Статья: «Формирование и развитие творческих способностей школьников на уроках литературы»

Данная статья является осмыслением опыта работы учителя и педагогического коллектива лицея города Новомосковска по реализации одной из важнейших задач, стоящих перед современным образованием, - формированию и развитию творческих способностей учащихся. Как учитель автор статьи говорит именно о том, как в практике преподавания литературы решается данная задача, какие методы, формы работы на уроке и во внеклассной деятельности помогают воспитать творческого, нестандартно мыслящего человека, способн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование и развитие творческих способностей учащихся

на уроках литературы



Идея формирования и развития творческих способностей учеников (интеллектуальных, академических, исследовательских, художественных, коммуникативных и др.) как одна из основополагающих в деятельности нашего образовательного учреждения, основанного в 1990 году, была подсказана жизнью, временем: именно тогда с особенной ясностью общество осознало, что самые большие надежды на улучшение жизни и будущее нашей страны зависят от творчески мыслящих людей (прежде всего молодых людей). Педагоги лицея убеждены, что в настоящее время способность к творчеству так же важна, как интеллектуальный уровень и специальные знания.

Мир, окружающий нас, меняется стремительно, и для выживания, самореализации человека в нем как индивидуума, для полноценного существования человеку просто необходимо обладать способностью творчески относиться к жизни, проявлять творческое поведение, творческое мышление, позволяющее решать любые задачи в динамично развивающемся обществе. Познание и творчество - эти два понятия для нас и наших воспитанников неразделимо слиты.

Отсюда целью коллектива лицея (и учителей литературы в частности) стало создание условий, способствующих формированию интеллектуального и нравственного потенциала России, условий, которые могут дать простор выявлению индивидуальностей, реализации их способностей, дарований, талантов.

Эту цель наши педагоги реализуют, определяя содержание учебных дисциплин в соответствии с профилем обучения, уровнем обученности и способностей лицеистов, выявляя, апробируя и используя в образовательной деятельности технологии, способы, приемы формирования и развития у лицеистов черт творческой личности, каковыми, согласно исследованиям современных психологов, являются:

- творческий ум, активный, постоянно задающий вопросы, генерирующий множество идей;

- любознательность, наблюдательность, способность видеть привычное с необычной стороны;

- новаторство, стремление выразить ту истину, которую другие не замечали, нестандартное мышление (для всех очевидно, что стандартное мышление не может быть творческим. Известный биохимик Сцент-Дьерди говорил, что ему удается делать открытия потому, что хотя он смотрит на то же, что и все другие, но думает при этом о том, о чем не думал никто);

- умение выявить, определить, сформулировать проблему;

- умение выдвинуть гипотезу;

- способность удерживать в голове множество идей и сопоставлять их;

- готовность прилагать усилия ради нового знания;

- умение усовершенствовать объект;

- способность к действию, готовность к риску и осторожность;

- соединение противоположных черт: фантазии и реалистичности;

- неудовлетворенность результатами.

По нашему глубокому убеждению, развивать эти черты необходимо у всех, и на каждом уроке, и во всех видах внеклассной образовательной и внеурочной деятельности, с тем чтобы творческое мышление, творческое поведение стало неотъемлемой характеристикой личности каждого нашего ученика, стилем жизни его как современного человека.

Попытаемся показать, как мы реализуем эти задачи, на примере преподавания одного предмета - литературы.

Усилия наших учителей-словесников сосредоточены на создании такой образовательной среды, которая способствовала бы творческому постижению литературы, вызывала бы у лицеиста интерес (быть может, у кого-то всего лишь любопытство), была бы насыщена ситуациями, побуждающими к творчеству (причем творческий акт должен сопровождаться проживанием успеха).

Опыт творческой деятельности накапливается постепенно. Единственным способом его обретения является решение проблемных задач, создание проблемных ситуаций, которые моделируют условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления.

Выявляют ли наши ученики роль какого-либо эпизода в художественном произведении, составляют ли они сами сценарий литературного вечера, осуществляют ли поэтический перевод стихотворений Киплинга, Гюго, Гейне, инсценируют ли стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся», пушкинского «Гробовщика», брехтовского «Доброго человека из Сезуана» (выступая при этом в роли продюсеров, режиссеров, актеров, авторов декораций, журналистов, критиков), сопоставляют ли поэтический текст стихотворения Лермонтова «Парус» с его музыкальным воплощением - романсом А. Варламова «Белеет парус одинокий», - они решают проблему, требующую творческого напряжения, творческого поиска. Известно, что лучший способ для учителя воспитывать творчество в детях - самому быть творческой личностью. Творческая деятельность наших преподавателей реализуется в создании методических пособий, разработок, цель которых, по слову Декарта, - «усовершенствовать ум», развивать творческое мышление, творческие способности наших воспитанников; в написании научно-методических статей [опубликованных, к примеру, в журнале «Литература в школе», «Учительской газете», газете «Литература» (приложении к газете «Первое сентября»), в сборниках материалов Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», в сборниках издательства МОУДО «Информационно-методический центр» г.Новомосковска и др.].

У каждого из наших преподавателей есть свои профессиональные пристрастия, тяготение к определенным учебно-методическим проблемам, к определенным технологиям, формам, методам работы, поэтому в рамках общей научно-методической проблемы каждый разрабатывает свою, индивидуальную, доминантную в его деятельности. Назову некоторые из них: «Роль семинарских занятий в развитии творческих способностей лицеистов»; «Иллюстрирование художественных произведений как способ развития творческих задатков детей»; «Роль заданий проблемного и творческого характера в развитии интереса к художественной литературе»; «Инсценирование художественного произведения как способ формирования у учащихся черт творческой личности»; «Проектная деятельность как эффективная образовательная технология при обучении литературе».

Важнейшая задача, которую решает наш преподаватель литературы на уроке, - превратить изучение литературы в «познание, повинность (долг, обязанность, средство самоутверждения и т.п.) - в страстность мышления, в потребность в размышлении, в способность быть чувствительным к красоте мыслей, творческого поиска и его результата» [1].

Созданию творческой атмосферы в учебной сфере способствуют различные формы (жанры) учебных занятий. Разработка различных форм, типов учебных занятий, обеспечивающих активную творческую интеллектуальную деятельность учеников, - важнейшая часть педагогической деятельности учителей литературы в лицее.

Активный диалог, постановка проблемных задач - эти методы, моделирующие условия исследовательской деятельности, питающие развитие творческой активности, лежат в основе таких форм учебных занятий, как:

- уроки творчества (они целиком посвящены творчеству: созданию импровизаций, этюдов, эссе);

- уроки - исследования;

- уроки - семинары;

- уроки инсценирования художественного произведения, уроки-спектакли;

- уроки - творческие отчеты;

- уроки - презентации (писателя, книги, стихотворения);

- творческие практикумы, лабораторные работы (анализ произведений, анализ эпизодов, стилизация и т.п.);

- урок - защита проекта и т.п.

В учебной деятельности наших преподавателей преобладают уроки, построенные по диалогическому типу, при котором преподаватель и учащиеся проявляют интеллектуальную активность и инициативу, заинтересованы в суждениях друг друга, обсуждают альтернативные варианты решений. Мы стремимся к тому, чтобы это диалогическое «общение сознаний» Учителя и Ученика происходило почти на каждом уроке, чтобы на каждом уроке устанавливалась атмосфера общения, предполагающая соревнование умов, ставящего в равные отношения Учителя и Ученика, которые вместе ищут ответ на вопрос, решают проблему, совершают открытие.

Примечательно, что сами дети испытывают острую потребность в творческой мыслительной деятельности на уроке как потребность в самореализации.

Процитирую наших учеников: «Надеюсь, что на наших занятиях будет много общения». «Главное, чтобы интересно было обеим сторонам, т.е. учителю и учащемуся». «Я считаю, что именно на уроке литературы у нас должна быть возможность выразить свое личное мнение по поводу прочитанного. Пусть будет больше диалогов и даже споров между учениками и учителем, ведь в разумных спорах рождаются замечательные мысли». «На уроке надо затрагивать также глубокие философские и политические темы. Не надо думать только, что «дети» малы для этого. Если человека не развивать с детства, у него никогда не появятся глубокие мысли, он никогда не сможет аргументированно доказать свою правоту».

Литература, как, может быть, никакой другой школьный предмет, позволяет детям быть душевно, интеллектуально творчески активными, формирует способность выразить свою позицию, свой взгляд на то или иное явление, свое понимание доброго и дурного, высокого и ничтожного, прекрасного и безобразного.

Напомню, несомненно, известный многим преподавателям литературы факт. Замечательный педагог 19 в. В.И. Водовозов как-то читал своим маленьким ученикам басню Крылова «Стрекоза и Муравей» и хотел, чтобы дети оценили мудрость трудолюбия, а легкомыслие осудили. Но ученики оказались растроганы судьбой бедной стрекозы: «Муравей такой жестокий. Конечно, он прав, что заранее подумал о том, что будет зима, он трудился. Но стрекоза такая красивая. И что плохого она сделала? Пела все лето и прыгала. Так ведь весело было. Летом «под каждым ей листком был готов и стол и дом». Водовозов был потрясен этим сочувствием детей бездумной стрекозе. А ведь дети были по-своему правы, ибо «отсутствие однозначной единственной оценки события ли, поступка ли человека - верный и обязательный признак настоящего искусства» [2], настоящей литературы. Именно умение вести свою партию в многоголосом хоре мнений, суждений мы и стремимся сформировать в наших питомцах, рассматривая каждого из них как личность, индивидуальность, требующую уважения. В этой связи чрезвычайно важным представляется нам прямое обращение с помощью литературы к «Я» нашего ученика. Весьма эффективными и интересными для подростков являются задания, в которых звучат эти слова: «Я», «Мое». Приведем примеры подобных заданий:

- составьте рассказ от лица заговорившей музы: «Я - Эвтерпа - муза лирической поэзиии и музыки», «Я - Полигимния - муза торжественных песнопений», «Я - Талия, муза комедийного искусства» и т.п.;

- расскажите о жизни какого-либо героя (героини) пьесы «Гроза» от своего собственного имени («Я - Катерина», «Я - Марфа Игнатьевна Кабанова», «Я - Кулигин» и т.п.);

- представьте свою трактовку «Грозы» Островского и ее героев, инсценируйте в соответствии с этой трактовкой отрывки из произведения;

- составьте сценарий литературного вечера «Русской классической литературе посвящается», включающий различные эссе по вашему выбору: «Мой Пушкин», «Мой Лермонтов», «Мой Фет», «Моя Катерина», «Моя Наташа» и т.п.;

- нарисуйте иллюстрации к интересному для вас художественному произведению;

- подберите цитатный материал, который пригодится вам в различных ситуациях жизни: «Я цитирую Грибоедова»;

- напишите свое посвящение любимому вами писателю, поэту.

Выполнение заданий подобного рода развивает у детей воображение, артистизм, склонность к сопереживанию, формирует умение найти оригинальное решение, изобретательность в использовании материалов, умение выразить себя.

Большой интерес вызывает у школьников и такой вид творческой работы, как сочинение стихотворения по первой строчке лирического произведения какого-либо известного поэта с последующим сравнением этих стихотворений.

При знакомстве, к примеру, с поэзией В.Хлебникова мы предложили одиннадцатиклассникам сочинить стихотворение, которое явилось бы продолжением начальной строки одного из стихотворений этого замечательного русского поэта: «Русь, ты вся поцелуй на морозе!..». Самого стихотворения вначале, до выполнения задания, мы ученикам не читали. По завершении творческого акта - написания стихотворения - сравнили два поэтических текста - ученический и хлебниковский. Сравнение стихотворений вызвало у авторов-старшеклассников не только изумление (как? у Хлебникова вот о чем!), но и чувство самоуважения, осознание непохожести своего «Я» на другое, даже такое великое, как «Я» Велимира Хлебникова.

Приведем здесь эти стихотворения.

Ученица 11 класса Надя Ч.

Русь! Ты вся поцелуй на морозе…

Ты и радость, и горечь моя.

Ты как росы на утренней розе,

Что обрывки неба хранят.

Ты во мне отзовешься грозою,

Оставляя на сердце рубец.

Русь моя! Я болею тобою.

Ярче солнца твой алый венец!


Русь! Ты вся поцелуй на морозе.

Для меня ты и счастье, и рок.

На всемирной огромной занозе

Ты кипящий жизни клубок.

Твое сердце всегда на надрыве,

Нервы рвутся, как струны. А ты

Все бунтуешь, все бьешься и ныне,

Все растишь ты и топчешь цветы.

Тебе мало, ты хочешь иного,

За собою ведешь песен рой.

Вечный поиск. Ты снова готова

До немоты срывать голос свой.

В.Хлебников

Русь, ты вся поцелуй на морозе!

Синеют ночные дорози.

Синею молнией слиты уста,

Синеют вместе тот и та.

Ночами молния взлетает

Порой из ласки пары уст.

И шубы вдруг проворно

Обегает,

Синея, молния без чувств.

А ночь блестит умно и чёрно.

Широкие возможности для формирования и развития интеллектуальной творческой сферы творчески одаренных детей дает внеклассная образовательная деятельность, в процессе которой они утоляют свойственную творческим, активным умам неистребимую жажду познания, тягу к стимулированию разума.

Особую роль здесь играет учебно-исследовательская, научно-исследовательская, проектная деятельность учащихся, ориентируемая на максимальное развитие индивидуальности ребенка. В начале учебного года научно-методический совет лицея утверждает творческий коллектив: авторов-учащихся, тематику их работ, научных руководителей, консультантов-педагогов. Индивидуальный преподаватель-профессионал в данном случае играет для ученика центральную роль. Формируя и углубляя способности ребенка, научный руководитель учит своего питомца ставить цель, наблюдать, выдвигать гипотезы, анализировать, классифицировать, систематизировать, сопоставлять; учит, как делать научную, исследовательскую работу, как оформлять ее. Чрезвычайно важно при этом не нарушать принципа «целенаправленного невоздействия», «нащупать и организовать «зону свободного самообразования» важных качеств ребенка и ограждать эту зону от внешних воздействий» [3]: преподаватель не должен сдерживать независимость взглядов юного исследователя, не должен делать за него то, что он способен сделать самостоятельно. Школьник же должен знать, что результаты его исследований и творческого проектирования интересны другим и он обязательно будет услышан. Ученик должен освоить практику презентации результатов собственных творческих, исследовательских поисков, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Поэтому наиболее интересные, серьезные исследовательские и творческие работы лицеистов представляются на различные конкурсы, конференции городского, областного, федерального уровней. Наши лицеисты активно участвуют в различных проектах Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России»: в фестивале «Творчество - XXI», в конкурсах «Познание и творчество», «Восхождение к образу», в конференции «Первые шаги в науку», в открытой Российской конференции учащихся «Юность. Наука. Культура». «Какое искусство нужно сегодня - элитарное, «поп», народное?»; «Есть ли будущее у провинциального театра?»; «Нравственные идеалы А.Т. Болотова и их отражение в пьесе «Нещастные сироты»; «Время и пространство в «маленькой трилогии» А.П. Чехова»; «Пусть ночь. Домчимся». (Лермонтов - Россия - Демон)»; «Музыка как важнейший элемент художественного мышления И.С. Тургенева», «Мой Пушкин», «Отражение мировоззрения Пушкина в финалах «Повестей Белкина», «Мемориальная комната Ярослава Смелякова в Новомосковске» - таковы названия лишь некоторых исследовательских работ по литературе наших лицеистов, ставших лауреатами и участниками различных конкурсов и конференций. Очевидно, что уже сами эти названия, публикация работ в весьма солидных изданиях многое говорят об их «всамделишности», о серьезности творческих, исследовательских исканий юных авторов. Не случайно, что те, кто в школьные годы вкусил сладость творческого поиска, познал радость победы в интеллектуальном состязании, выбирают путь, связанный с творческой и научной деятельностью.

Такие общественные события, как конкурсы, концерты, интеллектуальные и творческие состязания, чрезвычайно важны для развития личности ребенка. В лицее мы ежегодно проводим конкурс «Эврика» на лучшую творческую, научную, исследовательскую работу, который является мощным стимулятором самореализации наших воспитанников, активизации их интеллектуальных, художественных, творческих способностей. Лицеисты представляют на этот конкурс сборники стихов, поэтических переводов с немецкого, французского, английского, подборку газетных публикаций, сценарии литературных вечеров, учебные видеофильмы, литературоведческие исследования, методические разработки уроков по литературе.

На традиционном вечере «Наше творчество» они представляют лицейской аудитории свои творческие достижения (читают свои произведения, демонстрируют отрывки из видеофильмов, вечеров по своим сценариям, свою режиссуру и сценическое воплощение известных художественных произведений и т.п.).

В результате всей этой многообразной совместной деятельности учителей и учеников создается то, что замечательный педагог В.А.Сухомлинский называл «рассолом», пребывая в котором школьник «пропитывается» его содержимым, его «солью», его «ароматом», каким бы по уровню развития своих способностей он ни был вначале.

К сожалению, в современной школе на преподавание литературы, которая развивает школьника духовно, нравственно, эстетически, формирует его как творческую личность, обладающую независимостью взглядов, остротой и активностью мышления, отведено чрезвычайно малое время, да и значение и значимость ее как первостепенной дисциплины поколеблено из-за отмены экзамена по литературе в качестве обязательного. В этой связи приведем в заключение горькие размышления известного публициста О.Попцова, которые представляются нам столь же жесткими, сколь и справедливыми: «Рискну предположить, - пишет О.Попцов, - что сокращение уроков литературы и истории в школах - это не заблуждение и не столько желание подстроиться под американскую модель образования, хотя вирус эпигонства в наших чиновниках изжить невозможно. Все гораздо серьезнее, это вполне осознанная политика образовательного ведомства. Ибо познание именно истории и литературы воспитывает человека размышляющего, сравнивающего, оценивающего. А такой человек предрасположен к критике, а значит, крайне неудобен, и власть таких недолюбливает больше всего. Вопрос: кто дал право нашим чиновникам лишать этих навыков будущих граждан, хочется верить, великой страны? [4]






Литература


[1] Заславская О.В. Учебный процесс и воспитательная система школы. - В кн.: Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. - М., 1996, с. 40.

[2] Маранцман В.Г. Литература: 9 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1998, с.4.

[3] Меринец А.В. Организация индивидуальной работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования (из опыта работы научного общества учащихся). - «Дополнительное образование», март 1999г., с.24.

[4] О.Попцов. Дефолт справедливости. - Литературная газета , 28 января-3 февраля 2009г. № 3-4 (6208), с.4.

© 2010-2022