- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект интегрированного занятия по русскому языку и литературе
Конспект интегрированного занятия по русскому языку и литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сальникова М.В. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сальникова М.В.
МОУ «СОШ пос. Уральский»
Свердловской области.
Сценарий интегрированного занятия
по русскому языку и литературе «Письмо как средство общения» в 5 классе.
Цель: осознание учащимися практической значимости материала по теме «Письмо как средство общения» и ценности совместной деятельности (личностная цель); содействие развитию умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников; обеспечить развитие умений адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задачи и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей (цель для достижения метапредметного результата); организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению понятия эпистолярного жанра (цель для достижения предметного результата).
Задачи:
-
подвести учащихся к осознанию потребности написания письма как в сфере личной жизни, так и в сфере официально-деловых отношений;
-
научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками;
-
научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.);
-
научить самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников в творческой деятельности;
-
научить правильно использовать речевые средства в ходе коммуникации на уроке (монологическая речь, диалог, рефлексия);
-
научить правилам написания писем различного содержания.
Ожидаемый результат урока:
1. Личностный:
- сформированность потребности использования писем в личном и деловом общении;
- формирование и развитие учебно-познавательного интереса учащихся к новому учебному материалу;
2. Метапредметный:
- адекватное и критическое оценивание учащимися самих себя и одноклассников в творческой деятельности;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
3. Предметный:
- знание особенностей эристолярного жанра; истории почты, письма; роли писем в жизни людей; разновидностей писем, правил их написания и отправления; литературных примеров эпистолярного жанра.
Ход занятия.
Ведущий.
Уважаемые ребята!
Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о письме. Что такое письмо? В словаре С.И. Ожегова одно из значений этого слова представлено так: «Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь». А вот отрывок из стихотворения М.И. Цветаевой «Письмо»:
Так писем не ждут,
Так ждут - письма.
Тряпичный лоскут, вокруг тесьма
Из клея. Внутри - словцо,
И счастье. И это - все.
Письмо ждут. Письму рады. Письмо - это и привет, и новости, и разговор по душам... Многие считают, что написать письмо - это так просто, привычно, понятно. Но у письма есть своя история, свои секреты. Вот об этом у нас сегодня и пойдет речь. Для того, чтобы мы с вами узнали о письме как можно больше, к нам пришли гости. Вы видите их за столом с табличкой «Ученый совет». Знакомьтесь: ученый-историк, литературовед, знаток русского языка. А еще у нас есть Машина времени, созданная Мастером компьютерной техники. Сейчас мы попросим его перенести нас в древние времена.
Мастер включает Машину времени. Выбегает индеец Гичи. У него в руках письмо.
Индеец Гичи:
Написал я другу письмо.
Сейчас отправлю его.
Очень встретить друга хочется,
Чтобы вместе поохотиться.
Индеец Гичи бросает письмо в почтовый ящик и убегает. Приходит индеец Гини. Он забирает письмо из почтового ящика, пытается eгo прочесть, но не может.
ИндеецГини:
Мама мне сто раз твердила:
«Научись читать, сынок!
Мне терпения не хватило.
Кто бы мне прочесть помог?»
Индеец Гини садится, обхватывает голову руками, пытается прочитать письмо.
Ведущий:
Уважаемый ученый - историк! Пожалуйста, объясните, что происходит. Почему у этого индейца вместо букв какие-то рисунки?
Ученый - историк:
С научной точки зрения, все правильно! Первые письма древние люди писали не буквами, а рисунками. Каждый рисунок обозначал какое-либо слово, словосочетание или даже предложение. Но я увидел две исторические ошибки. В древние времена не было почтовых ящиков. Скорее всего индеец положил свое письмо в дупло дерева или отправил в соседнее племя гонца. Да и писал он не на бумаге, а на папирусе. Стебли тростника разрезали на тонкие полоски и склеивали их друг с другом в листки, похожие на бумагу. На папирусе писали древние египтяне, индейцы. А вот русские люди для своих первых писем использовали бересту.
Сейчас мы поможем этому бедному индейцу прочитать письмо друга. Для этого я дам вам Словарь древнего индейского письма. Кто сумеет первый прочесть письмо, тот получит приз .
Учащиеся с помощью Словаря древнего индейского письма читают письмо: «Друг! Охота будет в понедельник утром. Торопись!». Индеец Гини убегает на охоту.
Ученый - историк:
Ребята, пока мы не вернулись в наш 21 век, мои помощники расскажут вам интересные факты из истории письма и почты.
Помощник 1:
Задолго до создания почтовой службы сообщения передавали с помощью огня или дыма. В 16 веке цепочка огней на холмах предупредила англичан об угрозе нападения испанцев. Когда наблюдатель замечал далекий огонь, он зажигал костер. Сигнальные костры передавали сообщения быстрее любого всадника.
Помощник 2:
В 1860 году в США было организовано почтовое сообщение между Миссури и Калифорнией по эстафете. Почтовые дилижансы проделывали этот путь за б недель, а сменные всадники стали доставлять почту за 8 дней. Каждый из 80 всадников проезжал в день до 120 километров. На Руси же уже в 10 веке существовал «повоз», особая повинность населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов.
Помощник 3:
Простейшее устройство почтовой техники - почтовый ящик- было предложено в 1653году французом Ренуаром де Виллайсом. В наше время существует множество почтовообрабатывающих машин. Машины ускорили и упростили сортировку почты. Современные линии способны рассортировать 350000 писем в час.
Литературовед:
Сейчас с помощью Машины времени мы побываем в начале 19 века. Многие писатели, поэты использовали письмо в своих произведениях как художественный прием. Например, для того, чтобы признаться в любви, героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина пишет Онегину письмо.
Мастер включает Машину времени. Татьяна Ларина читает письмо к Онегину.
Литературовед:
В письме можно рассказать о разных событиях, планах, бедах и радостях. Например, Ванька Жуков в рассказе А.П. Чехова «Ванька» в письме своему дедушке, Константину Макарычу, рассказал о своей тяжелой жизни. Мастер компьютерной техники, перенеси нас, пожалуйста, в конец 19 века.
Мастер включает Машину времени. Ванька Жуков пишет письмо своему дедушке.
Литературовед:
Очень жалко Ваньку. Если бы он правильно написал адрес, то письмо, конечно, дошло бы и дедушка, Константин Макарыч, забрал бы мальчика от жестоких хозяев или написал бы ему письмо. Ведь в письме можно написать добрые, заботливые слова, которые успокоят человека, поддержат его в трудную минуту. Например, очень любят такие письма мамы, когда их дети куда-нибудь уезжают. Получив письмо, они радуются, успокаиваются. Мне очень нравится стихотворение С.А. Есенина «Письмо к матери». Мастер компьютерной техники, перенеси нас, пожалуйста, в 20 век.
Мастер включает Машину времени. Ученик читает стихотворение СА. Есенина «Письмо к матери».
Ведущий:
Как хорошо, что можно писать письма! Ребята, как вы поняли, зачем надо писать письма?
Учащиеся отвечают, что в письмах можно высказать свою точку зрения, рассказать о событиях, чувствах,впечатлениях, утешить и успокоить человека, назначить встречу.
Ведущий:
Есть еще официальные и деловые письма, в которых решаются важные рабочие, деловые и официальные вопросы.
А вы умеете писать письма? Есть несколько правил для написания писем. Спросим о них у знатока русского языка.
Знаток русского языка:
Письмо должно начинаться с приветствия и обращения. Выбор приветствия и формы обращения зависит от адресата, то есть от того человека, кому предназначено письмо. Давайте попробуем составить начало писем к вашей учительнице, бабушке, другу. На доске есть много листочков с разными приветствиями, обращениями. Какие слова вы выберете для каждого адресата?
На доске находятся листы со словами: здравствуйте, npuвem, добрый день, уважаемая, дорогая, Надежда Ивановна, Витя, бабушка. Знаток русского языка вместе с учащимися составляет выражения: «Здравствуйте, уважаемая Надежда Ивановна!», «Добрый день, дорогая бабушка!», «Привет, Витя!».
Знаток русского языка:
В конце письма нужно попрощаться. Давайте закончим наши письма учителю, бабушке и другу. Какие слова наиболее уместны для каждого адресата?
На доске находятся листы со словами: до свидания, пока, до встpeчи. Знаток русского языка вместе с учащимися подбирает правильную форму прощания к каждому началу письма.
Ведущий. Ребята! На доске в произвольном порядке расположены составные части письма. Давайте составим памятку написания письма и расположим части письма правильно. Учащиеся вместе с ведущим составляют памятку.
Памятка.
-
Обращение к адресату.
-
Мысленный диалог адресанта с адресатом.
-
Выражение своих впечатлений и мыслей по определённому поводу (и в связи с ним).
-
Вывод, заключение, обращение к адресату.
-
Дата написания.
-
Автор письма.
Знаток русского языка:
Как вы думаете, дошло письмо Ваньки Жукова до дедушки? (Ответ: «Не дошло».) А почему? (Ответ: «Неправильно был написан адрес».) Для того, чтобы ваши письма всегда доходили, мы сейчас научимся правильно оформлять конверт.
Знаток русского языка на примере большого конверта объясняет правила оформления конверта.
Ведущий: Пишите письма матерям,
Любимым, другу дорогому,
Своим родным учителям
И просто близким и знакомым.
Письмо подарком полетит,
Привет недолго будешь ждать.
Какое счастье, ты пойми,
Ответ на письма получать!