Конспект урока по литературе в 9 классе Любовная лирика Пушкина

Данный конспект является хорошим пособием учителю в разработке урока литературы в 9 классе по творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Поскольку конспект является максимально кратким, то позволяет учителю вставлять в урок свои дополнительные фрагменты, либо использовать свой материал. Важно, что данный конспект направляет учителя в нужное русло, объясняя значимость исследования любовных увлечений А.С. Пушкина не с точки зрения скабрезности, а с точки зрения вдохновления писателя на творчество. ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Любовная лирика А.С. Пушкина» Конспект урока.


Цели урока:

· Обучающая:

расширить и углубить знания учащихся о творчестве А. С.Пушкина;

обогатить знания учащихся;

вызвать интерес к слову художественного произведения;

научить интерпретировать, чувствовать слово;

развивать навык анализа лирического текста.

· Развивающая:

развивать устную речь учащихся, работать над обогащением словарного запаса, совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой.

· Воспитательная:

воспитывать эстетическое восприятие и интерес к предмету, способствовать духовному росту учащихся.


Оформление и оборудование:

· Выставка книг с текстами произведений поэта.

· Компьютер и мультимедийный проектор.

· Музыкальные диски



Тип урока: урок изучения нового материала.


Форма урока: урок - беседа с элементами рассуждения.


  1. Проверка домашнего задания

Учащиеся выразительно читают стихотворения Пушкина о дружбе


  1. Вступление (Слово учителя)

В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство непостоянное. Оно подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняло « страстям мятежным ». Но, как всякая буря, угасало, превращаясь в « погасший пепел, цветок засохший, бездыханный».

Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. В жизни поэта были многочисленные опыты в духе « науки страсти нежной», ему хорошо знакомо всё, что составляет круг любовных отношений: признания и клятвы, разуверения и измена, « могучая страсть» и мягкая нежность.

Пушкин был человек, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его «донжуанского списка». (Пояснить, что имеется в виду под определением «Донжуанский список) Отметим, что в шедеврах пушкинской поэзии говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными. Не стоит, читая стихотворения «Я вас любил…» или «На холмах Грузии», искать ответ на вопрос, кого имел в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви.

В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» отразились две встречи с А. П. Керн в 1819 году и 1825 году. Но реально жизнь поэта, в которой за шесть лет было немало других женщин, бесконечно далека от поэтической картины, созданной в этом произведении.

Любовь для Пушкина - лирика - предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». « Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, - подчеркивал Пушкин, - унижают поэзию». Стихи Пушкина - вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое «изыскание», касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспевал женскую красоту и загадку, таящуюся в них для противоположного пола.


  1. Знакомство с Екатериной Павловной Бакуниной. (Показ слайда.)

Рассказ первого ученика (готовится сообщение заранее).

Выступление второго ученика в роли Пушкина: (Выступление готовится заранее).


  1. Знакомство с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. (Показ слайда).

Рассказ третьего ученика (сообщение готовится заранее):

Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником «Храни меня, мой талисман…».

(Тексты стихов розданы перед уроком учащимся).

Работа учителя с классом: беседа по стихотворению с целью выяснения восприятия лирического текста.


  1. Знакомство с Анной Петровной Керн. (Показ слайда).

Рассказ четвёртого ученика (сообщение готовится заранее):


Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.


Прослушивание романса Глинки «Я помню чудное мгновенье…»

Работа учителя с классом: беседа по стихотворению с целью выяснения восприятия лирического текста.


  1. Знакомство с Анной Алексеевной Олениной. (Показ слайда под музыку) .

Чтение стихотворения "Я вас любил…" учителем, далее звучит романс Даргомыжского на стихи Пушкина "Я вас любил…"

Я вас любил…

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

1829 год.


  1. Знакомство с Натальей Николаевной Гончаровой. (Показ слайда: А. П.Брюллов.(1831 - 1832 г.)

Выразительное чтение стихотворения «Мадонна» учителем.

Мадонна.

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моём, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

1830 год.

  1. Подведение итогов урока. ( Устный опрос. Выставление оценок учащимся).

Вопросы задаёт учитель

1. Что нового узнали на уроке?

2. Что понравилось и запомнилось на уроке?

3. Пополнились ли ваши знания сегодня о Пушкине?

4. Какое место занимала любовь в жизни поэта.

Ответы можно сдать в письменном виде.

Домашнее задание:

1.Написать сочинение на тему «Место любви в жизни и творчестве А.С. Пушкина».

2. Выучить наизусть стихотворение А. С. Пушкина о любви (на выбор).


Список литературы:

1. Дементьев М. «Н. Н.Пушкина», Москва, Современная Россия.

2. Черейский Л. А. «Пушкин и его окружение», Л., Наука, 1989 год.

3. «Любовный быт пушкинской эпохи», 2 тома, Москва, «Васанта»,

4. « Русская литература. Практикум. 9 класс», Москва, Просвещение, 1999г.

© 2010-2022