Конспект урока литературы в 9-м классе. Урок-исследование. Природа и человек в поэме М. Пришвина «Фацелия»

  Урок-исследование.  Природа и человек в поэме М. Пришвина «Фацелия».  Конспект урока литературы в 9-м классе.    Цели: - проанализировать, какие художественные средства использует писатель, показывая духовный путь лирического героя поэмы; - совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения.        - развивать эмоциональную память, внимание, активное творческое и ассоциативное мышление, устную и письменную речь, умение анализировать, сравнивать, делать умозаключение;   -...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ №12



Конспект урока литературы в 9-м классе.

Урок-исследование.

Природа и человек в поэме М. Пришвина «Фацелия».





Учитель русского языка и литературы Ролдугина О.Ю.







ЕЛЕЦ-2014

Урок-исследование.

Природа и человек в поэме М. Пришвина «Фацелия».

Конспект урока литературы в 9-м классе.

Цели:

- проанализировать, какие художественные средства использует писатель, показывая духовный путь лирического героя поэмы;

- совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения.

- развивать эмоциональную память, внимание, активное творческое и ассоциативное мышление, устную и письменную речь, умение анализировать, сравнивать, делать умозаключение;

-воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, любовь к русскому языку; бережное отношение к слову, добросовестность, самостоятельность, любознательность, умение видеть и слышать прекрасное в природе.

На что же бы тогда человеку и быть человеком, если бы у него не было памяти о неповторимом мгновении.


М. ПРИШВИН

Ход урока

1. Мотивация, выход на тему, целеполагание.

Есть в русской литературе писатели, открыть которых для себя можно в любом возрасте - в детстве, в юности, будучи зрелым человеком. Одним из таких художников слова является Михаил Михайлович Пришвин.(сообщение о биографии)

Представьте светлый день… По одной из бесчисленных полян раскидистого русского леса идет Пришвин. Вот он чутко прислушивается к тишине, идет по лесной опушке в своих простых яловых сапогах и синей куртке. За одним плечом - любимое ружье, за другим - фотоаппарат, рядом - верная собака. Натруженные руки держат блокнот. Сейчас он что-то запишет. Может быть, вот это:

«В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет.

Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной».

Дорогой к другу была вся жизнь Пришвина. Самому лучшему своему другу - читателю, в поисках которого прошли долгие годы мечтаний и надежд, сомнений и открытий. Много прекрасных мгновений запечатлено в слове на страницах его книг.

Среди них особое место занимает лирико-философская поэма «Фацелия» - первая часть «Лесной капели», созданной на основе дневниковых записей в 1940 году.

Работа с эпиграфом, терминами, записанными на доске:

Поэтика - особенность художественного стиля писателя, совокупность художественных средств, которыми он пользуется.

Какие произведения называются лиро-эпическими?

По содержанию это произведения лирические (в них переданы чувства автора); по форме - прозаические (свойства эпоса); по объему - миниатюрные. Отсюда и лирические миниатюры.

Философский этюд - размышления автора-повествователя, представленные в форме внутреннего монолога. Толчком к размышлению могут явиться обыкновенные предметы и явления окружающей человека действительности, например, поток воды, старое дерево, крик птицы, порыв ветра. Мысли повествователя завершаются выводом, придающим этюду иной, метафорический или философский смысл.

2.Формулировка темы и цели урока.

Гипотеза: Действительно ли в своих произведениях автор открывает в природе прекрасные стороны души человека?

Цель: показать, как автор в поэме «Фацелия» открывает в природе прекрасные стороны души человека.

В соответствии с целью ставятся следующие задачи:

  1. Рассмотреть характерные черты Пришвина-пейзажиста, выяснить, какова роль природы в его творчестве.

  2. Показать особенности взаимодействия человека и природы в произведении «Фацелия»

  3. Разобрать миниатюры «Живительная вода», «Синие пёрышки», «Скрытая сила», «Живительный дождик», «Лесной ручей», «Запоздалая вода».

Объектом исследования стали произведения М.М. Пришвина «Живительная вода», «Синие пёрышки», «Лесной ручей», «Живительный дождик», «Запоздалая весна»

Предмет исследования особенности взаимодействия человека и природы

2. Работа с текстом поэмы. Предполагается, что текст прочитан целиком до урока, в ходе урока читаются фрагменты.

- Почему Михаил Пришвин назвал поэму «Фацелия»?.

Это и синяя медоносная трава, и перо синей птицы - символа счастья, и образ любимой.

- В чем особенности композиции поэмы? Составить кластер.

Основные ступени судьбы лирического героя составляют содержание трех глав поэмы и отражаются в названиях и эпиграфах к ним.(Результаты исследования)

1. «Пустыня»: «В пустыне мысли могут быть только свои, вот почему и боятся пустыни, что боятся остаться наедине с самим собой». Пустыня - символ одиночества в поэме, бездна - символ отчаяния, гибели.

Первая глава - «Пустыня» - включает описание цветущей синей фацелии, гудящих над ней в этом медоносном раю пчел. Это заставляет героя задуматься о своем потерянном счастье, потерянной любимой. В его попутчике этот «гул жизни» тоже затронул душу, завязывается разговор (чтение отрывка). Связь человека с природой у Пришвина не только физическая, но и более тонкая, душевная. В природе ему открывается то, что происходит с ним самим, и он успокаивается. "Ночью мысль какая- то неясная была в душе, я вышел на воздух… И вот тут-то я узнал в реке свою мысль о себе, что не виновен я тоже, как и река, если не могу перекликаться со всем миром, закрытый от него темными покрывалами моей тоски об утраченной Фацелии". Многие миниатюры насыщенны метафорами и афоризмами, помогающими предельно сгустить мысли, напоминают притчу. Стиль лаконичен, даже строг, без всякого намека на чувствительность, на украшательство. Каждая фраза необыкновенно емкая, содержательная. "Вчера эта река при открытом небе перекликалась со звездами, со всем миром. Сегодня закрылось небо, и река лежала под тучами, как под одеялом, и боль с миром не перекликалась, - нет!". Всего в двух предложениях зримо представлены две различные картины зимней ночи, а в контексте - два разных душевных состояния человека. Слово несет на себе насыщенную смысловую нагрузку. Так, путем повторения усиливается впечатление по ассоциации: "… все равно оставалась рекой и сияла во тьме и бежала"; "…рыба… плескалась гораздо сильней и громче вчерашнего, когда звезды сияли и сильно морозило". В двух заключительных миниатюрах первой главы появляется мотив бездны - как наказание за упущения в прошлом и как испытание, которое необходимо преодолеть.

Но глава заканчивается жизнеутверждающим аккордом: "…и тог да может случиться, что человек победит даже смерть последним страстным желанием жизни".Вывод. Да, человек может победить даже смерть, и, конечно же, человек может и должен преодолеть свое личное горе. Все компоненты в поэме подчинены внутреннему ритму - движению мысли писателя. И нередко мысль оттачивается до афоризмов: "Иногда у сильного человека от боли душевной рождается поэзия, как у деревьев смола".

Таким образом, синяя медоносная трава фацелия становится именем любимой и образом счастья.

- Была ли Фацелия в жизни самого автора, М. Пришвина?

Сообщение учеников о любви М. Пришвина к В.П. Измалковой.

- Мысль лирического героя еще блуждает в пустыне. Пустыня здесь - одиночество, отсутствие гармонии с миром, духовная пустыня, а не большое необитаемое пространство земли. Прорыв от одиночества к людям происходит не сразу.

- Какие образы в этой главе передают душевное состояние автора?

Лимонница, желтая бабочка, сидит на бруснике, сложив крылья в один листик; черная бабочка с тонкой белой каймой, монашенка, обмерла в холодной росе…

- В двух заключительных миниатюрах главы появляется образ бездны. С чем это связано?

2. Вторая глава называется «Росстань», означает перекресток дорог. Лирический герой возвращается из пустыни одиночества к развилке дорог, вспоминает мгновения прошлой жизни в «пустыне одиночества», ищет гармонию с миром.

«Росстань»: «Стоит столб, а от него идут три дороги: по одной, по другой, по третьей идти - везде беда разная, но погибель одна. К счастью, иду я не в ту сторону, где дороги расходятся, а оттуда назад, - для меня погибельные дороги от столба не расходятся, а сходятся. Я рад столбу и верной единой дорогой возвращаюсь к себе домой, вспоминая у росстани свои бедствия». Вторая глава "Росстань" и посвящена выявлению этой скрытой творческой силы. Здесь особенно много афоризмов. "Счастье творческое могло бы сделаться религией человечества"; "Нетворческое счастье - это довольство человека, живущего за тремя замками"; "Где любовь, там и душа"; "Чем тише сам, тем больше замечаешь движение жизни". Связь с природой становится все теснее. Писатель ищет и находит в ней "прекрасные стороны души человека". Вывод.В человеке получают продолжение лучшие стороны жизни природы, и он по праву может стать ее царем, но очень наглядная философская формула о глубинной связи человека и природы и об особом назначении человека:

Дополнение.В художественной системе писателя важную роль играют развернутые сравнения и параллелизмы. В миниатюре "Старая липа", завершающей вторую главу, раскрывается главный признак этого дерева - бескорыстное служение людям.

Отмечаем, что если первая глава заканчивается мыслями о бездне, то вторая - надеждой на будущее.

3. 3-я глава называется «Радость». «Горе, скопляясь в одной душе больше и больше, может в какой-то прекрасный день вспыхнуть, как сено, и все сгореть огнем необычайной радости». И радость действительно щедро рассыпана уже в самих названиях миниатюр: "Победа", "Улыбка земли", "Солнце в лесу", "Птички", "Эолова арфа", "Первый цветок", "Вечер освящения почек", "Вода и любовь", "Ромашка", "Любовь", Притча-утешение, притча-радость открывает эту главу: "Друг мой, ни на севере, ни на юге нет тебе места, если сам поражен… Но если победа, - а ведь всякая победа - это над самим собой, - если даже дикие болота одни были свидетелями твоей победы, то и они процветут необычайной красотой, и весна останется тебе навсегда, одна весна, слава победе".

Окружающий мир предстает не только во всем великолепии красок, но озвучен и ароматно-душист. Диапазон звуков необычайно широк: от нежного, чуть уловимого звона сосулек, эоловой арфы, до мощных ударов ручья в кручу. И все разнообразные запахи весны писатель может передать одной-двумя фразами: "Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или особенным воспоминательным запахом черемухи…".

- Как выражается автором радость обретения гармонии с миром в названиях миниатюр?

«Улыбка земли», «Солнце в лесу», «Цветущие травы», «Расцвет шиповника», «Песня воды», «Реки цветов» и др.

3.Анализ миниатюр по группам.

1.Выразительное чтение.

2.Художественные особенности.

3.Мир природы - мир человека. Как Пришвин сравнивает природу с человеком, с человеческой душой.

1группа.- этюд «Запоздалая весна». «Цветут сначала ландыши, потом шиповники: всему есть своё время цвести. Но бывает, целый месяц пройдёт с тех пор, как отцветут ландыши, а где - нибудь в самой чёрной лесной глуши цветёт себе один и благоухает..». В первой части описывается природа, цветение ландыша. А во второй части говорится о состоянии человека « И так, очень редко, но бывает и с человеком. Бывает, где - то в затишье, в тени незнаемый человек; о нём думают: «отжил», и мимо пройдут. А он вдруг неожиданно выйдет, засветится и зацветёт». Анализируя произведение «Ландыши цветут», я пришла вот такой мысли. Если ландыш расцвёл позднее всех других цветов, значит, он стоял в тени деревьев, и солнышко не смогло вовремя обогреть его своим теплом. Как только солнышко достало до него, он сразу расцвёл. Какое большое влияние имеет солнышко для растений. Он питает их, даёт энергию. Так и в жизни человека есть энергия, тепло, из - за которой расцветают все: даже больные, старые, немощные. Это - любовь. В этом произведении я хочу сравнить солнышко любовью. Пришвин так незаметно дал нам понять это. Но это поймёт не каждый, а только тот, кто умеет чувствовать природу и по -настоящему любить. Ведь любовь совершает настоящие чудеса. Делая вывод по этюду « Запоздалая весна» я хочу сказать: оказывается, у каждого своя весна.

2группа.- В этюде «Живительный дождик» с любовью можно сравнить дождь. «Да, этот тёплый дождь, падающий на смолистые почки оживающих растений, так нежно касается коры, прямо тут же по каплями изменяющий цвет, что чувствуешь: эта тёплая небесная вода для растений, то же самое, что для нас любовь». Трава уже совсем засохло без дождя. Но вот хлынул дождь, и травка вся поднялась навстречу дождю, зазеленела прямо на глазах…Так и с человеком бывает. Он может зачахнуть без любви, поникнуть и даже умереть. Но стоит любви появиться в его жизни, он сразу воспрянет, расцветёт, открывая свою душу навстречу любви.

Вот ещё три строчки из миниатюры "Живительный дождик": "Солнышко на восходе показалось и мягко закрылось, пошел дождь, такой теплый и живительный для растения, как нам любовь". Здесь из немногих слов почти все написаны о дожде, но это - мысль о любви, о человеческой живительной любви, - и ей посвящен весь образ, и ради нее он рожден. Пришвин называл такие образы "лирическим откликом" и, сам объясняя себя, сказал: "Но я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю". « И та же самая любовь, как и у нас, та же самая вода - любовь- внизу обмывала, ласкала корни высокого дерева, и вот оно сейчас от этой любви - воды- рухнуло и стало мостом с одного берега на другой, а небесный дождь - любовь -продолжает падать на поваленное дерево с обнажёнными корнями, и от этой самой любви, от которой оно повалилось, теперь раскрываются почки и пахнут смолистыми ароматами, и будет оно цвести этой весной, как и все, цвести и давать жизнь другим…Завершая свою мысль, делая вывод по этюду «Живительный дождь», хочу сказать строчками из этюда «Вода и любовь». « Животным, от букашки до человека, самая близкая стихия- это любовь, а растениям - вода: они жаждут её, и она к ним приходит с земли и с неба, как у нас бывает земная любовь и небесная….»

3группа. В этюде «Синие пёрышки» это хорошо прослеживается. «Вчера зацвела черёмуха, и весь город тащил себе из лесу ветки с белыми цветами. Я знаю в лесу одно дерево: сколько уж лет оно борется за свою жизнь, старается выше расти, уйти от рук ломающих. И удалось - теперь черёмуха стоит вся голая, как пальма. Без единого сучка, так что и залезть невозможно, а на самом верху расцвела. Другая же так и не справилась, захирела, и сейчас от неё торчат только палки». В первой части описывает природу, проблему черёмухи. А далее уже говорит о состоянии души человека. «Бывает, человек до последнего доходит в тоске по человеку, а вот жизнь не складывается…». Вот здесь то и нужен он глоток молока, можно сказать спасительный глоток молока, человеческая любовь. Одни, как первая черёмуха, находят силы расцвести, справляются с чёрной полосой в жизни; другие, как и вторая черёмуха, погибают, не могут совладать собой. В образе черёмухи Пришвин показал человеческую жизнь. Пришвин умел искать и открывать в человеке прекрасные стороны души человека.

4 группа. В философском плане очень важна миниатюра «Лесной ручей». «Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз. Я иду берегом своего любимого ручья самой ранней весной. И вот что вижу, и слышу, и думаю…». В мире природы Михаила Михайловича особенно интересовала жизнь воды, в ней он видел аналоги с жизнью человеческой, с жизнью сердца. «Ничто не таится так, как вода, и только сердце человека иногда затаивается в глубине и оттуда вдруг осветит, как заря на большой тихой воде. Затаивается сердце человека, и оттого свет», - читаем запись в дневнике. «Лесной ручеек» - это поистине симфония бегущего ручья, это и осмысление человеческой жизни, вечности. Ручей - «душа леса», где «травы рождаются под музыку», где «под звуки ручья раскрываются смолистые почки», «и напряженные тени струй бегут по стволам». И человек думает: рано или поздно, он тоже, как и ручей, попадает в большую воду и будет там также первым. Вода всем дает живительную силу. Здесь, так же как в «Кладовой солнца», присутствует мотив двух разных путей. Вода разделилась и, обежав большой круг, вновь радостно сошлась. Нет разных дорог и у людей, у которых горячее и честное сердце. Эти дороги - к любви. Душа писателя обнимает собою все живое и здоровое, что есть на земле, и наполняется высшей радостью: «… пришла моя желанная минута и остановилась, и последним человеком от земли я первый вошел в цветущий мир. Ручей мой пришел в океан».

Выводы. Цветовая и звуковая палитра в поэме необычайно широка. Душа писателя обнимает все живое и наполняется радостью. Герой преодолевает одиночество, образ Фацелии остается в прошлом как символ невозвратимой утраты, как воспоминание о прекрасных мгновениях жизни. На небосклоне зажигается заря, и на закате жизни лирический герой вновь обретает любовь.

Чтение учеником наизусть миниатюры «Любовь» (сообщение «Последняя любовь М.М.Пришвина»).

4.Составление синквейна к поэме.

5.Подведение итогов урока.

В «Фацелии» писатель стремится найти «ключ к собственной душе». Эта книга наполнена его меткими наблюдениями, точными описаниями природы, и в то же время автор пишет о нравственных исканиях человека, о чувствах, наполняющих душу. Настоящая кладовая для людей произведения Пришвина, в которых проявилось искусство Пришвина-художника отражать мир через душу человека и душу природы. Мы видим, как оживают листья и травы, и весь лес с его болотами и полянами, кукушками и комарами

Наша гипотеза подтвердилась.

Вывод: действительно Пришвин в своих произведениях сопоставляет природу с человеческой душой, то есть открывает в природе прекрасные стороны человеческой души.

В жизни много тайн. И самая большая тайна, по-моему, - собственная душа. Какие глубины в ней таятся! Откуда появляется таинственная тоска по недостижимому? Как ее утолить? Пришвин помогает нам открыть себя, свой внутренний мир и, конечно же, мир окружающий..

Возвращение к эпиграфу, осмысление.

5.Творческое задание (возможно, для домашней работы): написать лирическую миниатюру «Мгновения жизни».



© 2010-2022