Самоанализ урока по творчеству М. И. Цветаевой

Замысел, тип урока В методике литературы, уроки по творчеству  М.И. Цветаевой  каждый учитель видит по-своему. Но почти все сходятся к тому, что учащиеся должны  познакомиться с трагической судьбой поэта, её  творчеством, узнать  основные мотивы цветаевской  лирики, особенностях лирической героини стихотворений, освоить один из возможных путей анализа поэтического текста. В практической работе закрепить полученные знания,  обобщить изученное по теме, уметь находить средства художественной выраз...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Замысел, тип урока

В методике литературы, уроки по творчеству М.И. Цветаевой каждый учитель видит по-своему. Но почти все сходятся к тому, что учащиеся должны познакомиться с трагической судьбой поэта, её творчеством, узнать основные мотивы цветаевской лирики, особенностях лирической героини стихотворений, освоить один из возможных путей анализа поэтического текста. В практической работе закрепить полученные знания, обобщить изученное по теме, уметь находить средства художественной выразительности.

Исходя из замысла урока и особенностей возраста, формируется тип урока:

комбинированный:

- по ведущему методу (имею ввиду вербальный метод)

(аналитическая беседа)

-урок - усвоение новых знаний - урок композиция

(по характеру материала)

-урок анализ лирического произведения

(элементы анализа стихотворений)

- урок - практические знания

(это традиционная форма урока)

2. Место урока в системе, разделе.

Урок «Всякая благородная личность глубоко сознаёт свои кровные связи с Отечеством», является первым из двух, отведённых на изучение творчества Цветаевой. А третий урок как обобщающий по творчеству А.Ахматовой и М.Цветаевой.

3.Как он работает на последующих уроках.

Эта тема связана с последующим уроком « Художественные особенности лирики Цветаевой», анализом стихотворений, позволяет использовать данный материал при подготовке к сочинению о лирической героине Ахматовой и Цветаевой; обобщить изученное по теме «Образ родины в русской литературе», связать символические образы разных поэтов.

4.Как были учтены требования типовой программы.

В методических советах по действующей программе литературного образования в 11 классе, составленных под редакцией Егоровой Н.В.и Золотарёвой И.В.; под редакцией Чалмаева и других, на тему по творчеству Цветаевой отводится 3 урока. Я разбиваю ее на 2 урока по темам: «Всякая благородная личность глубоко сознаёт свои кровные связи с Отечеством» и «Художественные особенности лирики Цветаевой», включая анализ стихотворений», 3 урок идёт как сопоставительный анализ и сочинение по творчеству.

5. Особенности данного урока:

а) Считаю необходимым начать объёмный материал урока с мотивационной беседы, т.к. она способствует концентрации внимания учащихся на связи с предыдущим уроком и служит как этап подготовки к усвоению материала.

б) Исходя из того, что в 45 минут сложно вместить весь изучаемый материал, а по своему типу это урок-композиция, некоторым учащимся были даны опережающие задания по биографии Цветаевой, а всему классу прочитать стихотворение «Тоска по родине! Давно» и подумать, как можно проанализировать это стихотворение; группе ребят были даны задания выучить стихотворения Цветаевой.

в) Считаю на уроке обязательным применение мультимеда, так как это поможет систематизировать на понятийном уровне материал урока.

г) Беседа со слабыми учащимися должна на уроке дать видимый результат и работа, данная им заранее - это желание участвовать в обсуждении. Именно слабым были даны задания «отвлекающе - завлекающего характера». Такие учащиеся помогут найти правильный ответ в силу отсутствия боязни дать ответ неправильный.

д) Приём «опрос через?» (Суть - вопрос решаю вместе с учащимися). При этом они не выходят к доске, не встают, когда отвечают (элемент методики Е.Н.Ильина)

е) Считаю на уроке необходимым использование музыкального сопровождения. Это поможет сориентироваться в зрительных ассоциациях, услышать, то есть понять чувства лирической героини, прочувствовать её любовь и боль.

6. Какие особенности учащихся были учтены

С точки зрения психологии 11 класс - это пора ассоциативных связей с миром. В этом возрасте учащимся важно осмыслить мир как целое и определить своё место в нём. В этот период школьный анализ литературного произведения требует умения доказывать и опровергать, развивается логическое мышление - это мышление понятийное, следовательно, определение понятий является важнейшей логической операцией, это главное условие, при котором возможен литературный анализ. И опираться анализ должен на потребности, существующие в ученическом сознании, вырасти анализ должен из первичного читательского восприятия (то есть идти от эмоционального отклика к слову, от слова к теме, от темы к идее.

7.Обоснование хода урока

2 и 3 части урока позволяют познакомиться с биографией и творчеством Цветаевой. Далее последовательно, постепенно усложняя задания, переходим от 4 к 5 части урока, где-анализ стихотворения требует не только эмоционального восприятия, но и определённых знаний: умения находить тему, поэтический синтаксис (строение предложений: назывное, неполное, восклицательное); видеть повторы, поддерживающие композицию, метафорические сравнения, предметные ряды, олицетворение, образ - символ.

Анализ начинается с осмысления читательских впечатлений, сопоставляя свои эмоции с мыслью автора.

Целостный взгляд (оценка). Это уже не целостность первичного читательского впечатления, а осознанная концепция. Этот этап побуждает учащихся защищать убеждения, сложившиеся в ходе анализа, тем самым способствовать активному применению литературных знаний.

8.Какие условия были созданы при проведении урока

Основу каждого урока составляет диалог Учителя и Ученика, Писателя и Читателя, потому что главная задача таких учебных занятий - не просто дать учащимся какие-то знания, но подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции.

Считаю, что необходимо было организовать работу в 5 части урока по методике Л.М. Савиной, так как это позволяет учащимся освоить один из возможных путей анализа поэтического текста и помогает в практической работе закрепить полученные знания об изобразительных возможностях. Необходимым было и использование инновационных технологий, музыкальных фрагментов, видеофрагментов, иллюстраций, портретов, книжной выставки.

Домашнее задание - продолжение урока.

9. Методы обучения

Выделяю следующие методы:

1. Метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

а) по источнику передачи и восприятию учебной информации:

- беседы (все этапы урока)

- наглядные иллюстрации(1,2,3,7 этап), демонстрация (4 этап)

-практические - подтверждение гипотезы (5этап)

б) по логике передачи и восприятия информации:

- дедуктивный - от простого к сложному

в) по степени самостоятельности мышления:

проблемно-поисковые; опережающие задания

г) по степени управления учебной работой:

- учебная работа под управлением учителя ( 3, 5 этап)

2.Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности учащихся в процессе обучения:

- методы стимулирования интереса к чтению

3.Методы контроля и самоконтроля

-устный фронтальный опрос с места

На уроке применены все виды:

1.ОИ - объяснительно-иллюстративный

2.ЧП - частично-поисковый

3.И - исследовательский

4. Т.ч. - творческое чтение

10.Реализация целей:

Образовательная (обучающая)

реализуется на: 2,3,4,5,6,7 этапах:

2 этап - реализация знаний;

3,4 этапы - формирование знаний

5 этап - связь теории с практикой

5,6 этапы - практический результат

Воспитательная цель реализуется на:

2,3 этапах - воспитание мотивации к учению;

3 этап - воспитание положительного отношения к знаниям

Воспитание духовности и развития интеллекта.


Развивающая цель реализуется на

3,5,6 этапах.

3 этап - развитие творческого восприятия через стихотворения

Цветаевой.

3-5 этап - развить умение наблюдать и анализировать.

11. Межпредметные связи

а) русский язык и литература (речевая культура)

б) рисование (иллюстрации)

в) история

12.Общая самооценка урока

Считаю, что урок цели достиг.

Я старалась включить в работу весь класс. В этом классе человека, на уроке присутствовало ученика, из них 4 человека может заниматься на отметку «5». В целом коллектив работоспособный. Проблемы решаются в ходе обсуждения, налицо самостоятельность и инициатива учащихся, учащиеся осваивают нравственные ценности, учатся гражданственности, вырабатывают умения конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, творчески мыслить.

© 2010-2022