи с этим, появилась необходимость в решении следующих задач в процессе дальнейшей работы:
- продолжать работу по развитию навыков самостоятельного поиска решений учебных задач.
- разнообразить формы работ по развитию речи учащихся.
- развивать критическое мышление, опыт и инструментарий учебно-исследовательской деятельности.
- воспитывать в детях уважительное отношение к окружающим, такт, объективность оценивания, ответственность, самостоятельность.
В данных условиях меняется моя роль - учителя. Мои основные функции - направить, помочь, скорректировать. Резюмируя вышесказанное, хочу отметить, что
использование диалогического обучения в образовательном пространстве обеспечивает развитие коммуникативной компетентности - т.к. дети учатся ставить и решать задачи, результате этого появляются:
-значительные возможности для повышения качества знаний обучающихся;
-возможность выдвигать гипотезы по собственной инициативе, упражняясь в творческом поиске;
- развитие речи учащихся, углубление понимания нового материала.
По итогам прошедших уроков было выявлено развитое критическое мышление у учащихся, неподдельный интерес и эмоции, развитая любознательность и стимул к исследованиям, развитое умение учиться друг у друга, уважение идей других учеников, углубление и концентрация мышления и действий посредством разговора и размышлений.
Помимо всего прочего, групповые занятия "дисциплинируют", так Вы чувствуете, что связаны с группой людей и участвуете в общем беспрерывном процессе обучения, как в плане учебной программы, так и в плане расписания.
Свою практику преподавания переосмысливаю и, осознавая роль диалогового обучения, ее эффективность, буду работать над развитием трех типов беседы в классе: (дебаты, кумулятивные и исследовательские беседы), продолжу работу по формированию умений навыков речевой общения посредством организации групповой и парной работы на уроках, активного использования стратегий критического мышления и развития навыков саморегуляции.

Литература.
1.Руководство для учителя.
2.Александер (2004) Преподавание диалогической речи: переосмысление бесед в классе.
3.Мерсер (1995) Получение знаний под руководством: беседы между учителями и учениками.Рефлективный отчет по диалоговому обучениюРефлективный отчет по диалоговому обучению

[Введите текст] Страница 6


© 2010-2022