Исследовательский проект Мысль народная в романе Толстого и в сборнике Даля

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5


«Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого

«Война и мир» и в сборнике В. И. Даля

«Пословицы и поговорки русского народа»


Исследовательский проект






















Л. Н. Толстой утверждал, что главный герой его романа «Война и мир» - народ, а главная мысль - «мысль народная».

В. И. Даль в сборнике «Пословицы и поговорки русского народа» бережно собрал и сохранил мудрый и ценный материал фольклора, цвет народного ума, с упорством истинного патриота возродил пословицы из бездны времён.

В этой точке сходятся задачи двух великих писателей: провести своего читателя тропой народной мудрости, помочь познать истоки народной морали, неподдельного добродушия, позволившего русскому мужику выстоять в самых тяжёлых испытаниях.

Урок, посвящённый образу Пьера Безухова, даёт учителю возможность показать ученикам, как под влиянием мощного пласта вековой культуры народной нравственности меняется мировосприятие героя.

Встретившись с расцветшим дубом, Болконский вспоминает лучшие минуты своей жизни. Но лучшие - не значит лёгкие или весёлые: это и страдание физическое (высокое небо Аустерлица) и моральное (мёртвое укоризненное лицо жены). Это минуты, которые помогали герою переоценить прежнюю систему ценностей, вновь обрести утраченные было цель и смысл жизни, прийти к новой системе. На таких минутах раскрывается знаменитая толстовская «диалектика души».

У Болконского их четыре: высокое небо Аустерлица, мёртвое укоризненное лицо жены, Пьер на пароме и девочка, взволнованная красотою ночи. А у Безухова всего одна, но по своей значительности заслуживающая пристального внимания, ведь она совершила настоящий переворот в душе героя. Речь идёт о встрече Пьера с Платоном Каратаевым в плену. Только что Пьер чудом избежал расстрела, познал физические страдания, впереди у него - неизвестность. И вот простой мужик вносит в его жизнь душевное спокойствие, радостную новизну: «Прежде разрушенный мир теперь с новою красотой, на каких-то новых и незыблемых основах двигался в его душе».

Исследовать причину такого переворота помогает сборник В. И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа».

Через малое познавать большое - это благодатный девиз, особенно при изучении такого огромного по объёму романа, как «Война и мир».

Анализируем гл. 12, ч. I, т. IV. В этой небольшой главке (всего 4 страницы) мы находим 14 (!) народных пословиц и поговорок в речи Платона Каратаева. В них закодирована народная философия человеческой жизни, заключены сгустки идей и чувств, душевный склад народа. Эта глава важна и для исследования идеи всего романа - «мысли народной». Платон Каратаев - не просто представитель народа, он капля в едином народном море. Недаром Платон говорит о себе во множественном числе: «Солдаты Апшеронского полка», «Каратаевы прозвище».

Сборник В. И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа» вышел в печать в 1861 году, а Л. Н. Толстой работал над романом в 1863-1869 годах. Естественно, он мог использовать материалы этого сборника. В сборнике Даля находим все пословицы, приведённые Толстым.

Цель учителя - помочь ученикам проникнуть в истоки народной мудрости, объяснить смысл пословиц, увидеть их единство. На это нацеливает и авторская характеристика речи Платона Каратаева: «Поговорки, которые наполняли его речь, … те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати».

Подобную мысль высказывал и В. И. Даль: «Вижу в них (пословицах) одну общую и цельную картину, в которой есть более глубокий смысл и значение, чем в одиночных заметках. Это перегон ума или выморозки целых поколений».

Помогают школьникам объяснить смысл пословиц сами пословицы, но пословицы-синонимы, которые можно найти в уникальном труде Даля. Расположение их по темам облегчает задачу учащихся, которые по желанию работают в группах или индивидуально, стараясь подобрать как можно больше пословиц-синонимов. В результате учитель увидит, как ученики понимают смысл пословиц, укажет на неточности, ошибки при их толковании. Вот какие синонимы подобрали учащиеся к некоторым пословицам:

«Война и мир»

Сборник В. И. Даля

Час терпеть, а век жить.

Век живи, век надейся; после ненастья солнышко; всё перемелется - мука будет; всякое время переходчиво.

Червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае.

Наступил на землю русскую, да оступился; отогрелся в Москве, да замёрз на Березине; пошёл по шерсть, а воротился стриженый; вместо калача да кукиш.

От сумы да от тюрьмы не отказывайся.

Сума да тюрьма дадут ума; не узнав горя, не узнаешь и радости; с сумою да с тюрьмою никогда не бранись.

Жена для совета, тёща для привета, а нет милей родной матушки.

Молода жена плачет до росы утренней, сестрица - до золота кольца, мать до веку; нет такого дружка, как родная матушка; при солнце тепло, а при матери добро.

Рок головы ищет.

Кому что на роду написано; от судьбы не уйдёшь; бойся не бойся, а року не миновать; кому сгореть, тот не утонет.

Наше счастье как вода в бредне: тянешь - надулось, а вытащишь - ничего нету.

Наше счастье - дождь да ненастье; наше счастье разбежалось по сучкам и веточкам; счастье на крыльях, несчастье на костылях; легко найти счастье, а потерять и того легче; счастье что волк: обманет да в лес уйдёт.

Положи, Боже, камушком, подними калачиком.

Сон лучше всякого лекарства; выспишься - помолодеешь; ляг да усни, встань да будь здоров.

В самую глубину сердца проникает мудрость этих изречений. Недаром «впоследствии и во всю свою жизнь Пьер с восторгом думал и говорил об этом месяце плена».

Есть интересная деталь, показывающая связь текста романа и работы Даля, который писал: «В том-то и достоинство сборника пословиц, что он даёт не однобокое, а полное и круглое понятие о вещи». Внимание привлекает необычный здесь эпитет «круглое». Этот эпитет неоднократно употребляет и Толстой для характеристики Платона Каратаева: «олицетворение всего русского, доброго и круглого», «круглые движения», «круглая фигура», «даже руки круглые».

Сборник Даля помогает учителю и при объяснении названия романа. Слово «мир» имеет несколько значений. Их можно выяснить в «Толковом словаре» Даля. Наиболее важным представляется значение этого слова в смысле «народ». В сборнике «Пословицы и поговорки русского народа» этот смысл подтверждает такой раздел: «Народ - мир». Ученики выбирают несколько пословиц и поговорок из него: мирская воля; что миром положено - тому быть так; мира не перетянешь; с миром не поспоришь; мир - золотая гора; с миром и беда не убыток; мир один Бог судит.

Можно найти подтверждение этого значения и в тексте романа: «Всем миром навалиться хотят».

Слово «война» для Толстого-пацифиста негативное. В романе он даёт такое определение этому слову: «Война - совершенно противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Пословицы в сборнике Даля в разделе «Драка - война» подтверждают единство взглядов Толстого с «мыслью народной»: войну хорошо слышать, да тяжело видеть; война кровь любит; воин воюет, а жена дома горюет.

Сопоставление на уроке таких, на первый взгляд, разных произведений помогает школьникам увидеть и много сходных моментов. Прежде всего, в обоих случаях поражает кропотливый авторский труд по исследованию глубин народной жизни. Ученики смогут осознать и уникальное, чисто русское понятие, не имеющее аналогов в мире: одержать моральную победу над врагом, которая оказывается важнее исторической; увидеть связь русского народа с Природой и Законами Космоса. Ниточку этой связи как бесценный дар передаёт Пьеру Каратаев перед своей смертью. Даль писал: «Пословица не сочиняется, а вынуждается силою обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшийся с души».

В рассказанной Каратаевым притче о купце, в пословицах заключена высшая справедливость, которую постигает Пьер и о которой сказал Даль: «Это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

© 2010-2022