Выступление учащихся на открытии фестиваля по Риторике

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1Сократ говорил:«Каков человек, такова его и речь.»

2. К сожалению, создается впечатление, что в последние десятилетия эту истину забыли.

1. Многие ли из нас, окончивших не только школу, но и высшие учебные заведения, умеют легко, свободно публично выступать. Вести беседу???

2.В связи с этим нельзя не вспомнить ироническое высказывание о «речевых нравах» в нашем обществе А.П.Чехова:

«В ... собраниях, ученых заседаниях, на парадных обедах и ужинах мы застенчиво молчим или же говорим вяло, беззвучно, тускло, «уткнув брады», не зная, куда девать руки; нам говорят слово, а мы в ответ - десять, потому что не умеем говорить коротко и незнакомы с той грацией речи, когда при наименьшей затрате сил достигается известный эффект - nоn multum, sed multa. ( «не многое, но много»; в немногих словах, но много по содержанию.)

1.Перу А.П.Чехова принадлежат и такие строки: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным»

2. Эти слова относятся к современной проблеме нашего общества, хотя они были написаны около двухсот лет назад.

Ребёнок: Вы так красиво говорите, что очень хотелось бы узнать, когда зародилось русское красноречие, наука риторика, изучающая теорию и практику правильного общения.

1. А мы вам сейчас расскажем…

2. Во второй половине 9 века Русь образует собой государство. В то же время для славянского языка изобретаются письмена.

1. Но русский народ ещё коснеет (неподвижность , застой) в язычестве; еще грубое идолопоклонство оковывает у него и ум и чувство, и, несмотря на некоторые лучи света, мрак глубокого невежества еще тяготеет над нашими предками.

2.Ккнязь Владимир начинает заводить училища, сооружает храмы.

1. Это те места, где дар говорить хорошо, ясно и убедительно уже мог оказывать своё благотворное действие.

2. В 12 столетии искусство слова уже достигло у нас значительной степени развития и совершенства. Драгоценным памятником словесности этого времени является «Слово о полку Игореве»

1. К 18 столетию в России сложилось две основных школы красноречия. Одна из них связана с деятельностью Киево - Могилянской академии.

2.А другая - с московской Славяно - греко - латинской академией.

Русским оратором того времени был Феофан Прокопович.

1.Самый ранний список «Риторики», появившейся на Руси , датируется мартом 1620г.

А в 1989 вышла в свет книга В. П. Вомперского «Риторики в России 17 - 18 вв.»

2. «Отцом российского красноречия» признан М.В.Ломоносов.

1. На заседании франко-русского литературного общества в 1760 г. А. П. Шувалов говорил о Ломоносове:

«Он открыл нам красоты и богатства нашего языка, дал нам почувствовать его гармонию, обнаружил его прелесть и устранил его грубость».

2.В 1748 году Ломоносовым был представлен труд «Краткое руководство к красноречию»

1. Во времена Петра I и после петровское время русский язык не допускался ни на церковной кафедре ни в духовных училищах, ни в академических учреждениях.

В «Слове о витийстве (красноречие)» В. К. Тредиаковский стремился подобрать самые убедительные аргументы и найти самые выразительные слова, чтобы обосновать тезис об «обилии, силе, красотах и приятностях» российского языка.

2. По словам Н.В. Гоголя в конце 18 века происходит «крутой поворот» в русском просвещении.

1. Особенно характерны для этого времени риторики М. М. Сперанского, И.С. Рижского и А.С. Никольского.

2. М.М. Сперанский создал в 1792 году курс лекций по риторике, получивший название «Правила высшего красноречия.

1. Первое тридцатилетие XIX в - это эпоха становления границ русского литературного языка, осознания его единых норм, но вместе с тем и развития всего разнообразия функционально-речевых стилей. Именно тогда резко ощущалась потребность новой риторики.

2. Авторами трудов по риторике были профессора русской словесности, преподаватели университетов и лицеев, такие, как А. Ф. Мерзляков, Ф.Л.Малиновский, Н. Ф. Кошанский.


1.Во второй половине 19 в. интерес к риторике стал угасать. Многим в это время риторика казалась устаревшей и ненужной. Большое значение придавалось психологическому анализу души и страстей человека.

2. Завоевывали симпатии и находили поддержку лишь гражданские выступления, посвященные социальным и общественно-политическим проблемам общества.

1. В первые десятилетия 20 в. были сделаны попытки разработать новые направления в теории красноречия. Наиболее ярко эти поиски отражены в материалах «Записки Института Живого Слова» (1919).

2.Институт Живого Слова просуществовал лишь до1924 года. Риторика «закономерно» была исключена из школьного и вузовского курса в конце

20-х годов XX в.

1.Причина очевидна: риторика учила людей самостоятельно мыслить, говорить не по шпаргалкам, отстаивать свои убеждения.

2. Это умение уже к 30-м гг. не только не было в чести, но даже каралось в судебном порядке.

1. В наши дни после длительного перерыва вновь стали выходить в свет учебные пособия по риторике, предназначенные для школы, появились научные исследования, посвященные риторическим проблемам, различные программы.

2. Риторика ныне переживает новый этап в своём развитии. В последние годы вышло много учебных руководств по риторике.

1.В наши дни возвращение риторики и ее разработка на уровне научных достижений - событие не просто желаемое, но уже ставшее фактом современного преподавания.

Это явление естественно и гармонично согласуется с возрождением интереса к сокровищам утраченной отечественной культуры, который нынешнее поколение словесников пытается не только возродить, но и вписать в контуры нового столетия.


Девочка.

Спасибо , друзья. Теперь я многое узнала о становлении риторики в России и ещё поняла, что наука эта об умении красиво, правильно говорить, а совсем не так как в стихотворении С. Михалкова «Сашина каша».

Выходит чтец:

Живет на свете Саша, во рту у Саши каша:

Не рисовая каша, не гречневая каша,

Не манка, не овсянка на сладком молоке.

С утра во рту у Саши слова простые наши,

Слова простые наши на русском языке.

Но то, что можно внятно, сказать для всех понятно,

Красиво, чисто, ясно как люди говорят,

Наш Саша так корёжит, что сам понять не может,

Произнесёт словечко и сам тому не рад.

Он скажет: « До свидания», а слышится «До здания».

Он спросит: « Где галоши?», а слышно: «Это лошадь?»

Когда он вслух читает, поймешь его едва,

И звуки он глотает, и целые слова.

Он так спешит с налета, прочесть, спросить, сказать.

Как будто тонет кто-то, а он бежит спасать.

Он может, но не хочет за речью последить.

Нам нужен переводчик его переводить.

Что ж придётся преподать урок на тему правильности произношения слов.

Исполняется песня В. Шаинского «ИГРА».

Девочка

А я знаю, что И.С.Тургенев сказал:

- Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык - это клад, это достояние переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

- Что значит «беречь язык»?

- От кого его беречь?

- Разве у языка есть враги?

Оказывается, есть.

Интермедия «Поговорим»

Действующие лица: Мальчик и взрослый

- Как дела?

- У, моща! Один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка… А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть с катушек не скатилась, а велик гикнулся. Во ржачка!

- А что, там лошадь была?

- Какая лошадь?

- Ну-ка, давай всё сначала.

- Ну, давайте. Чего не поняли? Значит, один фитиль…

- Без свечки?

- Без.

-А что же это за фитиль?

- Ну, парень длинный подкатил к шкету…

- Он на чём подъехал, на велосипеде?

- Да нет, велосипед у шкета…

- У какого шкета?

- Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.

- С кем, с кем?

- Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот. Говорит, дай велик. Сел и почесал.

- У него что, чесалось что-нибудь?

- Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил. Он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.

- Чего, чего?

- А вам, ребята, всё понятно в этом диалоге?

Надеемся, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет вашу речь. Болезнь сленга - это всё-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным.

Подмечено точно :

Изменится слова значение,
Если поставим не там ударение!

Старинные замки вдруг станут замками,
А книжные полки пойдут за полками.
И стрелки часов превратятся в стрелков.
И кружками будут бросать из кружков...

Из белой муки пироги испекут,
Пироги индейцев в реке поплывут.
И вместо парома прокатишься паром.
И муки пройдут, как потушат пожары...

И потом зальёшься- подумай о том,
Коль дело оставишь хоть раз на потом.
Яичный белок станет пищей для белок.
И есть они будут из чистых тарелок...

И Сатин у Горького станет сатином.
Но камень нельзя заменить нам камином.
А сорок сорок на вершине горы
Считать будут поры до поздней поры...

Полю или Полю?
Гори или Гори?
Занос или за нос?
Насыпь или насыпь?
Зубки или зубки?
Пропасть или пропасть?
Уже или уже?
Солью или солью?
И стоит подумать, где печка стоит...

Не надо ругать этих сорок сорок!
Сорокам и людям дан главный урок:
Чтоб слова запомнить значение,
Ты правильно ставь ударение!

Исполняется песня « Посвящение Фурсенко»

1. Спасибо, ребята!!!

2. Настало время перейти к самой ответственной части нашего мероприятия- состязанию Юных риторов.

1. В добрый путь! Удачи вам!

6


© 2010-2022