- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Вводный урок к курсу Литературное краеведение
Вводный урок к курсу Литературное краеведение
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Бакутова Н.В. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Вводный урок- лекция.
Тема: «Специфика краеведения в общей системе изучения региональной культуры».
Цель: формирование внутренней потребности личности в изучении историко-литературного процесса родного Курского края.
Задачи:
- раскрыть сущность понятия «краеведение»;
- показать важность изучения литературного краеведения;
- обзорно познакомить обучающихся с наиболее известными
именами литературного Курского края.
Оборудование: презентация к уроку.
Ход урока.
-
Актуализация темы.
Учитель: Как говорил известный филолог, искусствовед, академик Д.С. Лихачев: «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества». Каждый человек должен знать историю родного края, людей, прославивших его. Согласны ли вы с этим?
Сегодня нам с вами предстоит нелегкая задача: мы попробуем раскрыть специфику краеведения в общей системе изучения региональной культуры. Затем мы поговорим о наших писателях-земляках, творчество которых мы и будем изучать на протяжении всего курса «Литературное краеведение».
2. Лекция учителя.
Учитель: В современной гуманитаристике сложился комплекс разных подходов к изучению пространства как носителя культуры.
Что, по-вашему, означает термин гуманитаристика?
Ответы учащихся: …
Учитель: Гуманитаристика - наука, имеющая дело со структурами, согласно которым только и становится возможен гуманитарный опыт реализации человеком своих отношений с другими реальностями.
Каждый из них можно разделить на две группы, исходя из того, какая установка преобладает в каждом из них: установка на идентичность или установка на специфичность.
Установка на идентичность требует соотнесения пространства с другими, ему подобными. Это заставляет данное пространство смотреть на себя как бы со стороны, видеть себя в определенной социальной иерархии. Данную группу исследований можно условно назвать провинциаловедение. Методология данной группы основана на противопоставлении провинции столице и на решении проблем, связанных с формированием такого явления как провинциальность.
Как вы понимаете термин методология?
Ответы учащихся: …
Учитель: Методология - учение о методах, методиках, способах и средствах познания.
Проблемы провинциаловедения обусловлены тем, что любой исследователь - носитель определенных культурных констант пространства, неизбежно стремится вмешиваться в процессы окружающей его жизни.
Как вы понимаете термин провинциаловедение?
Ответы учащихся: …
Учитель: Провинциаловедение - изучение провинцильного пространства.
Ко второй группе исследований принадлежат те, в которых преобладает установка на специфичность, т.е. на характеристику пространством себя изнутри (без соотнесения себя с подобными пространствами). Эта исследовательская установка реализуется в двух направлениях.
-
Исследование локальных текстов, занимающееся спецификой того или иного пространства как текстуально оформленного целого. Построение локального текста принадлежит не самому жителю данного пространства, а его исследователю, который складывает свой (изучаемый им) локальный текст из обрывков разного рода знаков (например К.Д. Воробьев).
-
Краеведение (регионоведение), являющееся самым старым и наиболее развитым направлением в изучении пространства как носителя культуры.
М.М. Пришвин писал: «Сколько вы ни изучайте край…останутся места, наполнить жизнью которые может только простак, сам обитатель этого края…»
Итак, краеведение - это комплексная гуманитарная наука, ориентированная на системное изучение пространства как носителя культурных смыслов в его специфичности, но при этом не предполагающее текстуализации данного пространства.
3. Закрепление нового материала.
Вопросы к обучающимся:
-
Как вы поняли, что означает «установка на идентичность»?
-
Как вы понимаете, что означает «установка на специфичность»?
-
Согласны ли вы с высказыванием М.М.Пришвина: «Сколько вы ни изучайте край…останутся места, наполнить жизнью которые может только простак, сам обитатель этого края…»? (Ответ обоснуйте).
-
Просмотр презентации «Писатели Курского края».
Перед просмотром презентации учащимся предлагается вспомнить имена курских авторов, которых они знают, перечислить названия их произведений.
В ходе просмотра презентации учитель зачитывает текстовые фрагменты, комментирует их.
5. Подведение итогов урока.
После просмотра презентации учащиеся анализируют увиденное, задают вопросы учителю, делятся своими впечатлениями.
Использованная литература и интернет-ресурсы:
1. Строганов М.В. Провинциаловедение, краеведение и прочие региональные исследования. Вместо предисловия / Пространство культуры и стратегии исследования. Статьи и материалы о русской провинции. - Курск, 2006.
2.slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD
3. vechkitova.ucoz.ru/news/citaty_o_rodnom_krae_o_maloj_rodine/2012-03-23-277