Статья Использование возможностей интерактивной доски на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дедерер Елена Владимировна

МБОУ СОШ с. Вознесенское

Амурского муниципального района Хабаровского края


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски - комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять «обратную связь». Использование интерактивной доски предоставляет современному учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, для структурирования урока и улучшения его темпа. Разработка заданий с помощью программного обеспечения интерактивной доски поможет в создании содержательных и наглядных заданий, захватывающих внимание всех учеников в классе. Использование проекционной техники в сочетании с аудиосредствами дает возможность привлекать на занятиях при объяснении нового материала тезисы, таблицы, видео- и справочные материалы, при анализе текстов - схемы и данные электронных словарей по русскому языку. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. Используя интерактивную доску, можно организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе. Кроме того, программное обеспечение позволяет не только, как уже говорилось, сохранять слайды экранов, но и выстраивать их в нужной последовательности, в том числе и в виде альбомов. Можно просматривать слайды таких альбомов и повторно их комментировать. Это при сохранении заданий, выполненных учеником на доске, позволяет проследить динамику усвоения материала каждым учащимся, выделить типичные и повторяющиеся ошибки.

Использование возможностей интерактивной доски значительно расширяет стандартные методы обучения практически на всех этапах урока

Попробую проиллюстрировать это на примерах из своего опыта работы.

Итак, метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся. Он позволяет мне организовать разнообразные формы проверки знаний, умений и навыков учащихся, используя различные инструменты интерактивной доски:

Инструмент свободного перемещения объекта - при распределительном диктанте, работе с деформированным текстом, выполнении заданий по развитию речи, когда учащиеся, используя его, свободно перемещают слова, словосочетания, предложения или абзацы, выполняя тем самым поставленные перед ними учебные задачи. Положительным является: значительное сокращение времени на выполнение данных видов работ, увеличение объёма полученной информации, повышение мотивации к обучению;

Инструмент шторка - прикрывает выполненное готовое задание. Обычно использую на этапе самостоятельной работы учащихся. Это и вставление изученной на уроке орфограммы, пунктограммы, выполнения разнообразных видов грамматических разборов: морфологического, синтаксического, фонетического, морфемного. Положительным считаю при использовании данного инструмента интерактивной доски то, что возможна организация самопроверки учащимися, работа в парах - взаимопроверка и опять же - экономия времени урока, так как заготовки мною делаются до урока и высвечиваются на доске в нужный момент одним нажатием клавиши.

Маркер, а так же инструмент пера - для синтаксического разбора предложений, исправления ошибок, выделения нужной информации. Использование различных цветов маркера позволяет мне и учащимся мгновенно увидеть ошибку. Делаем это с помощью определённой цветовой гаммы: подлежащее выделяем синим, сказуемое - красным, определение - зелёным, дополнение - чёрным, обстоятельство - коричневым цветами. Положительным моментом выделяю здесь то, что, во-первых, задействована зрительная память учащихся, во-вторых, активизируется внимание детей, в-третьих, - повышается интерес к изучаемому материалу.

Следующий метод, на котором я хотела заострить внимание - объяснительно-иллюстративный. Особенно ярко он выражен на уроках по развитию речи при написании творческих работ. Возможности использования интерактивной доски при этом колоссальные.

Во-первых, использование иллюстраций при подготовке к написанию сочинения позволяет мне сфокусировать внимание аудитории, как правило, иллюстрации в учебнике слишком маленькие по размеру и не очень чёткого изображения, во-вторых, благодаря режиму масштабирования я могу выделить отдельный элемент иллюстрации, увеличив его, в-третьих, проведение словарной работы по лексическому значению незнакомых или малознакомых слов, через воздействие не только на слуховую, но и зрительную память.

Одновременное использование в комплексе интерактивной доски как экрана, видео- и музыкального фрагментов, художественного чтения актёрами-профессионалами эмоционально воздействует на учащихся, что сказывается в дальнейшем на написании ими творческой работы. Для категории моих учащихся это очень важно.

К объяснительно-иллюстративному методу отношу и работу с таблицами, схемами, карточками-заданиями различного вида. Я могу комментировать этот материал, при необходимости дополнять его другими примерами и заданиями, обращать внимание на наиболее важные моменты.

Положительное вижу в том, что и таблицы, и карточки, и схемы можно подготовить до начала урока, дополнить их по необходимости в ходе урока и самое главное - сохранить в памяти комплекса, создав тем самым банк электронных материалов, систематизировав его различным направлениям.

Таким образом, за время работы с интерактивной доской хочу отметить, что значительно повысился интерес учащихся к предмету, возросла их положительная мотивация. Примером может служить то, что учащиеся принимают активное участие в международной игре-конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок», в олимпиаде на школьном этапе.

Кроме того учащиеся могут самостоятельно выполнять творческие дополнительные задания, используя возможности персонального компьютера. Все учащихся владеют навыками работы на ПК.

А также с началом использования интерактивной доски я увидела, что уроки стали интересными для детей, эмоционально разнообразными, а главное - продуктивными. И результат не заставил себя ждать. Мои выпускники показали хорошие результаты на ЕГЭ.

Список литературы

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.- Москва.- Просвещение.- 1994;

3. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС.- Москва.- Школьные технологии.- 2006;

3. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока // Ю.А. Конаржевский.- Москва.- Центр «Педагогический поиск».-2003;

4. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии// Использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся,- Волгоград.- Учитель.- 2006.


© 2010-2022