Анализ лирического произведения на примере стихотворения современного поэта

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Размышления об одном стихотворении Бориса Кутенкова

Уже по прочтении нескольких стихотворений молодого поэта Бориса Кутенкова создаётся определённое впечатление о стиле и языке автора: от строго литературных оборотов до неожиданно резких - за счёт использования сленга («понты», «стёбный» и др.). Поэту нравится поражать читателей категоричными высказываниями, что придаёт его лирике определённый шарм. Впрочем, кто-то наверняка посоветует Борису учиться деликатности. Но как бы то ни было, автору удалось создать интересные образы при внешней простоте и естественности речи. В предложенной подборке большая часть стихотворений - «о любви», причём портрет адресата вырисовывается довольно чётко. При желании эти произведения поэт мог бы объединить в цикл.

Сейчас я хочу рассмотреть одно из стихотворений Б. Кутенкова, которое начинается так: «В подъезде, мочой и махоркой пропахшем…». Не правда ли, первые аккорды звучат оригинально? Читая дальше, удивляешься ещё больше: «Твои похожденья зае…». Что это - желание показаться «крутым чуваком» или сильный литературный приём? Я думаю - последнее. Нельзя не заметить в произведении романтических черт. Грубая реальность противопоставляется внутреннему миру лирического героя, страстно желающего изменить хотя бы - большего не надо - отношение любимой девушки к нему. Он придумывает речь, но не решается произнести её вслух - может быть, потому, что предполагает реакцию героини: «дым, что пустишь в лицо, расхрипевшись бесстыже // прокуренным смехом своим». Дым лейтмотивом проходит через всё произведение. Он везде: и в подъезде, и в воображении героя, и в его ощущениях: «приступ удушливой злобы, // как дым, остаётся висеть», «мечты отгоняю, как дым». Избавившись от дыма, мы получаем: удушливая злоба, мечты, хриплый смех девушки. Трудно себе представить всю гамму чувств и эмоций героя. «Настоящая любовь - в которой собственно любви только на четверть, остальное - ненависть», - сформулировал Отличник, главный персонаж романа Алексея Иванова «Общага-на-Крови». А в стихотворении «В подъезде, мочой и махоркой пропахшем…» разве не такая концентрация? Юношу «тянет магнитом», т.е. он сам над собой не властен. Здесь автор отсылает нас к античной концепции любви как страсти, с которой человеку справится не под силу. Вспомните овидиевское «люблю и ненавижу». Только в нашем случае речь идёт скорее о досаде и невыносимой горечи, чем о ненависти.

Конечно, когда читаешь это произведение впервые, в глаза бросается обилие разговорных и жаргонных слов: «попою», «кодлой», «кенты» и даже употреблённое в сокращённом виде нецензурное слово, которое я упоминала ранее. Можно долго спорить, имеет ли подобное право на существование в поэзии, тем не менее, этот приём подчёркивает душевный разлад и страдания, доведённые до высшей точки. И ледяным душем - «твой взгляд безразличен и сер». Интересно заметить следующее: в начале стихотворения говорится о том, что героиня пускает в лицо едкий дым, в конце же стихотворения употреблён глагол «пустить». Это означает, что в поведении девушки ничего не изменится, равно как и в сердце влюблённого в неё парня. Оба зависимы: она - от сигарет, он - от неё, от одного её взгляда. Замкнутый круг может прервать только героиня, но вряд ли она захочет. Зачем, если её и так всё устраивает? Задета гордость юноши, её самолюбие удовлетворено. Автор блестяще изобразил стервочку - привлекательную, уверенную в себе, «манкую». Юноша чувствует, что в ней «что-то есть», но не может описать словами слишком глубокие и потому неопределённые чувства. Всё в тумане… Мне почему-то вспомнилась известная песня группы «Ненси» «Дым сигарет с ментолом» и строчка оттуда «Всё равно о тебе вспоминаю».

Неоспоримым достоинством данного произведения является прекрасная звуковая инструментовка. Поэт ищет внутристиховые созвучия и рифмы: «понты и кенты», «и нашим и вашим», «с тобою в сторонку» и т.п. Примечательно, что «о» чаще всего оказывается под ударением, что создаёт настроение напряжённости и безвыходности (апеллируя к характеристике этой фонемы). Далее. Середина стихотворения приходится на стык двух строк: «сказать (да поймёшь разве ты?): // «Послушай! Сидят у меня в селезёнках…». Именно здесь находится смысловой центр стихотворения. Герой понимает тщетность надежд быть понятым и уже не скрывает отчаяния. Не может также не вызвать уважения умение автора подчеркнуть творческую индивидуальность употреблением фразеологических единиц в несколько изменённом виде: «закормлен по горло» вместо привычного «сыт по горло». Сытым бывает человек без чьей-либо помощи, а вот слово «закормлен» содержит в себе элемент принуждения. Так Борис Кутенков акцентирует внимание читателя на том, что девушка подчинила лирического героя своей власти. Единственное, на мой взгляд, в чём могли бы упрекнуть автора педанты - в слабой позиции «разве», стеснённого с двух сторон словами «поймёшь» и «ты», и в необязательности слова «все» в стихе «твои все понты и кенты».

Думаю, излишне говорить о том, что произведение «В подъезде, мочой и махоркой пропахшем» произвело на меня неизгладимое впечатление. Такое ощущение, что поэт при написании стихотворения не то что не использовал изобразительно-выразительные средства осознанно, но едва сдерживал свой порыв. Лирика Бориса Кутенкова подкупает читателя необыкновенной искренностью и художественной смелостью, и я считаю, что достаточно высокая планка им уже взята.

* * *

В подъезде, мочой и махоркой пропахшем,
мы с кодлой твоею стоим.
Ты попою крутишь - и нашим, и вашим,
пуская в лицо едкий дым.
У нас ничего нет и быть не могло бы.
Твой взгляд безразличен и сер.
Но в воздухе приступ удушливой злобы,
как дым, остаётся висеть.
А мне отойти бы с тобою в сторонку,
сказать (да поймёшь разве ты?):
«Послушай! Сидят у меня в селезёнках
твои все понты и кенты!
Твоим равнодушьем закормлен по горло!
Твои похожденья зае...»
И, это сказав, отвернуться бы гордо.
Но всё же в тебе что-то есть,
что тянет магнитом. Всё ближе и ближе...
Мечты отгоняю, как дым,
что пустишь в лицо, расхрипевшись бесстыже
прокуренным смехом своим.







© 2010-2022