Доклад на тему: Формулирование заданий по русскому языку и литературе как средство развития УУД

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Формулирование заданий по русскому языку и литературе как средство развития УУД









Учитель русского языка и литературы

МБОУ К-Е СОШ №5

Акиншина Анна Александровна

2015-2016 уч.г.



«Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»

В.А.Сухомлинский.


Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - это их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей - это педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому.

С введением ФГОС произошло, как мы знаем, ряд изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще - задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Актуальность приобретают сегодня слова Уильяма Уорда:

«Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Как спроектировать урок русского языка и литературы, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов?

На данный момент я ещё не работала в среднем звене по ФГОС, но переход уже в следующем году будет однозначно, поэтому уже сегодня на уроках русского языка и литературы стараюсь формулировать задания для детей так, чтобы через их ответы и действия на уроках достичь метапредметных результатов, то есть освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:

Так обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания - незнания.

Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Таким образом, я как учитель только предполагаю, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети. Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке, следует продумать формы организации практической деятельности учащихся, конечно же следует учитывать инвариантную и вариативную части учебника, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности и др.

Уже в процессе выработки основных ответов на вопросы и правил под моим руководством, ребята учатся слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение.

Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения.

Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, я стараюсь максимально использовать возможности главного средства обучения - учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Если учебник прошел экспертизу на соответствие требованиям ФГОС ООО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД. Такую таблицу учитель может составить самостоятельно (например, при разработке рабочих программ).

При отборе заданий учебника для организации деятельности на уроке следует учитывать, как я уже говорила выше, его инвариантную и вариативную части, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности, а также другие особенности учащихся класса.

Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД.

Сегодня я сталкиваюсь в практике с тем, что ученики не умеют правильно определять суть вопроса, с трудом определяют главное, плохо ориентируются в структуре задания, не умеют составлять план своей работы, а затем её анализировать согласно предложенным критериям.

Решить эти проблемы, на мой взгляд, могут продуктивные задания, которые будет использовать учитель на уроке и предлагать для домашнего задания.

Продуктивные задания, по мнению Е.Л. Мельниковой, это творческое воспроизведение знаний. Каждый ученик должен сам и по-своему выразить полученное на уроке знание и представить на суд учителю и одноклассникам собственный продукт. Отсюда и название.

Если сравнить продуктивные и репродуктивные задания, то можно выделить ряд существенных отличий.

Ответ в учебнике на репродуктивное задание находится в готовом, легко воспроизводимом виде. Это прямые вопросы, на которые всегда можно найти ответ в учебнике, заучить, а затем воспроизвести в нужный момент. Ответа на продуктивное задание в готовом виде в учебнике нет, информацию необходимо искать не только в тексте, но и вне его: в таблицах, схемах, рисунках, графическом выделении, а также в других источниках. Эти задания сложнее, но интерес учеников к ним больше. Они позволяют развивать универсальные учебные действия, применять свои знания на практике. Способ открытия знаний переносится с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другое. Это позволяет достигать метапредметных результатов.

Разницу в формулировках продуктивных и репродуктивных заданий хотелось бы показать на конкретном примере:

  • Дайте определение сложноподчинённого и сложносочинённого предложения.

  • Составьте письменный ответ на одну из тем: «Как найти в сложноподчинённом предложении придаточную часть», «Средства связи частей сложноподчинённого предложения». Используйте в своём ответе сложноподчиненные предложения. Составьте их схемы.

Первое задание предполагает конкретный ответ на вопрос, который есть в учебнике, второе - творческую переработку информации.

Все продуктивные задания можно разделить на группы:

1. Выделение главного в мини-тексте по заданному основанию важности и формулирование суждения.

2. Поиск и отбор информации в полноценном тексте и любом

источнике информации по заданному основанию.

3. Построение умозаключений - обобщений-выводов.

4. Доказательство, в т.ч. подведение под понятие.

5. Определение причин и следствий.

6. Группировка по заданному основанию.

7. Сравнение по указанным критериям.

8. Формулирование определения понятия по тексту.

9. Классификация (группировка с иерархией).

10. Анализ явления и формулирование обобщения-вывода.

11. Определение своей аргументированной оценки, отношения к…

12. Определение личных качеств, черт характера человека по

его поступкам.

Всем нам хорошо известная Павлова Т.И. предлагает следующие речевые клише для формулировок продуктивных заданий:

Каким образом можно…использовать для…?

Что подразумевается под…?

На что похоже…?

Каким образом…связано с тем, что мы изучили ранее?

В чем разница между …и…?

Какой аргумент можно привести против…?

Что, на ваш взгляд, является причиной… и почему?

Чем вы можете аргументировать свой ответ?

Что случится, если…?

В чем сильные и слабые стороны…?

Что мы уже знаем о…?

Каким образом…влияет на…?

Объясните, почему…? Объясните, как…?

В чем смысл…? Почему важно..?

Чем похожи…и…?

Какой…является лучшим и почему?

Сравните … и … на основании…

Согласны ли вы с утверждением, что…?

На уроках русского языка и литературы можно использовать следующие задания для формирования УУД:

- регулятивных: работа с правилом, составление плана текста, различных инструкций и алгоритмов, плана самооценки деятельности;

-познавательных: моделирование, диалог с текстом, сравнительные характеристики героев, произведений; задания на соответствие;

- коммуникативных: ведение диалога, написание сочинений и изложений, свободные диктанты, устные ответы и др.

На своих уроках я уделяю большое внимание работе с правилами. Предлагаю не просто прочитать и пересказать, а выполнить ряд заданий:

• Прочитай текст в рамке. Что из этого тебе уже известно?

• Какие новые сведения ты получил?

• Озаглавь текст в рамке.

• Разбей его на смысловые части. Поставь к каждой части вопрос.

• Составь план. Перескажи текст по плану.

• Составь вопросы к каждому абзацу.

• Допиши слова в правиле (доскажи словечко…);

• Составь рассказ по правилу;

• Отметь графически;

• Выбери ключевые слова.

Методисты Образовательной системы «Школа 2100» предлагают следующий алгоритм выполнения продуктивных заданий:

  1. Осмысли цель задания. (Что надо сделать?)

  2. Найди нужную информацию (текст, рисунок, схему…).

  3. Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…).

  4. Запиши, если необходимо, свое решение ( в виде таблицы, списка, текста) или мысленно составь ответ, например, используя слова: « я считаю, что…», «потому что…», « во-первых,…», 2во-вторых,…» и т.д.

  5. Дай полный ответ (если необходимо), не ожидая наводящих вопросов.

Этот алгоритм я использую на уроках русского языка и литературы на первоначальном этапе, когда ученики только учатся выполнять продуктивные задания. Свою работу они анализируют по алгоритму самооценки, задавая себе вопросы:

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Потом добавляются другие вопросы, в т.ч.:какую ты ставишь себе отметку?

Такая форма работы развивает регулятивные универсальные учебные действия, позволяет контролировать выполнение задания на каждом этапе, самому давать оценку своей работе, видеть плюсы и минусы, пути достижения лучших результатов.

Анализ заданий в учебниках показывает, что продуктивных заданий в них немного. Учителю необходимо самому формулировать их. При подготовке к уроку использую следующие формы трансформации репродуктивных заданий в продуктивные:

  • Вместо оценки авторской предлагаю ученику оценить ситуацию самому;

  • отрабатываю учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций;

  • Переношу акцент с воспроизведения на анализ информации;

  • Связываю задание с повседневным опытом ученика через жизненную ситуацию;

  • Даю задание паре или группе, распределив роли участников.

Например, задание в учебнике: поставь существительные в форму мн. ч. род. падежа: апельсины, помидоры, мандарины…

Я же даю продуктивное задание: по фотографии составьте несколько предложений с данными словами, отвечая на вопросы: чего на прилавке много, а чего нет? Употребляйте существительные во множественном числе. Проверьте себя по словарю.

Работа с продуктивными заданиями направлена на получение нового образовательного результата, соответствует ФГОС.

Хотелось ещё представить фрагмент урока русского языка в пятом классе по теме «Повелительное наклонение глагола», который иллюстрирует организацию проблемной ситуации.

Ученикам предлагается ответить на вопрос: Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ, а в другом НАПИШИТЕ?

А процессе поиска решения данной лингвистической задачи учащиеся, применяя имеющиеся знания, определят, что глагол сказать I спряжения. Значит, форма НАПИШЕТЕ будущего времени написана верно. Форма же НАПИШИТЕ выражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание.

- Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение глагола)

- Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)

- Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответы учащихся.)

- Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.)

- Давайте найдем верный путь решения этого вопроса. (Здесь учитель может дать подсказку пятиклассникам: измените форму числа повелительного наклонения глагола.)

После этого пятиклассники самостоятельно смогут объяснить, что в форме повелительного наклонения -И- является суффиксом, образующим форму наклонения, а -ТЕ - окончанием множественного числа в повелительном наклонении. В форме же изъявительного наклонения, с которой учащиеся уже знакомы, окончание множественного числа - ЕТЕ.

Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык - это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности.
В частности на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.
Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку.

Приведу пример фрагмента урока в 5 классе. Тема: « Употребление имен прилагательных в речи». (программа М. М. Разумовской).

Творческое списывание. Задание: прочитайте текст. К вечеру пошёл снег. _________, _____________ снежинки закружились в воздухе. С каждой минутой они становились все больше и больше. Наконец снег повалил хлопьями, затянул окрестность ________ пеленой. В один миг крыльцо _________ сторожки и ветви ______ сосен сделались _________ и _____________. Воздух был _________. Из _________ неба сыпал и сыпал на землю _________ пух зимы. ( Г. Скребицкий).

Вопросы, направленные на формирование регулятивных УУД: Легко ли было читать? Понятен ли вам смысл текста? Объясните, в чем заключается трудность работы с текстом? Какой вид работы нам предстоит выполнить? ( восстановить текст, вставив подходящие по смыслу и функциональному стилю имена прилагательные.) Сформулируем цели работы, подумаем, как будем достигать поставленных целей, какие знания нам могут понадобиться? ( знание стилистических примет художественного стиля, умения использовать эпитеты как средство выразительности, орфографические умения). Вопросы, направленные на формирование познавательных УУД: Слова какой части речи отсутствуют в тексте? Дайте определение понятию «имя прилагательное». Какую роль прилагательные выполняют в речи? Можно ли без них обойтись? В текстах какого стиля прилагательные будут преобладать? Чем это можно объяснить? Запишите текст, вставляя на месте пропусков подходящие по смыслу имена прилагательные. Вопросы, направленные на формирование коммуникативных УУД: Несколько учащихся зачитывают получившиеся тексты. Задание к классу: внимательно прослушать тексты, получившиеся у ребят, и отметить достоинства каждого текста.( подходят ли подобранные прилагательные по смыслу, соответствуют ли они художественному стилю речи, использовал ли ученик эпитеты). Вопросы, направленные на формирование регулятивных УУД: Сравним ученические тексты с авторским. Справились мы с работой?

Вопросы, направленные на формирование личностных УУД: Выразительно прочитаем текст Скребицкого. Какие картины рисует ваше воображение? Какова идея текста? ( показать красоту падения снега, красоту природы). Сделайте вывод: какова роль прилагательных в речи?

Работа с текстом по блокам вопросов позволяет определить функциональную и семантическую значимость данной части речи, сделать вывод о роли имён прилагательных в речи, позволяет формировать в совокупности универсальные учебные действия. Помимо этого закрепляются умения подбирать эпитеты, т.е формируется чувство языка. Важно определение характера заданий к текстам и последовательность их выполнения. Задача учителя - обеспечить целостность восприятия текста как речевого произведения, ясное понимание того, что текст- это сложный организм, в котором взаимодействуют языковые средства всех уровней языковой системы, а не превращать работу с текстом в набор отдельных заданий из разных блоков УУД.

Мотивированный, целенаправленный отбор заданий, анализ текста с учетом того, что истинно творческий текст индивидуален, опора при работе на языковую интуицию ученика, деятельностный подход- все это создаёт предпосылки для формирования ключевых компетенций учащихся. Являясь сферой функционирования языковых единиц разных уровней, текст служит подтверждением мысли о том, что языковая система полна красоты и гармонии, что в речи ( тексте) все единицы языковой системы взаимодействуют, поэтому формирование личностных учебных универсальных действий возможно только в ходе работы над высоко художественным текстом. Обратимся к фрагменту урока.

6 класс. Тема: «Правописание разделительных Ъ и Ь знаков».

Творческое списывание.

Вопросы, направленные на формирование регулятивных УУД: Сформулируйте цели данного задания, какое правило нужно закрепить, выполняя это задание? Какие знания нам понадобятся для выполнения задания? Берегись такого слова, которое ______________ людей. ( Л.Н.Толстой)

Вопросы, направленные на формирование познавательных УУД: Как вы думаете, слово какой части речи здесь пропущено? Почему вы так думаете? Следовательно, нам нужно восстановить фразу, подобрав глагол. Но что это за слово? Обратимся к тексту, он нам многое подскажет. Обратимся к первому слову предложения. какая это часть речи? В каком наклонении используется глагол? Почему фраза начинается с глагола в повелительном наклонении? (приказ, призыв) . Подберите синонимы к слову БЕРЕГИСЬ. ( опасайся, остерегайся, избегай) . Почему, на ваш взгляд, Толстой использует именно эту форму слова? Какого слова нужно остерегаться? ( такого, т.е злого, обидного, оскорбительного). Почему таких слов нужно опасаться? Что могут эти слова сделать с людьми? Смешит Сближает Удивляет Разъединяет Подставим данные слова на место пропуска., какой вариант верный? Объясните свой выбор.

Вопросы, направленные на формирование личностных УУД: Прочитайте фразу Л.Н.Толстого. Объясните, как вы понимаете её смысл. Как слова могут разъединять людей и чем опасно такое разъединение? Можно ли это высказывание считать актуальным в наше время? О чем вас заставила задуматься эта фраза?

Работа с текстом позволяет органично формировать универсальные учебные действия, вызывает интерес к изучаемым явлениям, делает ученика субъектом образовательного процесса, его активным деятелем, а также выполняет дидактические функции: анализ текста создает реальные условия для реализации внутрипредметных ( межуровневых) и межпредметных связей, т.е интеграции. Интеграция позволяет стирать границы между предметами, позволяя рассмотреть большее число связей, восстанавливая в сознании ученика единство и целостность изучаемого мира.

Уроки, опирающиеся на межпредметные связи, способствуют формированию единой картины мира, позволяют учащимся активно применять знания, полученные в ходе изучения других учебных дисциплин, поэтому знания легче обнаруживают свой прикладной характер. В уроках подобного типа главный акцент делается именно на текст, взятый из области другой дисциплины. Обратимся к фрагменту урока.

7 класс. Знаки препинания при причастном обороте. Закрепление.

Словарная работа. Мираж- франц. яз. Миражный Запишем лексическое значение слова в рабочую тетрадь. Мираж - оптическое явление, /наблюдаемое в пустынях жарких стран/,/ состоящее в том/, что предметы, /скрытые за далеким горизонтом/, становятся видимыми благодаря искривлению лучей света в /неравномерно нагретых/ слоях воздуха. Задание: графически выделить причастные обороты.

Вопросы, направленные на формирование регулятивных УУД: Какие знания нам необходимы для выполнения задания? Какие понятия нужно вспомнить?

Вопросы, направленные на формирование коммуникативных и познавательных УУД: Работаем в парах. Задание: вспомнить, что такое причастие как часть речи, что такое причастный оборот. Задания для сильных учащихся: нарисовать схемы постановки знаков препинания или их отсутствия при причастном обороте. Осложненное списывание.

Вопросы, направленные на формирование регулятивных УУД: Сформулируйте задание. Какие знания и умения нам понадобятся для правильного выполнения задания? (Не)одинаковой нагретостью воздуха об…ясняют…ся наблюдающ…ся в пустынях м…ражи. Слои воздуха находящ…ся над песком пустыни очень сильно нагр…вают..ся и их пок…затель пр.. ломления становит…ся несколько меньше, чем у х…лодного слоя воздуха. Поэтому созд…ют..ся условия для полного внутре…его отражения от них лучей падающ…х под большими углами, то есть лучей идущ…х от очень уд…ленных предметов. Эти лучи и создают м…ражи. ( из учебника физики за 7 класс)

Вопросы, направленные на формирование коммуникативных и познавательных УУД: Производим взаимопроверку в парах ( текст с вставленными буквами и знаками препинания проецируется на доске). Какие слова вызвали наибольшие трудности ? Объясним их написание. Текст какого стиля речи здесь представлен? Приведите доказательства. Из какой области знаний взят текст? Найдите термины. Какова роль причастных оборотов в тексте? Вопросы, направленные на формирование личностных УУД: Что вы знаете о миражах? Почему миражи могут привести к гибели путников? Можно ли увидеть миражи на территории нашей страны? Вопросы, направленные на формирование познавательных УУД: Является ли слово МИРАЖ однозначным? Придумайте предложение, в котором слово «мираж» употреблялось бы в переносном значении.

Вопросы, направленные на формирование регулятивных УУД: Что мы закрепили, выполняя данное задание, что узнали нового? Как вы оцениваете свою работу?

В повышении эффективности обучения, в систематическом формировании универсальных учебных действий роль связных текстов как учебной единицы исключительно велика:

Во-первых, в ходе работы с текстом реализуется практическая направленность учебного процесса, выстраивается парадигма: от действия - к мысли, что ведет в конечном итоге к формированию единых инструментов действия , используемых во всех областях знаний .

Во- вторых, используемые на уроках русского языка учебные связные тексты служат тем образцом, подражая которому учащиеся приобретают навыки связной речи.

В-третьих, связные тексты полезны для учащихся в познавательном отношении, поскольку расширяют их кругозор, и тем самым повышают образовательное значение уроков русского языка, вызывают интерес к его изучению. Как известно, там, где интерес, знания значительно прочнее и глубже.

В-четвертых, связные тексты несут определенный эмоциональный заряд, оказывают воздействия на чувства учащихся, создают у них то или иное настроение, вызывают психологическую готовность к говорению на русском языке.

В- пятых, интересные в образовательном и ценные в воспитательном отношении связные тексты дают возможность решать коммуникативные , регулятивные и образовательно-воспитательные задачи в неразрывном единстве.

Работа над связными текстами позволяет школьникам анализировать и воспринимать грамматические формы в органической связи с содержанием мысли, тем самым облегчается усвоение языковых явлений, необходимых для создания речи. На основе связного текста проводится целый ряд языковых и речевых упражнений, способствующих формированию универсальных учебных действий: тренировка в произношении звуков, интонирование предложений, работа над содержанием текста и над языковыми средствами его выражения - словарно-семантическая работа, анализ и конструирование синтаксических конструкций, выполнение устных и письменных творческих упражнений ( познавательные УУД), осознанная постановка целей, самостоятельное формулирование заданий, выработка плана действий ( регулятивные УУД), определение идеи текста, выявление авторского замысла, проникновение в мир поэта-писателя , обоснование актуальности темы ( личностные УУД), работа в группах, парах в ходе комплексного анализа текста ( коммуникативные УУД). Текст помогает создать коммуникативно-речевую ситуацию на уроке, дает мотивы для высказываний, будит мысль учащихся и тем самым активизирует их речевую деятельность. Таким образом, текст используется не только как готовый продукт речи, но и как материал для конструирования новых текстов. Тексты позволяют продемонстрировать учащимся силу слова, красоту и величие русского языка, его богатство и выразительные возможности. Использование текстов в качестве учебных единиц служит отправной точкой в формировании универсальных учебных действий, в обучении связной речи, являются той материальной базой, на которой осуществляется коммуникативная направленность обучения русскому языку, позволяет реализовать на практике требования, предъявляемые к современному уроку русского языка стандартами второго поколения. В связи с этим работа с текстом на уроке приобретает огромное, неоценимое значение, так как текст становится основным средством формирования общеучебных умений. В ходе работы над целостным, завершенным высказыванием мы формируем даже не столько орфографическую и пунктуационную компетенции, сколько коммуникативную компетенцию, т.к. учащиеся осваивают логические операции , осмысливают содержание текста на разных понятийных уровнях, учатся понимать и угадывать коммуникативный замысел автора и посредством соприкосновения с богатейшим миром писателя сами формируются как личности.

Сегодня ни для кого не секрет, что современный школьник мало читает, его трудно привлечь к изучению классических произведений, а значит, становится все труднее работать на уроках литературы. Чтобы этого избежать, приходится учителю-словеснику пересматривать методику преподавания предмета.

На мой взгляд, нужно вспомнить, что формирование «умного» ученика начинается еще в начальной школе.

В средней и старшей школе можно работать над формированием стратегий чтения, среди которых можно выделить прогнозирование содержания по заголовку, рассечение вопроса, мозговой штурм, диалог с текстом, чтение с пометками, «тонкие» и «толстые» вопросы, чтение с остановками,

Можно привести шесть типов вопросов и заданий:

1.Простые вопросы. Отвечая на них, нужно узнать какие -то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

2.Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что …», «Если я правильно поняла, что...» такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того, что он только что сказал

3.Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «почему». Они направлены на установление причинно-следственных связей.

4.Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», в формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось, если бы...», «Как вы думаете ,как будут развиваться события дальше»

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»

6. Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы поступили на месте героя». Такая классификация помогает научить детей самостоятельно задавать вопросы к тексту. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к произведению. Данную работу обычно проводят в парах и группах.

Хочу показать это материале рассказа Ю. Яковлева «Игра в красавицу».

1. Где происходят события рассказа? Простой вопрос

2. Если мы правильно поняли, то Нина чувствовала себя красивой потому, что ребята говорили о ней красивые слова? Уточняющий вопрос

3. Почему Нина стала ходить следом за появившимся во дворе мальчиком? Объясняющий вопрос

4. Как вы думаете, что изменилось в сознании Нины, когда она услышала те же слова в адрес нового участника «игры в красавицу»? Творческий вопрос

5. Как характеризует такое поведение по отношению к новенькому и к Нине ребят со двора? Оценочный вопрос

6. Как бы вы поступили на месте Нины (мамы, нового героя)? Практический вопрос

Техника «толстые» и «тонкие» вопросы способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы.

Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

«Тонкие» вопросы- вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответ

«Толстые» вопросы- вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто ? Что ? Когда ? Может ли.. Будет ли...? Мог ли ... ? Было ли ...? Согласны ли Вы ...? Верно ли

Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? Почему Вы считаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ?

Примеры «толстых» и «тонких» вопросов по рассказу Ю.Яковлева «Игра в красавицу»

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Где происходят события рассказа?

Объясните, почему ребята считают, что Нина - красивая?

Кто главные герои?

Расскажите, как рождались мечты Нины?

В какую игру ребята играют чаще всего?

В чем различие между «стеснительным», появившимся во дворе мальчиком и некрасивой Ниной?

Есть ещё две стратегии чтения - «Дерево предсказаний» и «Чтение с остановками» - мы рассмотрим на примере миниатюры И.А.Бунина «Роман горбуна». Задание предлагается для старшего звена. Текст читается с остановками, по ходу чтения задаются вопросы, и ученики высказывают свои предположения. Это помогает активизировать мыслительную деятельность, развивать познавательный интерес, способствует формированию умения анализировать, давать оценку событиям.

«Роман горбуна» И.А.Бунина

На какие мысли вас наталкивает заглавие рассказа?

У горбуна случился роман (любовный)

Горбун написал роман

Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:

«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю вас, ваш гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...»

Как вы думаете, какие чувства испытал горбун в этот момент?

Удивился

Порадовался возможному счастью

Не поверил письму

Решил, что кто-то пошути над ним

Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! (КАК) В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук;

Почему автор обращает внимание читателя на цвет новых вещей?

Покупает в тон ее одежды

Хочет выглядеть достойно спутницы

дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... (МНОГОТОЧИЕ)

Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной.

Предположите, что сделает герой дальше?

Останется дома

Обязательно пойдет на встречу

Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбуну, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте:

Попробуйте представить, что же он видит?

Никто не пришел

Пришла молодая красивая женщина

навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья.

Беспощаден кто-то к человеку!

Таким образом, используя современные приемы работы на уроках, мы постепенно формируем те универсальные умения, которые требуются в рамках государственных стандартов второго поколения:

Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно подготовить задания, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», опять же для разнообразного контроля знаний учащихся текстов художественной литературы. Например, при изучении поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», провожу такую игру (фронтально). В центре доски рисую силуэт книги, в середине пишу название поэмы, рисую стрелочки, которые отходят от рисунка, ученики должны заполнить стрелочки словами из поэмы, другие - объясняют. В каком эпизоде встречается то или иное слово. Например, слова: "шапка, меч, русалка, пещера, кольцо, доблестный, финн, Наина и т.д."
«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
Дискуссия - еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее удобное время для этого - основное звено школы (5-8 классы). Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю.

Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний. В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность выбор.
Формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий сегодня немыслимо также без использования новых информационных технологий. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы», создание условий для активизации учебной деятельности школьников посредством использования ИКТ на уроках русского языка и литературы.

Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой.

Из нестандартных заданий можно отметить следующие:

  • "перевод" иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;"перевод" текстов, составленных в одном стиле, на «язык» другого стиля

  • угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

  • расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам.

Пример. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

- Противопоставление контрастных понятий для создания художественного образа (антитеза);

- Стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых взаимоисключающих понятий (оксюморон).

Пример. Какие пословицы, поговорки здесь зашифрованы? Объясните смысл.

- Она пуще неволи.

- Суп, сваренный Демьяном.

- Мельник, работающий неделями.

Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся и грамматический строй речи. Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся.

  • вопросы проблемного характера.

Пример. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос. Почему пожелание Бывайте здоровы может обидеть вашего друга, а слова Передавайте привет сестре вызвать удивление?

- Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются? Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь. В пенье птиц - в пении птиц.

Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада).

  • развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос (в основе - сопоставление несопоставимых на первый взгляд фактов);

  1. сочинение на лингвистическую тему;

  2. исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).

Пример. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и другие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

- Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?

- Верно ли утверждение, что слова, начинающиеся с буквы Ф, по происхождению являются нерусскими?

- Зачем нужны архаизмы?

Пример. Напишите сочинение на одну из тем (в форме, сказки, детектива и др.)

- Покой морфемам только снится в гостях у Омонимов.

- Все флаги в гости к нам (о заимствованных словах).

- Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую).

- Быть или не быть Собственным?

Нестандартные задания расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку (степень усложнения материала будет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над ним). Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.

К нестандартным заданиям этого типа можно отнести:

  • диктанты «на засыпку»;

  • редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);

  • подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу «кто больше?»;

  • упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу «третий лишний»).

Задание. Найди и исправь стилистические ошибки:

- Мы поражались его поразительной памяти.

Нестандартные уроки, необычные задания, применение игровых технологий способствует формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.

1.3. Самостоятельная работа

Мы живем в такое время, когда высокие требования к жизни, к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения и воспитания в соответствии с требованиями. В этом смысле особое значение приобретает проблема внедрения эффективных приемов самостоятельной работы в учебно-воспитательный процесс.

Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы.

Самостоятельная работа с литературой помогает становлению ученика как будущего социального исследователя.

В школьной практике использую различные виды самостоятельной работы, которые требуют от ученика знаний русского языка и литературы, проявления элементов творчества, новаторства, способствуют развитию у учащихся внимания, воображения. Приведу примеры некоторых самостоятельных заданий.

- Используя материалы предыдущих упражнений, написать такое сочинение о природе, которое можно было бы поместить в газете.

- Подобрать рисунки. По рисункам составить 10 предложений, добавить в каждое предложение деепричастный оборот, чтобы более точно описать основное действие.

- Прочитать сведения о причастиях. Составить сложный план и подготовить сообщение о причастии как об особой форме глагола, приводя примеры из художественных произведений (можно взять любую изучаемую часть речи).

- В журналах, газетах найти примеры статей, написанных в публицистическом стиле. По образцу написать мини-сочинение (тема свободная).

- Составить небольшой текст в публицистическом стиле, используя фразеологические обороты. Обратиться за помощью к Школьному фразеологическому словарю, узнать этимологию сравнений и рассказать об этом в классе и дома.

Коммуникативные УУД успешно формируются, если правильно организована на уроках работа в паре. Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться всем ребятам. Учащиеся в процессе работы учатся оценивать свою работу, работу соседа, общаться, помогать друг другу.

Целесообразно применять общение в паре на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют определенный запас знаний, можно и на уроках усвоения новых знаний, на уроках контроля. Так ученики могут рассказывать друг другу правила, например «Правописание частиц НЕ и НИ», «Правописание суффиксов причастий».

1 2 3 4 5

Пример работы в парах:

- В 10 классе работали в парах по контрольным вопросам после повторения темы «Лексика».

- Какой пласт слов по происхождению является в русском языке древнейшим? Приведите примеры.

- Какие слова относятся к общеславянской лексике?

- Какие группы славянских языков появляются в результате распада общеславянского языка?

- На какие 3 группы распадается восточнославянский язык?

- Что такое заимствованные слова? и др.

Далее выставляются оценки друг другу за устную работу. Учитель проверяет по одному из каждого варианта. Затем учащиеся получают карточки, т.е. идет практическая часть.

Часто на уроках используем словарные диктанты с взаимопроверкой. Ученики пишут, затем обмениваются в парах, проверяют, выставляют оценки. Критерии оценки выписываются на доске.

Работа в паре позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, и это общение в процессе совместной деятельности обогащает его знанием.

Далее хочу остановиться на самостоятельном составлении связного рассказа на заданную тему. Ученики получают связный рассказ на дом. Например: «ура Инфинитиву», служебные части речи «Стили речи и др.» Учащиеся самостоятельно выбирают материал, составляют связный рассказ.

Такие задания способствуют развитию у учащихся самостоятельности мышления, оценок явлений, событий, умения работать с литературой и выбирать главное.

Выполнение заданий по карточкам также способствуют развитию самостоятельности обучающихся.

Таким образом, организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся.

1.4. Работа с таблицами и схемами

В своей работе, на уроках русского языка, часто использую элементы методики Шаталова В.Ф., Меженко Ю.С.теоретический материал стараюсь вводить крупными блоками. Раскрывая его содержание, включаю, где это возможно, различные средства конкретизации.

С пятого класса мы составляем тетради с опорными конспектами, где собран практически весь материал в крупных блоках. Это позволяет использовать его при подготовке творческих работ: сочинений, рефератов, исследовательских работ, а также при подготовке к ЕГЭ.

К числу универсальных учебных действий относится работа с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема), овладение умениями преобразования информации из одного вида в другой.

На уроках использую таблицы и схемы обобщающего характера (например, корни с чередованием гласных, О-Е после шипящих и Ц).

1.5. Работа со словарными словами

Творческий подход учителя к работе позволяет формировать различные виды УУД и при работе со словарными словами. После традиционной работы со словом мы просим ученика выучить.

Очень часто мы говорим своим ученикам: «Запомните… Это надо запомнить …», но при этом не разъясняем, как именно надо запоминать.

Хочу поделиться опытом работы со словарными словами (приложение 2 (2)).

Некоторые приемы, облегчающие усвоение правописания словарных слов:

1. Безударная гласная запоминается по ассоциативному слове-опоре, орфография которого не вызывает затруднение.

2. Подбор слов на непроверяемые ударением гласные по тематическим группам.

3. Подбор слов по сходству их звучания.

4. Подбор «ключевого» слова с ясно слышимой гласной и присоединения к нему слов с непроверяемой ударением той же самой гласной.

5. Подбор слов с двумя или несколькими одинаковыми гласными.

6. Включение запоминаемых слов в необычные по содержанию зарифмованные фразы.

7. Подбор однокоренных родственных слов на непроверяемые ударением гласные.

8. Одним из любимых способов работы со словарными словами является создание небольших стихотворений.

Такая словарная работа формирует у учащихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Овладение УУД ведёт к формированию самостоятельности, успешному владению умениями и компетентностями, освоению новых знаний. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции.

В результате работы удалось создать педагогические условия для самоконструирования и самовозрастания знаний учащихся.

Преподаватель теперь не урокодатель, а консультант, координатор проблемно-ориентированной исследовательской познавательной деятельности, он создает условия, поддерживает инициативу. Учебный предмет не самоцель, а средство развития личности.

Продуманное владение современными технологиями, творческий подход, совершенствование средств обучения и развития ведет к положительным итогам.

Достигнуты важные результаты: на уроках русского языка созданы условия для успешного формирования всех видов УУД. У учащихся отмечается:

  • высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;

  • повышение интереса к русскому языку и литературе;

  • прочное и неформальное усвоение знаний;

  • повышение результативности обучения;

  • умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;

  • умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;

  • активизация творческой деятельности - желание участвовать в различных творческих конкурсах.

Эффективность работы подтверждена позитивными результатами итоговой успеваемости (100%), результатами ГИА по русскому языку, наличием призеров, победителей и лауреатов Олимпиад, научно - практических конференций, творческих конкурсов школьного и городского уровня, сформированности коммуникативных и ключевых компетенций (60 - 70%). Наблюдается позитивная динамика качества знаний.

Павлова Т.И., Белоусова Т.В. Компетентностные задания по русскому языку. Методический конструктор. - Ростов на Дону, 2012

24



© 2010-2022