Научно-исследовательская работа с одаренными детьми. КОНЦЕПТ «СЕВАСТОПОЛЬ» В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

В научной работе поставлена цель: исследование содержания концепта «Севастополь» в контексте русской языковой культуры, способа его вербализации в конкретной языковой структуре, репрезентации в текстах разных стилей речи.Актуальность данной темы обусловлена интересом современной науки о языке к проблеме структуры и содержания понятия «концепт», являющегося одной из самых значимых категорий многих наук, в частности, лингвистики.Перед автором исследования стояли следующие задачи: 1. Определение те...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




КОНЦЕПТ «СЕВАСТОПОЛЬ» В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ



Работу выполнила:

Крестовникова Валентина Владимировна,

ученица 10-А класса

гимназии №1 им.А.С. Пушкина

г. Севастополя

Научный руководитель:

Ройко Оксана Валентиновна,

учитель русского языка и литературы, художественной культуры высшей категории, старший учитель гимназии №1 им. А.С. Пушкина

г. Севастополя,

руководитель кружка МАНУМ








Севастополь - 2014









«Концепт «Севастополь» в контексте русской языковой культуры»

Крестовникова Валентина Владимировна

Малая академия наук учащейся молодежи г. Севастополя

10 класс, гимназия №1 им. А.С. Пушкина,

научный руководитель: Ройко Оксана Валентиновна


В научной работе поставлена цель: исследование содержания концепта «Севастополь» в контексте русской языковой культуры, способа его вербализации в конкретной языковой структуре, репрезентации в текстах разных стилей речи.

Актуальность данной темы обусловлена интересом современной науки о языке к проблеме структуры и содержания понятия «концепт», являющегося одной из самых значимых категорий многих наук, в частности, лингвистики.

Перед автором исследования стояли следующие задачи:

1. Определение теоретико-методологической базы и концепции исследования.

2. Систематизация и классификация толкований понятия «концепт» и обозначения доминантного.

3. Рассмотрение компонентов концепта «Севастополь».

4. Анализ лексического, этимологического значений и внутренней формы имени, репрезентующего концепт.

5. Описание способов категоризации концепта в языковой форме.

6. Анализ номинативной плотности концепта.

7. Систематизация иллюстративных материалов, аргументирующих существование концепта «Севастополь».

Научная новизна работы заключается в обозначении и доказательстве существования концепта «Севастополь», находящегося в процессе развития.

Материалы работы могут быть использованы в качестве справочного источника, пособия для проведения уроков русского языка и художественной культуры в 10 классе, курса «Севастополеведение», факультативных курсов в школе, семинарских занятий на филологических факультетах вузов, для публикации в СМИ.



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....

4

РАЗДЕЛ 1. Содержание концепта «СевастопОЛь» .………..…..

6

1.1 Понятие о концепте и его структуре в современной лингвистике ................

6

1.2. Доминанты содержания концепта «Севастополь» ………………………..

10

РАЗДЕЛ 2. ВЕРБАЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ КОНЦЕПТА «СЕВАСТОПОЛЬ» И ЕГО РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЕ .……………………………………………………….

15

2.1. Слово как языковое средство вербализации концепта «Севастополь» в контексте русской культуры……………………………………………………….

15

2.2. Тексты разных стилей как средства языковой объективации концепта «Севастополь»……………………………………………………………………….

20

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...……..

26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..…….

28

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..

31

ВВЕДЕНИЕ

«Не может быть, чтоб при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости, и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах…», - писал Л.Н.Толстой [22, с.6]. Слово «Севастополь» являет собой целую эпоху, заставляет задуматься об его этимологии, внутренней форме, значимостных характеристиках. В нем заключен вербализованный культурный смысл (историко-культурный феномен), отмеченный этнической спецификой, вызывающий стойкие ассоциации: «символ стойкости и мужества», «легендарный», «город-герой», «город, достойный поклонения». Вопрос о правомерности существования понятия «концепт «Севастополь»», материальной выраженности его компонентов может вызвать интерес современной лингвистики - обращений к исследованию подобного аспекта темы не наблюдалось.

Тема «Концепт «Севастополь» в контексте русской языковой культуры» звучит в такой формулировке впервые, что, безусловно, делает ее востребованной и актуальной, дающей объемный материал для анализа и систематизации.

Актуальность работы обусловлена также интересом современной науки о языке к проблеме структуры и содержания понятия «концепт», являющегося одной из самых значимых категорий многих наук, в частности, лингвистики.

Объектом исследования является содержание концепта «Севастополь» как значимой лингвокультурной единицы.

Предметом исследования стали способы и средства реализации и объективации концепта «Севастополь» в контексте русской языковой культуры.

Целью работы является исследование содержания концепта «Севастополь» в контексте русской языковой культуры, способа его вербализации в конкретной языковой структуре, репрезентации в текстах разных стилей речи.

Следует также обозначить задачи работы:

1. Определение теоретико-методологической базы и концепции исследования.

2. Систематизация и классификация толкований понятия «концепт» и обозначения доминантного.

3. Рассмотрение компонентов концепта «Севастополь».

4. Анализ лексического, этимологического значений и внутренней формы имени, репрезентующего концепт.

5. Описание способов категоризации концепта в языковой форме.

6. Анализ номинативной плотности концепта.

7. Систематизация иллюстративных материалов, аргументирующих существование концепта «Севастополь».

Для достижения цели были использованы следующие методы исследования: теоретический, эмпирический, описательный, метод количественного подсчета, контекстуального анализа и другие.

Научная новизна работы заключается в обозначении и доказательстве существования концепта «Севастополь», находящегося в процессе развития.

Материалом исследования стали языковые структуры различных уровней.

Автор работы обращался к научным статьям по данной теме, справочной литературе, текстам художественного, научного (научно-популярного), официально-делового, публицистического стилей языка.

Раздел 1 рассматривает вопросы определение понятия «концепт» как важнейшей категории гуманитарных наук; обозначает доминанты содержания концепта «Севастополь».

Раздел 2 содержит систематизированные сведения о вербальном выражении концепта «Севастополь», его репрезентации в образной, понятийной и ценностной составляющих в текстах разных стилей языка.

В выводах подведены итоги исследования, намечены его перспективы.

В приложениях собран объемный разноплановый материал, иллюстрирующий тему исследования.

Материалы работы могут быть использованы в качестве справочного источника, пособия для проведения уроков русского языка и художественной культуры в 10 классе, курса «Севастополеведение», факультативных курсов в школе, семинарских занятий на филологических факультетах вузов, для публикации в СМИ.

РАЗДЕЛ 1

Содержание концепта «СевастопОЛь»


  1. Понятие о концепте и его структуре в современной лингвистике

Концепт - ключевое понятие теоретико-методологической базы представленного исследования. В связи с этим следует обратиться к истолкованию значения данного термина, мотивировать обращение к нему.

В настоящее время термин «концепт» является важнейшей категорией лингвистики, литературоведения и других гуманитарных наук. Концепт (от лат. conceptus - «мысль», «понятие») - «это единица ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека; оперативная содержательная единица памяти менталь­ного лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отражённой в человеческой психике» [11, с. 90].

Несмотря на широкое распространение, термин не имеет однозначного определения [6, 14, 19, 21]. Для того чтобы назвать приемлемое для исследования толкование, необходимо рассмотреть наиболее обоснованные из них.

По мнению А.А. Залевской, концепт - это «спонтанно функционирующее в познавательной и коммуникативной деятельности индивида базовое перцептивно-когнитивно-аффективное образование динамического характера» [9, с. 39].

В.И. Карасик называет концепт «первичным культурным образованием, являющимся выражением объективного содержания слов, имеющим смысл» [10, с. 102]. Л.В. Миллер трактует понятие следующим образом: «концепт - универсальный художественный опыт, зафиксированный в культурной памяти и способный выступать в качестве строительного материала при формировании новых художественных смыслов» [15].

Обзор научной литературы по данному вопросу показал, что также под концептом понимаются

- «алгебраическое выражение значения»;

- «знание об обозначаемом во всех его связях и отношениях»;

- ««пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, которые соп­ро­­вождает слово, «основная ячейка культуры в ментальном мире человека»

[20, с. 43];

- «квант знания», «семантический эмбрион», или ««смысловой ген» значения языкового знака»; «сложный комплекс признаков, который используется для описания фрагмента мира или части такого фрагмента» [8];

- «многомерный мыслительный конструкт, отражающий процесс познания мира, результаты человеческой деятельности, его опыт и знания о мире, хранящий информацию о нём» [11; с. 90-93];

- «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека» [20; с. 40];

- «некое суммарное явление, по своей структуре состоящее из самого понятия и ценностного (нередко образного) представления о нём человека»;

(определение Н.А. Красавского) [8];

- «познавательная психическая структура, особенности организации которой обеспечивают возможность отражения действительности в единстве разнокачественных аспектов» (определение М.А. Холодной) [8];

-«смыслы, составляющие когнитивно базисные подсистемы мнения и знания» (определение Р. Павилениса) [8];

- «национальный образ (идея, символ), осложнённый признаками индивидуального представления» (определение В.И. Карасика) [8,10].

При всем разнообразии существующих определений концепта в них выявляются общие черты:

  1. неразрывная связь с культурой;

  2. непосредственная связь с мыслительной деятельностью человека, его сознанием;

  3. зависимость от индивидуального опыта человека и его знаний о мире.

Существуют различные средства объективации концепта: от фразеологизмов и пословиц до текстов разных стилей языка. В акте речи некоторые его компоненты вербализуются в конкретной лексеме. Концепт актуально существует для всех пользующихся данным языком как средство взаимопонимания и общения. Будучи средством общения, он, по мнению Ю.С.Степанова, «включается, помимо духовной культуры в собственном смысле этого слова, еще и в структуры общения и в мыслительные категоризации, связанные именно с общением» [8,20].

В современной лингвистике четко определены составляющие понятия «концепт»: образная, понятийная, ценностная, которые будут рассмотрены более подробно на примере изучаемого концепта «Севастополь».

Не в каждом концепте триединая структура реализуется полностью, один из компонентов может находиться в процессе формирования, в стадии развития, набора информации на различных языковых уровнях. Не все смыслы концепта могут быть объективированы, зафиксированы вербально.

Обязательным в истолковании значения понятия «концепт» автор работы считает указание на то, что он является результатом индивидуального познания, зависящим от опыта человека и его знаний о мире. Также не следует забывать о том, что существует интерпретационное поле концепта, возможность многогранного истолкования его значений.

1) Образная составляющая. Образный компонент предполагает обращение к концепту как результату индивидуального познания, которое может ассимилироваться в общественном, исторически мотивированном коллективном сознании; учитывает возможность многогранного истолкования его значений. Образно-метафорический компонент раскрывает мыслительную картинку, создает концептуальные метафоры, выводимые носителями языка из сочетаемости имени концепта с другими именами.

2) Понятийная составляющая. Одним из компонентов концепта является понятийный (смысловой, фактуальный) - это совокупность существенных признаков изучаемого объекта, вывод из ассоциативных связей, родственных признаков.

3)Ценностная составляющая. Ценностный компонент определяет степень культурной значимости концепта в контексте той или иной культурной традиции, менталитета. Рассматриваются два аспекта ценностной составляющей: актуальность и оценочность. Актуальность подтверждается численностью языковых единиц, мотивирующих концепт.

Один из ведущих исследователей ключевого понятия, Ю.С. Степанов, дополняет сведения о его структуре, используя диахронический принцип. Среди компонентов он выделяет «основной признак», «актуальный слой», в котором «концепт актуально существует для всех пользующихся данным языком как средство их взаимопонимания и общения»; дополнительный, «исторический»; «буквальный смысл» или «внутренняя форма», запечатленная во внешней, словесной форме, этимологический, наиболее удаленный в историю [19,20].

Учитывая цель, задачи, объект исследования, его содержание, следует выделить приемлемое для автора работы определение концепта.

В широком смысле это вербализованный культурный смысл, отмеченный этнической спецификой. Также это «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, которые соп­ро­­вождает слово, «основная ячейка культуры в ментальном мире человека» » [20, с.43].

Несмотря на то, что некоторые лингвисты считают, что концепт не имеет обязательной связи со словом, может быть даже не вербализован языковыми средствами, акцент в исследовании будет сделан именно на связи концепта с конкретной лексемой, анализе разветвленной структуры, объективированной различными способами.

При обращении к изучению того или иного концепта следует учитывать авторитетное мнение З.Д. Поповой и И.А. Стернина: «концепт не имеет жесткой структуры, он объемен, и поэтому не может быть выражен полностью; невозможно зафиксировать все выражения концепта» [17, с. 29-30]. Кроме того, в каждом конкретном случае существует определенная мотивация причин невозможности выражения всех смыслов и компонентов концепта: историческая, этимологическая, ассоциативная, семантическая и другие.

Рассмотрим один из таких случаев в составляющих концепта «Севастополь».

1.2.Доминанты содержания концепта «Севастополь»

Семантическая единица языка культуры - концепт - имеет определенное содержание, мотивирующее его фиксацию в языке и сознании человека. Содержание концепта обусловлено его общими смыслами, исторически и культурно мотивированными, в то же время индивидуальным осмыслением отвлеченных признаков, ассоциаций, интерпретаций, зависящих от личного опыта человека, его менталитета.

Постараемся доказать, что определение «концепт «Севастополь»» имеет право на существование. Как было уже отмечено автором работы, при исследовании конкретного концепта важно проанализировать триаду его компонентов, характеристики и наиболее выраженные признаки. Вербализованный культурный смысл, отмеченный этнической спецификой, выявляется только при анализе структурных элементов конкретного концепта.

Одной из важных составляющих концепта является понятийная. Применительно к концепту «Севастополь» можно выделить входящие в него основные вербально выраженные понятия и проанализировать их содержание, что будет сделано во втором разделе работы.

Ценностный компонент определяет степень культурной значимости концепта в контексте той или иной культурной традиции, менталитета. Речь в данном случае пойдет о контексте русской языковой культуры, так как исторически исследуемый концепт связан, прежде всего, с ментальностью русского народа, подобная корреляция зафиксирована именно в этой культурной традиции. Теоретически рассматриваются два аспекта ценностной составляющей: актуальность и оценочность. Актуальность подтверждается численностью языковых единиц, мотивирующих концепт. При обращении к названным аспектам (относительно концепта «Севастополь») следует акцентировать внимание на изучении всех существующих языковых структурных единиц, его реализующих. В отличие от других лингвокультурных концептов, «Севастополь» не обладает столь разветвленной актуальной понятийной составляющей, но оценочная характеристика в нем достаточно выражена. Слово «Севастополь» употребляется практически всегда в устойчивых сочетаниях с оценочными прилагательными.

Также необходимо рассмотреть образную составляющую концепта. Автор работы может предполагать, что данный компонент находится в стадии формирования: его основу составляют уже сложившиеся представления о концепте «Севастополь» (на протяжении XIX-XX веков), следующая стадия развития образного компонента, возможно, будет датирована XXI веком. Образный компонент предполагает обращение к концепту как результату индивидуального познания. Ключевым в данном компоненте является индивидуальный культурный опыт, запечатленный в концепте «Севастополь». Для подтверждения этого факта автором работы было проведено анкетирование референтной группы севастопольцев в количестве 90 человек в возрасте от 10 до 70 лет (результаты анкетирования и диаграммы представлены в Приложении А). Личная парадигма концепта «Севастополь» отображает реальное представление о зафиксированных смыслах его понятийной составляющей. Интересен тот факт, что в ассоциативно-семантическое поле 27% анкетируемых включили понятие «море», 27% - «родина», 27% - «гордость», 19% - «город-герой». Определяя оценочные прилагательные, эпитеты к слову «Севастополь», 30 % респондентов различных возрастных групп назвали слово «прекрасный», 18% - «мужественный», 17% - «родной», 13% - «белокаменный», 12% - «величественный», 10% - «морской». Примечательно, что среди перечисленных примеров нет ни одного с негативной эмотивной окраской.

Результаты анкетирования (ответы на 6 ключевых вопросов) показали устойчивое представление о концепте «Севастополь» у респондентов разных возрастных категорий. Так, например, на вопрос о лексическом значении слова респонденты и 10-15 лет, и 45-70 лет дали ответ: «город, достойный поклонения; город в Крыму, город у моря». Ассоциативные образы зависят от опыта человека и его знаний о мире, но в данном случае сильна историческая составляющая концепта, традиционное представление о понятии «город Севастополь» в коллективном сознании, ориентированном на план выражения - имя концепта в ассоциативно-парадигматической связи.

Следует выделить еще один отличительный признак концепта, необходимый для доказательства существования концепта «Севастополь» в русской языковой культуре, - номинативную плотность. Для определения степени номинативной плотности концепта «Севастополь» можно провести несколько исследований в области

- рядов языковых синонимов - слов и словосочетаний;

- тематических рядов, полей, пословиц, поговорок, фольклорных и литературных сюжетов,

- синонимизированных символов (произведений искусства, предметов материальной культуры, являющихся аксиологическими ценностными).

Номинативная плотность - тот признак, который выражен в концепте «Севастополь» наиболее развернуто (это подтверждают материалы Приложения Г).

Интересен тот факт, что в процессе исследования найдены современные (начала XXI века) фольклорные севастопольские сюжеты и мотивы. Житель Севастополя, директор гимназии №1 им. А.С.Пушкина, В.А.Оганесян, учитель русского языка и литературы, издал единственный на данный момент сборник Севастопольского фольклора «Щас! С Малахова кургана разгон возьму…»[16], включающий наиболее употребляемые жителями города идиомы.

Этот факт доказывает, что концепт продолжает формироваться.

Существование литературных сюжетов, реализующих концепт «Севастополь», не вызывает сомнений: например, Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»; В. Крапивин «Давно закончилась осада»; Л. Соловьев «Севастопольский камень»; В. Фролова «Севастопольская девчонка» и другие [7,12,13,18].

Синонимизированными символами, выражающими ценностную, культурно-историческую составляющие концепта «Севастополь», можно считать произведения искусства. Например, в живописи: И. К. Айвазовский. 1880 г. «Французские и английские фрегаты атакуют русские корабли на рейде Севастополя. 12июня 1854 г.»; «Вход в Севастопольскую бухту» 1852 г., К.А. Коровин «Рыбачья бухта. Севастополь» 1916; «Севастополь вечером» 1915; «Гавань в Севастополе» 1916 и другие. Наиболее исторически маркированными предметами материальной культуры являются синонимизированные символы Севастополя: памятник затопленным кораблям; пешеходный («гербовый») мостик Приморского бульвара - единственное место, где сохранился исторический герб города; Графская пристань;

Малахов курган; Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.»; Владимирский собор, памятник Казарскому, Памятник матросу и солдату, Музей Черноморского флота, театр им. А.В. Луначарского, памятник Нахимову, Владимирский собор (усыпальница адмиралов) и другие. Легенды и предания формируют ценностный компонент концепта: о Прометеевой скале (мыс Фиолент), о Херсонесском храме, о составлении кириллицы на скалах нынешнего Севастополя и другие [24].

К сожалению, некоторые компоненты концепта не могут быть представлены так объемно, например, пословицы и поговорки в данном случае не являются языковыми структурами, способными его объективировать.

Как было заявлено ранее, данный компонент находится в стадии формирования, следующая стадия развития образного компонента в перспективе.

Подводя итог исследования вопроса о содержании и структуре концепта как важнейшей категории лингвистики, следует отметить:

  1. Несмотря на широкое распространение, термин не имеет однозначного определения.

  2. При всем разнообразии существующих определений в них выявляются общие черты: неразрывная связь с культурой и с мыслительной деятельностью человека, его сознанием; зависимость от индивидуального опыта конкретной личности.

  3. В современной лингвистике названы три составляющих концепта: образная, понятийная, ценностная, некоторые исследователи дополняют эту структуру и другими категориями.

  4. В качестве ключевого в работе используется толкование «вербализованный культурный смысл, отмеченный этнической спецификой», ««пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, которые сопровождает слово, «основная ячейка культуры в ментальном мире человека».

  5. Определение «концепт «Севастополь»» имеет право на существование.

  6. Некоторые компоненты концепта «Севастополь» находятся в стадии формирования.

  7. Традиционно представление о концепте «Севастополь» в исторически мотивированном коллективном сознании, ориентированном на план выражения - имя концепта в ассоциативно-парадигматической связи.

  8. Номинативная плотность - признак, который выражен в концепте «Севастополь» наиболее развернуто.

РАЗДЕЛ 2

ВЕРБАЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ КОНЦЕПТА «СЕВАСТОПОЛЬ» И ЕГО РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЕ


1.2. Слово как языковое средство вербализации концепта «Севастополь» в контексте русской культуры

Бессмертное имя Севастополь знает весь мир - от Гренландии до мыса Горн и от Аляски до Сиднея. И это имя будет всегда сиять в веках, как символ мужества и любви к своему отечеству.

К.Г.Паустовский

Существует мнение о необязательной связи концепта с конкретным словом или другими языковыми средствами вербализации. Несмотря на это, автор работы выделяет при изучении конкретного концепта именно способ его вербального выражения (вербальное знание о нем) и фиксацию в языке. Языковое «тело» концепта - имя, поэтому средством вербализации изучаемого концепта является топоним, имя существительное Севастополь, имеющее лексическое, грамматическое, этимологическое, контекстное значения.

Внутренняя форма слова проявляется в первую очередь в этимологической составляющей. В данной работе очень важен диахронный аспект - исследование языка во времени в процессе его развития. История слова «Севастополь» берет свое начало в древнейшей истории. Античный город Диоскуриада (Диоскурия) на побережье Черного моря был основан в 6 в. до н.э. греками из Милета. В начале 1 в. н.э. он находился под властью Рима, был назван Себастополисом. После разрушения города слово исчезло из древнегреческого языка, возродилось к жизни только в конце XVIII века уже в русском языке.

Слово «Севастополь» произошло от греч. Σεβαστόπολις - σεβαστός «славный» и πόλις «город». Это искусственное название, данное Г.Потемкиным в 1783 г. городу в Крыму [23, с.357]. Впервые слово «Севастополь» было использовано в 1783 году для наименования основанного на берегу Черного моря города, состоящего из часовни, церкви, нескольких домов и кузницы. В 1796 году сын Екатерины II Павел I переименовал Севастополь в Ахтиар. В марте 1826 государь-император Николай I вернул прежнее название городу. Этот период стал началом формирования понятийной, образной и ценностной составляющих концепта «Севастополь» в русской языковой культуре.

Исследование концепта предполагает несколько этапов: 1) анализ лексического значения и внутренней формы слова (имени), репрезентующей концепт; 2) анализ синонимического ряда лексемы, репрезентующей концепт; 3) описание способов категоризации концепта в языковой форме; 4) вторичное переосмысление смыслов концепта.

Истолкование лексического значения слова «Севастополь» приводит к выводу о его моносемичности (однозначности). В справочных источниках встречаются различные по объему толкования, но вычленяется одно определение: город. Иных лексических значений не найдено. Вторичными являются производные от исследуемого слова названия предметов, объектов, что подтверждает ценностную составляющую данного концепта. Подобные наименования будут оформляться на письме кавычками. Приведем несколько примеров.

Севастополь - «военно-портовый город и отдельное градоначальство на юго-западной оконечности Таврического полуострова, под 44`37° с.ш. и 33`31° в.д.» [5].

Севастополь (1797 - 1801 Ахтиар), «город в Крыму. Порт на Черном море. Железнодорожная станция. Главная база Черноморского флота» [4,с.1072].

В современных электронных справочных источниках можно найти такие данные энциклопедического характера: Севасто́поль (укр. Севасто́поль, «в 1783-1784 и 1797-1826 годах - Ахтиар, старогреческое - Херсонес, византийское - Херсон, старорусское - Корсунь) - город государственного значения Украины, город-герой. Расположен на юго-западе Крымского полуострова, на берегу Чёрного моря. Заложен по указу российской императрицы Екатерины II в 1783 году. Крупнейший незамерзающий морской торговый и рыбный порт, промышленный, научно-технический, рекреационный и культурно-исторический центр.

«Севастополь» -« эскадренный броненосец российских ВМФ. В строю с 1898. В русско-японской войне 1904-1905 успешно действовал при обороне Порт-Артура. 20.12.1904 во избежание захвата противником затоплен своим экипажем» [4, с.1072]. «Севастополь» - так назывался еще один линейный корабль ВМФ. В строю с 1914 года. Участвовал в 1-й мировой и Гражданской войнах, в Великой отечественной войне - в обороне Севастополя 1941-1942. Исключен из состава ВМФ в 1956 г.

Отметим, что каждое из вторичных названий ориентировано на ключевое: «Севастополь» - город государственного значения, город-герой. В самом населенном пункте, носящем имя концепта, одноименное название, содержащее вербализованный культурный смысл, имеют несколько объектов: газета «Слава Севастополя», гостиница «Севастополь», ресторан и кинотеатр.

Слово, обладая признаком этнокультурной отмеченности, встречается и в других языках (способ словообразования - калькирование). Им обозначены географические объекты, населенные пункты, улицы, площади в разных странах. Так, например, Севастополь - поселок городского типа в США в штате Калифорния; город в США на берегу реки Миссисипи; город в Канаде, провинция Онтарио; улица и площадь в Турине (территория Италии); бульвар в Париже. Имя собственное запечатлено также в названии конкретных предметов: например, астероида главного пояса.

Чтобы получить больше информации о ключевой лексеме, следует выполнить лексический анализ слова. В контексте «Севастополь зажигал первые огни»

(К.Г. Паустовский) слово Севастополь имеет лексическое значение: «военно-портовый город и отдельное градоначальство, на юго-западной оконечности Таврического полуострова»; оно прямое, свободное, нейтральное; слово однозначное, не имеет омонимов, имеет эквиваленты город, порт (в зависимости от контекста); относится к активной лексике, общеупотребительное, межстилевое.

Контекстное значение имени концепта также важно для создания представления о нем. Например, в контексте «Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою; темно-синяя поверхность моря сбросила с себя уже сумрак ночи и ждет первого луча, чтобы заиграть веселым блеском…, и далекий неумолкаемый гул моря, изредка прерываемый раскатистыми выстрелами в Севастополе, один нарушает тишину утра» (Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы») речь идет о городе с названием «Севастополь». Об этом свидетельствуют словосочетание (выстрелы в Севастополе) с предлогом в, указывающим на место, а не на предмет; топоним Сапун-гора.

Морфологические признаки слова: имя существительное, собственное, неодушевленное, конкретное, мужского рода, в форме предложного падежа, единственного числа (форма множественного числа отсутствует), второго склонения, в предложении является обстоятельством места.

В ином контексте «…для достоверности даже утопив броненосец «Севастополь», в сентябре 1904» (В. Коротин) слово имеет значение «эскадренный броненосец». На точное лексическое значение структурной единицы языка указывают существительное «броненосец» и деепричастие «утопив», так как подобное действие нельзя произвести с городом. Морфологические признаки практически не изменятся: имя собственное, неодушевленное, конкретное, мужского рода, в форме винительного падежа, единственного числа, второго склонения. В данном случае слово «Севастополь» является приложением, а значит, его морфологические признаки напрямую зависят от слова «броненосец».

Внутренняя форма слова также связана с грамматическими особенностями, выражающимися в следующем: слово употребляется только в форме единственного числа, форма множественного отсутствует.

В современном русском языке слово имеет две морфемы: корень и нулевую флексию.

Существование ценностной составляющей концепта доказывает наличие такого компонента, как актуальность. Актуальность подтверждается численностью языковых единиц, мотивирующих концепт. Метод количественного подсчета позволяет выявить значимостную характеристику концепта: соотношение частеречных реализаций его имени, его словообразовательную продуктивность.

В современном русском языке выделяются несколько общеупотребительных слов, производных от имени - «тела» концепта. Они образованы от слова «Севастополь» в значении «город-порт на берегу Черного моря». Данные структурные единицы языка немногочисленны. Зафиксированы в языке и активно функционируют этнохоро́нимы: жители Севастополя (форма множественного числа)- севастопольцы; существительное женского рода (форма единственного числа) севастопольчанка (допустимое образование), мужского рода севастополец (форма единственного числа) - способ словообразования суффиксация. Частота употребления названных этнохоронимов низка, чаще их эквивалентами становятся словосочетания «жительница или житель Севастополя». Также языковое приобретение последних десятилетий XX-XXI вв. - название учебной дисциплины, школьного предмета, изучаемого в среднем звене общеобразовательных школ и гимназий г. Севастополя, - Севастополеведение [1,2,3] (сложение основ с соединительной гласной с дополнительной суффиксацией, или суффиксоидом - ведение); слово имеет определенный ареал употребления (в основном в самом городе). Можно образовать другие части речи от имени концепта: имя прилагательное - севастопольский (суффиксация); наречие - по-севастопольски (суффиксально-префиксальный способ словообразования). Итак, названо 7 языковых единиц, мотивирующих концепт «Севастополь».

Построение синонимического поля ключевого слова, вербализующего исследуемый концепт в языке, даёт возможность выявить его дополнительные признаки. Анализ синонимического ряда лексемы, показал, что в современном русском языке активно употребляются эквиваленты слова: «город» (частота употребления 68273), «порт» (4839), «город-герой» (64). Архаичными являются имена «Ахтиар», старогреческое Херсонес, византийское Херсон, старорусское Корсунь. В концептуальное поле понятия «город Севастополь» можно включить и оценочные прилагательные: легендарный, достойный поклонения, величественный, белокаменный, город русских моряков, ставшие уже идиоматическими выражениями.

Вышеизложенные факты в достаточной мере доказывают объективное существование зафиксированного в русском языке имени лингвоконцепта «Севастополь».

2.2 Тексты разных стилей как средства языковой объективации концепта «Севастополь»

В акте речи вербализуется коммуникативно релевантная часть концепта «Севастополь», ценностная, образная и понятийная составляющие семантической единицы языка культуры наиболее активно реализуются в текстах разных стилей. Систематизация материалов фактического и аналитического характера по данному вопросу показала, что языковое выражение концепта - слово «Севастополь» встречается с определенной частотой в текстах художественного, публицистического стилей, регулярно употребляется в разговорной речи жителей города Севастополя, реже в речи жителей других городов Крыма, Украины, России. Частота употребления слова в текстах официально-делового и научного стилей ниже, чем в остальных. Частота употребления слова «Севастополь» составляет 791 раз на ≈ 300 млн. слов, при этом примерно 602 раза употребляются в разговорном стиле, 481 раз в художественном, 211 раз - в публицистическом и 127 - в научном стиле речи.

Научному стилю присущи особенности: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Это объясняет тот факт, что в научном стиле невозможно использование всех форм слова и его производных. В связи с этим концепт «Севастополь» чаще реализуется в текстах научно-популярного стиля. При сохранении характерной для научного стиля строгости и чёткости изложения особенностью научно-популярного является упрощенный характер изложения и возможное использование эмоционально-экспрессивных средств речи, оценочных конструкций, иллюстрирующих ценностную составляющую концепта «Севастополь» («легендарный Севастополь», «город славы» и других). Синтаксическая функция слова в предложениях научного и научно-популярного стиля - подлежащее, дополнение, обстоятельство. Например, «По территории Севастополя протекают реки Бельбек, Чёрная и Кача, занимающие в Крыму соответственно первое, второе и четвёртое место по полноводности» (в данном случае слово выступает в роли обстоятельства места (или косвенного дополнения, несогласованного определения) - возможны различные трактовки). Для научного стиля речи характерно использование слова «Севастополь», производной «севастопольский», контекстных синонимов «Херсонес», «Ахтиар» (Приложение В).

В текстах публицистического стиля концепт «Севастополь» получил определенную реализацию, что обусловлено его (стиля) функциями и назначением. В текстах статей, репортажей часто встречается и само слово, и производные: имя прилагательное - севастопольский, имя существительное - севастопольцы (севастополец), наречие по-севастопольски, название учебной дисциплины «Севастополеведение», а также эквивалент-синоним к слову «Севастополь» - «город-герой».

В предложениях они будут выступать в роли

- подлежащего (Из всех городов Крымского полуострова Севастополь имеет наибольший туристический потенциал);

- определения (Какой севастопольский мальчишка не пытался узнать тайн, похороненных в руинах близлежащих катакомб?);

- обстоятельства (В общем-то, на этом наше первое приключение закончилось, а мы приступили к планированию более удачного визита в подземный Севастополь).

Лексика публицистического стиля имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные элементы. Благодаря этому расширяются возможности реализации образной, понятийной составляющих концепта «Севастополь» в текстах этого стиля.

Для официально-делового стиля, который реализуется в основном в письменной форме в различных документах, характерно употребление слова «Севастополь» на государственном украинском языке (графика не отличается от русского варианта): «Місто-герой Севастополь є містом загальнодержавного значення із спеціальним статусом, що обумовлений географічними, історичними та економічними особливостями міста». Но, наряду с этим, слово может употребляться и в русском варианте в документах регионального и местного значения, например, в Положении «О гербе города-героя Севастополя» и других (Приложение В). В документах официально-делового стиля речи употребляется слово «Севастополь», производная «севастопольский», эквивалент-синоним - «город-герой» в значении статуса.

Наиболее полную реализацию концепт «Севастополь» находит в текстах художественного стиля, в произведениях Л.Н. Толстого, К.М. Станюковича, А.А. Ахматовой, К.Г. Паустовского и других русских писателей (Приложение Б). Рассмотрим два примера, подтверждающих это заключение.

В произведении К.М. Станюковича «Маленькие моряки» реализуются ценностная и образная составляющие концепта: слово, объективирующее концепт, находится в тексте в определенном языковом окружении (эпитетов, метафор, антитезы), выделяется образно-метафорический компонент: «Он сидел, прихлебывая кофе, по-видимому, хмурый и скучающий, в числе других гостей, на широком балконе, выходившем в сад, обширного каменного дома командира порта и военного губернатора оживленного и веселого Севастополя». Ассоциативный образ создается на протяжении всего повествования, формируя представление о величественном белокаменном городе, историческом и культурном центре, на фоне которого разворачиваются события сюжета. Здесь наблюдается распределение имен и вариантов имен концепта по пространству текста.

Ключевые имплицитные средства выражения концепта «Севастополь» определяют его уникальность. Например, в стихотворении А. Ахматовой «Вижу выцветший флаг над таможней» для реализации концепта были использованы средства художественной выразительности: перифраза, которая позволила выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого объекта, эпитеты, создающие яркий художественный образ и позволяющие определить значимость концепта метафоры. В этом случае важную роль играет аспект оценочности, который фиксируется в значении языковых единиц (имени концепта). Метод контекстуального анализа выявляет значимость этого аспекта при исследовании.

Стихотворение представляет собой развернутую перифразу. Образ города формирует имплицитная информация, заключенная в топониме (Херсонес), эпитетах (приморская девчонка, Херсонесский храм, желтая муть). В строках «Вижу выцветший флаг над таможней И над городом желтую муть» особую значимость приобретает слово «флаг» - он ассоциируется с морем, флотом - символами Севастополя. Многочисленные эпитеты, многосоюзие также являются средствами объективации концепта, создания его понятийного поля. Лексическая материя стихотворения образуется с помощью различных частей речи, среди которых преимущественно имена существительные, формирующие индивидуально-авторское представление о Севастополе. Предметность, образность в стихотворении достигаются с помощью использования наречий, имен существительных и употребления глаголов. В основе синтаксической структуры стихотворения односоставные предложения, указывающие на отсутствие динамики, что расширяет границы восприятия самого концепта и позволяет найти более конкретные его характеристики. Большинство слов в стихотворении употреблено в прямом значении, что указывает на конкретность изображаемого.

Разговорный стиль речи служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. В разговорном стиле «языковое тело», имя концепта «Севастополь», зафиксировано с 1783 года. Наиболее ярко оно реализовано в идиомах, пословицах, поговорках с обозначенной ментальной характеристикой.

В разговорном стиле речи реализованы все производные данного слова, выполняющие различные синтаксические функции.

Слово «Севастополь» в разговорной речи трансформируется в варианты «Севастик», «Севас». Севастопольские идиомы звучат своеобразно, в них заключены семантическая специфика и особенности местного колорита: «Севастопольский вальс, тещин язык - так называли участки старой ялтинской, за Сапун-горой, и старой симферопольской, за Инкерманом, автомобильных трасс. У каждого, кто проезжал по этим дорогам, кружилась голова от частых и крутых поворотов и виражей» [16, с.13]. «Севаль, Севас - так Севастополь называют жители Симферополя» [16, с. 7].

Существует словарь Севастопольских идиом, в котором на данный момент зафиксировано 178 актуальных для севастопольцев языковых единиц необщеупотребительного характера, вызывающих интерес у лингвистов с точки зрения словообразования и семантики.

В разговорном стиле встречаются топонимы, обозначающие географические объекты на территории самого города Севастополя: Севастопольская бухта, Севастопольский маяк, Севастопольский порт.

Подытоживая вышесказанное, следует отметить: слово «Севастополь» используется в различных стилях речи преимущественно в единственном значении - город. Вторичный смысл - название объекта, предмета (например, броненосец, корабль) в настоящее время является историзмом, а также входит в пассивный словарный запас, так как его использование завершилось в начале XX века. Репрезентация компонентов концепта «Севастополь» в разговорном стиле языка еще не достигла своей кульминации.

Итак, вербальные средства реализации лингвокультурного концепта «Севастополь» в текстах разных стилей языка демонстрируют смысл и внутреннюю форму «языкового тела» концепта. В Приложениях Б, В, Г собран объемный материал, иллюстрирующий историко-культурную значимость изучаемого концепта в русской языковой культуре.

Подводя итог исследования заявленной темы, можно сделать следующие выводы:

  1. Концепт «Севастополь» является одной из значимых структур в русской языковой культуре.

  2. Важную роль играет вербальное знание о концепте: средством вербализации изучаемого концепта является собственное имя существительное, имеющее лексическое, грамматическое, этимологическое, контекстное значения.

  3. В конце XVIII века - в первые десятилетия XIX века началось активное формирование понятийной, образной и ценностной составляющих концепта «Севастополь» в русской языковой культуре.

  4. Мотивируют концепт «Севастополь» 7 языковых единиц.

  5. В современном русском языке активно употребляются синонимы - эквиваленты слова: «город», «порт», «город-герой».

  6. Компоненты семантической единицы языка культуры реализуются в текстах разных стилей.

  7. Наиболее полную реализацию концепт «Севастополь» находит в текстах художественного и разговорного стилей преимущественно в единственном значении, что обусловлено исторически, - город.

ВЫВОДЫ


Как уже было отмечено автором, исследование «Концепт «Севастополь» в контексте русской языковой культуры» мотивировано несколькими факторами, в частности, уникальностью объекта исследования - историко-культурного феномена, занимающего определенное место в русской языковой культуре.

Использование теоретического, эмпирического, описательного методов, метода количественного подсчета, контекстуального анализа помогло выявить и сформулировать особенности содержания и структуры концепта «Севастополь».

Была проведена работа по следующим направлениям:

  1. В связи с необходимостью обоснования актуальности и новизны темы были определены теоретико-методологическая база и концепция исследования.

  2. Систематизирован и классифицирован объемный теоретический материал, касающийся толкований понятия «концепт» и обозначения доминантного.

  3. Проведено анкетирование референтной группы с целью выявления личной парадигмы концепта «Севастополь» и доказательства, что содержание изучаемого объекта интерпретируется практически одинаково респондентами разных возрастных групп.

  4. Проведен анализ лексического, этимологического, контекстного значений и внутренней формы имени, репрезентующего концепт.

  5. Доказано, что номинативная плотность является наиболее выраженным признаком концепта «Севастополь», несмотря на его относительную «молодость».

  6. Собраны и систематизированы иллюстративные материалы, аргументирующие существование концепта «Севастополь».

Автор исследования полагает, что может утверждать:

- концепт «Севастополь» объективно существует в контексте русской языковой культуры;

- он достаточно объемен, и поэтому не может быть выражен полностью вербальными средствами;

- некоторые его смыслы остаются на ассоциативном уровне, не подтверждаются конкретными языковыми средствами объективации;

- изучаемый концепт уникален, так как его содержание формировалось поэтапно, семантика зависела от исторического, этимологического компонентов.

- некоторые значимостные характеристики концепта зафиксированы в сознании русскоговорящих, их индивидуальное восприятие и истолкование ассимилируется с коллективным национальным сознанием.

Также автор считает важными выводы:

1) с точки зрения языкознания, концепт «Севастополь» обозначен сравнительно недавно, что позволяет получить более точную информацию при исследовании данной темы;

2) значимость концепта в русской языковой культуре подтверждается разнообразным материалом фактического характера, представленным в работе.

Принципиально важным автор работы считает вопрос перспектив исследования, которые позволят обозначить степень востребованности изучаемого концепта в контексте других культур.

К ним можно отнести углубленное изучение исторической составляющей концепта «Севастополь» во всех аспектах, репрезентации концепта в украинской языковой культуре. Также интересным будет обращение к такой значимой характеристике концепта, как переживаемость. К неоднозначным выводам может привести анкетирование следующих референтных групп: жителей других городов Украины, России, возможно, опрос респондентов других национальностей в социальных сетях. Вышеназванное, безусловно, расширит границы данной темы и привлечет внимание к доминантной лингвокультурной структуре исследования.

Список использованных источников


  1. Алтабаева Е., Коваленко В. На черноморском перекрестке. Учебное пособие. Симферополь: Таврия, 1997. - 256 с.

  2. Алтабаева Е., Коваленко В. Потомству в пример. Учебное пособие. Севастополь: Телескоп, 2006. - 288 с.

  3. Алтабаева Е.Б. Марш энтузиастов: Севастополь в 1917 - 1920 гг. Учебное пособие. - Севастополь: «Телескоп», 2008. - 384 с.

  4. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. -1456 с.

  5. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.Энциклопедический словарь в 82 тт. и 4 доп. тт. - М.: Терра, 2001. - 40 726 стр.

  6. Воркачев С. Г. Методологические основания лингвоконцептологии // Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. 3: Аспекты метакоммуникативной деятельности. Воронеж, 2002. С. 79-95.

  7. Гармаш П.Е. Город-герой Севастополь. Путеводитель. - Симферополь: "СОНАТ", 2004.

  8. Головнина О.И. К вопросу определения понятия «Концепт» в современной лингвистике. Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского. Чита, Россия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: rae.ru/forum2011/113/509.

  9. Залевская А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж, 2001.

  10. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] / В. И. Карасик. - Гнозис, 2004. - 389 с.

  11. Кубрякова Е.С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. - М.: ИПО «Лев Толстой», 1996. - 248 с.

  12. Кунцевская Г.Н.. Неповторимый Крым. Крым в судьбе и творчестве русских писателей. - Москва, 2011. - 364 с.

  13. Лезинский М. Литературный Севастополь. - Севастополь: СО « Экоси - гидрофизика », 2012.

  14. Ляпин С. Х. Концептология: к становлению подхода // Концепты. Вып. I. Архангельск, 1997. С. 19.

  15. Миллер Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Мир русского слова. 2000. № 4.

  16. Оганесян В.А. Щас! С Малахова кургана разгон возьму… - Севастополь: НПЦ «ЭКОСИ-Гидрофизика», 2011 - 28 с.

  17. Попова, З. Д. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях [Текст] / З.Д.Попова, И.А. Стернин. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2000. - 30 с.

  18. Сомов Л. Ахтиарский родник вдохновения - Севастополь; Издательство «Дельта», 2008. - 276 с.

  19. Степанов Ю.С. Концепт культуры в «разрезе» // Когнитивная семантика. Ч. 1. Тамбов, 2000.

  20. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: 3-е изд. - М.: Академический проект, 2004, с. 42-67.

  21. Телия В. Н. Объект лингвокультурологии между Сциллой лингвокреативной техники языка и Харибдой культуры (к проблеме частной эпистемологии лингвокультурологии) // С любовью к языку - Е. С. Кубряковой. Воронеж, 2002. С. 92

  22. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 1. М., "Лексика", 1996.

  23. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. Т.3/Пер. с нем. И доп. О.Н.Трубачева. - 3-е изд., стер. - СПб.: Терра - Азбука, 1996. - 832 с.

  24. Шигин В.В. Севастополь. История. Легенды. Предания. - М.: Вече, 2008. - 448 с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

ru.wikipedia.org/wiki/Севастополь

royallib.ru › История‎

proza.ru/2012/03/14/993

freedom-master.ru/articles/sevastopol-on-map-world/

nr2.ru/crimea/95048.html

poluostrov-krym.com/dostoprimechatelnosti/pamyatniki/obelisk-v-chest-goroda-geroya.html

sevastopol.su/news.php?id=54905

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение А

Личная парадигма концепта «Севастополь». Результаты анкетирования референтной группы «Севастопольцы разных возрастных категорий»………

32

Приложение Б

Репрезентация концепта «Севастополь» в текстах художественного стиля ...

35

Приложение В

Репрезентация концепта «Севастополь» в текстах разных стилей речи ….......

38

Приложение Г

Номинативная плотность концепта «Севастополь». Синонимизированные символы Севастополя …………………………………………………….………

43


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Личная парадигма концепта «Севастополь».

Результаты анкетирования референтной группы «Севастопольцы в возрасте от 10 до 70 лет (90 человек)».

Вопросы

Возрастная категория

10-15 лет

15-25 лет

25-45 лет

45-70 лет

Ассоциативно-семантическое поле слова

Море, Родина, гордость

Родной город, город-герой, история

Город-герой, море, корабли, флот

Родина

Лексическое значение слова «Севастополь»

Город, достойный поклонения; город в Крыму

Город у моря, морской город

Город, достойный поклонения

Город, достойный поклонения

Производные от слова «Севастополь»

Севастопольский

Севастополец

Севастопольский Севастопольцы Севастополеведение

Севастопольский Севастополец

Севастополе-

ведение

по-севастопольски

Эпитеты к слову «Севастополь»

Славный красивый героический мужественный родной

Героический красивый белокаменный

Величественный морской прекрасный

Белокаменный гордый

непобедимый

С какими историческими личностями Вы ассоциируете «Севастополь»?

Нахимов Ушаков

Лазарев

Нахимов Корнилов

Екатерина II Суворов

Екатерина II

Нахимов

Ушаков

Пословицы, поговорки со словом «Севастополь»

Не называют

Не называют

Не называют

Этот город - самый лучший город на Земле!


ДИАГРАММЫ

Концепт «Севастополь» как результат индивидуального познания.

Научно-исследовательская работа с одаренными детьми. КОНЦЕПТ «СЕВАСТОПОЛЬ» В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Научно-исследовательская работа с одаренными детьми. КОНЦЕПТ «СЕВАСТОПОЛЬ» В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Научно-исследовательская работа с одаренными детьми. КОНЦЕПТ «СЕВАСТОПОЛЬ» В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Научно-исследовательская работа с одаренными детьми. КОНЦЕПТ «СЕВАСТОПОЛЬ» В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Научно-исследовательская работа с одаренными детьми. КОНЦЕПТ «СЕВАСТОПОЛЬ» В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Репрезентация концепта «Севастополь» в текстах художественного стиля


Автор, название произведения

Употребление слова в контексте

С.С. Бобров «Херсонида, или лучший летний день в Херсонисе Таврическом», 1810

«Вот некоторое изображение Херсониса в лучший, летний день! И туда луч рассвета полночи недавно проникнул и воззвал его из мрачности».

К.М Станюкович «Грозный адмирал»,

1891 г.

«Маленькие моряки»,

1893 г.

«Он проносится под самой кормой адмирала и, получив на ходу приказание идти в Севастополь, мастерски делает крутой поворот и, чертя бортом воду, мчится, словно чайка, скрываясь от глаз по обыкновению на вид сурового, но в душе довольного адмирала-отца».

«На окраине красавца Севастополя, поднимающегося амфитеатром, на склоне горы, лепились белые домишки матросской слободки, в которой преимущественно жили жены и дети матросов и разный бедный люд».

А.А. Ахматова «Вижу выцветший флаг над таможней»

1913 г.

Вижу выцветший флаг над таможней

И над городом желтую муть.

Вот уж сердце мое осторожней

Замирает, и больно вздохнуть

А.С.Грин

«Корабли в Лиссе»,

1922 г.

«Нет более бестолкового и чудесного порта, чем Лисс, кроме, разумеется, Зурбагана. Интернациональный, разноязычный город определенно напоминает бродягу, решившего наконец погрузиться в дебри оседлости. Дома рассажены как попало среди неясных намеков на улицы, но улиц, в прямом смысле слова, не могло быть в Лиссе уже потому, что город возник на обрывках скал и холмов, соединенных лестницами, мостами и винтообразными узенькими тропинками».

О.Э.Мандельштам

«Очерк о Севастополе»,

1923 г.


«Севастополь - преемник всей курортной волны. Скорые поезда выбрасывают на маленькую площадь из одноэтажного белого вокзала массу пассажиров; их подхватывают ямщики-автомобили, скромные линейки, обтянутые полотном. Крошечный трамвай мчится в гору, и сразу проникаешься атмосферой маленького города: «У вас, гражданка, нет мелочи, - говорит кондуктор, - ну ничего: в следующий раз заплатите».

К.Г Паустовский

«Повесть о жизни»,

1930-е гг.

«Черное море»,

1935-1936 г

«Белый Севастополь медленно плыл нам навстречу. Он встретил старый пароход полуденным выстрелом и голубыми крестами Андреевских флагов…» «Мне пришлось видеть много городов, но лучшего города, чем Севастополь, я не знаю».

«Гарт бежал в Севастополь от промозглой московской осени. Он с содроганием вспоминал черные тучи, волокущие по крышам свое мокрое тряпье, и сумрачные залы библиотек».

И.А. Бунин

«Жизнь Арсеньева»,

1938 г.

«На юг - в Курск и в Харьков, а главное - в тот самый Севастополь, где как будто навеки осталась молодая отцовская жизнь… И я вдруг сказал себе: да ужели и правда, что я еду в какой-то «Голос», на какую-то службу?»

С.Н. Сергеев-Ценский

«Севастопольская страда», 1937 - 1939 гг.

«Геройская защита Севастополя, в которой семья моряков принимает такое славное участие, была поводом к беспримерной милости монарха ко мне, как старшему в ней».

Л.С.Соболев

«Морская душа»,

1942г.

«В пыльных одесских окопах, в сосновом высоком лесу под Ленинградом, в снегах на подступах к Москве, в путаных зарослях севастопольского горного дубняка - везде видел я сквозь распахнутый как бы случайно ворот защитной шинели».

С.Н. Сергеев-Ценский

«Флот и крепость»,

1941 - 1943

«"Св. Павел" вышел показным кораблем. На нем любил бывать Потемкин, когда приезжал из Херсона в

Севастополь; им же в первую голову щеголял он, когда принимал в Крыму Екатерину».

Научно-исследовательская работа с одаренными детьми. КОНЦЕПТ «СЕВАСТОПОЛЬ» В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Один из символов Севастополя - Памятник затопленным кораблям


Научно-исследовательская работа с одаренными детьми. КОНЦЕПТ «СЕВАСТОПОЛЬ» В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ


ПРИЛОЖЕНИЕ В


Репрезентация концепта «Севастополь» в текстах разных стилей речи


Художественный стиль

«Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, - это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа». Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»

«Начальник севастопольского гарнизона, барон Остен-Сакен, был награжден графским титулом». С.Н. Сергеев-Ценский «Севастопольская страда»

Научный стиль, научно-популярный стиль

Город Севастополь расположен в юго-западной части Крыма на Гераклейском полуострове».

«Климат на территории, находящейся в подчинении Севастопольского горсовета, близок к субтропическому климату Южного берега Крыма, и имеет свои особенности в двух микроклиматических подзонах».

«Еще в разгар боя первую помощь стала оказывать молоденькая девушка Даша Михайлова, позже названная Севастопольской. Даша Севастопольская стала первой сестрой милосердия в России, оказывавшей медицинскую помощь на поле боя». [2, с.87] «В конце 1924 года в Севастополе для лучшей организации работы с безнадзорными детьми попытались свести все детские дома в один городок…» [3, с.99]

Публицистический стиль языка

«Жизнь в подземном Севастополе. Какой севастопольский мальчишка не пытался узнать тайн, похороненных в руинах близлежащих катакомб?»

«Кинопризыв» по-севастопольски. Третье место на Всероссийском конкурсе «Кинопризыв» заняли севастопольцы. Документальная кинолента под названием «Жизнь - отечеству, честь - никому» была признана одной из лучших».

«В Севастополе региональной программой развития украинского, русского и других языков предлагается ввести новый предмет - «севастополеведение».

«На Хрустальном мысе - он напротив набережной Корнилова - высится обелиск в честь города-героя Севастополя. Так официально именуется этот 60-метровый монумент, представляющий собой стилизованные штык и парус». [6]

Официально-деловой стиль

«О мерах по реализации положений Европейской хартии региональных языков или языков национальных меньшинств применительно к русскому языку на территории г.Севастополя», Севастопольский городской Совет…»

«Місто-герой Севастополь є містом загальнодержавного значення із спеціальним статусом, що обумовлений:

1) географічними, історичними та економічними особливостями міста;

2) базуванням Військово-Морських Сил України і основної бази Чорноморського флоту Російської Федерації, що тимчасово перебуває на території міста Севастополя…»

«Закон Верховної Ради України»

Разговорный стиль

- Где нынче полк стоит? В Сивастополе стояли; в середу переходить хотели, вашбородие! Куда? Неизвестно... должно, на Сиверную, вашбородие! Нынче, вашбородие, - прибавил он протяжным голосом и надевая шапку, - уже скрость палить стал, все больше с бомбов, ажно в бухту доносит; нынче так бьет, что бяда ажно...» Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы. Севастополь в августе 1855 г.»




Научно-исследовательская работа с одаренными детьми. КОНЦЕПТ «СЕВАСТОПОЛЬ» В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Научно-исследовательская работа с одаренными детьми. КОНЦЕПТ «СЕВАСТОПОЛЬ» В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ



Память о слове, запечатленная в документах Великой Отечественной войны - знаковой для города.

Научно-исследовательская работа с одаренными детьми. КОНЦЕПТ «СЕВАСТОПОЛЬ» В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ












О ГЕРБЕ ГОРОДА-ГЕРОЯ СЕВАСТОПОЛЯ

Заслушав и обсудив информацию председателя постоянной комиссии городского Совета по обеспечению законности, охране прав, свобод и интересов граждан, административно-территориальному устройству и работе с правоохранительными органами Королевой Г. П. о ситуации с реализацией полномочий городского Совета на учреждение герба города, учитывая исторический факт официального учреждения герба города 21июля 1893 года и решение Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся XI созыва от 12 февраля 1969 года "Об установлении герба города Севастополя", в целях поддержания и развития исторических традиций и обеспечения преемственности поколений севастопольцев, руководствуясь частями 1 и 3 статьи 22 и пунктом 49, части 1 статьи 26 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине", Севастопольский городской Совет

РЕШИЛ:

1. В новых исторических и политико-правовых условиях учредить герб города-героя Севастополя (далее герб города) как официальный символ его территориальной громады.

2. В качестве герба города утвердить образец, принятый решением Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся XI созыва 12 февраля 1969 года "Об установлении герба города Севастополя" и получивший всеобщее признание севастопольцев и гостей города (приложение № 1).

3. Утвердить Положение о содержании, описании и порядке использования герба города (далее Положение) (приложение № 2).

4. Установить, что оригинал герба города и подлинник Положения постоянно хранятся в Севастопольском городском Совете. Далее еще 6 пунктов.



ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Номинативная плотность концепта «Севастополь». Синонимизированные символы Севастополя.

Литературные сюжеты

1) Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»

2) Петр Гармаш «За родной Севастополь»

3) Петр Сажин «Севастопольская хроника»

4) Владислав Крапивин «Давно закончилась осада»

5) Борис Борисов «Подвиг Севастополя»

6) Леонид Соловьев «Севастопольский камень»

7) Филиппов М.М. «Осажденный Севастополь»

8) Станюкович «Севастопольский мальчик»

9) Валентина Фролова «Севастопольская девчонка»

и другие.

Легенды, предания о Севастополе.

Цитируется по [24].

В. В. Шигин «Севастополь. История. Легенды. Предания»

«…Большинство населения Ориана составили племена, пришедшие из Арсании (Орсании), поэтому и столицу свою они назвали Орсань. Со временем соседние племена ее стали называть Орс, Хоре, Коро, Корсань, Короунь, Хороунь и последнее название - Херсонес, Севастополь. Таким образом, у современного города-героя Севастополя древняя и славная история…»

«По легенде, Прометеева скала находилась на территории, принадлежащей в настоящее время Севастополю. «Херсонес возник здесь многим позднее мифических времен. Но логика и здравый смысл подсказывают, что Прометеева скала, скорее всего, находилась где-то неподалеку от него. Почему? Прометей был любим и чтим древними греками, а потому вполне можно предположить, что и первые переселенцы, зная о нахождении места, где страдал их герой, постарались поселиться как можно ближе к нему. Возможно, этим местом являлся мыс Фиолент. Крутой двухсотметровый обрыв внушает страх и сегодня. Здесь был простор и для прилетающего орла, да и сам титан был, согласно тем же мифам, отнюдь не маленьких размеров, так что и скала для него должна была быть соответствующая. К тому же, как говорит миф, под ногами прикованного Прометея плескали волны. Сюда к нему иногда приплывал вещий старец Океан и дочери его, океаниды. Тот, кому довелось побывать на мысе Фиолент, без труда может все это себе представить. Разумеется, что в каждом из мифов есть большая доля вымысла, но в каждом из них есть и фактическое здравое начало. Вспомним Шлимана, отыскавшего легендарную Трою, точно следуя гомеровской «Илиаде». Думается,что и древние греки отнюдь не случайно поместили Прометея (как мы узнаем далее, не только его!) на побережье нынешнего Севастополя».

«По другой легенде похитители руна спрятались именно в Севастопольской бухте. «Маршрут выбран был прежде всего для того, чтобы запутать разъяренных колхов, которые кинулись в погоню за похитителями драгоценного руна. Но колхи, разгадав маневр «Арго», также повернули не на юг, а на север. Но и здесь греческие герои обманули своих преследователей! Плывя вдоль Тавриды, они укрылись в одной из бухт, и колхи проследовали мимо, так их и не обнаружив. Так где же могли укрыться обладатели руна, причем укрыться так, чтобы преследователи не смогли их отыскать? Таких бухт на южном побережье Крыма лишь две: Севастопольская и Балаклавская. Балаклавская, закрытая утесами со стороны моря, вообще практически не видна, что же касается Севастопольской, то в лабиринте ее бухт и бухточек маленький одномачтовый «Арго» также мог вполне затеряться. Разумеется, что и это всего лишь версия, но версия, имеющая под собой вполне веские основания, и если она верна, то гераклейская земля укрыла и спасла от неминуемой гибели целую плеяду лучших героев древней Эллады. Может, именно потому культ участников этого плавания полубогов братьев Диоскуров был впоследствии особо почитаем как по всему греческому Черноморью, так и особенно в Херсонесе».

Согласно мифам, именно туда направляются самые великие боги-герои: от терзаемого орлом Прометея и его спасителя Геракла до аргонавтов, избравших северный путь в надежде испугать своих преследователей.

Следуя тогдашним рассуждениям греков, простым смертным в тех краях было просто не выжить, особенно в самой скалистой части Тавриды - Гераклее. Там могли совершать подвиги лишь величайшие из героев!»

«Напрашивается вывод, что, согласно греческой мифологии, земля будущего Севастополя уже изначально существовала не как место обитания простых людей, но как земля пребывания исключительно героев эпоса. Древние греки еще тысячелетия назад предугадали, а может, даже ощутили по каким-то не известным нам признакам необыкновенность этой далекой земли и в своих мифах донесли до нас свою веру в ее великое будущее». «Это может показаться невероятным, но Одиссей целый год жил на земле нынешнего Севастополя, бродил по инкерманским скалам и купался в Черной речке! Но ведь именно только там имеются все описанные в поэме признаки местности: утесы и пещеры, пляж и река, болото

и лес».

« Случайно или нет, но почти в одно и то же время (с разницей в несколько десятков лет) на земле сегодняшнего Севастополя побывали два самых знаменитых и чтимых на Руси и в России змееборца: Георгий Победоносец и… Илья Муромец (тоже, кстати, именуемый русской церковью не иначе, как «преподобный»). Пребывание Ильи Муромца в Севастополе связано со знаменитым походом на Корсунь русского князя Владимира. Знаменитый богатырь не только входил в состав княжеской дружины: но, как и сам князь, именно в Корсуни принял христианскую веру».

«Именно на скалах нынешнего Севастополя началось составление всемирно известной ныне кириллицы. И как знать, может быть, именно здесь под шум прибоя были впервые произнесены вечные: «аз», «буки», «веди»… По крайней мере, именно это утверждает «Житие святого Кирилла»: «…Научился Философ Константин и отуда сложив, и написав книги и руським языком… тогда же… в Корсуни».

«В Херсонесе Анну ожидала печальная новость: за несколько дней до её прибытия у Владимира заболели глаза и он ослеп. И послала к нему царица, так называет её летописец, сказать, чтобы он крестился скорей: "Ежели ты не крестишься, то не избежишь недуга своего". И повелел Владимир крестить себя. Когда епископ Корсунский возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир и, увидев своё внезапное исцеление, сказал: "Теперь узнал я истинного Бога!" Увидев чудо исцеления князя, начала креститься и его дружина. После Крещения была приведена к князю Владимиру царевна Анна для обручения, через несколько дней он был венчан с нею здесь же, в Херсонесе».

Произведения искусства и аксиологически ценностные символы Севастополя. Предметы материальной культуры

Художник И. К. Айвазовский. 1880 г. Французские и английские фрегаты атакуют русские корабли на рейде Севастополя. 12июня 1854 г.

И.К. Айвазовский «Вход в Севастопольскую бухту» 1852

К.А. Коровин «Рыбачья бухта. Севастополь» 1916 «Севастополь вечером» 1915 «Гавань в Севастополе» 1916

И.К. Айвазовский «Осада Севастополя» 1854 «Русская эскадра на севастопольском рейде» 1846

Литография 1850-х гг. Бой на Малаховом кургане в Севастополе в 1855 году Художник Г. Ф. Шукаев. 1856 г.

Оборона Севастополя. Художник А. А. Дейнека. 1942 г.

Памятник затопленным кораблям - символ Севастополя.

Герб, гимн, Памятник Затопленным кораблям;

Пешеходный мостик Приморского бульвара, его еще называют «гербовым», - один из символов Севастополя и единственное место, где сохранился исторический герб города. Барельеф с гербом города, сам мостик и весь комплекс планировки этой части Приморского бульвара сложился к 1905 году вокруг памятника Затопленным кораблям. Графская пристань. Малахов курган. Диорама «Штурм Сапун-горы 7мая 1944 г. Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг. 35-я батарея.

Музыкальные символы: «Севастопольский вальс», гимн Севастополя «Легендарный Севастополь».

Легендарный Севастополь

Стихи Петра Градова, музыка Вано Мурадели

Ты лети, крылатый ветер,
Над морями, над землей,
Расскажи ты всем на свете,
Про любимый город мой.

Всем на свете ты поведай,
Как на крымских берегах,
Воевали наши деды,
И прославили в боях.

Легендарный Севастополь,

Неприступный для врагов.

Севастополь, Севастополь -

Гордость русских моряков!

Здесь мы в бой, святой и правый,
Шли за Родину свою,
И твою былую славу,
Мы умножили в бою.

Скинув черные бушлаты,
Черноморцы в дни войны,
Здесь на танки шли с гранатой,
Шли на смерть твои сыны

Легендарный Севастополь,

Неприступный для врагов.

Севастополь, Севастополь -

Гордость русских моряков!

Если из-за океана,
К нам враги придут с мечом,
Встретим мы гостей незваных,
Истребительным огнем.

Знает вся страна родная,
Что не дремлют корабли,
И надежно охраняет,
Берега родной земли.

Легендарный Севастополь,

Неприступный для врагов.

Севастополь, Севастополь -

Гордость русских моряков!

Севастопольский вальс


слова Г. Рублева, музыка К. Листова

Тихо плещет волна,
Ярко светит луна;
Мы вдоль берега моря идем
И поем, и поем,
И шумит над головой
Сад осеннею листвой.

Научно-исследовательская работа с одаренными детьми. КОНЦЕПТ «СЕВАСТОПОЛЬ» В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫПрипев:
Научно-исследовательская работа с одаренными детьми. КОНЦЕПТ «СЕВАСТОПОЛЬ» В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ Севастопольский вальс,
Научно-исследовательская работа с одаренными детьми. КОНЦЕПТ «СЕВАСТОПОЛЬ» В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ Золотые деньки;
Научно-исследовательская работа с одаренными детьми. КОНЦЕПТ «СЕВАСТОПОЛЬ» В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ Мне светили в пути не раз
Научно-исследовательская работа с одаренными детьми. КОНЦЕПТ «СЕВАСТОПОЛЬ» В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ Ваших глаз огоньки.
Научно-исследовательская работа с одаренными детьми. КОНЦЕПТ «СЕВАСТОПОЛЬ» В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ Севастопольский вальс
Научно-исследовательская работа с одаренными детьми. КОНЦЕПТ «СЕВАСТОПОЛЬ» В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ Помнят все моряки.
Научно-исследовательская работа с одаренными детьми. КОНЦЕПТ «СЕВАСТОПОЛЬ» В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ Разве можно забыть мне вас,
Научно-исследовательская работа с одаренными детьми. КОНЦЕПТ «СЕВАСТОПОЛЬ» В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ Золотые деньки!

На Малахов курган
Опустился туман.
В эту ночь вы на пристань пришли
Проводить корабли.
И с тех пор в краю любом
Вспоминал я милый дом.

Научно-исследовательская работа с одаренными детьми. КОНЦЕПТ «СЕВАСТОПОЛЬ» В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫПрипев.

Мы вернулись домой
В Севастополь родной.
Вновь, как прежде, каштаны в цвету,
И опять я вас жду...
Вдоль бульваров мы идем
И, как в юности, поем.


© 2010-2022