Программа по учебному предмету

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств № 2 п. Октябрьский Чердаклинского района Ульяновской области                   СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА   программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной  программы в области хореографического искусства «Хореография»     Срок реализации 5 лет                                  п. Октябрьск... Виды учебной нагрузки     Срок обучения/ класс                                                                                         5 лет обучения (1-5 класс) Максимальная учебная нагрузка (на весь период обучения) 338 Количество часов на аудиторные занятия 33 34 34 34 34 Общее количество часов на аудиторные занятия 169 Общее количество часов на самостоятельные занятия 169 Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) 1 1 1 1 1                     Форма проведения учебных аудиторных занятий Занятия по учебному предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» проходят в мелкогрупповой (от 4 до 10 человек) форме. Рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.  Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю применить в учебном процессе дифференцированный и индивидуальный подходы. Цель и задачи учебного предмета Целью предмета является воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музы...   Распределение по годам обучения Класс 1 2 3 4 5 Продолжительность учебных  занятий (в неделях) 33 34 34 34 34 Количество часов на аудиторные занятия     (в неделю) 1 1 1 1 1 Общее количество часов   на аудиторные занятия  (по годам) 33 34 34 34 34 Общее количество часов   на аудиторные занятия 169 Общее количество часов   на самостоятельную работу (по годам) 33 34 34 34 34 Общее количество часов   на самостоятельную работу 169 Максимальная учебная нагрузка (на весь период обучения) 338 Общий объем времени на консультации (по годам) 2 2 2 2 2 Общий объем времени на консультации 10                         2. Годовые требования по классам Настоящая программа носит интегрированный характер – помимо теоретической части содержание предмета включает обязательную практическую часть –
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств № 2 п. Октябрьский

Чердаклинского района Ульяновской области









СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА


программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореография»



Срок реализации 5 лет













п. Октябрьский 2015

Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота»

Программа по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» рассчитана на пять лет обучения в рамках 5-летнего срока обучения.

Занятия проходят один раз в неделю по 1 часу - при 5-летнем сроке обучения.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота»

Таблица 1

Нормативный срок обучения-5 лет

Срок обучения по программе - 5 лет

Виды учебной нагрузки


Срок обучения/ класс

5 лет обучения (1-5 класс)

Максимальная учебная нагрузка

(на весь период обучения)

338

Количество часов на аудиторные занятия

33

34

34

34

34

Общее количество часов на аудиторные занятия

169

Общее количество часов на самостоятельные занятия

169

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

1

1

1

1

1

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия по учебному предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» проходят в мелкогрупповой (от 4 до 10 человек) форме. Рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю применить в учебном процессе дифференцированный и индивидуальный подходы.

Цель и задачи учебного предмета

Целью предмета является воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.

Задачами предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» являются:

- обучение основам музыкальной грамоты;

- формирование умения пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического искусства;

- формирование художественно-образного мышления;

- развитие у учащихся способности воспринимать произведения музыкального искусства;

- формировать целостное представление о национальной художественной танцевальной и музыкальной культуре;

- формирование умения эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

- эстетическое воспитание учащихся средствами музыкально-хореографического искусства.

Обоснование структуры учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- метод организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);

- репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний);

- метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);

- метод активного обучения (мотивация обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы, являются наиболее продуктивными при организации учебного процесса и основаны на проверенных методиках и многолетнем опыте.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.

Помещения должны быть со звукоизоляцией.

Освоению обучающимися данной программы способствует использование аудио и видеоматериалов. Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана.

II. Содержание учебного предмета

1.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота»:


Таблица 2

Нормативный срок обучения-5 лет

Срок обучения по программе - 5 лет


Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

34

34

34

34

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

1

1

1

1

1

Общее количество часов на аудиторные занятия (по годам)

33

34

34

34

34

Общее количество часов на аудиторные занятия

169

Общее количество часов на самостоятельную работу (по годам)

33

34

34

34

34

Общее количество часов на самостоятельную работу

169

Максимальная учебная нагрузка (на весь период обучения)

338

Общий объем времени на консультации (по годам)

2

2

2

2

2

Общий объем времени на консультации

10

2. Годовые требования по классам

Настоящая программа носит интегрированный характер - помимо теоретической части содержание предмета включает обязательную практическую часть - прослушивание и просмотр произведений танцевально-хореографического искусства. Основной задачей предмета является формирование понимания связи музыки и движения.

Теоретические знания по учебному предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» даются также с учетом специфики хореографического искусства. Учащиеся получают знания о специфике музыкального искусства, осваивают знания музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства, знакомятся с основой музыкальной грамоты: осваивают звукоряд, название нот, скрипичный и басовый ключи, лады (мажор и минор), темп, ритм, метр, музыкальный фрагмент, сильная доля. А также умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Нужно также научить детей различать тембры отдельных музыкальных инструментов, рассказать о симфоническом оркестре, научиться запоминать мелодию.

Нормативный срок обучения 5 лет

1 класс

Тема 1. Специфика музыки как вида искусства

Многообразие содержания музыкальных произведений. Знакомство с видами музыкального искусства, жанрами. Знакомство с понятием «танец».

Музыкальный материал: на выбор педагога.

Тема 2. Многообразие содержания музыкальных произведений. Музыкальные жанры. Танец и музыка Отражение в музыке разнообразных явлений жизни - исторических событий, сюжетов произведений литературы, народного творчества, картин природы. Передача чувств и переживаний человека.

Музыкальный материал: М.П.Мусоргский «Картинки с выставки», П.И.Чайковский «Времена года».

Тема 3. Средства музыкальной выразительности. Эмоционально-образное восприятие музыкального произведения. Музыкальный образ

Мелодия - основа музыки. Понятие о ладах. Сведения о гармонии. Роль ритма в музыке. Выразительные возможности оркестра. Музыкальная интонация. Понятие музыкальной фразы. Восприятие музыкальных произведений, умение отразить его в движении. Контрастность музыки.

Музыкальный материал:

П.И.Чайковский «Времена года» (на выбор), К.Сен-Санс «Лебедь», М.И.Глинка «Руслан и Людмила»: Марш Черномора, восточные танцы (на выбор).

Тема 4. Знакомство с основами музыкальной грамоты

Нотный стан, скрипичный и басовый ключи, названия нот, звукоряд. Длительность нот, лад (мажор и минор), размер, метр, такт, затакт, темп, синкопа.

Тема 5. Воспитание ритмического чувства (на основе жанровой музыки: марша, польки, вальса). Музыкальная фраза. Динамика

Понятие ритма. Чередование музыкальных звуков различной длительности. Определение по слуху сильной доли. Работа с музыкальным материалом, размерами 2/4, 3/4, 4/4. Разучивание ритмических упражнений, чтение ритмических рисунков. Значение маршевой музыки для развития ритмического чувства. Вальс, полька, марш.

Музыкальный материал:

П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков». Различные польки, вальсы (на выбор педагога). Определение музыкальной фразы в музыкальных произведениях.

2 класс

Тема 1. Народное музыкальное творчество

Песня - древнейший и самый распространённый вокальный жанр.

Куплетная форма. Основные разновидности музыкальных жанров, связанные с русским танцем:

  • хороводы, хороводные песни, элементы многоголосия;

  • пляски;

  • простые формы канонов в музыке и хореографии.

Русские народные инструменты (возможность создания шумового оркестра):

  • балалайка;

  • свирель, жалейка, волынка, рожок, дудочки, свистульки;

  • ложки, трещотки, бубенчики, колотушки.

Тема 2. Музыкальная и нотная грамота

  • регистры, басовый ключ;

  • тембр;

  • диапазон;

  • интервалы;

  • пауза: виды пауз.

Тема 3. Ритм и метр - понятия, определяющие организацию и характер музыки

Развитие ритмических способностей на основе примеров жанровой музыки: польки, галопа, лендлера, вальса. Разучивание ритмических рисунков и ритмических упражнений в пройденных размерах. Расширенный затакт, интродукция.

Тема 4. Средства музыкальной выразительности

Мелодия и аккомпанемент. Пение детских песен с аккомпанементом. Динамика, динамические оттенки. Лад, мажор и минор, тональность.

Понятие аккорда, гармония (ознакомительные сведения), гомофонно-гармонический способ изложения.

Тема 5. Темп в музыке и хореографии

Темп, как средство выразительности в музыке и хореографии. Основные группы темпов: быстро, медленно, умеренно: их итальянские обозначения.

Тема 6. Музыкальные построения. Музыкальная форма.

  • вступление в музыке, preparation в хореографии;

  • мотив, фраза, предложение;

  • реприза;

  • период, квадратность;

  • простая двухчастная форма с репризой и без репризы;

  • простая трёхчастная форма.

3 класс

Тема 1. Музыкальная терминология, актуальная для хореографического искусства.

Определения. Изучение названий хореографических движений. Изучение музыкальных терминов.

Тема 2. История развития оркестра. Особенности звучания отдельных музыкальных инструментов.

Виды оркестров. Состав симфонического оркестра.

Тема 3. Танцевальная культура западно-европейских стран.

Новые жанры клавирной музыки. Сюита. Характеристика танцев, входящих в нее.

Тема 4. Музыкально-танцевальная культура России XIX-XX веков. Национальный фольклор в творчестве русских композиторов XIX-XX веков.

Хороводы, пляски, кадрили, переплясы. Русские обряды, игрища.

Тема 5. Использование русских народных мелодий в классической музыке. Русский танец в балетах русских и советских композиторов. Народно-сценический танец из балетов русских и советских композиторов.

4 класс

Тема 1. Знакомство с танцевальной культурой Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики.

Народная основа танцев. Колорит, «квадратность». Связь музыки и движения.

Тема 2. Балет как жанр искусства. Музыкальная драматургия. История жанра. Популярность, национальное своеобразие. Выражение чувств человека через пластику тела. Содержание балета. Сюжетное разнообразие. Выдающиеся композиторы, создавшие шедевры мирового балета.

Тема 3. Романтизм в балете.

Художественное направление. Развитие танца. Роль женского танца. Сказочные образы. Балеты А.Адана, Л.Делиба.

Тема 4. Опера. История создания.

Соединение в опере различных видов искусств. Знакомство с основными оперными жанрами.

5 класс

Тема 1.Знакомство с танцевально-музыкальной культурой Испании. Народный танец.

Название народных испанских танцев. Триоли, синкопы. Испанские танцы в балетах.

Тема 2. Музыкально-танцевальная культура Венгрии. Народный танец и народно-сценический танец.

Народная основа танцев.

Тема 3. Музыкально-танцевальная культура Польши.

Связь танца с народной культурой. Отражение в танцах жизни народа.

Тема 4. Музыкально-танцевальная культура Италии.

Народный танец - сцена из жизни народа. Новая трактовка народной танцевальной основы в народно-сценических танцах. Яркий колорит.

Тема 5.Закрепление знаний по музыкальной грамоте. Лады, синкопы, сложные музыкальные размеры, ритмические партитуры, ритмические каноны.

Тема 6. Венская классическая школа.

Гайдн - отец симфонии и сюиты. Расцвет инструментальной симфонической музыки в творчестве В.А.Моцарта, Л.Бетховена. Появление в музыке новых музыкальных форм.

Тема 7. Знакомство с инструментальной музыкой.

Инструментальная музыка - основа балета. История создания симфонии, сонаты. Характеристика частей. Сонатная форма: название частей, строение.

Музыкальный материал - на выбор преподавателя.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

знание специфики музыки как вида искусства;

знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства;

знание основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение музыкального произведения);

умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического искусства;

умение различать звучания отдельных музыкальных инструментов;

умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм и мелодику несложных музыкальных произведений.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета "Слушание музыки и музыкальная грамота" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце учебного года по программе 5-летнего обучения в 5 классе.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.

В качестве средств текущего контроля успеваемости может использоваться тестирование, олимпиады, викторины.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

График и форму проведения промежуточной аттестации по данному предмету образовательное учреждение устанавливает самостоятельно.

По завершении изучения предмета "Слушание музыки и музыкальная грамота" проводится промежуточная аттестация в конце 5 класса в виде зачета, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

При проведении зачета необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Критерии оценки

По итогам зачета выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

По окончании освоения учебного предмета учащийся должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Текущая и промежуточная аттестации могут проходить в различных формах: в форме письменной работы на уроке, беседы, подготовке материалов для сообщения на какую-либо тему, тестов, интеллектуальных игр.

Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания

5 («отлично»)

полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает ответ с небольшими недочетами

3 («удовлетворительно»)

ответ с большим количеством недочетов, а именно: не раскрыта тема, неточные знания, ошибки в изложении теоретического материала

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Контрольные оценки должны объективно отражать уровень знаний и умений каждого учащегося по данной теме.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом обучающихся, с практическими навыками и направлены на воспитание музыкального мышления, осознанного отношения к музыкально-танцевальному искусству.

Методику работы по программе должны определять возрастные особенности обучающихся. Обучение должно носить эмоционально-образный характер. Педагог должен воспитывать самостоятельность детей, формировать интерес к музыке, танцу, развивать навыки практического использования полученных знаний и умений.

Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

Домашние задания, направленные на закрепление пройденного в классе материала, должны быть небольшими по объему и доступными по трудности. Это может быть повторение пройденного в классе материала, ознакомление с музыкальным произведением или просмотр видеоматериала. А также творческое задание, заключающееся в анализе произведения.

Выполнение обучающимися домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебно-методическими, аудио, видео материалами в соответствии с программными требованиями.

Кроме того, внеаудиторная работа может быть использована на посещение учреждений культуры (театров, концертных залов и др.), участие в творческих мероприятиях и просветительской деятельности.

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ

Учебная и методическая литература

  1. Барабошкина А., Боголюбова Н. Музыкальная грамота под редакцией А.Островского,1980

  2. Батицкий М. Знаете ли вы музыку? М., Музыка, 1985

  3. Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Изд. 3-е - Калининград, Музыка, 1975

  4. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989

  5. Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. СПб, 2006

  6. Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1-2 годы обучения. М., 1996

  7. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юного музыканта, Санкт-Петербург, 1997

  8. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1979

  9. Прозорова А.Н. Первые шаги в мир музыки М., Терра-книжный клуб, 2005

  10. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973

  11. Слушание музыки. Для 1-3 кл. Сост. Г.Ушпикова. СПб, 2008

  12. Способин И. Музыкальная форма. М., 1972

  13. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. -Музыка, 1988

  14. Царева Н.А., Лисянская Е.Б., Марек О.А. Предмет «Слушание музыки в ДМШ и ДШИ». Методические рекомендации, 1998

  15. Шорникова М. Музыка, ее формы и жанры. Учебное пособие для ДМШ - Феникс, Ростов-на-Дону, 2009

  16. Яворский Б. Строение музыкальной речи. М., 1908

Рекомендуемые для просмотра балеты и хореографические номера

«Тщетная предосторожность»

«Сильфида»

«Жизель»

«Эсмеральда»

«Спящая красавица»

«Лебединое озеро»

«Щелкунчик»

«Петрушка»

«Жар-птица»

Сен-Санс «Умирающий лебедь»

«Красный мак» (фрагменты)

«Пламя Парижа» (фрагменты)

«Бахчисарайский фонтан» (фрагменты)

«Ромео и Джульетта»

«Золушка»

«Каменный цветок» (фрагменты)

телевизионный балет «Анюта»

из серии выпусков «Мастера русского балета»

видеозаписи балетов в постановке балетмейстеров: О.Виноградова, Н.Боярчикова, И.Чернышова, В.Елизарьева, Д.Брянцева, М.Бежара, Б.Эйфмана, Дж.Баланчина и др.

видеозаписи балетов с участием выдающихся современных исполнителей;

Видеозаписи концертных номеров

Государственного ансамбля народного танца им. И.А. Моисеева;

Государственного академического хореографического ансамбля танца «Березка»; Государственного хора имени М. Пятницкого;

Видеозаписи концертных номеров из репертуара театра танца «Гжель».



© 2010-2022