Урок -проект по краеведению Улица, на которой я живу (6класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - проект по краеведению в 6 классе.

Аннотация:

Проект «Улица, на которой я живу» является социально значимым, ориентирован на реальную жизнь и проблемы общества, способствует воспитанию патриотизма, развивает интерес к языку, истории своего села. Актуальность проблемы подтверждает предварительное анкетирование обучающихся, в результате которого было выявлено, что 28% учеников знают историю названия своей улицы, 22% - не знают, 50% - частично знают. Из 77% обучающихся (не знающих и частично знающих) 73% желают познакомиться с историей наименования.

Содержание:

1.Аннотация_______________________________________ 1

2. Цель, задачи______________________________________ 2

3. Объект и предмет исследования_____________________ 2

4. Результаты проекта_________________________________ 2

5.Оргмомент_________________________________________ 3

6.Слово учителя______________________________________ 3 - 4

7.Работа в группах____________________________________ 4 - 8

8.Рефлексия_________________________________________ 9

9.Домашнее задание___________________________________ 9

10.Справочный аппарат_________________________________ 9

1

Тема: Проект «Улица, на которой я живу».

Улица без названия, как человек без имени.

О.Нестеров.

Цель: Подготовить обучающихся к созданию проекта.

Задачи: 1.Собрать сведения о названиях улиц в разные периоды.

2.Выяснить происхождение названий улиц, группы

годонимов с точки зрения морфологии и синтаксиса

3.Изучить весь краеведческий материал, литературу по данному

вопросу.

4.Показать, как названия улиц отражают историю села.

Объект исследования: топонимика села Актабан Петуховского района.

Предмет исследования: годонимы села Актабан.

Результаты проекта: создание обучающимися мини - проектов «Улица, на

которой я живу, презентаций.



2

Ход урока.

I. Организационный момент. Введение в тему.

- Мы, как всегда, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат смайлики настроения. Посмотрите на них внимательно и выберите тот, которой соответствует вашему эмоциональному настроению именно сейчас.

II.Слово учителя.

Каждый человек встречается с географическими названиями. «Невозможно представить себе жизнь современного общества без географических названий, - пишет известный специалист в области топонимики Э. М. Мурзаев. - Они повсеместно и всегда сопровождают наше мышление с раннего детства. Всё на земле имеет свой адрес, и этот адрес начинается с места рождения человека. Родное село, улица, на которой он живёт, город, страна- всё имеет свои имена».

Взгляните на географическую карту Петуховского района, она вся испещрена названиями озёр, городов, сёл, деревень. И это только малая часть существующих топонимов. Свои имена имеют и очень мелкие объекты: леса, поля, болота, части сёл и деревень. Такие названия, как правило, не зафиксированы в географических справочниках и редко встречаются в письменных документах, их хорошо знают лишь местные жители. Все географические названия имеют свой смысл. Никакой народ не называл реку, озеро или селение «просто так», случайным сочетанием звуков. Отсюда вывод напрашивается сам собой: объяснить можно любое, даже самое сложное и, на первый взгляд, непонятное географическое название. Язык народа не является чем-то застывшим, он изменяется, развивается, некоторые слова исчезают совсем, некоторые меняют свой смысл. Поэтому трудно бывает найти объяснение имени той или иной речки, села, города. Но, что удивительно, благодаря названиям в наши дни

3

звучат вышедшие из употребления, давно забытые слова родного языка, слова чужих и даже исчезнувших, «мёртвых» языков.

Другие названия могут рассказать о древних обычаях, о том, чем занимались и чем жили наши предки. Из названий можно узнать и о том, какова была природа той или иной местности в прошлые века, какие здесь росли деревья и травы, какие звери и птицы водились в лесу. Часто топонимику называют «языком земли», и это очень верное определение, потому что зачастую только из географических названий мы узнаем о тех народах, которые жили до нас в те далекие времена, чем они занимались. За каждым словом стоят удивительные истории, часто легенды.

Ш. Работа в группах. Словарно-орфографическая работа со словами топонимика, годоним, лимноним, гидроним. Озвучивание ответов.

IV. Презентация индивидуального проекта «Краеведы Петуховского района Н.А.Анисимов и А.Д. Афанасьев».

Физкультминутка.

V. Стадия осмысления. Получение новой информации.

Беседа с классом:

- Прочитайте эпиграф урока и объясните его смысл.

- Какую функцию выполняют собственные наименования?

  • А для чего улицам дают названия? (1 - наименования улиц выполняют адресную функцию, которая имеет важное практическое значение; 2 - названия улиц - это исторические памятники, запечатлевшие в себе особенности жизни села: быт и традиции, занятия живших здесь людей.)

4

Групповая работа.

1 группа. Проанализировать первоначальные названия улиц, определив, что легло в основу наименований в далеком прошлом. Сделать вывод.

2группа. Проанализировать новые названия улиц и распределить годонимы по группам в соответствии с принципом названия. Причины переименования. Сделать вывод.

Выступления групп.

1 группа:

Улицы - это пространственные ориентиры, а их имена не только знаки, но показатель культуры и духовной оседлости людей… В них - память и традиция, созерцание и точность, любовь и благодарность. Прогуливаясь по улицам, можно воссоздать историю села:

Принцип названия

Годонимы прошлого

1.Наименование дано по названию озера Большая Сусарла, вдоль которого тянется улица.

Улица Большая

2. Наименование дано по названию озера Большая Сусарла, вдоль которого тянется улица.

лица Малая

3.Наименование, связанное с местом расположения улицы (в некотором отдалении от села).

Деревушка

Вывод: старые названия улиц связаны с историей появления села Актабан.

5

Просмотр презентации «История с.Актабан» на слайдах

Вся территория современного села Актабан около 300-400 лет назад была малозаселенной. Только юрты и кибитки кочующих киргизов в то время изредка появлялись здесь.

Начиная с семнадцатого века, сюда переселялись беглые крепостные или провинившиеся перед барином крестьяне из центра России. Самым удобным местом для поселения был пригорок возле озера Актабан (так называли его киргизы): рядом лес, богатый дичью, ягодами, грибами, пресное озеро, изобилующее рыбой, плодородные земли для выращивания хлеба, хорошие сенокосные угодья. На пригорке возле большого озера появились первые избушки поселенцев, их было около десятка. Шли годы. Постепенно менялись природные условия: вода в озере стала соленой, рыба исчезла. И люди стали искать новое место для переселения, пригодное для проживания. Так появилась стоянка в семи километрах от первого жилища, между двумя озерами, когда - то составляющими одно большое озеро. Жившие ранее здесь казахи (киргизы, как их называли в старину) оставили свое название этим озерам: озеро побольше - Большая Сусарла, поменьше - Малая Сусарла. Долгое время в народе новое поселение называли Сусарла, а затем укоренилось название села по первому переселению Актабан.

2 группа:

Новые годонимы /старые

Принцип названия

Большая улица /Береговая

Малая улица / Октябрьская

/Название связано с историческими событиями

Деревушка / Мира

/Название связано с историческими событиями

Школьная улица/ Школьная 6

Название связано с построенным в 1986г. типовым зданием школы

Молодежная улица /Советская

После введения в эксплуатацию новых квартир, сюда заселились молодые семьи./Название связано с историческими событиями

Переулок /переулок Советский

Название связано с историческими событиями

Выводы: Переименование старых названий улиц связано с необходимостью: в начале ХХIв. для регистрации граждан села требовался адрес с указанием улицы, номера дома и квартиры. Администрация сельского совета на гражданском собрании объявила об изменении наименований улиц. Названия, в основном, связаны с историей советского периода. Переулок - небольшая, обычно короткая и узкая улица, являющаяся поперечным соединением двух более крупных продольных улиц. В деревне имеется только один переулок с названием Советский, потому что в недалеком прошлом здесь появились новые дома. Остальные переулки представляют собой пожаробезопасные ответвления.

Выступление ученика о результатах проведенного анкетирования:

Названия нужно уважать. Меняя их

в случае крайней необходимости, следует

делать это, прежде всего, грамотно,

со знанием страны и с любовью к ней.

К. Паустовский

7

За последние 14 лет было переименовано 4улицы, наконец, получил свое название переулок. Нами было опрошено 26 человек, и вот какие результаты получили:

- хорошо - 11 человек (42%);

- плохо - 9 человек (35%);

- все равно - 6 человек (23%).

Меньшая часть опрошенных людей склонилась к мнению, что переименование - это хорошо, и новые названия звучат приятнее. «Все равно» ответили, в основном, дети, большинство из которых даже не догадывается, почему так назвали их родную улицу. Люди, ответившие «плохо», указали на неприятную сторону этого дела: нужно было снова регистрацию оформлять, в которой было бы указано место жительства. Люди пенсионного возраста сожалели о переименовании старых названий, считая, что они милее сердцу, напоминают о молодости. Конечно, новые названия интересные, звучные, но мы привыкли называть улицы детства по - старому, потому что это наша история, которую нельзя забывать.

ИТОГ: Наше исследование архивных документов, а так же литературы по краеведению и топонимике помогло раскрыть еще одну страничку в истории нашего села. Само по себе название действительно много значит, и надо бережно к ним относиться. Названия являются красноречивыми свидетелями прошлого, живым голосом отдаленных времен.

8

Стадия рефлексии

- Что вы делали для того, чтобы подготовиться к исследованию?

- Что было легко?

- Что вам помогало в работе?

- Как оцениваете свои действия?

(В конце урока проводится тот же тест, что и в начале урока, чтобы иметь объективную оценку, обратную связь.)

Домашнее задание: Составить исследовательский проект «Улица, на которой я живу», добавив материал о лучших людях, живущих на вашей улице.

Справочный аппарат

1.Архивные материалы школьной краеведческой комнаты.

2.Анкеты.

3.Материал беседы с главой Администрации Актабанского сельского совета.



9





















© 2010-2022