Внеклассное мероприятие по русскому языку Русский язык-это интересно

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие «Русский язык- это интересно»


Разработала: Санникова Н.Н.

Оборудование: карточки-задания, плакаты.

Ход мероприятия.

1. Чтение стихотворения А.Яшина «Русский язык».

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он- язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете

За круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

2.Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (фонетика)

- Сколько звуков [ш] в стихотворении? (27)

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке

От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

А в деревушке Ложке у них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки проехали на кошке.

И пели до порожка, и щелкали орешки-

От деревушки Ложки до деревушки Пешки.

Пешком идти не близко, когда идешь обратно,

А на пушистой киске и мягко , и приятно.

Если кошке по пути- отчего не подвезти?!

3. Орфография- это система правил, определяющая, как надо писать слова.

а) Исправьте ошибки. Почему они вызывают смех? (выдаются карточки)

Мальчик полоскал собаку. (поласкал) Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону.(валы) Все спустились с горы, а Витя все слизал. (слезал)Мама отварила дверь.(отворила)

б) Загадки-складки.

Он на вокзале есть всегда, Загадка эта нелегка:

К нему приходят поезда. Пишусь всегда через два К:

Двойное Р содержит он И мяч, и шайбу клюшкой бей,

И называется ....... (перрон) А называюсь я..........( хоккей)

Во мне два К, не забывайте, На большие расстояния

Таким, как я, всегда бывайте: Мчится он без опоздания,

Я точный, чистый и опрятный, Пишется в конце два С,

Иным же словом.......(аккуратный) Называется..........(экспресс)

4.Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то назвать, именовать.

а) На карточке дано стихотворение. Что объединяет выделенные слова и какие они имеют различия?( это слова-синонимы)

Мы оставили Трезора

Без присмотра, без надзора,

И поэтому щенок

Перепортил все, что мог.

б) В каждой паре пословиц указать синонимы.

Когда едешь в путь, осторожен будь.- Всякая дорога вдвоем веселей.(дорога-путь)

Глядит, как гусь на зарево.- Смотрит, как кот на сало.(смотрит-глядит)

Здоровый детина, теленка кулаком убить может.- Сильному человеку работа впрок.(здоровый-сильный)

Всякий крючок просит клочок.- В каждой семье свои порядки.(всякий-каждый)

Я к нему оком, а он боком.- Свой глаз- алмаз.(око-глаз)

Что испек, то и кушай.- Чем больше ешь, тем больше хочется.(есть-кушать)

в) Подобрать синонимы к словам: большой, стеречь, неправда.(громадный,огромный;охранять, оберегать;ложь, выдумка)

г) Указать в загадке пословицы.(карточка)антонимы (холод-зной, добрый-злой,прошепчет-загудит, притихнет-умчится)

Бывает он и в холод, То что-то прошепчет,

Бывает он и в зной, То вдруг загудит.

Бывает он добрый, Притихнет, умчится,

Бывает он злой. Примчится опять,

В открытые окна То вздумает по морю

Нежданно влетит Волны гонять...

д) Подобрать антонимы к прилагательным в словосочетаниях( карточки):

Свежий хлеб, свежая газета, свежий ветер, свежая новость, длинная дорога, длинный доклад. горячий чай, горячее сердце.(черствый хлеб, вчерашняя газета, теплый ветер, короткая дорога, короткий доклад, холодный чай, холодное сердце)

е) Закончить предложение, используя во второй части слова, противоположные по значению выделенным словам первой части:

Лучше знать мало, но хорошо, чем...(много, плохо)

Он упал, но быстро...(поднялся)

ж) Загадки-шутки:

Я от солнца, от огня, Я-все то, что есть на свете,

Яркий луч несет меня, Все народы на планете,

Но бывает смысл иной: Мой омоним- враг войны,

Весь огромный шар земной. (свет) Друг труда и тишины.(мир)

В тетради я бываю

Косая и прямая;

В другом своем значении

Я- планка для черчения,

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю.(линейка)

Какое государство можно носить на голове? (Панама)

Какой город летает? (Орел)

Какая земля никогда не старится? (Новая)

Какое крыло никогда не летает? (автомобильное)

-Как называются слова, одинаково звучащие, но разные по значению? (омонимы)

5.Чем лучше, чем глубже человек знает язык, тем богаче, глубже и точнее будут собственные его мысли, тем с большей определенностью, яркостью они могут быть выражены. И наоборот, у человека, плохо знающего язык, мысли неизбежно будут неясными, неглубокими, бедными. Богатство языка- это богатство мыслей.

Объяснить значение словосочетаний:

Сердечный человек, сердечный прием, сердечная мышца; глухой старик, глухой голос, глухой согласный, глухой переулок; высокий рост, высокая температура, высокая оценка, высокое напряжение.

6. Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

Из каких частей состоят слова в русском языке?

Найдите «третье лишнее»(карточка)

1. Гореть, угорать, гора(гора)

2. Горе, нагорный, горевать (нагорный)

3. Пот, потолок, потливый (потолок)

4. Море, морщины, морской (морщины)

5. Боль, большой, больница (большой)

7. Русский язык очень богат фразеологизмами.

Замените фразеологические обороты синонимами:

В час по чайной ложке(медленно), рукой подать (близко), кривить душой (обманывать), повесить нос (грустить), себе на уме (хитрый), гонять лодыря (бездельничать), во все лопатки (быстро), раз, два и обчелся (мало), куры не клюют (много), кожа да кости (худой).

8. Сила слова - беспредельна. Как говорил Н.В. Гоголь: «...Нет слова, которое бы было так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».


© 2010-2022