Практическое занятие по культуре речи Комплексный анализ текст

конспект практического занятия в 10-11 классе. можно использовать разработку для проведения урока или практического занятия кружка "Культура речи". цели работы:нахождение и различение средств художественной изобразительности в поэтических и прозаических текстах; *формирование художественного мышления учащихся; *развивать умения, навыки составления текста из данных предложений; *развитие речевых навыков на основе текстов патриотической направленности; * прививать любовь к родному языку, чувство гордости за свою Родину, опираясь на примеры художественной литературы.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическое занятие

« Комплексная работа с текстом»

Цели:

*нахождение и различение средств художественной изобразительности в поэтических и прозаических текстах;

*формирование художественного мышления учащихся;

*развивать умения, навыки составления текста из данных предложений;

*развитие речевых навыков на основе текстов патриотической направленности;

* прививать любовь к родному языку, чувство гордости за свою Родину, опираясь на примеры художественной литературы.

Ход занятия

  1. Орг. момент.

  2. Теоретический блок.

  3. Практическая часть.

Найдите в приведенных поэтических отрывках эпитеты.

Мне теперь по душе иное…

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны. (С.Есенин)

Простые краски северных широт:

Румяный клевер, лён голубоватый,

И солнца блеск, немного виноватый,

И облака, плывущие вразброд. (О.Фокина)

Когда в Париже осень злая

Меня по улицам несёт

И злобный дождь, не умолкая,

Лицо ослепшее сечёт, -

Как я грущу по русским зимам,

Каким навек недостижимым

Мне кажется и первый снег,

И санок окрылённый бег,

И над уснувшими домами

Чуть видный голубой дымок,

И в окнах робкий огонёк,

Зажжённый милыми руками,

Калитки скрип, собачий лай

И у огня горячий чай. (И.Эренбург)

Поток, разбуженный весною,

Катился в пене кружевной,

И озаряемый луною

Светился тихо край родной. (Н.Рубцов)

Прочитайте предложения и составьте текст. Докажите, что это текст.

  1. А. Дело в том, что я был и остаюсь деревенским, а дети мои городские и что тот огромный город, к жизни в котором я так и не привык, для них - любимая родина.

Б. И ещё дело в том, что я не просто выходец из деревни, из хвойной глухомани, а я есть сын крестьянина, они же понятия не имеют, что значит быть сыном крестьянина.

В. Не знаю, как это передать, объяснить, но всю жизнь я испытываю горечь от того, что между мною и моими детьми существует пропасть.

Г. Нет, дело не в возрасте.

2. А.Она даровала ему много разных талантов, но особенно щедро наградила любовью к русскому слову, а через него любовью к России.

Б. Он стал человеком великого призвания, и ему удалось это призвание осуществить.

В.Природа наделила его острым умом, неутолимой работоспособностью, чистым и чутким сердцем.

Г. Семнадцатилетний Володя Даль начал собирание слов, ещё не представляя себе, зачем это нужно, повинуясь лишь велению души.

1. Прочитайте отрывок из повести Ю.Полякова, посвящённой погибшему на войне поэту Георгию Суворову.

Мне с самого начала было ясно, что рано или поздно я напишу о Георгии Суворове стихи, ибо какая-то грань его личности, судьбы не укладывалась в рамки обычных статей, ос­тавалось чувство недосказанности, не исчезнувшее6, впрочем, и после появления этих стихов, которыми3 мне хочется закон­чить лирическое отступление.

Каждый год

Говорят, что она каждый год приезжает3 сюда1,

На могилу солдатскую в городе этом неблизком.

И положит цветы, и стоит, вспоминая года,

Что лежат непробудно, как мёртвые под обелиском.

Говорят, что покоится тут молодой лейтенант -

Фронтовая любовь, ослепившая сердце когда-то.

Он был весел и смел, он имел неуёмный талант...

Летней ночью в округе победно поют соловьи,

Зимней ночью метель дышит с болью, как наша эпоха,

Говорят, ничего нет на свете дороже любви,

А они её отдали всю - до последнего вздоха!

1980

  1. Какова роль в тексте той части, которая начинает отрывок, предшествует стихотворению? Составьте схему сложного предложения.

  2. Укажите средства художественной выразительности, кото­рые используются в поэтическом тексте.

  3. Из первой строфы выпишите рифмующиеся слова парами, укажите части речи.

  1. Укажите в тексте антонимы.

  1. Подберите синонимы к союзу ибо. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?

  2. Объясните значение фразеологизма не укладывалась в рамки.

  3. Произведите разбор словосочетаний неуёмный талант, чувство недосказанности, вспоминая года, лирическое отступление, приезжает сюда.

  1. Укажите односоставные предложения, определите их тип.

  2. Объяснение орфограммы и пунктограммы.

  3. Выполните разные виды разбора.

• В каких словах звуков больше, чем букв?

а) каждый, сюда;

б) вспоминая, поют;

в) ночью, всю;

г) соловьи, любовь.

• В каком ряду даны только причастия?

а) дышит, поют;

б) вспоминая, покоится;

в) исчезнувшие, ослепивший;

г) приезжает, напишу.

• Найдите лишнее.

а) поздно;

б) сердце;

в) чувство;

г) словесный

2. Прочитайте стихотворение. Объясните смысл названия.

Ответ фронтовику

Не обожжённые сороковыми,

Сердцами вросшие в тишину,

Конечно,

мы смотрим глазами

другими

На вашу большую войну.

Мы знаем по сбивчивым,

трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти.

И мы разобраться

обязаны сами

В той боли,

что мир перенес...

Конечно,

мы смотрим другими глазами.

Такими же,

полными слёз.

1981

(Ю. Поляков)

  1. Подготовьтесь к выразительному чтению.

  2. Объясните значение фразеологизма смотреть другими глазами.

  3. Что меняется в использовании слов смотреть другими гла­зами в конце стихотворения?

  4. Запишите предложение, в котором употребляются синони­мы путь, дорога. Чем различаются эти синонимы?

  5. Какова роль в тексте вводного слова конечно! Подберите си­нонимы к этому слову.

  6. Объясните орфограммы и пунктограммы.

  7. Выберите из текста материал для разных видов разбора, про­изведите разбор.

  8. Разберите словосочетания знать по рассказам, победный путь, дорога страданий.

  9. Придумайте предложения (или словосочетания) со словами-омонимами мир.

• Найдите лишнее.

а) смотрим;

б) знаем;

в) перенёс;

г) делаем.











Практическое занятие

« Комплексная работа с текстом»



Целевая аудитория: ученики 10-11 кл.

Автор: учитель русского языка и литературы

Волкова Ю.М.

© 2010-2022