Самоанализ урока Обобщение материала по теме Односоставные предложения (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







2012 год

Самоанализ урока русского языка,

проведенного учителем Борозенцевой Н.И

Дата проведения 23 октября 2012 год

Класс 8

Тема урока: Обобщение материала по теме «Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса»

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.

Вид: деловая игра.

Технология: на ситуативной (игровой) основе.

Сегодня я представила урок русского языка «Обобщение материала по теме «Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса» в 8 классе по программе М.М.Разумовской

Разрабатывая урок, определила следующие цели и задачи урока:

1. Образовательные:

  • обобщение и систематизация знаний по теме «Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса»

  • закрепление умения устного и письменного разбора синтаксических конструкций

  • совершенствование пунктуационных, орфографических навыков

  • знакомство учащихся с некоторыми особенностями работы редакции газеты

  • закрепление умения определять тип словосочетаний, способ связи слов в словосочетании, значение словосочетаний

2. Развивающие:



  • развитие у школьников орфографической и пунктуационной зоркости

  • развитие познавательной активности, умение логически мыслить

  • развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи

  • развитие «умений учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности

  • формирование чувства ответственности за результаты своего труда

  • формирование норм правильной литературной речи

3. Воспитательные:

  • воспитание культуры речи, любви к слову и родному языку

  • воспитание умения владеть собой, своим психическим состоянием, предвидеть последствия своих решений

  • воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих силах

  • воспитание честности, человеческой порядочности

Оборудование и техническое оснащение урока: компьютер, мультимедийная установка, карточки с заданиями для работы в группе, словари, альбом «Высказывания о русском языке», презентация-сопровождение «Мы и русский язык», таблички на столе учителя «Главный редактор»; на столах: «Отдел писем», «Отдел новостей», «Отдел информации»; газеты, дидактический раздаточный материал, стенды «Сегодня на уроке», «Д.С.Лихачев».

Учитывая место урока в теме и характер содержания урока, определила тип урока - обобщение и систематизация изученного материала.

Особенности содержания урока, его тип и возрастные особенности обусловили выбор формы урока. Это урок - деловая игра «В редакции газеты» (форма общения индивидуальная, коллективная).

В рамках выбранной формы урока я сконструировала его из следующих структурных элементов:

1.Организационный момент.

Цель: мотивировать деятельность учащихся на уроке;

Эмоционально настроить детей на работу.

2. Сообщение темы и цели урока.

Цель: настроить на предстоящую работу.

3. Словарно - орфографическая работа.

Цель: включение нового словарного слова в письменную речь учащихся.

На этом этапе использовала первичное зрительное восприятие учащимися словарного слова, развивала речедвигательную и моторную орфографическую память, работала над лексическим значением словарного слова.

4. Актуализация знаний.

Цель: активизировать мыслительную деятельность;

Создать положительную мотивацию к повторению изученного материала.

5. Закрепление изученного материала.

Цель: обеспечение прочности и систематизации знаний изученного материала

На этом этапе использовала фронтальную и самостоятельную работу. Формировала у школьников умение использовать полученные знания в ходе практической и самостоятельной работы.

6.Итог урока.

Цель: формирование вывода по данной теме.

Для организации учебной деятельности и мотивации учащихся, на уроке выбраны следующие методы и приемы:

1. По источнику знаний:

  1. Словесные.

  2. Наглядные.

  3. Практические.

2. В зависимости от характера познавательной деятельности:

  1. Проблемный метод.

  2. Частично - поисковый

3. По дидактическим целям.

6. Метод повторения, закрепления знаний.

7. Метод применения знаний.

На уроке использовала следующие формы работы:

  1. фронтальная

  2. самостоятельная

  3. индивидуальная

  4. учебный диалог

  5. групповая

Соблюдала принципы научности и доступности предлагаемой учебной информации. Все задания оказались посильными для учащихся. Поставленная проблема в конце урока - прекрасный пример связи теории с практикой.

Дидактическая сторона урока

  1. Материал доступен для понимания.

  2. Этапы урока взаимосвязаны и последовательны

  3. Обучающиеся понимали вопросы и находили на них ответы

  4. Использовался наглядный метод

Методическая сторона урока

Урок целенаправлен, составлен в соответствии с современными требованиями к уроку.

Продумала и решила в единстве задачи образования, воспитания и развития. Обеспечивала практическую направленность учебного процесса, создавала на уроке реальные возможности применения учащимися полученных знаний на практике.

Психологическая сторона урока

Урок проходил в деловой атмосфере. Учащиеся четко реагировали на все действия учителя и продуктивно выполняли задания. Темп речи учителя умеренный, позволяющий учащимся осознанно воспринимать всю информацию. Старалась создать эмоциональную атмосферу, побуждая к активному мышлению учащихся. Игровая технология и дифференциация отвечают принципам здоровьесбережения, позволяя развивать основные компетенции в благоприятных психологических, естественных условиях, избегая стрессовых ситуаций.

Гигиенические требования к уроку

Учитывались санитарно - гигиенические требования. Для предупреждения утомления и переутомления своевременно и качественно проведена минутка отдыха («обеденный перерыв» в редакции газеты)

На данном уроке я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы:

  • Текстоориентированный. Работа с текстом художественного стиля; монологический ответ

  • Функциональный : определяли роль словосочетаний, предложений в тексте, работа с тестом

  • Коммуникативно-деятельный: работа с текстом, работа со словарями.

  • Интегрированный. Связь с литературой осуществлялась через тщательный отбор дидактического материала, использование высказываний известных писателей

  • Организация самостоятельной деятельности учащихся: при выполнении самостоятельной работы в роли корректора.

  • Индивидуальный подход осуществлялся через индивидуальную работу с тестом

  • Личностно-ориентированный подход реализовывался через работу в паре, внимание к речи других людей, обучению связной речи.

Для того, чтобы школьники равнодушно не смотрели по сторонам и не скучали, не находя для себя ничего интересного, необходимо активизировать процесс обучения. Один из способов достижения этой цели - использование коммуникативных технологий, в частности - методики проведения ролевых (сюжетных) игр. Перед традиционными формами и приемами обучения коммуникативные технологии имеют ряд преимуществ:

•активизирует процесс обучения;

• развивает творческие способности учащихся: умение мыслить, рассуждать и отстаивать свою точку зрения и принимать мнение собеседника;
• организует групповую деятельность, коллективный поиск решений, учит пользоваться информацией периодической печати, радио, телевидения;
• способствует наиболее успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества.

Урок с мультимедийной поддержкой эмоционален и неутомителен для ученика за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

Урок проводится с использованием игровой технологии (деловая игра) и предполагает создание игровой ситуации (в редакции газеты готовится тематический номер к знаменательной дате календаря),имитацию профессиональной деятельности, распределение ролей (учитель - главный редактор газеты, учащиеся - корреспонденты, аналитики (сильные обучающиеся) и корректоры (знатоки теории), определение функций каждого учащегося, изменение учебного пространства («круглый стол», «отделы»)

Также в уроке находят отражение дифференцированное обучение (деление учащихся на малые группы обусловлено уровнем владения языковыми и лингвистическими компетенциями, интересами ребят, особенностями межличностных отношений в классе), элементы проектной технологии и ИКТ (в перспективе предполагается создание в ходе практической деятельности с использованием техники продукта - газеты). Сочетание традиции (урок обобщения) с игровыми, интерактивными формами работы, с дифференциацией работает на развитие творческого мышления, самостоятельности школьников, создание атмосферы сотрудничества, развитие коммуникативных навыков. Необходимость комментировать свои и чужие действия, взаимодействовать в группе, высказывать своё мнение служит основой для развития речевых умений и стратегий общения.

В ходе урока предлагаются задания на воспроизведение знаний по стилистике и культуре речи, разные виды анализа текста (проблемный, языковой, комплексный), задание на редактирование, а в перспективе на создание текстов разных жанров(выпуск газеты «Лингвистический вестник») Время урока было организовано исключительно продуктивно за счет продуманной структуры его организации. Наблюдалось чередование видов деятельности.

Считаю, что задачи урока решены. Дети не перегружены. Каждый этап урока оказывал всестороннее воздействие на детей. Темп урока средний.



© 2010-2022