Исследовательская деятельность на уроках литературы в старших классах

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система формирования исследовательских навыков

у обучающихся на уроках литературы в старших классах

Одним из важных направлений развития нашего учебного заведения является организация исследовательской деятельности обучающихся. На наш взгляд, выпускник современной школы должен уметь принимать эффективные решения, быть конкурентноспособной личностью, уметь прогнозировать свою деятельность, активно взаимодействовать с самыми разными людьми. Именно поэтому целесообразно развивать у обучающихся навыки исследовательской деятельности продуктивного мышления высокого уровня (творческого, критического, абстрактно-логического) через создание активной творческой образовательной среды и активной творческой деятельности учащихся на занятиях в школе.

С этой целью на уроках литературы в старших классах мы предлагаем учащимся разноаспектное изучение творчества современного писателя Анатолия Андреевича Кима, незаслуженно забытого читателями. Конец прошлого и начало нового века ознаменовались тем, что наша литература все больше представлена книжками-однодневками, поэтому писатель как бы остался в прошлом ХХ веке. П. Басинский утверждает, что А. Ким «чувствует себя чужим на новом празднике литературной жизни, инстинктивно из нее самоустраняется, упрямо не желает ей соответствовать».1

Мы живем в трудное время, когда старое разрушено, а новое еще только создается. И всем необходимо много мужества, целеустремленности и духовности для того, чтобы не потеряться в этой сложной жизни, чтобы сохранить свое человеческое достоинство при любых обстоятельствах. Духовный мир человека, все его составляющие - главный предмет размышлений А.Кима в произведениях. Его интересуют те же вопросы, на которые искали ответ классики русской литературы и в XIX-ом, и в XX-ом веке, которые не утратили своего значения и в нашем, XXI-ом. Известно, что в современном обществе стал ощущаться дефицит духовности; мы как никогда прагматичны и более заботимся о внешнем материальном благополучии, нежели о состоянии своей души. Но нравственность никто не отменял, это вечная категория, и благодаря ей человек отличается от других существ на Земле. Материальные ценности - отнюдь не панацея от всех бед. Именно это пытается донести до читателя А.Ким, который считает себя учеником Льва Толстого потому, что он научился у него главному: рассказывать о человеке, изначально видя в нем существо хорошее: «…я хотел бы писать мир, как его писал Толстой - в каких бы он ситуациях ни был трагических, но этот мир - хороший. Это мир - человеческий… Не закрывая глаза ни на что, ни на какие трагедии. Ни на какие проявления наших неистовств. Вот в этом отношении я смело могу себя называть учеником Толстого и я принадлежу к русской литературе»2.

---------------------

1.Басинский П. Риск Анатолия Кима.-URL: screen.ru/school/belka/ .

2 Кутузов М. А.Ким: казахскую и русскую литературу роднит интерес к человеку. -URL:nklibrary.kz/elib/collect/statyii/kim.htm.

Художественный принцип русской литературы: «Человек интересен». И благодаря этому, она произвела такое впечатление во всем мире, ее признала и полюбила вся мировая читательская общественность. По мнению А.Кима, «с переходом на рельсы детективного повествования русская литература теряет свои позиции. Это относится в первую очередь к постмодернистам. Некоторые из них реализуют на страницах своих произведений все самое злое, самое дурное, что накопилось в человеческой душе. Это касается и содержания, и языка произведений. В суете этих постмодернистских опытов русская литература утрачивает свое былое значение. Этот декаданс есть вырождение духа человеческого, его принятия духа сатаны. В этих произведениях рассказывается о том, как мерзок человек, как он жесток, мелок и безнадежен. А это ведь измена главному принципу русской литературы, который гласит: «Человек интересен, потому что он хорош». Именно этот принцип лежал в основе всей великой русской классической литературы, начиная от Карамзина, включая Пушкина, Тургенева, Достоевского, Л. Толстого, Чехова, А. Платонова… К сожалению, вся эта могучая сила совершенно не унаследована современными писателями»3.

Поэтому изучение творчества Анатолия Кима в старших классах общеобразовательной школы очень актуально. Будущее нашего Отечества зависит от воспитания наших детей, от их нравственности, их гражданской позиции, а гражданственность- это то всемогущее слово, которое продвигало общественное развитие, наполняло его созидательными идеями преобразования во все времена. Воспитание этого качества в наших детях - залог того, что Родина будет сильной, развитой державой.

Программа по литературе в 9 классе (под ред. А.Г.Кутузова) предлагает для изучения рассказ А. Платонова «В прекрасном и яростном мире». После этого целесообразно, на наш взгляд, организовать в рамках культурологического аспекта изучение повести «Собиратели трав» А.Кима. Тема урока: «Человека утешит только человек…»

Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с творчеством писателя - современника А.Кима на примере повести «Собиратели трав»;

  • Использовать культурологический аспект анализа текста как средство установления связей между художественными традициями А.Платонова и А.Кима.

  • Развивать навыки устной и письменной речи учащихся.

Основу тематического культурологического анализа составляет задача выделения списка тем и связей между ними. Теоретическое осмысление преимущественно задается культурно - историческим материалом исследователя. Культурологический анализ формирует достаточно продуктивную исследовательскую программу, реализация которой позволяет глубже понять единство и своеобразие отдельных культур.

А.Кима, как и А. Платонова, интересуют не сюжетные линии - его привлекают проблемы бытия человека: место его во Вселенной, отношения с природой, вечный спор между жизнью и смертью, простое человеческое счастье. И в этом проблематика его произведений перекликается с мировоззрением А.Платонова. Художественные традиции русской литературы не исчезают, так или иначе они проявляются в творчестве писателей разных национальностей. На уроке по повести А.Кима «Собиратели трав» школьникам предлагается сравнить отрывки из рассказа А.Платонова «В прекрасном и яростном мире» и повести «Собиратели трав» А. Кима. Выполняя это задание, учащиеся делают выводы о том, что общие черты проявляются и в их проблематике, и в форме, и в слоге . Не случайно А.Ким называет Платонова одним из своих учителей. Ему как восточному человеку приемлем и близок институт учительства как одно из явлений корейской культуры. Ким научился у Платонова тому, чему хотел; впоследствии, говоря о своих учениках, писатель отмечает, что готовы к встрече с ним именно те, кто знает творчество этого писателя, кому оно близко.

Сопоставляя произведения А.Кима и А.Платонова, учащиеся приходят к выводу, что в

----------------------

3 Кутузов М. А.Ким: казахскую и русскую литературу роднит интерес к человеку. -URL:nklibrary.kz/elib/collect/statyii/kim.htm

рассказе «В прекрасном и яростном мире» главный герой считает своей человеческой необходимостью помочь машинисту Мальцеву обрести не только зрение, но и возможность вернуться к любимой работе, которая составляет смысл его жизни.

Герои повести «Собиратели трав» меняются сами, чтобы изменить жизнь, преодолевают себя с помощью милосердия и доброты, которые проявляют по отношению к ним другие люди: смертельная болезнь отступает от человека, бывшего врача, когда он стал другим, круто изменив свою жизнь. У него теперь главные ценности отнюдь не материальные. Почувствовав поддержку и тепло от окружающих его людей, старика-корейца До-Хокро и доброй женщины Масико, герой сам сейчас готов дарить то же самое людям, нуждающимся в этом. Вот смысл жизни человека по А. Платонову и по А. Киму.

Анализируя текст, учащиеся отмечают, что оба писателя - философы. Творчество А.Кима несет на себе печать корейской культуры, корейского миросозерцания. Этим объясняются те особенности повествования, которые отличают его произведения от других: сквозные образы - символы, взаимосвязь реальности и мифа, смысловая многозначительность, поэтичность текста. Школьники, анализируя текст, наблюдая за особенностями повествования, отмечая художественные средства языка, называют прозу А.Кима метафорической.

Смысловая многозначительность заключается уже в названии повести «Собиратели трав». При вдумчивом чтении школьники определяют, насколько оно емко: за буквальным смыслом названия четко просматривается переносный, более глубокий смысл: собиратели трав - это те нравственно чистые, духовно здоровые люди, для которых состояние души, ее богатство гораздо важнее материальных благ. Они добры и мечтательны, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. И это тоже один из признаков менталитета корейского народа. В повести А.Кима проявляются признаки и русской, и корейской культуры. В качестве домашнего задания учащимся предлагается творческая работа: «Как вы понимаете смысл названия повести «Собиратели трав»?

Творчество писателя не оставило равнодушными старшеклассников, поэтому в 10 классе после изучения романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» учащимся предлагается изучение в рамках историко - культурного аспекта повести А.Кима «Соловьиное эхо».

Тема урока: «Вечные» человеческие ценности. Век  и век » (По роману И.Тургенева «Отцы и дети» и повести А.Кима «Соловьиное эхо»)

Цели и задачи:

  • Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.Кима на примере повести «Соловьиное эхо»;

  • Использовать историко - культурный аспект анализа произведений писателей как средство установления общего и различия в точках зрения героев И.С.Тургенева и А.Кима на такие вечные категории, как связь поколений, любовь, смерть и др.

  • Формировать навыки сравнительно-обобщающего метода в поисковой деятельности учащихся

Историко - культурный анализ предполагает, что учащиеся, анализируя текст, определят общую историческую и культурную среду, обратят внимание на духовный уровень героев, увидят, на какие вопросы обращено особое внимание, как рассматриваемые тексты сообразуются с ходом мыслей автора.

В интернет-ресурсе утверждается, что «все произведения А.Кима схожи самой поставленной проблемой, в них дается символическое отражение того, как проявляется человеческое и античеловеческое в современном человеке. При этом существует возможность осмысления самих феноменов общественного сознания в различных пространственно-временных ситуациях. Так сочетаются актуальный и общефилософский планы. Наблюдается выделение символа, аллегории и метафоры в качестве основных

формообразующих средств и тяготение к форме притчевого иносказания, обращение к

подсознанию человека»4.

-------------------

4 Интернет-ресурс.-URL:screen.ru/school/belka/

Общим свойством является и нравственно-психологическая направленность произведений. Основной предпосылкой создания повести «Соловьиное эхо» стало желание писателя наиболее полно выразить преломление вечных вопросов в современной действительности, тех самых вечных вопросов, на которые искал ответ и И.С.Тургенев, создавая роман «Отцы и дети», в  веке. В эпиграфе к уроку заложена главная идея, связывающая эти два произведения: непрерывная связь поколений, отношения отцов и детей.

Школьники самостоятельно познакомились с содержанием повести; работая в группах, проследили, какое значение для героев А. Кима имеют те вечные категории, которые в силу своего нигилизма отрицал тургеневский герой Евгений Базаров, то есть провели некоторую исследовательскую работу; написали отзывы, где рассказали о первоначальном впечатлении, произведенном повестью «Соловьиное эхо» А.Кима. Первая группа учащихся отметила, что герои Кима в отличие от героев Тургенева постоянно ощущают связь с предыдущими и последующими поколениями, и эта связь не прерывается. Они, испытывая благодарность к предкам, с радостью передают свой жизненный опыт потомкам.

Вторая группа учащихся собирала материал о взглядах героев на образование, отмечая практицизм Базарова и лиризм философии Отто Мейснера. Учащимися были сделаны следующие выводы: отношение разных социальных групп к образованию остается традиционным из века в век.

Третья группа учащихся отметила разное отношение героев И.С.Тургенева и А. Кима к такому вечному чувству, как любовь. Базаров, отрицая любовь, не сумел ей противостоять, Анне Сергеевне Одинцовой покой дороже этого чувства; герои же повести «Соловьиное эхо» с радостью отдаются любви, считая ее одним из самых важных чувств на земле.

Одним из отличительных признаков прозы А. Кима школьники называют поэтичность текста, акцентируют внимание на выразительности, яркой образности повествования, которая достигается с помощью многообразия символов, метафор и других художественных средств языка.

Подводя итоги урока, учащиеся делают выводы, что литература во все времена искала истину творения Жизни. Эта истина в вечном споре отцов и детей, проявлениях любви ко всему живому, раздумьях о смерти, ответственности перед собой и окружающими, милосердии и доброте, которые должны проявлять люди друг к другу и ко всему вокруг них. Дома школьники пишут творческую работу: «По мнению А.Кима, «человек не может быть одинок, если с ним его прошлое, его память»5. Как один из результатов проведенной работы можно отметить исследовательскую работу «Вечные человеческие ценности. Век  и век .» (По роману «Отцы и дети» И.С.Тургенева и повести «Соловьиное эхо» А.Кима) учащейся 10 класса Синицыной С, представленную на городскую ученическую научно-практическую конференцию «Открытие».

Знакомство с творчеством современного писателя А.Кима продолжается и в 11 классе. Школьная программа по литературе предлагает для изучения пьесу «На дне» М. Горького. Одна из целей- осмысление философско-этической проблематики пьесы. Нельзя не отметить, что вопросы, поднимаемые автором в этом произведении, актуальны и для нашего времени, о чем свидетельствует интерес учащихся к самой пьесе и появление в современной литературе произведений, где рассказывается о том, что «дно жизни» существует и по сей день. Более того, появление огромного количества обитателей этого самого «дна», так называемых бомжей, стало приметой нашего времени, непременным атрибутом жизни общества. Поэтому целесообразно, на наш взгляд, после изучения пьесы «На дне» М. Горького предложить вниманию учащихся такое произведение современной литературы, как рассказ Анатолия Кима «Запах Неустроева». Тема урока: «Будущее есть у нас, оказывается…»

------------------------------------

5 Ким А. Соловьиное эхо: Рассказы, повесть. - М.: Советский писатель. - 1982.

Изучение этого рассказа в рамках социокультурного аспекта целесообразно организовать при условии, что с текстом учащиеся познакомились самостоятельно.

Цели и задачи:

  • Продолжать знакомить учащихся с творчеством писателя А.Кима на примере рассказа «Запах Неустроева»;

  • Использовать социокультурный аспект анализа содержания и формы рассказа как средство определения философско - этической проблематики произведения, раскрытия его композиционных особенностей;

  • Продолжать формировать гражданскую позицию учащихся в определении истинных ценностей человеческой жизни.

Во всех философских культурах есть понятие менталитета. Ментальность - это то, как мы чувствуем, воспринимаем и осознаем мир, особое мироощущение, национальная душа. Менталитет обусловлен спецификой быта народа, культурных традиций, философии. Изменения, происходящие в нем, связаны с историческими, экономическими, социальными условиями жизни нации. В рамках социокультурного аспекта предлагается учащимся познакомиться с рассказом А.Кима «Запах Неустроева».

Школьники не остались равнодушными к этому произведению, несмотря на сложность проблематики, натуралистичность и определенную философскую направленность рассказа: в каждом описываемом герое проявляются как бы два - один действует, другой размышляет.

По мнению А.Кима, «никто не умирает случайно»6. Эта арабская пословица является лейтмотивом рассказа.

Рассуждая над этим высказыванием, анализируя содержание произведения, работая с текстом, сравнивая героев, описываемых в рассказе «Запах Неустроева» А.Кима, с героями пьесы «На дне» М.Горького, школьники пришли к выводу, что «дно» жизни - категория вечная. Только по сравнению с героями пьесы М.Горького путь, который прокладывают туда герои А.Кима, более трагичен, условия жизни более жесткие, и это напрямую связано с историческими, экономическими, социальными условиями, нравственностью современного общества, где равнодушие к беде ближнего не считается пороком. Это губительное для человека безразличие встречается сплошь и рядом. И писатель А.Ким снова, в который раз, обращаясь к современникам посредством своего творчества, повторяет слова Л. Толстого: «Хочешь изменить мир - измени сначала себя»7.

Рассказ А.Кима «Запах Неустроева» произвел глубокое впечатление на учащихся 11 класса, об этом свидетельствуют их творческие работы на тему: «Есть ли у нас будущее?» В речевых высказываниях в жанре размышления школьники, соглашаясь с писателем А.Кимом, утверждают, что будущее у людей есть, необходимо только руководствоваться в жизни такими нравственными ценностями, как доброта, сострадание, милосердие…

Рассказ «Запах Неустроева» А.Кима стал открытием для учащихся, вызвал определенный интерес, в результате которого одна из учениц написала творческую работу на тему: «Исследовательский подход к анализу проблемы: образ «дна» жизни в литературе глазами современного читателя». Эта работа была представлена на городскую ученическую научно - практическую конференцию «Открытие», где получила высокую оценку и вошла в число 8 работ (из 32), допущенных к защите на секции.

Подводя итоги проведенной работы, можно сделать вывод, что современная литература интересна старшеклассникам не только в связи с творчеством модных ныне писателей Акунина, Пелевина и Сорокина, но в связи с творчеством А.Кима. Вопросы, поднимаемые писателем, волнуют учащихся и заставляют размышлять, задумываться над тем, что является

-------------------------

6 Ким А. Запах Неустроева // Новый мир. - 2007 . - № 3 . с.88-101

7 Кутузов М. А.Ким: казахскую и русскую литературу роднит интерес к человеку. -URL:nklibrary.kz/elib/collect/statyii/kim.htm

непреходящим в этом мире. А ведь это и есть неразрывная связь поколений, сохранение

лучших традиций и в современной жизни, и в современной литературе, это залог того, что «будущее есть у нас, оказывается…».

Библиография

1.Басинский П. Риск Анатолия Кима.-URL: screen.ru/school/belka/ . Дата обращения:15.09.2010.

2. Васильев В.В. Андрей Платонов: Очерк жизни и творчества. - 2-е изд., - М.: Современник, 1990. - 287с.

3. Галкина Г. Горсть травы. Электронная библиотека современных литературных журналов.-URL: npkz>oldvkrugudruzei.ru Дата обращения:21.09.2011.

4. Горький М. На дне: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения /Авт. - сост. А.В.Леденев. -3 - е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. -128 с.

5. Ким А. Соловьиное эхо: Рассказы, повесть. - М.: Советский писатель. - 1982.

6. Ким А. Собиратели трав: Повесть / Послесл. В.Бондаренко: М.: Известия. - 1983

7. Ким А. Запах Неустроева // Новый мир. - 2007 . - № 3 . с.88-101

8. Ким А. Я пишу о бессмертии.-URL:codistics.com>sakansky/Kim/rudenko.html

9. Кобринский А. Социальная (нравственная) проблематика пьесы М.Горького «На дне» // Литература. -2004.- №16, с. 22-23.

10. Кузнецов И. Памяти Литинститута.-URL:magazines.russ.ru>Новый мир>1998/2/rec01.html

11. Кутузов М. А.Ким: казахскую и русскую литературу роднит интерес к человеку. -URL:nklibrary.kz/elib/collect/statyii/kim.htm. Дата обращения: 21.10.2011.

12. Лебедев Ю.В. Художественный мир романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». - М.: Классика Стиль, 2002. - 288 с.

13.Шинарбаев Е. Судьбы счастливый поворот.-URL:images.yandex.ru

14.Интернет-ресурс.-URL:screen.ru/school/belka/


© 2010-2022