Конспект урока по русскому языку Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6


Конспект урока по русскому языку Сложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиКонспект урока по русскому языку Сложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиКонспект урока по русскому языку Сложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиКонспект урока по русскому языку Сложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиКонспект урока по русскому языку Сложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиКонспект урока по русскому языку Сложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиКонспект урока по русскому языку Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ШАХТЁРСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ШАХТЁРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - СТУПЕНЕЙ №13 ИМЕНИ Н.И.БАРАНОВА

Урок русского языка в 9 классе

на основе субъективизации и

технологии встречных усилий





Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Лайтер Н.Н.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,

«учитель-методист»






2012

Учебно-методическое обеспечение учебник русского языка для 9 класса с русским языком преподавания под редакцией Г.А.Михайловской, НА.Пашковской, В.А.Корсакова

Компьютерные медиапродукты

  • авторская презентация, созданная в среде POWER POINT.

Цели - способствовать формированию компетентностного умения учащихся находить придаточные определительные в составе СПП,

  • производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;

  • правильно использовать конструкции СПП с придаточными определительными в своих устных и письменных высказываниях;

  • развивать стремление и умение оживлять свою речь СПП с придаточными определительными, придавая ей интонационную выразительность и эмоциональность;

  • способствовать развитию умения анализировать языковой материал и делать выводы;

  • развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

  • прививать вкус и любовь к образной, эмоциональной речи, богатой различными выразительными средствами, в том числе СПП с придаточными определительными;

  • воспитывать осознанное отношение к овладению русским языком

  • активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы

  • гармоничное развитие личности учащегося, формирование его мировоззрения.

Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, проектор, экран, смайлики-звёзды; тетради на печатной основе, помеченные цветными звёздочками (голубыми, красными, жёлтыми - для объединения в группы по цвету звезды); листы самоконтроля

Тип урока: урок-практикум с элементами исследования

Форма урока: проблемный урок

Формы обучения: групповая работа, самостоятельная работа, фронтальная работа

Методы обучения: методы антиципации, проблемно-эвристические, объяснительно-иллюстративные




  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ЭТАП «ВКЛЮЧЕНИЯ» В УРОК.

Добрый день, ребята. У вас на столах лежат смайлики-звёзды . Звезда, как оберег и как символ высоких стремлений, является олицетворением красоты пропорций в природе. Поднимите эти звёздочки, вы сейчас взяли свою звезду, свой успех. А теперь положите себе на стол, чтобы эта звезда за вами наблюдала в течение всего урока, а в конце занятия вы дорисуете ей своё настроение.

В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я хочу предложить следующие слова:

Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают.

Антуан де Сент Экзюпери

- Посмотрите на состав первого предложения и скажите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Продолжать изучение СП) (Слайд №2-3)

ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

  1. Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант с последующей взаимоопроверкой. (Вспомним ранее изученное, чтобы узнать новое)

Установка: Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет - 0.

Итак, дайте свой ответ на мои утверждения:


  1. Подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному: союзами, союзными и указательными словами. - 1.

  2. Что, чтобы, как, если, как будто, так как, когда - это сочинительные союзы. - 0

  3. Союзные слова - это относительные местоимения, стоящие в разных формах, а также наречия: какой, который, чей, что, где, куда, откуда, как. - 1

  4. Союзные слова служат средством связи, но не являются членами предложения. К ним невозможно поставить вопросы. - 0

  5. В предложении союзы иногда можно опустить, а союзные слова - нет. - 1

  6. Определение - это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы какой? чей? - 1


  • А теперь обменяйтесь тетрадями и сверьте ответ своего соседа с той цифрой, которая появилась на экране, поставьте оценку в лист самоконтроля. Помните, что каждый правильный ответ «стоит» 2 балла.

Итоговый ответ: (Слайд №5)


1

0

1

0

1

1


  1. Заполнение «слепой» таблицы (Помощь см. на стр. 79)

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

?

СОЮЗНЫЕ

?

?




?

?

?


  • Поставьте оценку в лист самоконтроля. Помните, что каждый правильный ответ «стоит» 2 балла.

ВЫВОД: (Слайд № 6)

Итак, все придаточные в СПП делятся на 3 группы. Подумайте, почему в цифровой диктант я вдруг включила вопрос об определении и сделайте вывод о том, какие виды придаточных предложений мы будем изучать на уроке?

(Потому что речь на уроке пойдёт о придаточных определительных - это тема урока)

- А какие цели мы поставим перед собой (уметь различать, правильно ставить знаки препинания, уметь использовать в речи) (Слайд №8)


  1. ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПУТЬ К ЗНАНИЯМ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАНИЕ) (Слайд № 9)

Работа в малых группах: учащиеся объединяются в группы по цвету звёздочки в своих тетрадях и решают исследовательские задачи на сопоставление и анализ речевых фактов.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ: (заполняем слайд № 10)


ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • определяют существительное или местоимение в главной части предложения

  • отвечают на вопросы какой? который? чей?

  • присоединяются союзными словами какой, который, чей, где, кто, что

  • местоимённо-определительные придаточные:

  • относятся к местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут быть опущены;

  • могут стоять перед определяемым словом.

Оцение работу друг друга в группе и поставьте оценку в лист самоконтроля.

IY. ПЕРВИЧНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

  1. Работа в парах: (Слайд №14-15)

Соедините половинки сложных предложений. Выделите среди них главное и придаточное.

1. Николай и не заметил,

1. надо прилежно учиться.

2. Скучен день до вечера,

2. установилась теплая, солнечная погода.

3. Чтобы получить хорошую профессию,

3. тихо шелестящих под ветром.

4. Которая бывает в начале сентября,

4. что стало светать.

5. Воздух пропитан ароматом трав,

5. коли делать нечего.

1 - 4

2 - 5

3 - 1

4 - 2 (2 - 4)

5 - 3 ПП с ПО

Внимание! В таблицу вкрались две ошибки!!! Срочно исправьте их!

Вопросы классу:

  • Какие предложения из таблицы относятся к теме сегодняшнего урока? Запишите их в тетради, составьте схемы этих предложений.

  • Можно ли в них поменять местами главное и придаточное предложения? Почему?

  • Каким образом можно проверить, что перед вами именно придаточные определительные? (По вопросу от главного к придаточному - какой?)

  • Как вы думаете, только одно союзное слово который может присоединять придаточное определительное?

  1. Дифференцированная работа: 1-й в. - у.174, 2-йв. - работа с текстом к стихотворению (см. тетради на печатной основе Приложения 1, 2, 3).

  2. Займёмся приятным и полезным (релакс) (решение лингвокультурологической задачи): (обратим внимание на культурную семантику слова звезда)

Прочитайте и прослушайте романс на стихи М.Ю.Лермонтова в исполнении Полины Агуреевой «Вверху горит одна звезда»

Определите доминантный личностный смысл стихотворения (ночная звезда, которая несёт в себе грустный, печальный характер, потому что она, как возлюбленная лирического героя, такая же далёкая и недосягаемая).

4. Минутки творчества (сочинение-ассоциация)

Запишите свои ассоциации, которые вызвал у вас романс, тремя предложениями с придаточными определительными, в которых вы постараетесь передать то, что вы видите, слышите и чувствуете.

Домашнее задание:

  • изучить теорию на с. 87 (для любителей русского языка - дополнительную информацию извлечь на образовательном портале gramota.ru/class/: дополнительно изучить сведения о местоимённо-определительных придаточных)

  • Выполнить одно из заданий по выбору:

- упр.175 (выполнить все задания к упражнению)

- написать творческую работу, используя СПП с придаточными определительными, выбрав одну из тем: «Дарю тебе звезду небесную, ту, которая крупней!» или «Самая сильная боль та, которую скрываешьпод улыбкой» Коммуникативная задача: передать личностное отношение к изображаемому, заинтриговать читателя.

Дополнительное задание: проанализируйте роль СПП с придаточными определительными в своем тексте.

Итоги урока. Педагог проводит рефлексию, предлагая ответить учащимся на вопросы по содержанию урока.

Проблемные вопросы


  • Что нового мы узнали сегодня на уроке

  • Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения

  • Что особенно понравилось

Работа с листами самоконтроля. Выставление оценок.



© 2010-2022