- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК, ЩИК в именах существительных (теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина)
Урок русского языка Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК, ЩИК в именах существительных (теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Хасанова С.П. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Хасанова С. П.,
учитель русского языка и литературы
«СОШ №12»
Урок русского языка
Тема: «Буквы Ч и Щ в суффиксах - ЧИК, - ЩИК
имен существительных»
Построение урока в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина
Цель: изучение правописания букв Ч и Щ в суффиксах - чик, - щик имен существительных; формирование умений отличать суффиксы -чик, -щик, грамотно писать слова на данную орфограмму
Задачи:
Предметные: выстраивать алгоритм действия на основе правила; формировать умение запоминать правило; связывать условия, признаки мгновенно, в момент письма.
Метапредметные:
- объяснять постановку букв Ч и Щ в суффиксах - ЧИК (- ЩИК) с проговариванием во внешней речи;
- развивать умение составлять ориентировку действия;
- закреплять знания в процессе самостоятельной работы с учебником;
- переосмыслять материал и преобразовывать его в другую форму - краткую запись или схему;
- овладевать основами самоконтроля;
- формировать умение работать в паре
I.Первый этап - ознакомление с целью действия, создание у учащихся мотивации к получению знаний.
Ознакомление с целью действия, создание у учащихся мотивации к получению знаний и формированию умений.
На доске слова: груз…ик, перепис…ик, лет…ик, свар…ик, бакен…ик.
На слайдах презентация: фоторяд
Ученикам задаются вопросы: (летчик, сварщик, грузчик, переписчик, бакенщик).
1.Какими новыми знаниями мы должны овладеть?
2.Чему мы должны научиться? Что должны знать, уметь?
3.Где нам могут пригодиться эти знания и умения?
Ученики (предполагаемые ответы):
*мы должны узнать, когда пишутся буквы Ч, Щ в суффиксах -чик, - щик;
* видеть орфограмму; различать суффиксы - чик, - щик;
*знать способ действия при выборе написания суффиксов - чик, - щик в именах существительных;
*уметь применять способ действия для правильного написания суффиксов -чик, - щик;
*знания могут пригодиться при написании диктантов, сочинений, изложений.
Учитель:
Эти знания вам будут нужны в жизни. Представьте себе ситуацию: вы пишите заявление с просьбой принять вас на работу грузчиком, сварщиком. При написании заявления встает проблема: как написать слова: грузчик, сварщик.
(Подобная работа способствует тому, что ученики осознают: знания им нужны в жизни, выполнение упражнений - это средство в о основы действия владении языком).
II. Второй этап - создание схемы ориентировочной основы действия,
то есть системы ориентиров и указаний, пользуясь которыми человек выполняет данное действие. П.Я.Гальперин разработал 3 вида ориентировочной основы действия.3-й вид - ребенка учат намечать основный точки (моменты) в выполнении действия и идти от точки к точке самому, что способствует развитию самостоятельности, формированию умений учиться.
Если следовать третьему типу ориентировочной основы, необходимо наметить основные точки в выполнении действия.
2 способа:
1.Извлечь из анализа уже известного языкового материала;
2. Извлечь из материала параграфа.
Учитель:
На стр. 85учебника даются 2 столбика слов.
Можно ли по произношению определить выбор букв Ч или Щ в суффиксе -Чик, - Щик имен существительных? Почему? После каких согласных пишется буква Ч в суффиксе -чик, -щик?
- Прочитаем правило и скажем, какие два момента мы должны помнить?
(В создании ориентировочной основы действия использован прием извлечения. Ученики работают с учебником, добывают знания, выстраивают алгоритм их использования.
Такой вид деятельности способствует развитию самостоятельности, формированию умений учиться).
III.Третий этап - выполнение действия в материализованном виде.
Выполнение действия в материальном или материализованном виде. Действие выполняется как практическое с реальными предметами - материальном виде; в материализованном - составление схем, таблиц… Чтобы действие переходило в речевой план, необходимо проговаривать вслух процесс выполнения совершаемых операций. (Учитель получает возможность осуществить объективный контроль за каждой входящей в действие операцией)
На основе материала обучающиеся составляют схемы, таблицы (на доске, в тетради).
Таблица №1. Действие проговаривается обучающимися вслух. Здесь задействованы слух, зрение, моторика руки.
«Сильные ученики» могут сами составить схему, таблицу;
«Слабые» ответят на вопросы из таблицы.
IY.Четвертый этап - формирование действия в виде громкой речи без опоры на материализованные действия (схемы, таблицы, карточки).
Формирование действия в виде громкой речи без опоры на материальные или материализованные средства, т.е. учащиеся своими словам проговаривают все операции, совершаемые ими в соответствии с ориентировочной основой действия.
Рассказ по таблице, словесный отчет о ходе выполнения задания, комментирование. Необходимо произнести вслух и показать образец действия.
Далее провести работу по «цепочке». Дети пробуют себя в действии.
Учитель:
Выполним упражнение № 222 по образцу в тетради и на доске. К доске выходим по цепочке, ход выполнения упражнения проговариваем вслух.
Сначала спрашиваем «сильных» учеников, затем «слабых».
«Слабые» ученики будучи в цепочке шестым, седьмым, чувствуют себя уверенно. Многие учителя недооценивают значение этого этапа или «жалеют» время урока…Ученикам нелегко даются на первых порах словесные проговаривания…
V.Пятый этап - формирование действия во внешней речи про себя.
Перевод действии во внешней речи в действие речи про себя, т.е.выполнение действия не сопровождается громкой речью, а проговаривание произносится про себя. При этом речь начинает сокращаться: то, что ученику хорошо известно, не проговаривается, т.е. действие начинает автоматизироваться.
Детям дается у доски задания (проговаривание про себя).
На доске слова с пропущенными буквами:
Извоз…ик, обход…ик, прессов…ик, перебеж…ик, уклад…ица, буфет…ица, стеколь…ик, аппарат…ик, экскаватор…ик, съем…ик, рез…ик, гон…ик, рассказ…ик, перепис…ик.
Учитель:
Что можете сказать об этих существительных?
Ученики:
Это имена существительные, обозначающие людей, род занятий (профессии).
Учитель:
Составьте предложения с двумя существительными (развитие устной речи).
*Вернемся к словам, которые были на доске в начале урока. Объясните…
VI. Шестой этап - действие в речевом плане сворачивается, переходит в умственный план.
Даются задания для самостоятельной работы. Самостоятельная работа обязательно проверяется.
VII. Подведение итогов работы.
Домашнее задание: параграф 39, стр. 85, Упр.224.