Мини-учебник по литературе для 11 класса. М. А. Булгаков Мастер и Маргарита

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разделы мини-учебника:

  1. Актуализация знаний (проверка домашнего задания)

  2. Материалы для самостоятельной / групповой работы

  3. Интересная информация

  4. Работа над образами героев романа

  5. Тестовые задания к каждому уроку


При подготовке материалов использованы кадры из фильма В.Бортко «Мастер и Маргарита»


Урок №1. История создания романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», художественные источники романа.


«Божественная комедия» Данте и роман Булгакова

«Божественная комедия»

«Мастер и Маргарита»

Прием путешествия по загробному миру

Земля как стихия абсурдного, ненормального существования превращается в ад. В реальном мире гибнут духовные идеалы

По загробному миру путешествует автор

Путешествует Воланд и его свита. Авторская миссия - обличающая, все скрытое земное зло делает явным нечистая сила

Изображены разные круги ада, чистилища, рая. Герой видит и грешников, и праведников, и святых

Круги ада - это разные стороны общественной системы и человеческих пороков. Через духовное очищение проходят только души Мастера и Маргариты

Проводниками Данте в загробном мире были Вергилий, Матильда, Беатриче

Автор постоянно увлекает за собой читателя: «За мной, мой читатель, за мной!..»


«Фауст» Гёте и «Мастер и Маргарита» Булгакова

«Фауст»

«Мастер и Маргарита»

Мефистофель - демон-искуситель

Воланд - дьявол, сила зла, в романе показан как сила справедливости

«Часть силы той,что без числа творит добро, всему желая зла»

«Я отрицаю всё - и это суть моя»

«Стремленье разрушать, дела и мысли злые - вот это всё- моя стихия!»

«Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»

«Что бы делало добро, если бы не существовало зла, как выглядела бы земля, если бы с неё исчезли тени?»

Мефистофель искушает Фауста золотом, любовью, властью

Воланду в Москве 30-х годов уже не нужно никого искушать

Маргарита - воплощение чистоты, женственности, любви, но она показана как жертва обстоятельств, дьявольского замысла

Маргарита - символ любви и преданности, он не жертва, а спасительная сила для Мастера. Даже Воланд признает её силу, называя её Королевой Марго

Фауст и Маргарита соединяются на небесах, в свете. Любовь Маргариты помогает Фаусту обрести свет

Маргарита помогает Мастеру найти награду - но уже не свет, а покой (потому что он был обыкновенным человеком, а не святым и не героем)

Через все произведение проходит мотив поединка-соревнования Мефистофеля и Фауста

Мастер и Воланд ни о чем не договариваются. Автор провозглашает творческую независимость художника. На Мастера никто не влияет, хотя и общество, и Воланд вмешиваются в его судьбу.

Гоголь и Булгаков

Традиции Гоголя

Новаторство Булгакова

Мотив путешествия (приключения Чичикова по России 1-й половины ХІХ века)

Путешествие Воланда и его свиты по СССР 30-х годов ХХ века

Тема «мертвых душ» (речь идет не только о мертвых крестьянах, но и о «мертвых» душах помещиков и чиновников

«Мертвые души» людей 30-х годов ХХ века. А умершие души принадлежат Воланду, поэтому он и появляется в Москве

Фантастическая стихия Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Шинель» и др)

Фантастика у Булгакова (приключения свиты Воланда, полет Маргариты и др) имеет несколько функций:

- показывает настоящую суть людей и общества;

- это изображение обратной стороны реальности;

- это художественный прогноз ужасных преобразований в обществе

Лирические отступления в «Мертвых душах» у Гоголя - это размышления автора о судьбе России, ее прошлом и будущем, о судьбе народа

Лирические отступления у Булгакова воплощают точку зрения автора, его переживания за судьбы людей и мира

Задания

1. Проанализируйте содержание таблиц

2.Попробуйте привести 2-3 факта из романа Булгакова, подтверждающих справедливость высказанных в таблицах мыслей (например, приведите примеры грехов московских жителей, докажите, что их души «мертвы» и т.п.)



Над романом «Мастер и Маргарита» М.А.Булгаков работал с 1928 по 1940 год. Вначале это был замысел написать «роман о дьяволе» - сатирическую фантасмагорию со вставной новеллой о Христе и Пилате.

Варианты названий были такими: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В (…)», «Гастроль (Воланда)», «Инженер с копытом»

В 1931-1932 гг в роман вошли образы Мастера и Маргариты, а окончательное название появилось в 1937-1938 годах.

3. Попробуйте объяснить, почему автор предполагал такие названия для своего произведения, почему остановился на последнем.

4. Заполните таблицу «Образы Мефистофеля и Воланда» (домашнее задание)


Портрет

Мефистофель

Золотой камзол, шляпа с петушиным пером, на ноге - задрапированное копыто, отчего дух зла слегка хромает. Мефистофель носит шпагу.

Во дворце у царя Мефистофель предстает в образе шута

Чтобы перенести Фауста из античности в родное ему средневековье, дух зла использует семимильные сапоги

Воланд

В каком виде появля-ется герой перед другими персона-жами, с какой целью?

Черный пудель

Странствующий студент

Богатый горожанин


Перед Богом появляется как дух зла

Чтобы попасть в дом Фауста

Чтобы заинтересовать Фауста, ведь тот - ученый

Чтобы показать герою свое могущество и силу, дать понять Фаусту, что тот может быть таким же богатым

Мефистофель позволяет себе подвергать критике Бога, спорить с ним на равных, но он все же вынужден считаться с Богом

Деяния героя, его задачи

Спор с Богом


Возвращает Фаусту молодость

Знакомит Фауста с Маргаритой и толкает девушку на грехи (убийство матери снотворным, смерть на дуэли брата, убийство новорожденной дочери)

Дух зла знает людей лучше, чем Бог. Он глубоко презирает человеческий род, ловко пользуется любыми человеческими слабостями.

Его цель - завладеть душой Фауста

При этом Мефистофель надеется завладеть еще и душой Маргариты


Урок №2. Москва и москвичи. Воланд и его свита.

Актуализация знаний (проверка домашнего задания)

Традиционно образ черта рисовался в литературе комично (кстати, на древнееврейском языке «Воланд» обозначает «черт»). И в редакции романа 1929-1930гг. Воланд обладал рядом снижающих черт: хихикал, говорил с«плутовской улыбкой», употреблял просторечные выражения, обзывая, например, Бездомного «врун свинячий», а буфетчику Сокову притворно жалуясь: «Ах, сволочь народ в Москве!», и плаксиво умоляя на коленях: «Не погубите сироту». Каким же предстает повелитель теней в окончательной версии романа?

Подтвердите примерами из романа утверждение, что дьявол многолик.

Почему никто из героев романа не узнает Сатану?

Советская Москва претендовала на звание Третьего Рима. Она провозглашала новые принципы переустройства государства и общества, новые ценности, новую жизнь. А что же увидел Воланд на сеансе в Варьете?

Как вы считаете, Воланд появляется в Москве, чтобы наказывать грешников?

Можно ли говорить о том, что Москва превратилась в подобие великого бала Сатаны? Почему?

Мозговой штурм

Какие ассоциации возникают у вас со словами:

МАССОЛИТ - _________________________________________________;

Дом Драмлита _________________________________________________ ;

Дом Грибоедова ________________________________________________.

Совпадают ли эти ассоциации со смыслом, вложенным автором в названия московских учреждений?

Литераторы Квант, Двубратский, Бескудников, Витя Куфтик, Драгунский, Иероним Поприхин. Председатель домового комитета Босой. Директор театра Варьете Лиходеев. Буфетчик Соков…

Можно ли говорить о том, что у героев романа Булгакова «говорящие» фамилии?


Дополните таблицу

Преступления и наказание московских жителей

грехи человечества

Герой романа

Его социальный статус

Яркий «пример» из биографии

Наказание за прегрешения

Гордыня

Михаил Александрович Берлиоз


Председатель МАССОЛИТа

Пытается показать себя образованнейшим человеком, снисходительно общается с Иваном Бездомным

Ему отрезало голову трамваем. Последнее появление Берлиоза на страницах романа- в конце бала у Сатаны, где полностью опровергается его теория

Зависть

Алоизий Могарыч


Выслан Азазелло из Москвы

Похоть

Аркадий Аполлонович Семплеяров

Вместо совещаний посещал актрису Милицу Андреевну Покобатько

Гнев

Председатель Зрелищной комиссии

Исчез («черти взяли»), от него остался только костюм, который сидит за столом и пишет

Жадность

Никанор Иванович Босой


Андрей Фокич Соков



Буфетчик Варьете

Попал в клинику к Стравинскому, им заинтересовались представители органов внутренних дел

Умрет от рака печени, а его сбережения найдут и отправят в Госбанк



Интересная информация

Театр Варьете - несуществующий театр, придуманный Булгаковым, но его «прототипом» стал Московский мюзик-холл, находившийся по Большой Садовой,18. Программа театра в «Мастере и Маргарите» частично напоминает те номера, с которыми выступали артисты Мюзик-холла. Название для своего учреждения культуры Булгаков взял из манифеста футуриста Маринетти: «Театр Варьете разрушительно действует на все серьезное в искусстве. Уничтожает бессмертные произведения тем, что изменяет и пародирует их, представляя как обыденную вещь».

Азазелло - «демон безводной пустыни, демон-убийца». Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел (или Азазель). Так зовут отрицательного культурного героя ветхозаветного апокрифа - книги Еноха, падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря Азазелу женщины освоили «блудливое искусство» раскрашивать лицо. Поэтому именно Азазелло передает Маргарите крем, волшебным образом меняющий ее внешность

Имя Бегемот взято из апокрифической ветхозаветной книги Еноха. Сведения о Бегемоте Булгаков, видимо, почерпнул из исследований И.Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях» и из книги М.А. Орлова «История сношений человека с дьяволом». В этих произведениях Бегемот - это морское чудовище, а также бес, который «изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками. Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом имени». У Булгакова Бегемот стал громадных размеров котом-оборотнем, а реальным прототипом Бегемоту послужил домашний кот Л.Е. и М.А. Булгаковых Флюшка - огромное серое животное. В романе он черный, т.к. олицетворяет нечистую силу. В демонологической традиции Бегемот - это демон желаний желудка. Отсюда необычайное обжорство Бегемота в Торгсине.

Коровьев-Фагот - старший из подчиненных Воланду демонов, первый его помощник, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшим регентом церковного хора. Существует много версий о происхождении фамилии Коровьев и прозвища Фагот (в т.ч.,и та, что фамилия сконструирована по образцу фамилии персонажа повести А.К. Толстого «Упырь» статского советника Теляева, который оказывается рыцарем Амвросием и вампиром) Не исключено, что этот персонаж имел и реального прототипа среди знакомых Булгакова - слесаря-водопроводчика Агеича, редкого пакостника и пьяницы, который не раз вспоминал, что в юности был регентом церковного хора.

Гелла - младший член свиты Воланда, женщина-вампир. Имя «Гелла» Булгаков почерпнул из статьи «Чародейство» Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, где отмечалось, что на Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами. Характерные черты поведения вампиров - щелканье зубами и причмокивание - Булгаков, возможно, позаимствовал из повести А. К. Толстого «Упырь», где главному герою грозит гибель со стороны упырей (вампиров). Здесь девушка-вампир поцелуем обращает в вампира своего возлюбленного - отсюда, очевидно, роковой для Варенухи поцелуй Геллы. Она, единственная из свиты Воланда, отсутствует в сцене последнего полета.










Тест на знание содержания прочитанных глав.


В мировой литературе повелитель царства теней всегда один. В романе Булгакова Воланда сопровождает свита. Назовите имена спутников Сатаны.

Мини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и МаргаритаМини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и МаргаритаМини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и Маргарита

Отставной регент в клетчатом служанка Воланда, исполнитель воли Воланда,

пиджаке и с треснутым пенсне превратила в вампира демон - убийца

и его закадычный друг - кот… Варенуху

1____________________ 3 ____________________ 4 _____________________

2 ___________________

Мини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и Маргарита

5. Как называлось учреждение культуры, в котором проходил сеанс черной магии Воланда?

6. Кто такой Жорж Бенгальский? Какое ЧП произошло с ним во время представления?


  1. Что, по мнению Воланда, окончательно испортило московских жителей?____________________

  2. Перечислите фокусы, которые показывали подопечные Воланда во время сеанса черной магии.


  1. Какой из продуктов питания поразил Воланда в буфете учреждения культуры? Почему? __________________________________________________________________

  2. Что произошло после сеанса черной магии с теми московскими жителями, кто побывал на сцене? _________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Перечислите жильцов «нехорошей квартиры» №50 в доме 302-бис по улице Садовой.


  1. С какой целью прибыл в Москву киевлянин Поплавский?

Работа выполнена _______________________

Оценка за

тест


(фамилия, имя)

Дата __________________________________



Домашнее задание

Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри

(главы 1,2,16,25,26)



Работая над содержанием романа, постарайтесь

найти ответы на предложенные вопросы.


  1. О чем разговаривали Берлиоз и Иван Бездомный перед появлением Воланда?

  2. Кто такой Понтий Пилат? Что о нём известно из текста романа?

  3. Можно ли Иешуа Га-Ноцри считать повторением Иисуса Христа?

  4. Почему Понтий Пилат отправляет Иешуа на казнь:

- в чем обвиняли Иешуа?

- подтвердилась ли его вина?

- что помешало прокуратору оправдать его?

5. Кому и зачем понадобилось убивать Га-Ноцри?

6. Какой грех совершил Иуда, как за него был наказан?


Урок №3. Сочетание фантастики и философско-библейских мотивов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»


  1. Актуализация знаний (проверка домашнего задания)

Приведите 2-3 примера фантастических событий в романе «Мастер и Маргарита»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что предшествует в романе Булгакова встрече Пилата с Иешуа?

_________________________________________________________________

О чем разговаривали Берлиоз и Иван Бездомный перед появлением Воланда?

__________________________________________________________________

Чем закончилась для Берлиоза встреча с Воландом?

__________________________________________________________________

Почему роман «Мастер и Маргарита» можно назвать «романом в квадрате»?

__________________________________________________________________


Интересная информация

Мини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и Маргарита

Герой Булгакова называет себя «Всадник Золотое копье». Известно, что Пилат перешел на сторону римлян «за золото и блеск» и получил новое имя за «меткий глаз и искусство в ратном деле». В тексте читаем, что Пилат - сын короля-звездочета и мельничихи Пилы. Бытовала средневековая легенда о том, что отцом Пилата был германский король Ат, а матерью - дочь мельника Пила. Отсюда и имя могучего прокуратора Иудеи

Действие романа «Мастер и Маргарита» в современном мире разворачивается в 1929 году, а в ершалаимских главах - в 29 году, их разделяет 1900 лет. Изменяются только жизненные и исторические обстоятельства, а сущность человека остаётся неизменной, он всегда стоит перед выбором: добро или зло.

Место казни Иисуса Христа - Голгофа («Лысая гора»)

Какие персонажи действуют в главе 2?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

О чем беседуют двое - прокуратор и арестант?

Что необычного в их беседе?

Как ведет себя арестант перед грозным Пилатом?

Почему во время допроса Иешуа «секретарь смертельно побледнел и уронил список»?

В чем обвиняли Га-Ноцри?

Подтвердилась ли его вина?

Что помешало Пилату оправдать арестанта? ______________________________________

Почему последним словом, которое произносит Иешуа перед смертью, является слово «Игемон», т.е. титул того, с кем последним говорил казненный?

Почему после казни прокуратор интересовался судьбой только одного из преступников?

Какие чувства, по-вашему, испытывает Пилат после смерти Иешуа?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

КМини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и Маргаритаакой, с точки зрения Булгакова, самый страшный порок у человека?

__________________________________________________________________

Кто в романе совершает предательство? Какое наказание ожидает за это героев?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Заполните таблицу.

Переосмысление евангельского образа

в романе «Мастер и Маргарита»

Библейские тексты

«Мастер и Маргарита»


Священные книги


Художественное произведение


Имя: Иисус Христос

Имя:

Сын Бога и человека

«Я не помню своих родителей…Мне говорили, что мой отец был сириец». Иешуа - обычный человек

Место рождения: Назарет

…………………………….

Путешествует по свету и творит чудеса, утверждая силу христианства

Иешуа не совершает чудес, он, скорее, обладает экстрасенсорными способностями.

Проповедует законы Божьи (заповеди), поучает людей своими притчами (одна из них - притча о

…………………..……………………………)

Утверждает только одну мысль: «Все ………………………………»

Вывод:

В образе Христа провозглашается великая сила Бога. Он всесилен.

Вывод:

Булгаков утверждает, что человек……………………………………………………... А значит - «Люди - вы боги!..»

3.Почему образ Иешуа у Булгакова существенно отличается от своего «прототипа»:

Мини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и Маргарита

а) это литературный герой;

б) он не распространяет учение, а воплощает определенную философию;

в) писателя волнуют не отношения между человеком и Богом, а собственно человек и отношения между людьми.

ТМини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и Маргаритаест на знание содержания романа


  1. Как назывались цветы, запах которых обострял у Понтия Пилата приступы гемикрании?____________________________________

  2. Кого обвиняли в попытке разрушить ершалаимский храм?____________________________________________________

  3. Кто в романе носит имя Банга? ______________________________

  4. Какой город был ненавистен прокуратору?____________________

  5. Какую пользу принес Га-Ноцри Понтию Пилату? __________________________________________________________

  6. Кто написал роман о Понтии Пилате? ______________________________________________________

  7. Вар-равван - это имя того из разбойников, который.…________________________________

__________________________________________________________________

  1. Что украл Левий Матвей в хлебной лавке? Зачем он сделал это? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. «Мини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и МаргаритаТьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город…» О каком явлении природы говорит Булгаков?

______________________________________

  1. Кто получил от первосвященника Каифы тридцать тетрадрахм? За что?

________________________________________________________________________________________


  1. Проведите параллели:

А) Афраний

Б) Марк Крысобой

В) Левий Матвей

1.Начальник тайной стражи

2.Сборщик податей

3.Кентурион, храбрый воин


І.«С тех пор, как добрые люди изуродовали его, он стал жесток и черств»

ІІ. Человек, скрывающий лицо под капюшоном

ІІІ. «Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет»

Ответы:

А



Б



В






.

Работа выполнена _______________________

Оценка за

тест


(фамилия, имя)

Дата __________________________________











Урок №4. Триады героев в «Мастере и Маргарите».

Жанровое своеобразие романа Булгакова.


Мини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и МаргаритаМини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и Маргарита


Мини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и Маргарита


1. Укажите представителей каждого из миров

Мир потусторонний

Древний мир. Ершалаим

Мир современный. Москва





2. . О чём говорит данная фраза?

Воланд появляется в Москве, где рассказывает историю Иешуа

__________________________________________________________________

Творческая работа. Завершите высказывания.

…………….. просит …………….. подарить …………… покой.

Это сообщает …………….. …………….., появляясь накануне грозы,

надвигающейся на …………….

…………….. в последний раз появляется в квартирке на Арбате у ……………., чтобы перенести его и …………… в потусторонний мир с помощью …………………. …………..

3. Триады героев в романе «Мастер и Маргарита».

Воланд

Мини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и МаргаритаМини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и Маргарита

Пилат распоряжаются профессор Стравинский

судьбами людей

Мини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и Маргарита

……………

Мини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и МаргаритаМини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и Маргарита

……… первые помощники врач психлечебницы

власть имеющих Фёдор Васильевич

Мини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и Маргарита

…………….

Мини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и МаргаритаМини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и Маргарита

……… исполнители воли Арчибальд Арчибальдович

власть имеющих, палачи

Мини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и Маргарита

…………….

Мини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и МаргаритаМини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и Маргарита

……… барон Майгель

Мини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и Маргарита………….

Мини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и МаргаритаМини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и Маргарита

Прислуга,

..Низа.. совершают …………..….

тайные поступки

Мини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и Маргарита

…………..

Мини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и МаргаритаМини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и Маргарита

………… любимцы своих Тузбубен

хозяев, их помощники

Мини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и Маргарита

Единственная диада романа - это диада героев, совершивших подвиг:

---------------------------------------------------------------------------------------------


4. Жанровое своеобразие «Мастера и Маргариты»

Роман Булгакова:

- философский - __________________________________________________;

- фантастический - ________________________________________________;

- сатирический - __________________________________________________;

- любовно-лирический - ____________________________________________.


  1. Закончите фразы из романа «Мастер и Маргарита»:

«Злых людей ___________________________»

«Правду говорить ___________________________»

«Всякая власть является _________________________________»

«Рукописи _______________________»

«Кто сказал, что нет на свете _______________________________________?»

«Нет большего порока, чем ________________________»

«Что бы делало твое добро, если бы _______________________________…?»

6. Домашнее задание.

Читать и анализировать 13, 19,20,21,23,24,29,30,31 главы романа

При работе над содержанием обратите внимание на следующие моменты:

- биография Мастера;

- история Маргариты;

- жертвы, на которые готова пойти Маргарита ради любимого человека;

- каким образом роман о Понтии Пилате повлиял на судьбу Мастера.






Тест на знание содержания романа

Мини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и Маргарита

  1. Города, в которых происходит действие в «Мастере и Маргарите» - это __________________________________________

  2. Назовите вид общественного транспорта, из которого был изгнан кот Бегемот, даже несмотря на его попытку оплатить проезд

__________________________________________

3. Укажите номер «нехорошей» квартиры по улице Садовой, 302-бис _________

4. Одна из самых знаменитых улиц в столице СССР, в одном из двориков которой снял квартиру в подвальчике Мастер, - это _________________________________

5. Какое название носил дом, в котором учинила погром Маргарита, ставшая ведьмой: ______________________________________________________________

А) Грибоедов; б) МАССОЛИТ; в) Драмлит; г) клиника Стравинского

6) Какое название носило учреждение, в которое был доставлен поэт Иван Бездомный после встречи на Патриарших прудах с Воландом и его свитой: ______________________________________________________________

А) Грибоедов; б) МАССОЛИТ; в) Драмлит; г) клиника Стравинского

7) Как в народе называли здание, где размещались кабинеты Московской ассоциации литераторов и один из лучших ресторанов в городе: ______________________________________________________________

А) Грибоедов; б) МАССОЛИТ; в) Драмлит; г) клиника Стравинского

8. С какой целью прибыл в столицу СССР Воланд?


  1. На чем, согласно слухам, прибыл в ненавистный Понтию Пилату город Иешуа Га-Ноцри? __________________________________________________________________________

10. Кто из героев романа размещался во дворце Ирода Великого? _______________________

11. Какое название носит гора в романе Булгакова, на которой был казнен Га-Ноцри?

_____________________________________________________________________________

12. Укажите, в каком году разворачивается действие романа:

- в современном мире - в ________________;

- в древнем мире - в ______________.

. Работа выполнена _______________________

Оценка за

тест


(фамилия, имя)

Дата __________________________________



Урок №5.Трагическая любовь героев романа «Мастер и Маргарита»

в конфликте с окружающей пошлостью.

Проблема творчества и судьбы художника.

За мной, читатель! Кто сказал, что нет на свете

настоящей, верной, вечной любви?..

За мной, читатель, и только за мной и я

покажу тебе такую любовь!

М.А.Булгаков


І. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Работа над содержанием глав 13 и 19.

Мастер

Сколько лет герою

Образование

Семейное положение


Материальное положение, место жительства

Главное дело в жизни

Маргарита

Сколько лет героине

Семейное положение

Материальное положение, место жительства

Что было примечательного во внешности героини


Главное дело в жизни

БМини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и Маргаритаыли ли счастливы в семейной жизни Мастер и Маргарита? Почему?

Как вы понимаете фразу «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила на сразу обоих»?

Не является ли эта фраза предсказанием дальнейшей судьбы героев? Почему вы так думаете?

Как встреча в переулке на Тверской изменила жизнь героев?

ІІ. Работа в группах. Восстановите порядок событий

Весна

Лето

Осень

Зима

Весна нового года


  1. Нашла на меня тоска и появились какие-то предчувствия. Статьи, заметьте, не прекращались…А затем наступила… стадия страха.»

2. Встреча с женщиной, которая «несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы»

3. Работа над романом о Понтии Пилате.

4. «Она [ Маргарита ]сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть Мастером»

5. «Он [роман] был дописан …., был отдан какой-то безвестной машинистке, и та перепечатала его в пяти экземплярах»


  1. Время, когда Мастер вернулся домой после ареста ( «Через четверть часа после того, как она покинула меня, ко мне в окна постучали», спустя время - «В том же самом пальто, но с оборванными пуговицами, я жался от холода в моем дворике»)


  1. «И вот четвертый месяц я здесь. И, знаете ли, нахожу, что здесь очень и очень неплохо. Не надо задаваться большими планами, дорогой сосед, право! Я вот, например, хотел объехать весь земной шар. Ну, что же, оказывается, это не суждено. Я вижу только незначительный кусок этого шара…Вот лето идет к нам, на балконе завьется плющ, как обещает Прасковья Федоровна»

  1. «Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал жечь их»


  1. «Я знал, что эта клиника [клиника Стравинского] уже открылась, и через весь город пошел пешком в неё»

ІІІ. Беседа.

Что сломило Мастера?

Почему встреча «с добрыми людьми» так изменила его жизнь?

Каким образом пресловутый «квартирный вопрос» повлиял на судьбу героя?

Как вы думаете, почему Мастер не был осужден и выслан из Москвы?

Во имя кого (или чего) Маргарита вступает в сделку с нечистой силой?

Как вы понимаете слова Воланда: «Рукописи не горят»? Можно ли эти слова применить к творчеству самого Булгакова?

Почему Мастеру дарован не свет, а покой?

Выводы:

  1. История любви Мастера и Маргариты - это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Одна из главных проблем романа Булгакова - это проблема _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Любовь - это ___________________________________________________________

ІV. Домашнее задание (разноуровневое) для обобщающего урока.

Задания на 10-12 баллов (одно на выбор)

1.Подготовить абстрактные портреты героев романа.

2. Подготовить презентацию о героях романа «Мастер и Маргарита»

Задание на 7-9 баллов.

Заполните таблицу «Персонажи романа «Мастер и Маргарита» (от 3-х до 6-ти героев)

Герой романа

Деталь портрета, по которой можно узнать героя

Фраза, по которой можно узнать героя

Места, связанные с героем

Вещи, по которым можно узнать героя














Задание на 4-6 баллов (одно на выбор)

Составьте 6-10 вопросов к содержанию романа (они не должны повторять задания предложенных в мини-учебнике тестов. Знание ответов на них - обязательно)

Подберите стихотворения о любви (или отрывки из них), соответствующие истории Мастера и Маргариты.


Тест на знание содержания романа

1Мини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и Маргарита.До того, как написать роман о Понтии Пилате, Мастер работал:

А) в Массолите; б) в театре Варьете;

в) в одном из музеев; г) в клинике Стравинского ____________

2.Кому Мастер рассказывает историю своей любви к Маргарите? _________________________________________________________

3. Где пытался обрести покой Мастер, устав от постоянной травли со стороны критиков и недоброжелателей?

А) в Массолите; б) в театре Варьете; в) в одном из музеев;

г)в клинике Стравинского ________________________________

4. «Совершенно разбойничья рожа! - подумала Маргарита». Кто оказался собеседником Маргариты, устроившейся на одной из скамеек под Кремлевской стеной? _________________________________

5. Кому была адресована записка Маргариты со словами: «Прости меня и как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай.»? _______________________________________________________________

6Мини-учебник по литературе для 11 класса. М.А.Булгаков Мастер и Маргарита. Какие «транспортные средства» использовала Маргарита, чтобы добраться в гости к таинственному иностранцу? ________________________________________________________________________

7. «.. И откровенно вам скажу: я легкомысленный человек. Я попросила вас за ….. только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою помощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь» О ком из гостей бала у Сатаны говорит Маргарита? _______________________________________________

8. Какой подарок Маргариты, изготовленный ею самостоятельно, был дорог Мастеру? _________________________________________________________________________

9. «Услышав, что шаги стихают, Аннушка, как змея, выскользнула из-за двери, бидон поставила к стенке, пала животом на площадку и стала шарить. В руках у неё оказалась салфеточка с чем-то тяжелым». Какой подарок Воланда Маргарите нашла любопытная Аннушка? _________________________________________________________________________

10. «Он не заслужил света, он заслужил покой». О ком говорит Левий Матвей Воланду?

__________________________________________________________________________________

  1. Установите связи.

А) кот Бегемот

Б) Мастер

В) Воланд


1. «Теперь на шее…оказался белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль… Кроме того, усы.. были вызолочены»

2. «Исчезла заплатанная рубаха и стоптанные туфли… (Он) оказался в какой-то черной хламиде со стальной шпагой на бедре»

3. «Он был в своем больничном одеянии - в халате, туфлях и черной шапочке, с которой не расставался»

І.Лучший шут из всех, когда-либо существовавших в мире

ІІ.Отступает перед милосердием

ІІІ. Оказался бессилен перед системой атеизма


А



Б



В



Ответы:

Работа выполнена _______________________

Оценка за

тест


(фамилия, имя)

Дата __________________________________


© 2010-2022