Статья Использование технологии Сакубунна уроках русскоо языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология «Сакубун»

Соколова Г.Е., учитель русского языка и литературы

Творчество - высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству может выступить в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной.

Творчеством созданы науки и искусство, все изобретения человеческой цивилизации, сами формы жизни людей. Поэтому важное значение в процессе творчества в любой области деятельности имеет воображение, т.е. мысленное представление образов и оперирование ими. Известно также, что творческие возможности зависят не только от способностей, ума, но и от определенных черт характера.

Все творческие свойства ребенка формируются и развиваются в ходе взаимодействия его с окружающим миром, под влиянием обучения и воспитания в самом широком значении этих слов.

Соколова Г.Е., знакомясь с опытом японских педагогов, обнаружила, что в японской педагогике существуют «уроки созерцания, любования», которые развивают эстетические чувства детей, ассоциативное, образное мышление и будят фантазию. Поэтому формирование и развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы, эстетики начинает с проведения различных творческих пятиминуток: «минута созерцания предметов окружающего мира», «минута любования природой», «минуты фантазии».

Пусть ребенок, оглянувшись, внимательно посмотрев вокруг, увидит в очертаниях кустов, деревьев, трав, цветка, сугроба, в узоре осенних листьев определенное настроение, чудо, сказку и поделится своими наблюдениями в сочинениях миниатюрах.

Поэт и японский деятель Моцдо Басе утверждает: «…Если предмет и я существуем раздельно, истинной поэзии не получится». А средневековый китайский художник утверждал: «…Чтобы написать дерево, надо почувствовать себя деревом…»

Детские сочинения о самих себе могут помочь учителю заглянуть в детские души. В Японии сочинения детей о себе, о своей жизни называют «сакубун».

«Сакубун» - это сочинения-фантазии, сочинения-мечты («Если бы я был чудодей…», «Если бы я был волшебником…» и т.д.), сочинения-образы: образ доброй души, я и моё настроение, мой любимый символ; мой любимый цвет, цветок, моё любимое дерево и т.п.

В облачный день на уроке можно «поиграть в облака» - угадать в очертаниях облаков фантастические, сказочные существа, птиц, зверей, сказочные замки, корабли и описать эти образы.

Пережив хотя бы раз это чувство родственности и единства с миром, человек уже не захочет, да и не сможет относиться к чему-либо чисто утилитарно, как к «безгласной вещи».

В русской поэзии можно встретить те же мысли. Тютчев А.Ф. вкладывает неисчерпаемое содержание этого философского переживания в одну строку: «Всё во мне и я во всем».

М. Пришвин говорит о природе и человеке так: «Природа для меня: огонь, вода, ветер, камни, растения, животные - все это части разбитого единого существа. А человек в природе - это разум великого существа, накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в единство».

Таково эстетическое отношение к природе как к живому родственному миру, который открывается художнику и ждет, чтобы тот выразил его сущность, его ценность в слове и образе. Но кто станет утверждать, что так относиться к природе должен только художник? Если каждый из нас с детских лет будет учить такому духовному общению с природой, пониманию неутилитарной ценности ее существования, будет решена острая, жизненно важная проблема нашего времени - проблема экологического воспитания. А научиться этому можно у художников, путем приобщения к их искусству и к собственному практическому творчеству - ведь именно искусство хранит извечный опыт эстетического отношения человека к природе…

Соколова Г.Е. часто использует картины художников модернистских течений: кубизма, экспрессионизма, конструктивизма. Провожу следующую игру, развивающую творческие способности учащихся: «Что спряталось в квадрате, прямоугольнике, пятнышке и т.д.» Затем дает задание - описать образ-фантазию.

Подберите с земли груду листьев и постарайтесь узнать, который из них - «лист-путешественник». Наверное, этот: самый запыленный…. Или вот этот: он так отличается от остальных цветом и контуром, настоящий иноземец! А может, этот, заостренная форма которого наводит на мысль о стремительном движении?

Спросите: какой из двух мячиков, которыми обычно играет малыш, бодрый, веселый по характеру, а какой - ленивый, сонный? Один мячик упругий, блестящий, от пола отлетает со звоном. А другой не совсем круглый, не очень-то тугой, почти не подскакивает…

Постоянно обращайте внимание на органическую связь между внутренним состоянием живых существ и его внешним выражением. Предложите ребенку понаблюдать (а потом нарисовать, описать словами, изобразить пластически), как кошка нежится и как готовится к прыжку? Как петух в момент опасности настороженно косит глазом и угрожающе вздымает перья? Какая поза, какие движения характерны для собаки, когда провинилась и чувствует это?

Так будет постепенно развиваться новое восприятие, а лучше сказать - новое отношение ко всему в жизни.

«Все во мне и я во всем» - это, конечно, далекая цель нравственно-эстетического развития человека. Но, чтобы приближаться к ней, нужно учиться раздвигать узкие рамки своего «я», преодолевать обособленность, отчужденность от окружающей действительности - творческие задания сочинения «сакубун» окажут ребенку помощь на этом пути.

А начинать, пожалуй, следует с развития того качества, которое называют иногда способностью к перевоплощению.

Конечно, это тоже работа художественного воображения, и даже более сложная. Но в основе ее лежит особая способность человека - способность встать на точку зрения «другого», понять и почувствовать его изнутри, способность в себе самом найти что-то родственное этому «другому». В воображении своем уметь стать в большей или меньшей мере тем, чей образ он создает.

Детская душа - особая. Это целый мир, интересный и своеобразный. Она очень ранима и нежна. И чем она нежнее, тем прочнее и ожесточеннее она закрывается перед грубым нажимом или желанием понять её засиять.

Кроме этого, ребенку необходима, конечно, и оценка его работ. И тут общим правилом должно стать отсутствие всякой категоричности, безапелляционности в содержании и в тоне того, что мы говорим ребенку. Разбирая и оценивая его работу, мы должны делать это в такой форме, чтобы он имел моральное право остаться при своем мнении, если не будет вполне убежден вами.

А в более сложных случаях, чтобы дать глубокую личную оценку творческой работы ребенка, вам следует самим сделать то, чему учили его: встать на его точку зрения, проникнуть в его намерения, мечты, тогда вы сможете помочь ему понять, что удалось, что не удалось в работе с его точки зрения, что помешало ему более полно и убедительно осуществить его собственный замысел.

Выполняя эту работу, мы, используя технологию «Сакубун», подготовим себя к более тонкому и сознательному руководству творческим развитием наших детей.

© 2010-2022