- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта на тему Деепричастие
Технологическая карта на тему Деепричастие
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ерёмина Н.Н. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ФИО (полностью) Авторы, разработчики | Ерёмина Н.Н., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №469 Выборгского района |
Предмет | Русский язык |
УМК | Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2012.
|
Класс | 7 |
Тип урока | Повторительно-обобщающий
|
Технология урока | Развитие критического мышления через чтение и письмо.
|
Тема урока: | Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»
|
Цель | Создание условий для обобщения и систематизации сведений о деепричастии; выработки умения выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты. |
Планируемые результаты: | Предметные результаты: знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, орфограмму «Не с деепричастием», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте. Уметь находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами.
|
| Метапредметные результаты: |
| Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности; |
| Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, оценивать результаты деятельности (своей - чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем;
|
| Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы. |
| Коммуникативные УУД: слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, задавать вопросы необходимые для организации своей деятельности;
|
Задачи:
| Образовательные: обеспечить формирование системы знаний о деепричастии и деепричастном обороте. Воспитательные: стимулировать мотивацию достижения через положительный опыт учащихся школы и свой личный опыт Развивающие: создать условия для развития умственной деятельности через использование элементов технологии исследовательских методов в обучении
|
Форма работы учащихся на уроке:
| Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа |
Оборудование для учителя:
| Таблица «Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида», таблички для каждого учащегося, учебник. |
Оборудование (и материалы) для учащихся:
| Учебник, карточки. |
Этап занятия (урока)
Время
Деятельность
Учащихся
Деятельность
учителя
Предметные УУД
Метапредметные УУД
I. Вводный этап
Цели:
Уточнить тип урока;
Уточнить тематические рамки;
Создать атмосферу сотрудничества;
Мотивировать на успешную деятельность
5 мин
Готовятся к восприятию информации
Слушают учителя, перерабатывают информацию, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Записывают тему в тетради
Целеполагание урока. Уточняет тип урока
Уточняет тематические рамки и важность урока для подготовки к контрольной работе.
Учитель обращает внимание на ценность любого развивающего задания
Знание признаков деепричастия.
Коммуникативные УУД: уметь слушать собеседника
II Основной этап. Осмысление.
А) Актуализация и проблематизация.
3 мин
Работают в парах. Отвечают на вопросы
Делают вывод: деепричастие - ч.р., имеющая признаки глагола и наречия
Выполняют развивающее задание: слова из текста заносят в таблицу «Самостоятельные части речи»
Инструкция по работе в парах по карточкам
Постановка проблемы: чем отличается деепричастие от других частей речи?
С какими частями речи есть общее?
Знания об общем категориальном значении деепричастия
Познавательные УУД: Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.
Коммуникативные УУД: Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию
Регулятивные УУД: Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
Б) Работа по теме урока.
1. Фронтальный опрос
5 мин
Ученики отвечают на вопросы, работают с таблицей, объясняют, приводят примеры, делают записи в рабочей тетради.
(вопросы в учебнике на стр. 191 - 192)
Организует фронтальный опрос учащихся.
Вопросы:
Что называется деепричастием?
Назовите грамматические признаки деепричастия.
Как образуются деепричастия?
От чего зависит выбор гласной в деепричастии?
Вспомнили определение деепричастия, его грамматические признаки; образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Установили, от чего зависит выбор гласной в деепричастии.
Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.
Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.
Регулятивные УУД: Уметь определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.
2) Осложненный диктант.
5 мин
Заполняют таблички «Деепричастия совершенного и несовершенного вида». Заполнение табличек, лежащих на партах у каждого учащегося, поможет закрепить умение правильно определять вид деепричастий.
Диктует глаголы совершенного и несовершенного вида
Закрепление умения правильно образовывать деепричастия и определять их вид
Познавательные УУД: Уметь работать с таблицей
Коммуникативные УУД: Уметь составлять задания для партнера.
Регулятивные УУД: Уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (своей -чужой), анализировать собственную работу.
3) Работа с разноуровневыми карточками.
Цель: проверить уровень усвоения темы «Не с деепричастиями» и другими частями речи.
7 мин
Выполняют самостоятельную работу
Подготовить разноуровневые задания для каждого ученика.
1) Спиши пословицы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные запятые.
2) Спиши текст, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.
3) Спиши текст, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркни как члены предложения причастные и деепричастные обороты.
Закрепление знаний о правописании «Не с деепричастиями» и другими частями речи.
Регулятивные УУД: Уметь выполнять учебные действия в умственной форме.
Познавательные УУД: Уметь работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.
4) Работа по развитию речи.
Цели:
Повторить сведения о деепричастном обороте и правилах его употребления и выделения на письме.
3 мин
Сочинение-миниатюра на тему «Инструкция по выполнению комплекса физических упражнений» по предложенным словосочетаниям и иллюстрациям стр.128 учебника Словосочетания:
поставив ноги на ширине плеч;
согнув руки;
слегка присев; сделав глубокий вдох;
выполняя наклоны
.
Задает вопросы:
- Какой темой объединены?
- Чему учат?
Тема труда, поднятая в сочинениях, способствует воспитанию трудолюбия, прилежания, усердия. (Воспитательная)
Коммуникативные УУД: Уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других.
Регулятивные УУД: Уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)
Познавательные УУД: Уметь находить нужную информацию.
5) Работа с пунктограммой.
Цели:
Учить разграничивать причастные и деепричастные обороты, видеть случаи, когда запятые не ставятся.
7 мин
Один ученик у доски объясняет знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах, делает вывод. Второй ученик объясняет случаи, когда запятые не ставятся.
Учитель предлагает сначала одному, затем другому ученику поработать у доски, все остальные выполняют задание в рабочих тетрадях.
Знание правил о постановке запятой в деепричастном обороте.
Познавательные УУД:
Правильно определять пунктуационную ситуацию в предложении. Самостоятельно делать выводы.
6) Игра «Я редактор». (Употребление деепричастных оборотов в речи).
7 мин
Работают со словарем, находят значение слова «редактор». Коллективная работа по исправлению грамматических ошибок, работают в тетрадях. Исправление грамматических ошибок в предложениях:
Прочитав «Песню про купца Калашникова», мне было грустно.
Кирибеевич, увидев Алёну Дмитриевну, и очень её полюбил.
Закрыв книгу, герои надолго остаются в моей памяти.
Учитель предлагает отредактировать предложения, записать в тетрадях правильный вариант.
Учащиеся получают сведения из другой области знаний, что способствует расширению кругозора
Коммуникативные УУД: Уметь анализировать и исправлять предложения.
Познавательные УУД: Самостоятельно делать выводы, выбирать решение, обосновывать выбор.
В) Обсуждение итогов работы
2 мин
Обобщают информацию. В ходе урока использовали разные развивающие задания, повторили и закрепили знания о деепричастии.
Вопрос:
-Какой информацией вы сегодня расширили свой кругозор?
Регулятивные УУД: Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»).
Коммуникативные УУД: Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
Домашнее задание.
1 мин
Работают с учебником.
Упр. 193 или 195 (по выбору)
Дает краткий инструктаж
Познавательные УУД:
Уметь выбирать решение, обосновывать выбор.
Заключительный этап. Рефлексия.
2 мин
Отвечают на предложенные учителем вопросы. Общий ответ: «Мы находили деепричастный оборот в предложениях, исправляли ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий, показали, что умеем разграничивать причастные и деепричастные обороты. Кроме того, мы узнали значение слова «редактор».
Вопросы:
- Что было трудным?
- Что вызвало интерес?
- Стоило ли вам сегодня приходить на урок русского языка?
Личностные УУД: Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.
Список литературы:
-
Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2012.
-
Уроки русского языка в 7 классе: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / Г.А. Богданова. - 9-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2013.