Рабочая программа элективного курса по русскому языку Синтаксическое богатство русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»

«Гимназия № 24»




Рассмотрено на заседании кафедры ________________

________________________

Протокол №___ от __________

Руководитель кафедры

__________________________

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

___________/А.В.Трубина/

_______________________

Утверждаю

Директор МБОУ Гимназия № 24

________________/И.А.Белов/

«____» ___________20___ года





Рабочая программа

элективного курса по

русскому языку

«Синтаксическое богатство русского языка»

(базовый уровень основного общего образования)

9 класс

2015 - 2016 год

18 часов

программа разработана на основе: Программы для общеобразовательных учреждений. 5 - 11 классы. Авт. - сост. С. И. Львова. Изд. Мнемозина, 2009 г.)



учитель Сергеева Ольга Адольфовна.

Раздел I. Пояснительная записка

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по русскому языку «Синтаксическое богатство русского языка» рассчитана и предназначена для обучающихся общеобразовательных школ и помогает выпускникам основной школы подготовиться к Государственной итоговой аттестации, успешной сдаче экзамена по русскому языку.

Программа основана на программах по русскому языку, рекомендованных МО РФ (Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 - 11 классы. Авт. - сост. С. И. Львова. Изд. Мнемозина, 2009 г.), что дает возможность повторить, систематизировать и обобщить курс синтаксиса русского языка.

Программа включает в себя:

-теоретический материал;

-вопросы и задания практического характера;

-вопросы и задания для подготовки к ГИА;

-вопросы и задания занимательного характера.

В процессе занятий обучающиеся совершенствуют пунктуационные, речевые умения и навыки, так как программа имеет высокую практическую направленность.

Одним из путей повышения эффективности обучения русскому языку может быть использование на занятиях дидактических материалов, которые позволяют реализовать интеграцию обучения, широко применять задания по комплексному анализу текста.

Тема курса актуальна, так как специалисты самых разных профилей должны быть прежде всего грамотными людьми, свободно владеть родным языком.

Цель курса: способствовать углубленному изучению синтаксиса, повысить уровень речевой и письменной грамотности, подготовить обучающихся к успешной сдаче ГИА по русскому языку.

ЗАДАЧИ КУРСА:

- обобщить, систематизировать знания о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;

- формировать умения обучающихся ориентироваться в многообразных явлениях письма, выбирать из правил соответствующее конкретному правописанию;

-готовить учащихся к ГИА по русскому языку;

- активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;

- самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур в создании текстов лингвистического характера;

- расширить навыки самостоятельной работы;

- развивать навыки работы со справочной литературой;

- формировать навыки исследовательской работы;

- учить самоанализу, применять знания в практической деятельности.

Курс рассчитан на 18 часов, содержит 2 теоретических и 16 практических занятий. Формы занятий разнообразны: беседы, практикумы, семинары.

Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтаксических категорий в речи.

Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельной работы учащихся.

Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся.

  • знать пунктуационные правила;

  • уметь применять данные правила на практике;

  • уметь различать изученные виды простых и сложных предложений, правильно ставить знаки препинания;

  • находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений;

  • самостоятельно конструировать ту или иную синтаксическую единицу и использовать её в собственной речи;

  • уметь создавать устные и письменные высказывания на предложенную тему;

  • уметь работать с тестами;

  • пользоваться справочной литературой и словарями;

  • находить нужную информацию по заданной теме;

  • организовывать индивидуальную, самостоятельную и исследовательскую деятельность.

Раздел III. Календарно - тематический план

п/п

Название тем курса

Дата проведения

Формы и методы обучения

Форма контроля

1

Введение. Всемогущий синтаксис

Практическая работа. Составление предложений. Работа со словарём.

Устный опрос. Взаимопроверка.

2

Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов.

Беседа. Игра «Что? Где? Когда?»

Нахождение алгоритма «восстановления строки

3

Слова. Сочетания слов. Словосочетания

Сообщения учащихся. Практическая работа.

Индивидуальная работа. Тесты ГИА

4

Основные виды подчинения.

Графическое обозначение связи. Практическая работа.

Словарная работа. Конструирование предложений. Выполнение тестовых заданий

5

Простое предложение. Типы предложений.

Составление таблицы. Беседа. Практическая работа.

Сочинение - рассуждение. Задание С2.

6

Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим.

Беседа. Практическая работа. Составление вопросов и заданий к теме.

Рассказ о спорте. Сжатое изложение. ГИА - задание С1.

7

Второстепенные члены предложения.

Семинар. Работа в парах по заданной программе.

Рассказ по схеме. Выполнение тестовых заданий.

8

Односоставные предложения.

Практикум.

Дополни ответ товарища… Рассказ «Кто лучше?»

9

Синонимия односоставных предложений.

Сообщения учащихся с использованием подобранного материала.

Работа с текстами для изложений (по КИМам).

10

Неполные предложения.

Сообщения учащихся.

Работа с текстами для изложений (по КИМам).

11

Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

Наблюдение над текстом художественной литературы.

Работа с текстами для изложений (по КИМам).

12

Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

Практикум. Беседа. Комплексный анализ текста.

Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему. С2.

13

Обособление второстепенных членов предложения.

Практикум. Работа в группе. Наблюдение над синтаксисом поэтического текста.

Составление памятки «Условия обособления». Конструирование предложений. Задания ОГЭ

14

Слова, не являющиеся членами предложения (вводные слова, предложения и обращения).

Практическая работа.

Работа с текстами художественной литературы.

Взаимопроверка и взаимоконтроль. Выполнение заданий ОГЭ

15

Виды сложных предложений.

Составление таблицы «Виды сложных предложений».

Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему. Задание С2.

16

Своеобразие их семантики, структуры и функций.

Редактирование стилистических текстов.

Задание С3.

17

Сложное предложение с разными видами связи.

Работа с текстами. Пунктуационный анализ. Составление схем.

Выполнение тестовых заданий ОГЭ

18

Немного о пунктуации. Трудные случаи пунктуации.

Работа с текстами. Пунктуационный анализ.

Выполнение тестовых заданий.

Раздел IV. Перечень учебно-методических средств обучения.

  1. Бабайцева В.В. и др. Русский язык. Теория 5-9 кл. -М., Дрофа,2002.

2.С. И. Львова. Русский язык. 9 класс.В 2 частях: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Мнемозина 2009г.

3.Н. С. Валгина. Орфография и пунктуация. Справочник М.: 1993г.

4. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. - М.,1983.

5.Д. Э. Розенталь. Справочник по русскому языку. М.: 2002г.

6.Н. А. Сенина. Подготовка к ГИА - 2013. Р.:Легион, 2012г.

7.И. П. Цыбулько. ГИА - 2013. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. М.: Нац-ое образование, 2012г.

8.Т. Н. Назарова, Е. Н. Скрипка. Русский язык. ГИА - Практикум. М.: Экзамен, 2012г.

Словари и справочники

Ефимова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. -М., Просвещение,1986.

Орфографический словарь русского языка/Под ред. Лопатина В.В.-М., 1996.

Современный словарь иностранных слов. -М.,1998.

Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2-х томах.-М., 1990.

Ушаков Т.Ф., Крючков С.Е. Орфографический словарь. А-Я.-М.,«Просвещение», 2000 г.

© 2010-2022