Рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе составлено в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений министерства образования и науки РФ «Русский язык, 5-9 классы» под редакцией Л. М. Рыбченковой (М., «Просвещение», 2011). Данное планирование предусматривает работу по следующему учебнику: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова «Русский язык. 7 класс» под редакцией Л. М. Рыбченковой ( М., «Просвещение», 2014 год). Всего на изучение русского языка в 7 классе отводится 140 часов (из расчета 4 часа в неделю). Планирование построено с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки систематизированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в предыдущем классе.

Цели и задачи обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V - IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сфер и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа, и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии, учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Именно поэтому количество часов, выделенных на изучение тематических блоков и включенных в них разделов курса, имеет примерный характер.


Место предмета в учебном плане

Данная рабочая программа рассчитана на изучение русского языка в 7 классе в объеме 140 часов (4 ч в неделю) и составлена на основе Государственного стандарта общего образования, примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 7 класса общеобразовательных учреждений Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской.





3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

Общие сведения о русском языке

Наука о русском языке, ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.

Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Русский язык - национальный язык русского народа.

Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран Содружества Независимых Государств.

Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.

Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие. Национальный язык - единство его различных форм (разновидностей).

Понятие о литературном языке. Русский литературный язык - основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы.

Нормированность (наличие норм) - основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).

Словарь как вид справочной литературы. Словари лингвистические и нелингвистические. Основные виды лингвистических словарей: толковые, этимологические, орфографические, орфоэпические, морфемные и словообразовательные, словари синонимов, антонимов, фразеологические словари.

Морфология

Морфология как раздел грамматики.

Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Самостоятельные и служебные части речи.

Общая характеристика самостоятельных частей речи.

Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Нарицательные и собственные имена существительные. Род как постоянный признак существительного. Существительные мужского, женского, среднего, общего рода; существительные, не имеющие родовой характеристики. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Система падежей в русском языке. Типы склонений имен существительных. Склоняемые и несклоняемые имена существительные. Разносклоняемые существительные. Правильное употребление имен существительных в речи.

Имя прилагательное как часть речи. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Род, число и падеж имен прилагательных. Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки. Особенности употребления прилагательных в разных стилях речи. Правильное употребление имен прилагательных в речи.

Имя числительное как часть речи. Разряды числительных по значению и строению. Вопрос о числительных в системе частей речи. Склонение числительных. Правильное употребление числительных в речи.

Местоимение как часть речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений. Использование местоимений как средства связи предложений в тексте. Правильное употребление местоимений в речи.

Глагол как часть речи. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Безличные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения глагола. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Лицо и число. Изменение по родам глаголов в форме условного (сослагательного) наклонения и изъявительного наклонения (прошедшее время). Разноспрягаемые глаголы. Правильное употребление глаголов в речи.

Причастие и деепричастие. Вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы страдательных причастий. Деепричастие, его наречные и глагольные признаки. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Наблюдение за особенностями употребления причастий и деепричастий в текстах. Правильное употребление причастий и деепричастий в речи.

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование.

Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи.

Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.

Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.

Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.

Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.

Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Разряды междометий.






4.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование раздела, темы

Кол.

часов

Из них

Контрольные работы.

Контр. дикт.

Слов. дикт.

Контр.

сочин.

Контр. изл.

р.р.

1

Введение. Речь и речевое общение

14


1




2

2

Морфология.

1







3

Морфология. Причастие.

30


1

1



4

4

Морфология. Деепричастие.

16

1





2

5

Морфология. Наречие

29

1


1

1


5

6

Морфология. Предлог.

14





1

2

7

Морфология. Союз.

19

1



1


2

8

Морфология. Частица.

10

1




1


9

Морфология. Междометие.

5

1





2

10

Резервные уроки

2








5.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Проверяемые ЗУН

план

факт.

1

Введение

1

01.09.


Осознать роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека; красоты, богатства, выразительности языка.

2

Русский язык в современном мире (§ 1)

1

03.09.


Осознать роль русского языка в жизни общества и государства; знать о его месте в кругу славянских языков, о роли старославянского языка в развитии русского языка, об основных формах функционирования современного русского языка

3-4

Речь. Речевое общение (§2)

2

07.09.

07.09.


Углубить знания о взаимосвязи речи и языка; иметь представление о речевой коммуникации, речевой ситуации, речевой задаче

Расширить знания об основных особенностях устной и письменной речи,

диалоге и монологе; овладеть умением анализа образцов письменной речи; развивать умение работать в группе

5-6

Речевой этикет (§3)

2

08.09.

10.09.


Расширить представления о роли коммуникативных навыков в жизни

человека, совершенствовать речевую культуру

7-8

Р.Р. Сочинение-рассуждение. «Язык есть исповедь народа».

2

14.09.

14.09.


Развивать умение создавать текст в соответствии с заданной темой и стилем речи; развивать умение осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде тезисов

9-10

Функциональные разновидности языка (упр.26)

2

15.09.

17.09.


Совершенствование умения определять принадлежность текста к

определенной функциональной разновидности языка; сравнивать речевые высказывания с т.зр. их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств

11-12

Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы (§5)

2

21.09

21.09.


Развитие умений анализировать текст с точки зрения темы ,смысловой

цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Совершенствование правописных умений

13-14

Контрольный диктант с грамматическим заданием (повторение изученного в 5-6 классах). Работа над ошибками.

2

22.09.



Определение уровня сформированности правописных умений и навыков

15

Система частей речи в русском языке (§6)

1

28.09.


Совершенствование умений распознавать самостоятельные и служебные части речи; принадлежность слова по значению, морфологическим свойствам и синтаксической функции к той или иной части речи

6

Понятие о причастии (§7)

1

28.09.


Формирование умений опознавать причастие как особую форму глагола; анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки причастия

17

Понятие о причастии (§7)

1

29.09.


Развитие умений группировать слова по заданным признакам, опознавать причастия как особую форму глагола, заменять словосочетания «прич.+сущ.» синонимичными по смыслу выражениями с глаголами

18

Признаки глагола и прилагательного у причастия (§8)

1

01.10.


Развитие умений передавать информацию, представленную в схемах, таблицах, в виде связного текста; умений распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия совершенствование правописных умений

19

Причастный оборот (§9)

1

05.10.


Формирование умений опознавать причастные обороты в предложениях, правильно расставлять знаки препинания при причастном обороте

20

Причастный оборот(§9)

1

05.10.


Развитие умения создавать текст по заданным параметрам, исправлять ошибки в употреблении причастных оборотов; совершенствование правописных умений

21

Действительные и сострадательные причастия (§10)

1

06.10.


Формирование умений опознавать действительные и страдательные причастия, совершенствование правописных умений

22

Р.Р. Сжатое изложение (по упр.72)

1

08.10.


Развитие умений сокращать текст, используя разные приемы сжатия; пересказывать в сжатой форме прочитанный текст

23

Полные и краткие формы причастий (§11)

1

12.10.


Формирование умений распознавать и образовывать полные и краткие формы страдательных причастий, умений анализировать языковой материал и делать выводы на основе наблюдений

24

Полные и краткие формы причастий (§11)

1

12.10.


Развитие умения собирать материал и писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

25

Причастия настоящего и прошедшего времени (§12)

1

13.10.


Формирование умений опознавать причастия настоящего и прошедшего времени; совершенствование правописных умений и умения понимать информацию, представленную в виде схемы

26

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени (§13)

1

15.10.


Формирование умений образовывать действительные причастия настоящего и прошедшего времени; совершенствование умения понимать информацию, представленную в виде схемы, таблицы

27

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени (§13)

1

19.10.


Совершенствование правописных умений, умения читать и понимать текст, прогнозировать и дописывать его продолжение

28

Образование страдательных причастий настоящего времени (§14)

1

19.10.


Формирование умений образовывать страдательные причастия настоящего времени, совершенствование правописных умений

29

Образование страдательных причастий прошедшего времени (§14)

1

20.10.


Формирование умений образовывать страдательные причастия прошедшего времени, совершенствование правописных умений, умения понимать информацию, представленную в виде схемы, таблицы

30

Р.Р. Работа с информацией, представленной в различном виде (с.50 «Поурочных разработок)

1

22.10.


Совершенствование умений осуществлять поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников; представлять информацию с учетом заданных условий общения; использовать приемы просмотрового и изучающего чтения

31

Р.Р. Работа с информацией, представленной в различном виде (с.50 «Поурочных разработок)

1

02.11.


Писать сочинение-рассуждение на заданную тему

32

Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях (§15)

1

02.11.


Развитие умений анализировать языковой материал, устанавливать зависимость выбора гласной от того, на что оканчивается глагол, формирование правописных умений

33

Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях (§15)

1

03.11.


Совершенствование умений анализировать языковой материал, правильно выбирать гласную перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях, дополнять текст подходящими по смыслу страдательными причастиями прошедшего времени

34

Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях (§16)

1

05.11.


Развитие умений анализировать языковой материал, совершенствование правописных умений

35

Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных (§16)

1

09.11.


Развитие умений составлять предложения, включая в него заданную грамматическую форму, читать и понимать текст, пересказывать текст в соответствии с заданными параметрами

36

Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных (§17)

1

09.11.


Формирование правописных умений, умений анализировать языковой материал, передавать информацию, представленную в схеме, в виде связного текста

37

Морфологический разбор причастия (§18)

Словарный диктант №1

1

10.11.


Формирование умений выполнять морфологический разбор причастия, развитие умений определять принадлежность слова к определенной части речи, развитие орфографической грамотности

38

Правописание НЕ с причастиями (§19)

1

12.11.


Формирование умений использовать алгоритм применения правила правописания НЕ с причастиями

39

Правописание НЕ с причастиями. Проверочная работа

1

16.11.


Проверка уровня сформированности умения использовать фоновые знания культурно-исторического характера для более точного понимания содержания текста

40

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени (§20)

1

16.11.


Развитие умений анализировать языковой материал и самостоятельно формулировать правило, совершенствование орфографической грамотности

41

Р.Р. Изложение (по упр.139)

1

17.11.


Развитие умений писать изложение в соответствии с заданной степенью сжатости материала

42-43

Повторение темы «Причастие»

2

19.11.

23.11.


Совершенствование умений выполнять тестовые задания, использовать приемы просмотрового чтения при повторении изученного материала

44

Контрольный диктант по теме «Причастие» (с.63 «Поурочных разработок»)

1

23.11.


Определение уровня сформированности умений образовывать причастия, использовать их в речи, правильно оформлять на письме

45

Работа над ошибками

1

24.11.


Совершенствование умений выполнять работу над ошибками

46

Понятие о деепричастии (§22)

1

26.11.


Формирование умений опознавать деепричастия как особую форму глагола, анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия

47-48

Деепричастный оборот (§23)

2

30.11.

30.11.


Формирование умений опознавать деепричастные обороты в предложениях, правильно расставлять знаки препинания при деепричастных оборотах. Формирование умений составлять предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами, редактировать предложения, исправлять грамматические ошибки

49

Р.Р. Тезисный план текста (упр.165)

1

01.12.


Развитие умений составлять тезисный план текста

50-51

Правописание НЕ с деепричастиями (§24)

2

03.12.

07.12


Формирование правописных умений; совершенствование умений составлять предложения с деепричастными оборотами

52-53

Деепричастия совершенного и несовершенного вида (§25)

2

07.12.

08.12.


Формирование умений образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Развитие умений отбирать и систематизировать материал на определенную тему; осуществлять поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников, представлять и передавать ее с учетом заданных условий общения

54

Р.Р. Сочинение-описание картины (по упр.181, 182)

1

10.12.


Развитие умений отбирать и систематизировать материал на определенную тему; осуществлять поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников, представлять и передавать ее с учетом заданных условий общения

55-56

Рассуждение и его виды (§26)

2

14.12.

14.12.


Совершенствование умений создавать тексты рассуждений-объяснений, рассуждений-доказательств в устной и письменной форме. Совершенствование умений создавать тексты рассуждений-размышлений в устной и письменной форме; развитие монологической речи

57

Морфологический разбор деепричастия (§27)

1


15.12.



Формирование умений выполнять морфологический разбор деепричастий

58-59

Повторение темы «Деепричастие» (§28)

2

17.12.

21.12.


Совершенствование умений использовать приемы просмотрового чтения при повторении изученного материала, выполнять тестовые задания, анализировать и оценивать собственную учебную деятельность

60

Контрольная работа по теме «Деепричастие»

1

21.12.


Проверка уровня сформированности умений анализировать заданные грамматические формы, взаимодействовать в группе, учитывать мнение собеседника, находить и устанавливать возможную последовательность фрагментов текстов

61

Работа над ошибками

1

22.12.


Совершенствование умений выполнять работу над ошибками

62

Наречие как часть речи (§29)

1

24.12



Совершенствование умений анализировать, характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки наречия.

63-64

Разряды наречий по значению (§30)

2

11.01

11.01


Развитие умений определять разряды наречий, совершенствование орфографической грамотности. Развитие умений группировать наречия по заданным признакам, дополнять каждую группу наречий подходящими по значению, составлять словосочетания

65

Контрольное сочинение №1

1

12.01


66

Р.Р. Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

1

14.01.


Развитие умений определять разряды наречий; совершенствование умений работать с информацией, представленной в разных видах

67

Р.Р. Сочинение-рассуждение

1

18.01.


Совершенствование умений писать сочинение-рассуждение, выбирать языковые средства для выражения мысли

68-69

Степени сравнения наречий (§31)

2

18.01.

19.01.


Формирование умений опознавать и образовывать формы сравнительной степени наречий, совершенствование правописных умений. Развитие умений анализировать языковой материал, делать выводы на основе сделанных наблюдений, отличать формы простой сравнительной степени прилагательного и наречия

70-71

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О (-Е)(§32)

2

21.01



Формирование умений использовать алгоритм применения правила правописания НЕ с наречиями на -О (-Е), совершенствование правописных умений. Совершенствование умений анализировать языковой материал, передавать информацию, представленную в таблице, и рассказывать о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями на -О (-Е)

72

Морфологический разбор наречия (§33)

1

25.01.


Формирование умений выполнять морфологический разбор наречий

73

Морфологический разбор наречия. Самостоятельная работа (§33)

1

25.01.


Совершенствование правописных умений, умения читать, слушать, говорить

74-75

Одна и две буквы Н в наречиях на -О (-Е)

Словарный диктант №2

2

26.01


Формирование правописных, умений опираться на морфологические признаки. Развитие умений правильно употреблять в наречиях Н или НН; развитие навыков грамотно оформлять наречия в письменной речи, совершенствование умений анализировать языковой материал

76-77

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий (§35)

2

28.01


Актуализация знаний о написании гласных О/Е после шипящих, совершенствование умения указывать графически условия выбора написания

78

Дефис между частями слова в наречиях (§37)

1

01.02.


Формирование правописных умений, основанных на умении различать омонимичные части речи, развитие умений образовывать наречия от местоимений и прилагательных, навыков классификации по заданному основанию

79

Буквы О и А на конце наречий (§36)

1

01.02.


Совершенствование навыков просмотрового чтения, умения использовать алгоритм орфографического правила, анализировать языковой материал, делать выводы

80

Р.Р. Подробное изложение (по упр.241)

1

02.02.


Совершенствование умений читать и понимать текст, выполнять разноаспектный анализ текста, писать изложение с заданной степенью свернутости

81-82

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных (§38) (упр.243-245)

2

04.02.

08.02.


Совершенствование умений передавать информацию, представленную в таблице, и рассказывать о слитном и раздельном написании приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Совершенствование правописных умений, умения пользоваться орфографическим словарем; орфографический тренинг

83

Проверочная работа

1

08.02.


Совершенствование умений применять полученные знания в практической деятельности

84

Мягкий знак после шипящих на конце наречий (§39)

1

09.02.


Формирование правописных умений, Совершенствование умений создавать устное монологическое высказывание на заданную тему

85-86

Р.Р. Речевая характеристика героя.

2

11.02.

15.02.


Развитие умений определять речевую задачу, которую автор реализовал в тексте, анализировать использованные для создания речевого портрета языковые средства

87-88

Повторение темы «Наречие» (§40)

2

15.02.


Совершенствование умений использовать приемы просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала, анализировать и оценивать собственную учебную деятельность. Совершенствование умений выполнять тестовые задания

89

Контрольная работа по теме «Наречие»

1

16.02.


Проверка уровня сформированности умений грамотно использовать наречия в речи, анализировать языковой материал

90

Работа над ошибками

1

18.02.


Совершенствование умений выполнять работу над ошибками

91

Предлог как часть речи (§41)

1

20.02


Углубление знаний о предлоге как части речи; развитие умений анализировать и характеризовать общее грамматическое значение предлога

92-93

Предлоги производные и непроизводные (§42)

2

20.02

25.02


Расширение представлений о грамматических омонимах, формирование правописных умений, основанных на умении верно определять части речи. Расширение представлений о производных и непроизводных предлогах, развитие умений составлять рассказ на лингвистическую тему

94

Р.Р. Подготовка к написанию сочинения

1

29.02


Развитие умения выбирать тип текста, наиболее соответствующего заданному жанру сочинения, использовать в сочинении заданные языковые средства

95

Р.Р. Работа над сочинением

1

29.02


Совершенствование правописных умений

96

Предлоги простые и составные (§43)

1

01.03


Углубление знаний о предлоге как части речи, развитие умений различать предлоги по структуре

97-98

Правописание предлогов (§44).Проверочная работа.

2

03.03

10.03


Развитие правописных умений, умений анализировать языковой материал, делать выводы на основе наблюдений. Развитие умений различать омонимичные части речи, совершенствование правописных умений

99

Контрольное изложение №1

1

14.03


100-101

Употребление предлогов в речи (§45)

2

14.03


Углубление знаний о предлогах-синонимах и предлогах-антонимах, развитие умения понимать информацию текста. Развитие умения соблюдать грамматическую норму при выборе падежа при управлении; понимать скрытую и явную информацию текста

102

Морфологический разбор предлога (§46)

1

15.03


Формирование умений выполнять речи морфологический разбор предлога, определять принадлежность слова к определенной части

103

Повторение темы «Предлог» (§47)

1

17.03


Совершенствовать умения использовать приемы просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала, анализировать и оценивать собственную учебную деятельность

104

Повторение темы «Предлог». Проверочная работа

1

21.03


Совершенствование умений выполнять тестовые задания

105

Союз как часть речи (§48)

1

21.03


Развитие умений анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки союза

106

Разряды союзов (§49)

1

22.03


Углубление знаний о разрядах союзов по грамматическому значению и структуре, развитие умений анализировать языковой материал, делать выводы

107

Сочинительные союзы (§50)

1

24.03


Развитие умений различать сочинительные союзы по значению; составлять линейные и объемные схемы ССП; моделировать предложения по данным схемам

108

Подчинительные союзы (§51)

1

04.04


Развитие умений различать подчинительные союзы по значению, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности. Развитие умений составлять линейные и объемные схемы СПП, моделировать предложения по данным схемам

109

Контрольное сочинение №2


04.04



110-111

Правописание союзов (§52)

2

05.04


Развитие умений определять принадлежность слова к определенной части речи, развитие орфографической грамотности. Совершенствование правописных умений, основанных на умении различать омонимичные части речи

112

Правописание союзов. Проверочная работа (§52)(упр.317)

1

07.04.


Совершенствование умения читать и понимать текст, выполнять разноаспектный анализ текста

113

Р.Р. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (упр.316)

1

11.04.


Развитие умений создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи, выстраивать систему аргументов

114

Р.Р. Сочинение-рассуждение

1

11.04.


Совершенствование умений писать сочинение-рассуждение, выбирать языковые средства для выражения мысли, выстраивать систему аргументов

115-116

Союзы и союзные слова
(§53)

2

12.04


Углубление знаний о союзах и союзных словах. Развитие умений создавать монологическое высказывание на лингвистическую тему-способы разграничений союзов и союзных слов, составлять схемы СПП

117

Проверочная работа (§53)

1

14.04


Совершенствование умения читать и понимать текст, выполнять разноаспектный анализ текста

118-119

Союзы в простых и сложных предложениях (§54)

2


18.04

18.04

Развитие умений анализировать синтаксическую структуру предложений, делать выводы о постановке знаков препинания перед союзами а, но, зато в простых и сложных предложениях

120

Морфологический разбор союза (§55)

1

19.04


Формирование умения выполнять морфологический разбор союза

121

Повторение темы «Союз» (§56)

1

21.04


Совершенствование умений выполнять тестовые задания, использовать приемы просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала, анализировать и оценивать собственную учебную деятельность

122

Контрольная работа по теме «Союз»

1

25.04


Определение уровня сформированности умений использовать союзы в речи, правильно оформлять на письме предложения с различными разрядами союзов

123

Работа над ошибками

1

25.04


Совершенствование умений выполнять работу над ошибками

124

Частица как часть речи (§57)

1

26.04


Развитие умений анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки частицы

125-126

Разряды частиц (§58)

2

28.04

05.05


Расширение представления о формообразующих и смысловых частицах, развитие умений определять омонимичные части речи. Углубление знаний о частицах, совершенствование умений создавать текст-описание на одну из предложенных тем, используя восклицательные частицы

127

Правописание частиц (§59)

1

10.05.


Совершенствование правописных умений, проверка уровня сформированности умений определять разряды частиц

128-129

Правописание частицы НЕ (§60)

2

12.05.

16.05.


Совершенствование правописания частицы НЕ с различными частями речи, развитие умений анализировать языковой материал, делать выводы на основе наблюдений. Развитие умений составлять рассказ на лингвистическую тему на основе данных таблицы, совершенствование умения выполнять разноаспектный анализ текста

130

Контрольное изложение №2

1

16.05.


131

Разграничение частиц НЕ и НИ

1

17.05.


Совершенствование правописных умений, умений выбора частицы НЕ или НИ, выполнять тестовые задания

132

Контрольная работа по теме «Служебные части речи»

1

19.05.


Определение уровня сформированности умений использовать и характеризовать служебные части речи, правильно оформлять на письме предложения с различными разрядами союзов

133

Работа над ошибками. Анализ контрольной работы

1

23.05.


Совершенствование умений выполнять работу над ошибками

134

Междометие (§63)

1

23.05.


Расширение сведений о междометии, совершенствование умений использовать междометия в речи, отличать от других частей речи

135-136

Р.Р. Описание признаков предметов и явлений окружающего мира.

2

24.05.

26.05.


Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи.

137-138



Итоговая контрольная работа. Работа над ошибками


2

30.05.

30.05.


Проверка уровня сформированности умений читать и понимать явную и скрытую информацию текста; создавать монологические высказывания на заданную тему; выполнять тестовые задания. Совершенствование умений выполнать работу над ошибками

139-140

Резервные уроки

2























6.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей. Культура речи. Критерии культуры речи. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение, их признаки. Структура текста. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры; принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка. Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом. Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения. Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, аннотации, письма, расписки, доверенности, заявления. Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.


7.нОРМЫ ОЦЕНОК УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ ОТВЕТОВ

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Критерии и нормативы оценки ДИКТАНТОВ

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Требования к тексту диктанта



Кл.

Контрольный диктант

Словарный диктант

Кол-во слов (самостоятельных и служебных)1

Кол-во орфограмм2

Кол-во пунктограмм

Кол-во слов с непроверяемыми орфограммами3

Кол-во слов

Объяснение лексического значения слова

5

90-100

12

2-3

5

15-20

1 слово

6

100-110

16

3-4

7

20-25

2 слова

7

110-120

20

4-5

10

25-30

3 слова

8

120-150

24

10

10

30-35

4 слова

9

150-170

24

15

10

35-40

4 слова


1До конца первой четверти (а в 5 классе - до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

2Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице.

3 В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

ОТМЕТКА

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

«1»

при большем количестве ошибок

Примечание.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);

5) в собственных именах нерусского происхождения;

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий -резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Контрольный словарный диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1-2 ошибки

«3»

3-4 ошибки

«2»

5-6 ошибок

«1»

более 6 ошибок

При оценивании контрольного словарного диктанта следует учитывать правильность определения лексического значения слов. Например, оценка «5» не ставится, если обучающийся допустил ошибку в определении лексического значения слова.

Критерии пунктуационной грамотности.

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

  1. ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т.п.);

  2. ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

  3. ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации. Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.

Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста изложений и сочинений

Класс

Объем текста для

подробного изложения

классного сочинения

5

100-150 слов

0,5 - 1,0 страницы

6

150-200 слов

1,0 - 1,5 страницы

7

200-250 слов

1,5 - 2,0 страницы

8

250-350 слов

2,0 - 3,0 страницы

9

350-450 слов

3,0 - 4,0 страницы

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность и логичность изложения;

  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая - за содержание работы и речь, вторая - за грамотность.

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.



Основные критерии оценки за изложение и сочинение

отметка

Содержание и речь

Грамотность


«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая,

или 1 пунктуационная,

или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пункт., или

7 пункт. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пункт., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует, теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орф. и 7 пункт. ошибок, или

6 орф. и 8 пункт., или

5 орф. и 9 пункт., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пункт.,

а также 7 грамматических

ошибок


ПРИМЕЧАНИЯ

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.

2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».













ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ


Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.







8.уЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Кабинет русского языка и литературы:

92 - электронных приложений к учебнику на CD диске по предмету Литература 5-9 кл;


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (основной и дополнительной) и средств обучения

УМК и дополнительная литература


п/п

Авторы

Название учебных
и методических изданий

Выходные данные

1

Рыбченкова Л. М.,

Александрова О. М.,
О.В. Загоровская и др.

Авторская программа по русскому языку.

М.: Просвещение, 2015.

2

Рыбченкова Л. М.,

Александрова О. М.,
О.В. Загоровская и др.

Русский язык. 7 класс.

Учебник для общеобразовательных организаций


М.: Просвещение, 2014.


3

С.И. Львова

Работа по схемам - таблицами по орфографии и пунктуации: методические рекомендации к комплекту наглядных пособий

М.: Дрофа, 2013. - 66 с.

4

Г.А. Крылов

Школьный этимологический словарь

Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 313 с


5

В.В. Львов

.Орфоэпический словарь русского языка для школьников: А-Я

М.: Издательство «Экзамен», 2013. - 159 с.

6

Д.А. Романов

.Толковый словарь современного русского языка: 5000 толкований трудных

Ростов-на-Дону: ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС»,


Интернет-ресурсы

Грамматика русского языка - ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - rusgram.narod.ru

Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - gramota.ru

Крылатые слова и выражения - ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка - slova.ndo.ru

Национальный корпус русского языка - информационно-справочная система, содержащая миллионы текстов на русском языке - ruscorpora.ru

Рукописные памятники Древней Руси - ресурс, посвящённый памятникам древнерусской литературы - lrc-lib.ru

Русский язык - ресурс для лингвистов, филологов, семиологов, учителей русского языка и литературы - teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm

Русский язык с Денисом Яцутко. Материалы по русскому языку - rusjaz.da.ru

Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - gramma.ru

Русское письмо - ресурс, посвящённый происхождению и развитию русской письменности - character.webzone.ru

Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина - pushkin.edu.ru

Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова - (ИРЯ РАН) - ruslang.ru

Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)- ropryal.ru

Словари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка - slovari.ru

Словарь смыслов русского языка - справочное онлайн издание по русскому языку - slovo.zovu.ru


ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ


Дата

Причина

Корректировка

Тема урока

Подпись учителя

Подпись зам. директора по УВР






















































































































































66


© 2010-2022