Конспект урока по русскому языку на тему Однокоренные слова

Тема урока "Однокоренные слова".  Общие цели: Обобщить полученные знания о составе слова, знать из каких частей состоит слово; научить определять части слова, выделять из них корень; научить работе с текстом, обогащать словарный запас; научить в диалоге отражать содержание текста; развивать умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме; научить объективному оцениванию, самооцениванию и взаимооцениванию. Результаты обучения: уметь правильно выражать свои мысли, составлять диало...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Название занятия

Однокоренные слова

Общие цели

Обобщить полученные знания о составе слова, знать из каких частей состоит слово;

Научить определять части слова, выделять из них корень;

Научить работе с текстом, обогащать словарный запас;

Научить в диалоге отражать содержание текста;

Развивать умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме;

Научить объективному оцениванию, самооцениванию и взаимооцениванию

Результаты обучения

Уметь правильно выражать свои мысли, составлять диалог. Обсуждать текст, уметь выдвигать свои мнения. Уметь находить корень слова и подбирать однокоренные слова. Образовывать новые слова с одинаковым корнем.

Ключевые идеи

Использовать на уроке элементы ролевых игр, технологию критического мышления, чтобы через диалог, обсуждение, вопросы- ответы прийти к пониманию и закреплению материала,

Источники, оснащение и оборудование

Стикеры, маркеры, бумага. Презентация и другие фото и видео материалы.

  1. Вводная часть

Учитель:

Давайте еще раз вернемся к нашим правилам поведения на занятиях, особенно для тех, кто еще не привык их выполнять. А сейчас мы посмотрим притчу «Все оставляет свой след».

Беседа о том, что поняли ученики из этого просмотра.

Учитель:

Сейчас мы с вами посмотрим презентацию к сегодняшнему уроку. Ваша задача внимательно смотреть и слушать. В дальнейшем продолжении урока вы будете возвращаться к работе с этим материалом.

  1. Презентация нового материала

Показ презентации на тему: «Однокоренные слова».

Давайте обсудим то, что вы увидели. Какие вопросы вы можете задать друг другу? Какие мысли появились? Построение диалога.

Задание 1. Индивидуальная работа.

Учитель:

Белый, белить, побелка, белизна…
Звон, звонок, звонарь, звонкий, звонить, …

Скажите мне, что общего в данных словах? Как называют эти слова? Обозначьте мне основы этих слов? Что входит в основу слова? Какая часть слова главная? Какие части слова могут входить в состав основы слова? Что нужно сделать, чтобы найти корень слова?

Выслушать ответы учеников. Дать им время на обсуждение. Сделать анализ проделанной работе.

Учитель: Правильно, мы учимся находить разные части слова. Но главная часть слова - это…..

Неформальное оценивание. Показать жестом.

  1. Практическое применение нового материала

Задание 2. Работа в группах. Распределение на группы при помощи конфет. Оформление кластера.

Учитель: Хорошо, а сейчас каждая группа получит по 3 слова. Ваше задание- подобрать к ним родственные слова и выделить в них корень. И с каждым словом составит предложение. Та группа, которая подберет больше однокоренных слов будет победителями. Заполнить кластер.

- лес -

- цвет -

- лет -

- лед -

- сад -

- род -

- ход -

- труд -

- дом -

Неформальное самооценивание: выберите смайлик для своей группы, чтобы показать насколько вы справились с заданием.

Физминутка: Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали 1-2-3,

Ручками похлопали 1-2-3.

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем 1-2-3-4-5.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Задание 3. Индивидуальная работа.

Учитель:

Игра «Да-нет»

Если слова являются однокоренными родственными, надо хлопнуть в ладоши (да), если не является хлопать не нужно (нет).

Зима, зимний, зимушка, зимовка. (Да)

Борьба, борец, бороться, воевать. (Нет)

Час, часовщик, часики, часовая (Да)

Больница, боль, больной, большой (Нет)

Вода, водный, водитель, водяной (Нет)

Соль, солонка, солить, соленый (Да)

Взаимопроверка работ. Неформальное оценивание. Взаимооценка учеников.

Задание 4. Работа по группам. Распределение по цветам фишек.

Учитель: Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Кто же оказался чужаком среди родственников воды?

· Почему гости не сразу приметили чужака?

· Не поможете ли вы ему найти родственников?

(Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).

· Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».

· -Как пишутся корни в однокоренных словах? (Одинаково.)

· Какое значение в жизни человека имеет вода?

Неформальное оценивание: выставление оценок наклеек



  1. Заключение

Рефлексия. Тетрадь писателя.

Я сейчас дам вам лист бумаги, на котором каждая команда должна составить обсуждение на тему «Какое значение в жизни человека имеет вода?». Тщательно обдумайте свои предложения. Они не должны повторяться.

Домашнее задание.

Написать эссе-миниатюру на тему: «Что я сегодня делал на уроке».

Суммативное оценивание: Дать возможность ученикам объективно сделать самооценку с комментариями.








© 2010-2022