Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Бийска Алтайского края


«Рассмотрено»

на м/о учителей_______

_____________________

МБОУ «СОШ № »

Протокол №

от «___»_______201__г.

«Согласовано»


зам. директора МБОУ «СОШ № »

_____________________/_____________________

«__»__________201_г.


«Принято»

Педагогическим советом МБОУ «СОШ № »

Протокол №

от «__»______201__г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «СОШ №»

___________ / /

Приказ №

от «____»_______201__г.


Рабочая программа

Русский язык 8 класс

наименование учебного предмета, курса, класс



базовый

(уровень: базовый, профильный,

общеобразовательный, специального коррекционного обучения)

Учитель Прасолова Анастасия Владимировна

Квалификационная категория нет





















2015 - 2016 учебный год

Содержание рабочей программы





стр.

Паспорт программы ..……………………………………………………………… 4

Пояснительная записка…………………………………………………………….. 5

Календарно-тематический поурочный план …………………………………….. 9

Критерии оценивания и контрольно-измерительные материалы ……………… 51

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся …………….. 55

Лист корректировки Рабочей программы……………………………………………. 57




ПАСПОРТ

рабочей программы учебного курса русского языка


Тип программы: программа основного общего образования

Статус программы: рабочая программа учебного курса русского языка.

Назначение программы:

  • для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

Категория обучающихся: учащиеся 8 класса

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 105 часов (базовый уровень)

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 3 часа в неделю (базовый уровень)

Формы контроля: текущий контроль, тесты, итоговая контрольная работа, комплексный анализ текста, сочинения, изложения, устные высказывания на лингвистические темы, тренировочные упражнения, словарные, свободные, объяснительные, графические, предупредительные, контрольные диктанты.









Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку в правилах составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:


  1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 (статьи 12,13,16,28,21,34,35,46).

  2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  3. Учебного плана МБОУ « СОШ № » на 2015-2016 учебный год.

  4. Авторской программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

  5. Санитарных правил и норм (СанПиН 2.4.2.2821-10)

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая и лингвистическая (языковедческая), культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая компетенции предполагают овладение необходимыми знаниями о языке, его устройстве и функционировании, о нормах русского литературного языка, лингвистике как науке; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов. Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально - культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Объектом изучения является современный русский литературный язык с элементами общих сведений о его истории, диалектах, профессиональных разновидностях.

Доминирующей идеей курса является ориентация на речевое развитие и формирование коммуникативной компетенции учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности,

которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Основные цели обучения русскому языку:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

  • Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

  • Формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;

  • Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Основной формой учебной работы является урок. В зависимости от целей и содержания уроки бывают следующих типов:

  1. Урок объяснения нового материала;

  2. Урок закрепления нового материала и формирования умений и навыков;

  3. Урок обобщения и повторения;

  4. Урок контроля (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант);

  5. Урок работы над ошибками;

  6. Урок развития речи.

Основные методы на этапе восприятия и осознания нового материала:

- создание проблемной ситуации;

- слово учителя;

- анализ текста учебника;

- анализ языкового материала;

- беседа с учителем.

Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять при помощи различных видов диктантов, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, комплексного анализа текста, изложений, сочинений, устных высказываний на лингвистические темы.

Формы промежуточной и итоговой аттестации в 8-ом классе следующие:

- диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, «Проверяю себя»);

- тест;

- комплексный анализ текста;

- сжатое изложение;

- сочинение-рассуждение;

- сочинение - описание памятника;

- публичное выступление на общественно значимую тему;

- сочинение-рассказ на свободную тему;

- устное высказывание в публицистическом стиле;

- сравнительная характеристика.

№п/п

Тема

Кол - во часов

В том числе

Сочинения

Изложения

Контрольные диктанты

1

Общие сведения о языке

1




2

Повторение пройденного в V-VII классах


7


2

1

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Словосочетание


2




4

Простое предложение


3

1



5

Двусоставные предложения.

Главные члены предложения


6

2



6

Второстепенные члены предложения


7

2


1

7

Простые

односоставные предложения

Неполные предложения

9



2

2


1

8

Простое осложнённое предложение

Однородные члены предложения


12

1

1

1

9

Обособленные члены предложения


18

1

1

1

10

Обращение, вводные слова и междометия

9

2


1

11

Прямая и косвенная речь


7


1

1

12

Повторение и систематизация изученного в VIII классе

5

1



Календарно - тематический поурочный план по предмету «Русский язык», 8 класс

№ п/п

Тема урока

Виды деятельности обучающихся (контрольные диктанты, сочинения, изложения и др.)

Формы контроля

Требования к уровню подготовки учащихся


Оборудование

(по мере необходимости)

Планируемая дата

(понедельно)


1

Общие сведения о языке (1ч)


I триместр 36 часов

1.1

Функции русского языка в современном мире

Цель: Познакомить учащихся с содержанием учебной программы по русскому языку в 8 классе; уяснить роль и место русского языка в современном мире.

Ответы на вопросы

Понимать статус русского языка как государственного, знать, что русский язык используется в сре­де официального общения внут­ри Российской Федерации, пони­мать его функции интеграции (объединения) народов России, причины потребности в общении на русском языке

Документальное кино

2

2.1

Пунктуация и орфография (п. 1).

Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения (п. 2).


Пунктуационный разбор. Работа с текстом, взаимо­диктант

Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, взаимосвязь смысла, интонации и пунктуации предложения, уметь членить текст на предло­жения, устанавливать связи и отношения между словами в предложении, грамотно расстав­лять знаки препинания (отдели­тельные, разделительные, выде­лительные)

Таблицы - схемы

2.2

Знаки препинания в сложном предложении.

Тренировочные упражнения, составление схем предложений

Уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, выделять простые предложения в составе сложного. Знать виды сложного предложения

Таблицы - схемы

2.3

Буквы -н и -нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Объяснительный диктант, анализ текста

Уметь опознавать слова с изу­ченными орфограммами, без­ошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выде­лять общее и частное, сопостав­ляя изученные части речи, упот­реблять их в речи

2.4

Р/р Подготовка к изложению по тексту А.Аверченко (упр.27)

Работа с текстом

Уметь пересказывать текст, от­ражать свое понимание пробле­матики и позиции автора исход­ного текста, производить частич­ный языковой анализ текста, применяя знания о частях речи, структуре предложения, синтак­сических функциях частей речи в тексте, уметь подбирать однокоренные слова, пересказывать текст от 3-го лица

2.5

Р/р Изложение с грамматическим заданием по тексту А.Аверченко (упр.27).

изложение

Уметь пересказывать текст, от­ражать свое понимание пробле­матики и позиции автора исход­ного текста, производить частич­ный языковой анализ текста, применяя знания о частях речи, структуре предложения, синтак­сических функциях частей речи в тексте, уметь подбирать однокоренные слова, пересказывать текст от 3-го лица

2.6

Слитное и раздельное написание -не с разными частями речи.

Осложненное списывание

Уметь безошибочно писать НЕ: 1) с глаголами и деепричастия­ми; 2) с причастиями; 3) с суще­ствительными, прилагательными и наречиями на -О; аргументировать такую группи­ровку частей речи в связи со слитным и раздельным написанием с НЕ

таблица

2.7

Повторение и изученного по теме «Пунктуация и орфография»

Работа по карточкам

Уметь на письме соблюдать ор­фографические и пунктуацион­ные нормы, опознавать части речи, определять в них морфе­мы, постоянные и непостоянные признаки, выявлять смысловые отношения между словами в предложениях, подбирать сино­нимы и антонимы к указанным словам

2.8

Контрольный диктант по разделу «Повторение пройденного в V-VII классах».

Контрольный диктант

Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами. Выполнять все виды разбора.

2.9

Анализ и работа над ошибками контрольного диктанта по разделу "Повторение пройденного в V-VII классах"

Работа над ошибками

Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры.

3

3.1

Повторение пройденного о словосочетании. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова

Составление сло­восочетаний по схемам, распре­деление по груп­пам в зависимости от главного слова

Знать основные виды словосоче­таний: именные, глагольные, на­речные; признаки словосочета­ния, уметь распознавать и моде­лировать словосочетания всех видов

Тексты художественных произведений

3.2

Связь слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетаний

Распространить словосочетания, согласовать зави­симое слово с главным, поста­вить существи­тельное в нужном падеже, заменить словосочетание, тест

Знать типы связи слов в слово­сочетании: согласование, уп­равление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нару­шения сочетания, уметь модели­ровать словосочетания всех ви­дов, выделять их из предложе­ния, определять тип связи, уместно ис­пользовать синонимичные по значению словосочетания, про­изводить синтаксический разбор словосочетаний

4

4.1

Повторение пройденного о предложении Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Составить пред­ложение, исполь­зовать в качестве подлежащих не­делимые слово­сочетания. Преду­предительный диктант

Знать и пояснять функцию глав­ных членов, находить и характе­ризовать подлежащее и сказуе­мое в предложении, определять способы выражения подлежаще­го, уметь согласовывать сказуе­мое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносо­кращенным словом

4.2

Порядок слов в предложении.

Выразительное чтение текста, ответы на вопросы

Уметь определять прямой и обратный порядок слов, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов

4.3

Интонация простого предложения. Логическое ударение

Выразительное чтение текста, ответы на вопросы

Тест № 7 (ч. 1).

Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов

4.4

Р/р Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности

Подготовка к сочинению-описанию храма Покрова на Нерли по картинам художников С.В.Герасимова и С.А.Баулина

Знать структуру текста - описания, его языковые особенности, уметь делать сравнительный анализ картин, составлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать изобразительно - выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме

5

5.1

Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего

Составить пред­ложение, исполь­зовать в качестве подлежащих не­делимые слово­сочетания. Преду­предительный диктант

Уметь находить и характеризовать подлежащее в предложении, определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенным словом

5.2

Повторение изученного о сказуемом. Простое глагольное сказуемое

Составить план теоретического материала пара­графа, подгото­вить устное вы­сказывание «Спо­собы выражения простого глаголь­ного сказуемого». Составить пред­ложения с гла­гольными фра­зеологизмами в роли сказуемых

Знать виды сказуемого. Уметь находить и характеризовать ска­зуемое в предложении, согласо­вывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующее пра­вило, учитывая в ряде случаев сосуществующие в речи вариан­ты согласования, определять морфологические способы вы­ражения простого глагольного сказуемого

таблицы

5.3

Р/р Подготовка к сочинению о памятнике культуры (истории) нашего края

Работа с текстом

Знать структуру текста - описания, его языковые особенности, составлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать изобразительно - выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме

5.4

Р/р Написание публицистического сочинения о памятнике культуры (истории) нашего края

сочинение

5.5

Составное глагольное сказуемое

Заменить состав­ные глагольные сказуемые со вспомогательным глаголом на составные глаголы с кратким прилагательным, составить план, привести примеры

Знать структуру составного гла­гольного сказуемого, опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического

и грамматического значения, различать простое и составное глагольное сказуемое

таблицы

5.6

Составное именное сказуемое

Комментирован­ное письмо. Уст­ный связный ответ «Составное имен­ное сказуемое, способы его вы­ражения»

Тест № 8 (ч. 1).

Знать структуру составного имен­ного сказуемого, различать со­ставные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного ска­зуемого, сопоставлять предло­жения с синонимичными сказуе­мыми разных видов

таблицы

5.7

Тире между подлежащим и сказуемым

Объяснительный диктант

Тест № 9 (ч. 1).

Определять способы выражения подлежащих и сказуемых, знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, при­менять правило на практике, ин­тонационно правильно произно­сить предложения

таблицы

5.8

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль

Ответы на вопросы, выполнение упражнений, осложненное списывание

Уметь интонационно правильно произносить предложения, согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием, уметь пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого

6

6.1

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение

Разбор предложе­ний по членам. Ос­ложненное списы­вание. Языковой анализ стихотворения

Знать определение дополнения, различать прямое и косвенное дополнение, способы их выра­жения, уметь опознавать их в предложении, определяя смысловые отношения между слова­ми, роль в предложении, не смешивать подлежащее и пря­мое дополнение

6.2

Согласованное и несогласованное определение

Творческое спи­сывание. Найти в тексте согласо­ванные и несогла­сованные опреде­ления, указать, какие определе­ния обозначают устойчивые при­знаки предметов, а какие указывают лишь на отноше­ния между пред­метами

Уметь различать определения согласованные и несогласован­ные, определять способы их вы­ражения, уметь использовать определения для характеристики предмета, явления, а определения-эпитеты - как средства вы­разительности речи

6.3

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при нём.

Составить план к теоретическому материалу пара­графа, каждый пункт плана про­иллюстрировать своими примерами

Уметь распознавать приложения среди других второстепенных членов предложения, использо­вать приложения в качестве средства выразительности речи, правильно ставить знаки препи­нания при приложении

таблицы

6.4

Виды обстоятельств по значению

Составить план к теоретическому материалу пара­графа, каждый пункт плана про­иллюстрировать своими примерами

Уметь различать виды обстоя­тельств по значению, определять способы их выражения, исполь­зовать обстоятельства для при­дания речи точности, ясности, выразительности, использовать как средство связи предложений в повествовательных текстах

6.5

Сравнительный оборот. Знаки препинания при нём. Синтаксический разбор двусоставного предложения

Синтаксический разбор предложений, тест

Уметь про­изводить синтаксический разбор двусоставного предложения.

6.6

Повторение по разделу «Двусоставные предложения»

Объяснительный и графический диктанты

Уметь определять грамматиче­ские основы в простом и слож­ном предложении, морфологиче­ские способы выражения глав­ных и второстепенных членов, различать разные виды сказуе­мых, отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и ска­зуемым, производить синоними­ческую замену разных видов ска­зуемых, нераспространенных и распространенных предложений, редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы, использовать прямой и обратный порядок слов в текстах разных стилей

6.7

Контрольный диктант по разделу «Двусоставные предложения».

Контрольный диктант

Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами. Выполнять все виды разбора.

6.8

Р/р Ораторская речь, её особенности

Работа с текстом, составление устных высказываний на свободную тему

Понимать особенности ораторской речи, уметь составлять текст такого вида, использовать язы­ковые средства, соблюдать в устной речи литературные нормы

6.9

Р/р Публичное выступление об истории нашего края

Работа над текстом выступления, устные выступления учащихся

Понимать особенности ораторской речи, уметь составлять текст такого вида, использовать язы­ковые средства, соблюдать в устной речи литературные нормы

7

7.1

Группы односоставных предложений. Назывные предложения

Анализ фрагмен­тов из художест­венных произве­дений (стихотво­рения А. Фета, А. Твардовский «Василий Тер­кин»), Определить роль назывных предложений

Знать структурные особенности и особенности употребления на­зывных предложений, уметь опо­знавать их в тексте, употреблять в собственных высказываниях как средство лаконичного изоб­ражения фактов окружающей действительности, характеризо­вать сферу употребления назыв­ных предложений

таблицы

7.2

Односоставные предложения с главным членом сказуемым. Определённо-личные предложения

Составить диалоги с употреблением форм 1 и 2 лица глаголов, повест­вовательных, по­будительных и во­просительных предложений. Про­анализировать ис­пользование определено - личных предложений в эпи­столярном жанре (анализ письма Тряпичкина Хле­стакову;

Н. В. Гоголь «Реви­зор», явл. 8, дейст. 5), в разговорной речи (А. С. Пушкин, «Капитанская доч­ка», глава «Сиро­та», сцена освобо­ждения Маши)

Знать структурно - грамматические особенности определенно-личных предложений. Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенно­стям, использовать определенно- личные предложения в разных стилях речи, пользоваться двусос­тавными и определенно-личными предложениями как синтаксиче­скими синонимами, правильно ставить знаки препинания в слож­ных предложениях, в состав кото­рых входят определенно-личные предложения

таблицы

7.3

Неопределённо-личные предложения

Сопоставитель­ный анализ опре­деленно-личных и неопределенно- личных предло­жений как синонимически противо­положных друг другу. Конструи­рование предло­жений

Знать структурно - грамматические особенности неопределенно- личных предложений, сферу употребления, способы выраже­ния сказуемого в этих предложе­ниях, опознавать их в тексте и в структуре сложного предложе­ния, уметь их использовать в собственных высказываниях, за­менять двусоставные предложе­ния синонимичными односостав­ными

таблицы

II триместр - 33 часа

7.4

Р/р Инструкция

Работа с текстом

Уметь составлять инструкцию и видеть односоставные предложения

7.5

Безличные предложения

Составить пред­ложения по схе­мам. Включить в связный текст без­личные предложе­ния, которые обо­значают 1) физи­ческое или духов­ное состояние че­ловека; 2) со­стояние природы или окружающей обстановки; 3) сти­хийное проявление сил природы; 4) невозможность совершения дей­ствия

Знать структурные особенности безличных предложений, спосо­бы выражения сказуемого, осо­бенности употребления в речи, уметь опознавать безличные предложения в тексте и умело употреблять в собственной речи

таблицы

7.6

Безличные предложения

Составить пред­ложения по схе­мам. Включить в связный текст без­личные предложе­ния, которые обо­значают 1) физи­ческое или духов­ное состояние че­ловека; 2) со­стояние природы или окружающей обстановки; 3) сти­хийное проявление сил природы; 4) невозможность совершения дей­ствия

Знать структурные особенности безличных предложений, спосо­бы выражения сказуемого, осо­бенности употребления в речи, уметь опознавать безличные предложения в тексте и умело употреблять в собственной речи

таблицы

7.7

Р/р Рассказ на свободную тему

Сочинение

Уметь составлять собственный текст-повествование, соблюдать особенности данного типа текста, использовать назывные предложения для обозначения времени и места

7.8

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. Синтаксический разбор односоставного предложения

Синтаксический разбор односоставного предложения, тест № 11.

Уметь пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами проводить устный и письменный синтаксический разбор односоставных предложений

7.9

Повторение по разделу «Односоставные предложения»

Сочинение- миниатюра по од­ной из тем, на­пример, «Лесные сокровища» (включить односо­ставные предло­жения)

Уметь пользоваться двусостав­ными и односоставными предло­жениями как синтаксическими синонимами, анализировать в сопоставлениях разновидности односоставных предложений, составлять диалоги с употребле­нием определенно-личных пред­ложений, включать неопределенно-личные предложения в со­ставляемые сюжетные тексты,

7.10

Контрольный диктант по разделу «Односоставные предложения»

Контрольный диктант

Уметь различать виды односо­ставных предложений, опреде­лять способы выражения глав­ных членов в них, различать раз­ные типы сказуемых, правильно расставлять знаки препинания, выразительно читать

7.11

Анализ и работа над ошибками контрольного диктанта по разделу "Односоставные предложения"

Работа над ошибками

Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры.


7.12

Понятие о неполных предложениях

Преобразовать полные двусос­тавные предложе­ния в неполные, проанализировать язык Д. И. Фонвизина («Недоросль», действие 4, явле­ние 8) с точки зрения использо­вания в сцене не­полных предло­жений

Знать общее понятие неполных предложений, понимать назна­чение неполных предложений в общем, опознавать эти предло­жения в тексте и грамотно упот­реблять в собственных высказываниях, пунктуационно оформлять неполные предложения на письме

7.13

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении

Упражнения на выявление неполных предложений в диалоге и в сложном предложении

Уметь различать неполные и односоставные предложения

8

8.1

Повторение изученного об однородных членах предложения

Конструирование предложений, раз­бор по членам, составление схем, графический дик­тант

Уметь находить в предложении смысловые отрезки, которые не­обходимо выделять знаками пре­пинания, обосновывать их выбор и расставлять знаки препинания в соответствии с изученными правилами

8.2

Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них

Сопоставить кон­струкции с рас­пространенными и нераспространен­ными однородны­ми членами, оп­ределить функции сочинительных союзов, дописать предложения с данным началом

Уметь опознавать однородные члены (распространенные, не­распространенные, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов

таблицы

8.3

Р/р Рассуждение на основе литературного произведения

Ответы на вопросы, работа по тексту упражнения

Уметь определять принадлежность анализируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка, создавать текст-рассуждение на основе литературного произведения

8.4

Р/р Сжатое изложение текста-рассуждения

Изложение

Уметь дифференцировать глав­ную и второстепенную, из­вестную и неизвестную инфор­мацию прослушанного текста, фиксировать информацию про­слушанного текста в виде сжатого пересказа, определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка, переска­зывать текст, сохраняя структуру и языковые особенности исход­ного текста, использовать изу­ченные синтаксические конструк­ции при рассуждении

8.5

Однородные и неоднородные определения

Предупредительный диктант

Уметь различать однородные и неоднородные определения, употреблять слова в прямом и переносном значении в качестве однородных (неоднородных) оп­ределений

таблицы

8.6

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

Изменить структу­ру предложения путем подбора однородных чле­нов. Составить предложения с данными рядами однородных чле­нов. Графический диктант, тест

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных чле­нах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами; определять оттенки противопоставления, контраст­ности, уступительности и несоот­ветствия, выражаемые противи­тельными союзами; чередование или неопределенность оценки явлений, выражаемые раздели­тельными союзами, расставлять знаки препинания

таблицы

8.7

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

Тест № 12, 13 (ч. 1)

таблицы

8.8

Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами

Изменить структу­ру предложения путем подбора однородных чле­нов. Составить предложения с данными рядами однородных чле­нов. Графический диктант, тест

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных чле­нах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами; определять оттенки противопоставления, контраст­ности, уступительности и несоот­ветствия, выражаемые противи­тельными союзами; чередование или неопределенность оценки явлений, выражаемые раздели­тельными союзами, расставлять знаки препинания

таблицы

8.9

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях

Составить схемы. Вставить в пред­ложения обоб­щающие слова. Составить алго­ритм применения правила

Тест № 14 (ч. 1).

Уметь находить обобщающие слова при однородных члёнах, определять место их по отноше­нию к однородным членам, пра­вильно ставить знаки препина­ния, составлять схемы предложе­ний с обобщающими словами при однородных членах

таблицы

8.10

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях

Составить схемы. Вставить в пред­ложения обоб­щающие слова. Составить алго­ритм применения правила

Тест № 14 (ч. 1).

Уметь находить обобщающие слова при однородных члёнах, определять место их по отноше­нию к однородным членам, пра­вильно ставить знаки препина­ния, составлять схемы предложе­ний с обобщающими словами при однородных членах

таблицы

8.11

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

Вариативность постановки знаков препинания

Написать сочинение-миниатюру (на выбор): 1) в деловом сти­ле . (рекламное объявление тур­бюро); 2) в науч­ном стиле (о гео­графических осо­бенностях мест­ности); 3) в худо­жественном стиле (о достопримеча­тельностях: что может заинтере­совать туриста в нашем городе)

Уметь производить синтаксиче­ский и пунктуационный разборы предложений с однородными членами, использовать разные типы сочетаний однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами, с со­ставными союзами) как средство выразительности, выбирать форму сказуемого при однород­ных подлежащих, соблюдать нормы сочетания однородных членов

8.12

Повторение по разделу «Однородные члены предложения».

Объяснительный диктант

Уметь опознавать, строить и чи­тать предложения с однородны­ми членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая ин­тонационные особенности пред­ложений

8.13

Контрольный диктант по разделу «Однородные члены предложения»

Контрольный диктант

Уметь анализировать текст по следующим параметрам: композиционно-содержательный ана­лиз текста (определение темы, главной мысли, количества микротем и т. п.); стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов); типо­логический анализ текста; языковой анализ отдельных элементов текста; анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений

8.14

Анализ и работа над ошибками контрольного диктанта по разделу "Однородные члены предложения"

Работа над ошибками

Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры

9

9.1

Понятие об обособлении. Обособленные определения.

Выделительные знаки препинания при них

Выразительное чтение примеров, четкая оценка слу­чаев обособления и не обособления определений

Иметь представление об обо­соблении как способе придать второстепенным членам предло­жения относительную. смысло­вую самостоятельность, особую значимость в высказывании; уметь характеризовать разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, ин­тонационные и пунктуационные; уметь опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами

Уметь находить грамматические условия обособления определе­ний, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, а также согласованные одиночные определения

таблицы

9.2

Обособленные определения.

Выделительные знаки препинания при них

Комментированное письмо

таблицы

9.3

Обособленные определения.

Выделительные знаки препинания при них

Комментированное письмо

таблицы

9.4

Р/р Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности

Работа с текстом

Понимать особенности такого вида текста как характеристика человека, уметь составлять текст такого вида, использовать язы­ковые средства, соблюдать на письме литературные нормы

9.5

Обособленные приложения.

Выделительные знаки препинания при них.

Конструирование, замена одних кон­струкций другими, устно составить автобиографию, назвать приложе­ния Тест № 1, 2 (ч. 2).

Уметь опознавать приложения1 в тексте на слух, правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произносить предло­жения с обособленными приложе­ниями, использовать обособлен­ные приложения в разных стилях и текстах речи

таблицы

9.6

Обособленные приложения.

Выделительные знаки препинания при них

Оценка и разбор смешанных при­меров из литера­турных источников (выделить и объ­яснить случаи обо­собления прило­жений)

таблицы

9.7

Обособленные приложения.

Выделительные знаки препинания при них


9.8

Обособленные обстоятельства.

Выделительные знаки препинания при них

Составить схемы предложений. Преобразование предложений

Тест № 3, 4 (ч. 2).

Уметь определять условия обо­собления обстоятельств, выра­женных деепричастным оборо­том и одиночным деепричасти­ем, находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препи­нания при обособлении обстоя­тельств, использовать в речи деепричастный оборот, правиль­но строить предложения с ними, уметь заменять их синонимич­ными конструкциями

таблицы

9.9

Обособленные обстоятельства.

Выделительные знаки препинания при них

Придумать и за­писать предложе­ния, используя в них одиночные деепричастия и словосочетания (лежа на берегу, сидя у костра) и фразеологические обороты

таблицы

III триместр - 36 часов

9.10

Обособленные обстоятельства.

Выделительные знаки препинания при них

Придумать и за­писать предложе­ния, используя в них одиночные деепричастия и словосочетания (лежа на берегу, сидя у костра) и фразеологические обороты

9.11

Р\р Изложение-характеристика человека

Сжатое изложение

Уметь дифференцировать глав­ную и второстепенную, из­вестную и неизвестную инфор­мацию прослушанного текста, фиксировать информацию про­слушанного текста в виде сжатого пересказа, определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка, переска­зывать текст, сохраняя структуру и языковые особенности исход­ного текста, использовать изу­ченные синтаксические конструк­ции при характеристики человека

9.12

Уточнение как вид обособленного члена предложения

Выразительное чтение предложе­ний с интонацией выделения уточ­няющих членов, составление пред­ложений, синтак­сический разбор

Иметь представление об уточ­няющих членах предложения и о свойствах, отличающих их от обособленных оборотов, уметь опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа выска­зывания

9.13

Обособленные уточняющие члены предложения.

Выделительные знаки препинания при них

Выразительное чтение предложе­ний с интонацией выделения уточ­няющих членов, составление пред­ложений, синтак­сический разбор

Иметь представление об уточ­няющих членах предложения и о свойствах, отличающих их от обособленных оборотов, уметь опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа выска­зывания

таблицы

9.14

Обособленные уточняющие члены предложения.

Выделительные знаки препинания при них

Выразительное чтение предложе­ний с интонацией выделения уточ­няющих членов, составление пред­ложений, синтак­сический разбор

Тест № 6 (ч. 2).

Иметь представление об уточ­няющих членах предложения и о свойствах, отличающих их от обособленных оборотов, уметь опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа выска­зывания

таблицы

9.15

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль


9.16

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами.

Уметь производить синтаксический разбор предложения

9.17

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

Уметь производить пунктуационный разбор предложений с обособленными членами

9.18

Повторение по разделу «Обособленные члены предложения»

Предупредитель­ный диктант

Уметь определять и выделять на письме обособленные второсте­пенные члены, определять сход­ство и различие между обособле­нием согласованных и несогласо­ванных определений, отличие в обособлении согласованных оп­ределений и приложений, разли­чие в обособлении определений, выраженных причастным оборо­том, и обособлении обстоятельст­ва, выраженного деепричастным оборотом, создавать тексты с включением различных случаев обособления, обосновывать син­таксические нормы построения предложений с обособленными членами и выразительно читать их

9.19

Контрольный диктант по разделу «Обособленные члены предложения»

Диктант

Уметь воспроизводить аудируе­мый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуаци­онные нормы

9.20

Анализ и работа над ошибками контрольного диктанта по разделу обособленные члены предложения

Работа над ошибками

Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры

10

10.1

Повторение изученного об обращении. Распространённые обращения

Творческое задание, ответы на вопросы

Иметь представление об обращении, уметь характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями

10.2

Выделительные знаки препинания при обращении.

Употребление обращений

Составить таблицу «Знаки препинания при обращении»

Уметь интонационно правильно произносить предложения, упот­реблять формы обращений в различных речевых ситуациях, различать обращения и подле­жащие двусоставного предложе­ния

таблицы

10.3

Р/р Составление делового письма

Деловое письмо

Уметь составить собственное высказывание в официально- деловом стиле, сохраняя его особенности, соблюдая специ­фику жанра (деловое письмо), использовать обращение, учиты­вая адресат и цель делового письма

10.4

Вводные слова. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению

Конструирование

предложений.

Взаимодиктант

Уметь употреблять в речи ввод­ные слова с учетом речевой си­туации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, соблюдать интонацию при чтении предложений, исполь­зовать вводные слова как сред­ство связи предложений и смы­словых частей, производить си­нонимическую замену вводных слов

10.5

Вводные предложения. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях

Конструирование

предложений.

предупредительный диктант

Знать группы вводных конструк­ций по значению, понимать роль вводных слов как средства вы­ражения субъективной оценки высказывания, уметь выражать определенные отношения к вы­сказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и чле­ны предложения

10.6

Р/р Публичное выступление на общественно значимую тему (упр. 386).

Подготовка рабо­чих материалов (выбор тёмы, ау­дитории, цели своего" выступле­ния)

Знать требования к устному вы­ступлению, понимать значение понятий «публичный» и «публици­стический», уметь использовать характерные для публицистиче­ского стиля средства языка, само­стоятельно отбирать, обрабаты­вать и структурировать информа­цию, исследовать и анализировать важные современные проблемы общества, аргументировано от­стаивать свои взгляды, убеждения

10.7

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

Составление связ­ных текстов на за­данные темы (рас­суждение с вклю­чением вводных слов, словосочетаний и предложений)

Уметь употреблять в речи ввод­ные предложения с целью вне­сения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расши­рения описания предмета; пра­вильно строить, выразительно читать предложения с вводными конструкциями

10.8

Вставные конструкции

Диктант «Прове­ряю себя»

Иметь представление о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений, уметь опознавать вставные конструкции, правиль­но читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме

10.9

Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при междометиях

Уметь распознавать междометия, ставить знаки препинания при них; употреблять в своей речи, выразительно читать предложения с междометиями, конструировать предложения с междометиями, отличать их от знаменательных и служебных частей речи

таблица

10.10

Повторение по разделу «Обращения, вводные слова и междометия»

Тест № 15 (ч. 1).

Уметь производить синтаксический разбор предложений с ввод­ными конструкциями, обраще­ниями и междометиями, пра­вильно ставить знаки препина­ния, производить синонимичную замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные чле­ны предложения, использовать вводные слова как средство свя­зи предложений и смысловых частей текста, различные формы обращений в речевом этикете, риторические обращения как прием публицистического и ху­дожественного стилей

10.11

Контрольный диктант по разделу «Обращения, вводные слова и междометия»

Контрольный диктант

Уметь воспроизводить аудируе­мый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуаци­онные нормы

11

11.1

Повторение изученного о прямой речи и диалоге

Конструирование предложений с разными спосо­бами передачи чужой речи

Знать основные способы пере­дачи чужой речи, уметь вырази­тельно читать предложения с прямой речью, правильно ста­вить в них знаки препинания и обосновывать их постановку

11.2

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь

Тест № 8.

уметь вырази­тельно читать предложения с прямой и косвенной речью, правильно оформлять прямую и косвенную речь на письме

таблицы

11.3

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью

Конструирование предложений с разными спосо­бами передачи чужой речи

Знать понятие «прямая речь», уметь различать прямую и кос­венную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обос­новывать постановку знаков пре­пинания при прямой речи

таблицы

11.4

Цитата. Знаки препинания при цитировании

Тест № 10 (ч. 2).

Знать правила оформления ци­тат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании

таблицы

11.5

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью

Уметь производить синтаксиче­ский и пунктуационный разборы предложений и мо­делировать предложения с пря­мой речью, производить синони­мичную замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно оформлять предло­жения с прямой речью, с косвен­ной речью, выразительно читать предложения с прямой и косвен­ной речью

11.6

Повторение по разделу "Прямая и косвенная речь"

Объяснительный диктант, произве­сти пунктуацион­ный разбор

Уметь производить синтаксиче­ский разбор предложений и мо­делировать предложения с пря­мой речью, производить синони­мичную замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно оформлять предло­жения с прямой речью, с косвен­ной речью, выразительно читать предложения с прямой и косвен­ной речью

11.7

Итоговый контрольный диктант

контрольный диктант

Уметь воспроизводить аудируе­мый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуаци­онные нормы

11.8

Р\р Сравнительная характеристика двух знакомых лиц, особенности строения данного текста

Изложение

Уметь дифференцировать глав­ную и второстепенную, из­вестную и неизвестную инфор­мацию прослушанного текста, фиксировать информацию про­слушанного текста в виде пол­ного пересказа, определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка, переска­зывать текст, сохраняя структуру и языковые особенности исход­ного текста, использовать изу­ченные синтаксические конструк­ции при описании внешности че­ловека

12

12.1

Синтаксис и морфология

Анализ текста

Уметь опознавать части речи по их грамматическим признакам, определять синтаксическую роль в предложении, использовать в речи разные виды омонимов, виды и средства синтаксической связи

ИКС

12.2

Синтаксис и пунктуация

Взаимодиктант

Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, уметь пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложения, с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами, обосновы­вать выбор знаков препинания

ИКС

12.3

Р/р Сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения

Сочинение

Уметь создать текст повествова­тельного характера, сохраняя типологические особенности, включать в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литератур­ные нормы

12.4

Синтаксис и культура речи.

Тест

Уметь соблюдать орфографиче­ские, грамматические и лексиче­ские нормы при построении сло­восочетаний разных видов, син­таксические нормы при пост­роении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения

12.5

Синтаксис и орфография

Комплексный ана­лиз текста

Уметь соблюдать орфографиче­ские, грамматические и лексиче­ские нормы при построении сло­восочетаний разных видов, син­таксические нормы при пост­роении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения

ИКС

12.6

Синтаксис и орфография

Комплексный ана­лиз текста

Уметь соблюдать орфографиче­ские, грамматические и лексиче­ские нормы при построении сло­восочетаний разных видов, син­таксические нормы при пост­роении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения

ИКС

№ п/п

Вид работы

Тема

Дата

часы

Примечание

Контрольный диктант

«Повторение пройденного в V-VII классах»

1


Контрольный диктант

«Двусоставные предложения»

1


Контрольный диктант

«Односоставные предложения»

1


Контрольный диктант

«Однородные члены предложения»

1


Контрольный диктант

Обособленные члены предложения»

1


Контрольный диктант

«Обращение, вводные слова и междометия»

1


Итоговый контрольный диктант

«Повторение изученного в VIII классе»

1


График проведения контрольных работ




























Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны:

знать / понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную

информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного

и сжатого пересказа;

- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

- рецензировать устный ответ учащегося;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и

главной мысли сообщения;

ЧТЕНИЕ:

- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами
на основе текста;

- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым

словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;

-при необходимости переходить на изучающее чтение;

- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

ГОВОРЕНИЕ:

- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

- строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других
наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме
текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- составлять инструкции по применению того или иного правила;

- принимать участие в диалогах различных видов;

- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

ПИСЬМО:

- пересказывать фрагмент прослушанного текста;

- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

- создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение - сравни­тельную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для пуб­лицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

ТЕКСТ:

- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;

- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов»,I «Словарь лингвистических терминов» и т. п.);

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

- распознавать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

- применять орфографические правила;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

- правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.










































Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся

Контрольно- измерительные материалы подобраны в соответствии с государственным стандартом основного общего образования по русскому языку с учётом достижений современной лингводидактики, психологии и лингвистики.

В контрольно-измерительные материалы включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:

- лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

- коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Формы контроля знаний обучающихся

Формами контроля, выявляющими подготовку учащихся по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные выступления учащихся, письменные работы типа диктантов, изложений с творческим заданием, сочинения различных жанров, тесты.

Основные виды КИМов: словарные диктанты, текстовые диктанты, изложения, сочинения и тесты.

Словарные и тестовые диктанты - одна из форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности - сопровождаются дополнительными (фонетическими, лексическими, орфографическими, грамматическими) заданиями.

Тесты предлагаются трех видов: первые требуют вставить слово или сочетание слов в истинное утверждение, чтобы сделать его полным и завершенным (компенсирующие тесты), вторые основаны на выборе одного из нескольких вариантов ответов (альтернативные тесты), третьи направлены на выявление умения применять знания при решении практических задач. Все эти тесты не заменяют друг друга, позволяют выявить подготовленность класса и каждого ученика.

Изложения и сочинения позволяют проверить сформированность уровня речевой подготовки учащихся и грамотность, т.е. соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. К изложениям, так же как и к другим видам проверочных работ, даются дополнительные задания, предлагающие учащимся дополнить текст или высказать свое суждение по затронутым в тексте проблемам.

При отборе текстов диктантов, тестов и изложений использовались произведения русской классической, современной художественной и научной литературы.

Критерии оценок по русскому языку

Оценка устного ответа:

Оценка «5» ставится, если ученик 1)полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры;3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил; 2) не может достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка итоговых контрольных работ и дополнительных заданий к диктанту:

Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил все задания правильно.

Оценка «4» ставится, если учащийся выполнил правильно не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится, если учащийся выполнил правильно не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится, если учащийся выполнил правильно не более половины заданий.

Оценка диктантов:

- оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки (0/0,1/0, 0/1);

- оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок- 2/2, 1/3, 0/4. Если среди орфографических ошибок есть однотипные, то «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках;

- оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущено следующее количество ошибок: 4/4, 3/5, 0/7. В 5 классе допускается дробь 5/4. Если среди орфографических и пунктуационных ошибок были негрубые и однотипные, допустима дробь 6/6;

- оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено следующее количество ошибок: 7/7, 6/8, 5/9, 8/6. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка контрольного словарного диктанта:

- оценка «5» ставится при отсутствии ошибок;

- оценка «4» ставится, если допущено не более 2 ошибок;

- оценка «3» ставится, если допущено 3-4 ошибки;

- оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок;

- оценка «1» ставится, если допущено более 7 ошибок.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая, или

1 пунктуационная, или

1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.















































Учебно - методическое обеспечение

Для учащихся

1. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 8 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2005.

2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 8 класс / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.

3. Жердева Л. А. Русский язык в средней школе: Карточки-задания: Синтаксис, пунктуация. - 2-е изд. / Л. А. Жердева: - Новосибирск - М.: Владос, 2004.

4. Еремеева А. С. Русский язык: 8 класс: Рабочая тетрадь / А. С. Еремеева. - Саратов:
Лицей, 2005.

5. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь: 8 класс /
А,Б. Малюшкин. - М.: Сфера, 2002.

6. Тростенцова Л. А. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М.

Александрова; научн. редакт. Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2002.

7. Книгина М.П. Русский язык. 8 класс. Тесты: В 2 ч. - 2-е изд., испр. и доп. - Саратов: Лицей, 2009.

Для учителя

1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. - 3-е изд. /
ГА. Богданова - М.: Просвещение, 2000.

2. Дейкина А. Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 8-9 классы/А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.

3. Дидактические материалы по русскому языку: 8 класс / Сост. Ю. С. Пичугов. -М.: Просвещение, 1999.

4. Костяева Т. А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2004.

5. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 8 классе: Метод. Рекомендации к учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, И. А. Шеховцова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2007.

6. Николина Н. А. Обучение русскому языку в 8 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В.А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005.

7. Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Книга для учителя: Из опыта работы / Н. М. Лебедев. - М.: Просвещение, 1991.

8. Лекант П. А. и др. Дидактический материал по русскому языку: Синтаксическая сино­нимия / П. А. Лекант, Т. В. Маркелова. - М.: ОО ТИД Русское слово - PC, 1999.

9. Кусмарская И. В. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи / И. В. Кусмарская, А. К. Руденко. - М.: Аквариум ЛТД, 2001.

10. Францман Е. К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 классы / Е. К. Францман. -
М.: Просвещение, 1998.

11. Плёнкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста: Пособие для учителя. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: Просвещение, 1988

Всего уроков - 105 часов

( I триместр - 27ч., II триместр - 29ч. , III триместр - 31ч.)

Р/р - 18 часов

(I триместр -7, II триместр - 6, III триместр - 5)

Контрольных диктантов - 7 часов

(I триместр -2 , II триместр - 2, III триместр - 3



Лист корректировки



Дата проведения по факту

Содержание корректировки

(тема урока)

Обоснование проведения корректировки

Реквизиты документа (дата и № приказа)

Подпись заместителя директора по УВР
































































6


© 2010-2022