- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока литературы на тему Татьяны милый идеал
Конспект урока литературы на тему Татьяны милый идеал
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пронина Е.С. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект открытого урока литературы по теме «Татьяны милый идеал…».
(Сравнительная характеристика Татьяны и Ольги)
(18.12.2014 г.)
Цели урока:
Образовательные:
-
произвести сопоставительный анализ образов Татьяны и Ольги;
-
выявить позицию автора по отношению к героиням.
Развивающие:
-
продолжить развитие образно-аналитического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать;
-
продолжить развитие умения работать с текстом, быстро ориентироваться в нем.
Воспитательные:
-
воспитывать любовь к искусству;
-
продолжить формирование нравственных ценностей.
Методы и приемы:
-
аналитическая беседа;
-
культурологический комментарий;
-
презентация;
-
эвристическая беседа;
-
словесный (слово учителя).
-
репродуктивный (беседа по рассказу).
-
наглядно-иллюстративный (слайды компьютерной презентации).
-
частично - поисковый (нахождение ключевых слов в тексте).
-
практический (чтение текста с остановками)
Оборудование: презентация, иллюстрации к роману, портреты главных героинь.
Татьяна - существо исключительное,
Натура глубокая, любящая, страстная...
В.Г. Белинский
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы продолжим работу над романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Наша задача - раскрыть образы Татьяны и Ольги. А как вы думаете, почему эпиграфом к уроку взяты строчки В.Г. Белинского «Татьяна - существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная»? Верно, потому что именно Татьяна является идеалом А.С. Пушкина, воплощением пушкинских представлений об идеальной женщине. И в этом нам с вами предстоит убедиться.
II. 1. Вступительное слово учителя.
- Образ Татьяны важен для раскрытия идейного смысла произведения. Что касается образа Ольги, он не является центральным, но её характер служит не только фоном для образа Татьяны, но и интересен сам по себе.
- Давайте обратим внимание на имена героинь.
2. Культурологическая справка.
-
Татьяна - древнегреческое имя, «учредительница». С де6тства отличается эмоциональностью, хранительница домашнего очага, спокойная. С возрастом появляется больше терпимости.
-
Ольга - древнерусское имя, «святая, священная». Волевая, активная, упрямая, в вечных проблемах. Серьёзная, вдумчивая, но очень ранимая и обидчивая.
- К концу урока нам предстоит определить, схожи ли характеры героинь со значением их имён.
3. Анализ второй главы «Евгения Онегина».
- С чего начинается вторая глава? (подтвердить цитатами из текста). (I)
(Начинается с описания деревни, где скучал Евгений. Описание деревни:
Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали селы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад.)
- Чем занимается Онегин в деревне? (IV)
Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
- Что означают строчки «ярем он барщины старинной оброком лёгким заменил»? (культурологический комментарий)(Барщина - повинность, отбываемая крепостными и временно обязанными земледельцами в пользу землевладельца, в основном за предоставление в их пользование части земли. Оброк - отходящий промысел, как правило, несвязанный с сельским хозяйством. Крестьяне приносили с оброка деньги. Оброк считался не только более легкой формой крепостной зависимости, но и путем к освобождению крестьян).
- Какие отношения у Онегина с соседями? (V) (Сначала все к нему приезжали, но Онегин не хотел с ними общаться, они казались ему скучны).
- Как происходит знакомство с Владимиром Ленским? (VI) (Красавец, в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт, Владимир был чист душою, невинен, наивен. Его душа и разум стремились к высокому и прекрасному).
- Как был принят Ленский в деревне? (XII) (Как жених, так как был богат и хорош собою).
- Что об этом думает Ленский? Хочет ли он жениться? («Ленский, не имев, конечно, охоты узы брака несть, с Онегиным желал сердечно знакомство покороче свесть»).
- Они сошлись... Найдите строчки, которые описывают отношения Онегина с Ленским? (XIII) (Ленский и Онегин противоположны по восприятию жизни, по отношению к ней: с одной стороны, романтик, идеализирующий жизнь, а с другой - человек, во всём разочаровавшийся).
- Что сближает Онегина и Ленского? (XVI) (Их сближает тот круг социально-политических, философских вопросов, который был общим для всей передовой дворянской молодёжи).
- Когда происходит знакомство с Ольгой? Найдите её описание. (XXI и XXIII)
Чуть отрок, Ольгою плененный,
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял ее забавы,
И детям прочили венцы
Друзья-соседы, их отцы.
В глуши, под сению смиренной,
Невинной прелести полна,
В глазах родителей, она
Цвела, как ландыш потаенный,
Незнаемый в траве глухой
Ни мотыльками, ни пчелой.
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге... но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Позвольте мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.
- Казалось бы, поэт восхищается чистотой и обаянием героини. Пушкин нарисовал великолепный портрет безупречной красавицы, но всё же не считает её образцом совершенства и предметом восхищения. Что же смущает поэта? Какие недостатки мы видим в этом эталоне красоты? (XXIII)
но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Позвольте мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.
(Автор признаёт, что и сам в юношеских стихах поклонялся подобным героине девушкам, но они ему безмерно надоели).
- Дальше мы знакомимся со старшей сестрой Ольги Татьяной. Даёт ли Пушкин внешний портрет Татьяны? (нет).
- Автору важнее внутренний мир Татьяны. Зачитайте строчки, с помощью которых мы узнаём её. (XXV)
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
- Как Пушкин изображает семью Лариных? (XXIX) (Отец Татьяны считал книги пустой игрушкой, хотя сам их никогда не читал, особо не заботился о дочке, жена его любила Ричардсона. Она всегда была одета по моде, её повели к венцу, не спрося её совета, она сначала плакала, с супругом чуть не развелась, но потом привыкла, хозяйством занялась и открыла тайну, как управлять мужем).
- Найдите строчки, описывающие то, что делала жена за спиной мужа. (XXXII) (Вела расходы, отдавала своих крестьян в солдаты, служанок била осердясь -всё это мужа не спросясь).
- Как относился к ней муж? (XXXIV) (Он её любил, веровал ей, а сам в халате ел и пил).
- Как они относились к русским традициям? (XXXV) (У них были блины на масленицу, два раза в год постились, н6а Троицу «роняли слёзки три», за столом у них гостям носили блюда по чинам).
- Отец Татьяны умирает, его памятник посещает Владимир Ленский. О чём он вспоминает в этот момент? (XXXVII) (Он вспоминает о том, как Дмитрий держал его на руках, как он играл с его медалью, вспоминает о том, что Дмитрий хотел отдать Ольгу за него).
4. Анализ третьей главы «Евгения Онегина».
- В начале третьей главы мы узнаём, что Ленский все вечера проводит у Лариных. Что говорит об этом Онегин? (I) (Он не понимает, что интересного нашёл друг в обществе этой семьи, где только и разговоров, что «про дождь, про лён, про скотный двор»).
- Что на это отвечает Ленский? (II) («Я модный свет ваш ненавижу, милее мне домашний круг»). Удивлённый Онегин просит представить его этому семейству.
- Как происходит знакомство Онегина с семьёй Ленских? (III) (Когда приехал Онегин к Ленским, те стали готовить угощенья).
- На обратном пути от Лариных Онегин делится впечатлениями с Ленским (V)
Скажи: которая Татьяна?"
- Да та, которая, грустна
И молчалива, как Светлана,
Вошла и села у окна. -
"Неужто ты влюблен в меньшую?"
- А что? - "Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
- Что говорит Онегин об Ольге? (V) (В чертах у Ольги жизни нет, кругла, красна лицом она, как эта глупая луна»).
- Какое впечатление произвело на Ленских появление Онегина? (VI) (Было решено, что у Татьяны появился жених, поговаривали даже, что дело уже слажено и вот-вот назначат свадьбу).
- Но Татьяна в это время думает о другом. Найдите строчки, подтверждающие влюблённость Татьяны в Онегина. (VII и IX) (Пришла пора, она влюбилась. Теперь с каким она вниманьем, читает сладостный роман, любовник Юлии Вольмар, Малек-Адель и Вертер в единый образ облеклись, в одном Онегине слились).
- Какие чувства испытывает Татьяна в этот момент? (XVI) (Чувства тоски и грусти).
- О чём разговаривает Татьяна с няней? (ХVII) (Няня рассказывает, как она венчалась.
- Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели
Да с пеньем в церковь повели.
- Затем няня замечает, что Татьяна не слушает её. Что на это отвечает Татьяна? (XIX, XX) ("Я не больна: Я... знаешь, няня... влюблена").
- Что дальше делает Татьяна? (XXI) (Она просит няню оставить её одну и дать ей перо и бумагу. Татьяна пишет письмо Онегину. Давайте прослушаем его (аудиозапись).
- Следует учесть то, что письмо Татьяны - это перевод с французского языка. Писать по-французски, думать на чужом языке - это показатель высокой образованности, что типично для любого русского дворянина того времени.
- Что происходит после того, как Татьяна написала письмо? (Запечатав письмо, Татьяна просит верную няню послать своего внука с письмом к Онегину. Прошёл день, другой, а ответа всё не было. Приезжает Ленский, но один).
- Что чувствует Татьяна в этот момент? (XXXVIII) («Душа в ней ныла, и слёз был полон томный взор»).
- Вдруг она слышит конский топот...Она бежит в сад и видит Евгения.
Но следствия нежданной встречи
Сегодня, милые друзья,
Пересказать не в силах я;
Мне должно после долгой речи
И погулять и отдохнуть:
Докончу после как-нибудь.
III. Подведение итогов.
- Сегодня мы с вами проанализировали характеры Татьяны и Ольги, определили, чем они различны. Давайте вернёмся к значениям имён Ольги и Татьяны и ответим на вопрос, сходи ли характеры героинь со значением их имён.
IV. Домашнее задание.
К следующему уроку прочитать главы 4 и 5.
V. Оценки.
Учитель-словесник: ________________________________
Методист: _________________________________________
Анализ урока литературы «Татьяны милый идеал…»
Урок литературы на тему «Татьяны милый идеал…». Тема соответствует тематическому плану. Этот урок - третий в изучении романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Мною были поставлены следующие цели:
Образовательные:
-
произвести сопоставительный анализ образов Татьяны и Ольги;
-
выявить позицию автора по отношению к героиням.
Развивающие:
-
продолжить развитие образно-аналитического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать;
-
продолжить развитие умения работать с текстом, быстро ориентироваться в нем.
Воспитательные:
-
воспитывать любовь к искусству;
-
продолжить формирование нравственных ценностей.
Поставленные перед учащимися цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности. При разработке урока учитывались возрастные особенности учащихся, индивидуальные способности каждого.
Тип урока: комбинированный (рассказ учителя о романе, анализ 2ой и 3ей глав, выразительное чтение отрывков).
В ходе урока применялись следующие методы обучения:
1. Словесный (слово учителя).
2. Репродуктивный (беседа по рассказу).
3. Наглядно-иллюстративный (слайды компьютерной презентации).
4. Частично - поисковый (нахождение ключевых слов в тексте).
5. Практический (чтение текста с остановками)
Урок проводился с учётом требований с позиций сбережения здоровья учащихся. Во-первых, не было перегруженности теоретического материала; во-вторых, виды учебной деятельности были разнообразны: слушание, письмо, чтение, ответы на вопросы; в-третьих, использовались различные методы: наглядный, словесный, метод комментированного чтения.
Классное помещение было подготовлено к уроку. В целях экономии времени на доске были записаны необходимые данные.
Урок включал следующие этапы:
1. Организационный момент (2 минуты);
2. Анализ глав, посвящённых Татьяне и Ольге (30 минут);
3. Комментированное чтение текста (10 минут);
4. Подведение итогов и определение домашнего задания (3 минуты).
Урок был начат с организационного момента. Помимо взаимного приветствия учителя и учащихся, была установлена готовность учеников к уроку, объявлена тема. Учащиеся записали в тетрадях число и тему урока «Татьяны милый идеал…».
Вторым этапом урока был анализ 2ой и 3ей глав романа «Евгений Онегин». Учащиеся отвечали на вопросы и в доказательство своих слов зачитывали отрывки из текста.
Для того чтобы понять, насколько хорошо учащиеся усвоили изученный материал, были подведены итоги урока.
В конце урока были выставлены оценки, некоторым учащимся даны рекомендации и определено домашнее задание.
Работоспособность учащихся на уроке обеспечивала за счет использования инновационно-коммуникационных технологий, создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу, подобрав интересный, насыщенный материал, имеющий теоретическую, практическую и познавательную значимость.
Ориентируясь на уровень подготовки и речевых способностей учащихся, применяла дифференцированный подход.
Результативность урока хорошая.
Учитывая большую наполняемость класса, я стремилась задействовать всех учащихся в разных видах работы, учитывая уровень их коммуникативной активности.
Перегрузки детей не было.
Задачи урока решены. Этому помогло четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.
На мой взгляд, все этапы урока были успешно реализованы.
В ходе урока я стремилась строить свою речь грамотно, выразительно, вежливо. Урок был построен методически грамотно: наличие чёткой структуры, реализация каждого этапа соответствующими методами.
Требовательность и тактичность характеризовали отношение с детьми на уроке. Я стремилась относиться к ним добродушно, реагировала на каждый их вопрос. Учащиеся, в свою очередь, активно работали на уроке, отвечали на вопросы.
Считаю, что проведённый мною урок был эффективным: поставленные цели были достигнуты, все этапы реализованы, временные рамки соблюдены.
Основные трудности, с которыми я столкнулась на уроке, заключались в проблеме одновременной подачи материала и контролем над дисциплиной. Тех ребят, которые вели себя на уроке не лучшим образом, я пыталась увлечь работой, задавала дополнительные вопросы.
Если бы у меня была возможность повести этот урок вновь, то я бы дала опережающие задания по теме, для того, чтобы максимально задействовать учеников в работе.