Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Основы редактирования» 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Монашевская средняя общеобразовательная школа»

Менделеевского района Республики Татарстан


Согласовано

заместитель директора по УР

Никандрова М.В. ________

«____» ____________ 2015 г.

Утверждена приказом
директора школы
Евдокимов В.В ________
№ ___ от______________



Рабочая программа элективного курса

по русскому языку «Основы редактирования»

11 класс




Разработана

Ивановой Н.Н. учителем географии,

русского языка и литературы


2015 г.





ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Класс :11

Учитель: Иванова Н.Н.

Количество часов:34(1 час в неделю).

Рабочая программа составлена на основе:


  • федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня среднего (полного) образования, утвержденного приказом МОРФ №1089 от 05.03.2004 года

-примерной программы по русскому языку

-учебного плана МБОУ « Монашевская СОШ» на 2015/2016 учеб. год.




































РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка.

Программа курса «Основы редактирования» предназначена для учащихся 11 класса.

Редактирование - это один из видов работы с текстом (черновиком, рукописью), направленный на совершенствование написанного. Совершенствование написанного является важным речевым умением, формирование которого предполагается программой по развитию речи учащихся. Развивать речь, научить владеть словом - значит создать условия для реализации творческих возможностей личности.

Предлагаемая программа ориентирована на формирование умений правильной, точной, богатой речи, на осуществление практической направленности курса «Основы редактирования».

Цель программы - формирование практических умений и навыков, связанных с правильным, коммуникативно-целесообразным использованием языковых средств в речи (тексте), с опорой на знания учащимися основ культуры речи, стилистики, лингвистики текста.

Задачи курса:

- отработать речевые умения и навыки, а именно: замечать в собственной речи, в речи собеседника и окружающих людей отступления от норм литературного языка, различать грубые и негрубые нарушения, исправлять ошибки в собственной речи, редактировать текст;

- подготовить к сдаче ЕГЭ;

- расширить знания учащихся о языке,

- формировать у учеников эстетический вкус, желание научиться владеть словом;

- развивать любовь к языку, уважение к труду ученых-исследователей русского языка, умение пользоваться справочной литературой;

- закладывать профессиональный интерес к занятиям лингвистикой как наукой.

Планируемые результаты:

- повысится культура речи учащихся;

- разовьются умения пользоваться справочной литературой, вести исследовательскую деятельность в области языка;

- учащиеся научатся редактировать тексты разных стилей.

Структура программы:

Опорная, ключевая тема курса 11 класса «Культура речи. Речевые ошибки и способы их устранения». Курс «Основы редактирования» предполагает включение в занятия самостоятельной работы старшеклассников (саморедактирование, взаиморедактирование, рецензирование сочинений), использование различных лингвистических словарей и справочников. Целесообразно применение разнообразных форм занятий (семинары, практикумы, зачёты), направленных на создание на уроках атмосферы совместной деятельности учителя и учащихся, на активизацию творческих возможностей каждого ученика.

Для закрепления полученных знаний на практических занятиях выполняются упражнения определенных типов, соответствующих целям изучения той или иной конкретной темы. Во всех разделах используются упражнения следующих типов:

1. Нахождение изучаемого явления в контексте.

2. Подбор собственных примеров.

3. Определение классификационной группы изучаемого явления.

4. Группировка изучаемых явлений по указанным основаниям.

5. Лингвостилистический анализ текста.

Особое внимание уделяется правке текста. Отдельные примеры и тексты для редактирования подобраны из периодической печати, научных и технических книг, из общественно-политической и художественной литературы. Используются также творческие работы учащихся (без указания на фамилию).

На повторительно-обобщающем занятии в конце всего курса систематизируется все изученное о тексте.


Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

РАЗДЕЛ 3. Содержание тем учебного курса.

1. Культура речи. Речевые ошибки.

1.1. Культура речи как сложное и многоаспектное понятие

Культура речи - владение нормами литературного языка.

1.2. Культура речи - умение пишущего (говорящего) излагать свои мысли в соответствии с темой, правильно, точно, последовательно; умение использовать выразительные возможности языка в соответствии с целями высказывания, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения.

1.3. Качества хорошей речи. Содержательность (логичность, последовательность, хорошее знание фактического материала). Правильность (владение нормами литературного языка). Точность (умение употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, нормами сочетаемости, стилистической характеристикой).

1.4. Речевые ошибки. Нарушения правил, норм и традиций в области словоупотребления, образования грамматических форм, построения словосочетаний, предложений, текста, а также нарушения коммуникативной целесообразности, нарушения требований стилистики и культуры речи.

Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств.

Речевые недочеты.

Виды речевых ошибок и недочетов (лексические, морфологические, синтаксические, словообразовательные, стилистические).

Лингвистические словари.

2. Лексические ошибки (недочеты) и их исправление .

Употребление слова в несвойственном ему значении.

Неточность выбираемого слова (ошибки в употреблении синонимов, паронимов).

Нарушение лексической сочетаемости.

Неоправданное повторение одного и того же слова.

Употребление рядом (или близко) однокоренных слов.

Употребление диалектных и просторечных слов в литературной речи.

Немотивированное употребление слов разной стилистической принадлежности и эмоционально-оценочных слов.

Употребление лишних слов (плеоназм, многословие).

Неправильное употребление фразеологизмов (искажение значения фразеологизма, смешение стилей, искажение грамматической формы одного из компонентов фразеологизма и др.).

РАЗДЕЛ 4. Требования к уровню подготовки обучающихся.

- учащиеся научатся замечать в собственной речи, в речи собеседника и окружающих людей отступления от норм литературного языка, различать грубые и негрубые нарушения, исправлять ошибки в собственной речи, редактировать текст;

- подготовятся к сдаче ЕГЭ;

- расширят свои знания учащихся о языке,

- повысится культура речи учащихся;

- разовьют умения пользоваться справочной литературой, вести исследовательскую деятельность в области языка;

- научатся редактировать тексты разных стилей.


РАЗДЕЛ 2.Учебно-тематический план.

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Количество часов

теоретические

практические

контроль

1

Культура речи. Речевые ошибки.

19

4

15


1.1

Культура речи как сложное и многоаспектное понятие

2

1

1


1.2

Культура речи - умение пишущего (говорящего) излагать свои мысли.

2

1

1

1.3

Качества хорошей речи.

3

1

2

1.4

Речевые ошибки.

12

1

11

2

Лексические ошибки (недочёты) и их исправление.

15

1

12

2

2.1

Лексические ошибки (недочёты) и их исправление.


2

ИТОГО

34

5

27

2














Раздел 2. Учебно-тематический план.

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата план.

Дата факт.

Примечание

1.

Культура речи - владение нормами литературного языка.

  1. Современная речевая ситуация.

  2. История развития норм русского литературного языка.

2

8.09

15.09



2.

Культура речи - умение пишущего (говорящего) излагать свои мысли в соответствии с темой, правильно, точно, последовательно.

1

22.09



3.

Культура речи - умение пишущего (говорящего) использовать выразительные возможности языка в соответствии с целями высказывания, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения.

1

29.09



4.

Качества хорошей речи.

  1. Содержательность (логичность, последовательность, хорошее знание фактического материала).

  2. Правильность (владение нормами литературного языка).

  3. Точность (умение употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, нормами сочетаемости, стилистической характеристикой).

3

6.10




13.10

20.10



5.

Речевые ошибки.

  1. Нарушение правил, норм и традиций в области словоупотребления.

  2. Нарушение правил, норм в области образования грамматических форм.

  3. Нарушение правил, норм в области построения словосочетаний, предложений, текста.

  4. Нарушение требований стилистики и культуры речи.

  5. Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств.

  6. Языковая норма - явление историческое.

  7. Вариативность нормы.

  8. Формирование норм литературного языка.

  9. Лингвистические словари.

  10. Виды речевых ошибок и недочётов.

12


27.10

10.11

17.11

24.11

1.12

8.12

15.12

22.12

12.01

19.01

26.01

2.02



6.

Лексические ошибки (недочёты) и их исправление.

  1. Употребление слова в несвойственном ему значении.

  2. Неточность выбираемого слова (ошибки в употреблении синонимов, паронимов).

  3. Нарушение лексической сочетаемости.

  4. Неоправданное повторение одного и того же слова.

  5. Употребление рядом (или близко) однокоренных слов.

  6. Употребление диалектных и просторечных слов в литературной речи.

  7. Немотивированное употребление слов разной стилистической принадлежности и эмоционально-оценочных слов.

  8. Употребление лишних слов (плеоназм, многословие).

  9. Неправильное употребление фразеологизмов (искажение значения фразеологизма, смешение стилей, искажение грамматической формы одного из компонентов фразеологизма).

13


9.02

16.02

23.02

1.03

8.03

15.03

5.04

12.04

19.04

26.04

3.05

10.05

17.05



7.

Итоговое занятие.

Подведение итогов изучения элективного курса. Сдача итоговых контрольных работ. Защита портфолио.


2

24.05





РАЗДЕЛ 5. Перечень учебно-методического обеспечения.


  1. Кудинова Т.А. Виды языкового разбора: фонетический, словообразовательный, морфемный, морфологический, синтаксический.-Ростов-на Дону,2005.

  2. Макурина Л.В. Русский язык 11 класс. Урок за уроком.М.,2003.

  3. Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. - М., 1989.

  4. Разумовская М.М. Методические рекомендации. Русский язык .М.2001.

5.Интернет-ресурсы.


РАЗДЕЛ 6. Список литературы.

  1. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. - М.,2002.

  2. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М., 2009.


© 2010-2022