Конспект урока литературы 6 класс

Тема урока:     М. Ю. Лермонтов «Утёс», «На севере диком..»   Цели урока: 1. познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта и его стихотворениями «Утёс», «На севере диком»;   2.развивать у учащихся  навыки вдумчивого чтения, навыки анализа и выразительного чтения художественного произведения;   3.воспитывать интерес к творчеству Лермонтова   Тип урока: изучение нового материала Методы урока: ·         словесный метод (беседа); ·         практический метод (проверочная работа); ·         част...                             3. Кому из героев в стихотворения (утесу или тучке) вы больше сочувствуете?     4. Как вы думаете чьи переживания (утеса или тучки) были особенно близки М.Ю.Лермонтову. Заполняйте сводную таблицу   Название стихотворение Настроение в стихотворении Ключевое слово Основные образы Изобразительно выразительные средства                   1.Какое чувство объединяет сосну и пальму? Найдите в стихотворении слова, которые «подсказали» вам ответ на этот вопрос.     2. Что объединяет сосну и пальму? Составление диаграммы Венна                 3. Как вы думаете, почему тема одиночества стала излюбленной  у М.Ю.Лермонтова.       4. Как называется прием противоставления? Какова его роль в стихотворении?               Заполняйте сводную таблицу   Название стихотворение Настроение в стихотворении Ключевое слово Основные образы Изобразительно выразительные средства                             Заполняйте сводную таблицу   Название стихотворение Настроение в стихотворении Ключевое слово Основные образы Изобразительно выразительные средства                        
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы 6 классТема урока: М. Ю. Лермонтов «Утёс», «На севере диком..»

Цели урока:

1. познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта и его стихотворениями «Утёс», «На севере диком»;

2.развивать у учащихся навыки вдумчивого чтения, навыки анализа и выразительного чтения художественного произведения;

3.воспитывать интерес к творчеству Лермонтова

Тип урока: изучение нового материала

Методы урока:

  • словесный метод (беседа);

  • практический метод (проверочная работа);

  • частично-поисковый метод

Дидактическое обеспечение урока: мультимедиа, учебное пособие, портрет М. Ю. Лермонтова, слайд-шоу о Лермонтове

Работа со словами: лазурь, морщина, утёс вершина, горючий, дремать, риза, сыпучий

Ход урока:


І.Организационный момент.

- приветствие

- психологический настрой к уроку

- деление учащихся на группы

ІІ.Опрос домашнего задания.

* Прочесть выразительно стихотворение А.С. Пушкина

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

ІІІ.Изучение нового материала

- Когда называют великих русских поэтов, сразу после Пушкина произносят имя Лермонтова.

-Кто такой М.Ю. Лермонтов?

-Какие его произведения вы знаете?

* Рассказ учителя о М. Ю. Лермонтове с показом слайд-шоу

М. Ю. Лермонтов - русский поэт, автор стихотворений, поэм, романа. Родился 15 октября 1814 году в Москве . Детство М. Ю. Лермонтова прошло в селе Тарханы Пензенской губернии. Лермонтову шел третий год, когда умерла его мать. Он остался с бабушкой, которая не поладила с отцом мальчика и отец вынужден был расстаться с сыном. Ссора самых близких людей тяжелым грузом легла на душу ребенка.

Бабушка - богатая помещица Елизавета Алексеевна Арсеньева - горячо любила внука и старалась сделать все, чтобы он не чувствовал себя сиротой.

Как было принято в дворянских семьях, мальчик учился дома. С детства Лермонтов владел французским и немецким языками так же свободно, как русским, изучал историю, географию, математику. Он выучился игре на скрипке и фортепьяно.

Он умер молодым, но сумел оставить глубокий след в литературе.

Как и Пушкин, он погиб на дуэли.

* - Стихотворение, с которого мы начнем знакомство с поэзией
М. Ю. Лермонтова, поэт написал всего за несколько месяцев до гибели. Это стихотворение «Утес».

- Как вы понимаете значение слова «утес»?

Утес - высокая, отвесная скала.

Учитель выразительно читает стихотворение.

- Какое настроение вызывает стихотворение?

- Каким вы представляете себе утес?

- А какая тучка?

- Отчего плачет утес?

- С каким чувством вы бы прочитали стихотворение?

Чтение стихотворения «Утёс»

*Словарная работа: лазурь, морщина, утёс

*Чтение стихотворения «На севере диком»

*Словарная работа: вершина, горючий, дремать, риза, сыпучий

*Выразительное чтение стихотворения учащимися.

*Анализ стихотворения по вопросам, стр.126-127

ІҮ. Физминутка

Ү. Творческое задание Работа в группах

І группа

Задание:

1.Найдите в «Утесе» олицетворения, проходящие через все стихотворение. Какие лирическое настроение они создают?

2. Опишите «характеры» утеса и тучки. Какие слова в стихотворении помогли вам в этом? Составление кластера

3. Кому из героев в стихотворения (утесу или тучке) вы больше сочувствуете?

4. Как вы думаете чьи переживания (утеса или тучки) были особенно близки М.Ю.Лермонтову.

ІІ группа

Задание:

1.Какое чувство объединяет сосну и пальму? Найдите в стихотворении слова, которые «подсказали» вам ответ на этот вопрос.

2. Что объединяет сосну и пальму? Составление диаграммы Венна

3. Как вы думаете, почему тема одиночества стала излюбленной у М.Ю.Лермонтова.

4. Как называется прием противоставления? Какова его роль в стихотворении?

ҮІ. Закрепление нового материала

Рефлексия деятельности.


- Какую задачу мы ставили в начале урока?

- Какая тема затронута в стихах М.Ю.Лермонтова? (одиночество и грусть)

- Как вы думаете, все ли стихи у поэта грустные, об одиночестве?

Составление диаграммы Венна

Кто Абай? Сходство Лермонтов?

1845-1904 ж поэт6 переводчик 1814-1841ж

Философ, композитор ,

Гете» Қараңғы түнде тау қалғып» суретші

Абай-акын, Лермонтов-поэт. Их слова льются как бурный поток, как стремительная горная река, они сумели подхватить самую острую, самую животрепещущую идею своего времени.

Они несли во мраке невежества яркий факел поэзии, указывал своему народу новые горизонты, откуда взойдет их солнце.

Произведения великих поэтов помогают нам увидеть истинные духовные ценности. Заставляют нас всматриваться в свой внутренний мир, анализировать свои поступки и поступки других людей. Это литература, которая переживёт многие поколения, перешагнёт века.

ҮІІ. Домашнее задание: стр. 126-127, выучить стихотворения наизусть

ҮІІІ. Подведение итогов занятий. Оценка

1.Найдите в «Утесе» олицетворения, проходящие через все стихотворение. Какие лирическое настроение они создают?

2. Опишите «характеры» утеса и тучки. Какие слова в стихотворении помогли вам в этом? Составление кластера

ТУЧКА

УТЕС

3. Кому из героев в стихотворения (утесу или тучке) вы больше сочувствуете?

4. Как вы думаете чьи переживания (утеса или тучки) были особенно близки М.Ю.Лермонтову.

Заполняйте сводную таблицу


Название стихотворение

Настроение в стихотворении

Ключевое слово

Основные образы

Изобразительно выразительные средства



1.Какое чувство объединяет сосну и пальму? Найдите в стихотворении слова, которые «подсказали» вам ответ на этот вопрос.

2. Что объединяет сосну и пальму? Составление диаграммы Венна

сосна

пальма

3. Как вы думаете, почему тема одиночества стала излюбленной у М.Ю.Лермонтова.

4. Как называется прием противоставления? Какова его роль в стихотворении?


Заполняйте сводную таблицу


Название стихотворение

Настроение в стихотворении

Ключевое слово

Основные образы

Изобразительно выразительные средства




Заполняйте сводную таблицу


Название стихотворение

Настроение в стихотворении

Ключевое слово

Основные образы

Изобразительно выразительные средства




© 2010-2022