- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока «Поэтические традиции А. С. Пушкина в русской литературе»
Конспект урока «Поэтические традиции А. С. Пушкина в русской литературе»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сорокина И.Ю. |
Дата | 05.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Поэтическая концепция творчества А.С. Пушкина
Эпиграф:
Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет,
Сердись, кричи, бранись, - а я таки поэт.
А.С. Пушкин « К другу стихотворцу»
Цели урока:
образовательные:
-
Выявить эволюцию темы поэта и поэзии в литературе.
-
Определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить высокое назначение поэта.
-
Осознать мироощущение Пушкина через его лирику.
воспитательные:
-
Воспитывать чувства гуманизма.
-
Воспитывать познавательную активность студентов.
-
Воспитывать внимательное отношение к поэзии, определить своё место в жизни.
развивающие:
-
Развивать творческое воображение;
-
Способствовать развитию внимания, памяти, мышления и речи студентов;
-
развивать знания о поэзии русской литературы 19 века,
-
развивать навыки анализа лирического произведения.
Оборудование урока:
-
портрет А.С. Пушкина, фотографии разных лет;
-
аудиозаписи стихотворений А.С. Пушкина.
Методические приемы:
-
работа с эпиграфом;
-
лекция с элементами беседы;
-
выразительное чтение стихотворений и чтение наизусть;
-
анализ стихотворений;
-
применение наглядных средств;
-
составление кластера;
-
написание синквейна.
Ход урока
I.Организационный момент: Приветствие, проверка состава студентов в группе, проверка готовности к занятию.
II. Этап подготовки студентов к усвоению нового материала: запись темы, оглашение целей понятия.
III. Работа по теме:
1. Вступительное слово учителя
Тема поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней, Пушкин как бы ведёт диалог с поэтами - предшественниками: Горацием, Овидием, М.В.Ломоносовым, Г.Р.Державиным.
Тема проходит через всё творчество Пушкина: его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу» («Вестник Европы» 1814 г), а одним из последних - «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836). В своём творчестве Пушкин выстроил концепцию о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества, о творческом процессе. Основные вехи этой концепции, главные опоры пушкинского «памятника нерукотворного», - поэтические манифесты «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831)
2. Работа с эпиграфом
- Почему сам Пушкин сказал о себе так открыто и прямо. Как такие сильные громкие слова поэта отражаются в его лирике?
Задумайтесь и в итоге занятия мы вернемся к эпиграфу.
3. Чтение и анализ стихотворений поэта
Стихотворение «Поэт» (1827). Один ученик читает наизусть.
Вопросы :
-
На сколько частей можно разделить это стихотворение? Свой ответ аргументируйте.
-
В какой момент начинаются перемены в поэте? Как преображается поэт?
-
Сравните поэта до того момента, когда Бог посылает ему вдохновение, и после него.
Поэт предстаёт в стихотворении сложным существом, отмеченным Богом, наделённым частью его творящей силы, но в то же время обычным, земным человеком. Автор вполне допускает даже то, что поэт может быть «всех ничтожней» среди «детей ничтожных мира». Перемены начинаются в нём лишь тогда, когда Бог посылает ему вдохновение.
Поэт преображается - это уже не один из многих людей, втянутых в повседневную суету, а человек необыкновенный: его слух становится чутким, он способен услышать «божественный глагол». Прежнюю жизнь он оценивает как «забавы мира», людская молва его угнетает - он готовится произнести новые слова о мире. Это уже не молва, а слова поэта, в которых нет ничего обыденного, пошлого. Просыпается душа поэта:
Душа поэта встрепенётся,
Как пробудившийся орёл.
Он становится гордым, «диким и суровым», то есть погружается в себя, в свои творческие думы. Поэт не может творить, находясь среди обычных людей, в мирской суете. Вдохновение требует одиночества, свободы от повседневности. Поэт бежит от мирской суеты «на берега пустынных волн,/ В широко - шумные дубровы…» Конечно, берега и дубровы, куда устремлён поэт, - поэтическая условность. Эти «географические точки» - символы покоя и уединения. Поэт бежит от суеты, чтобы стал «звучнее голос лирный,/ Живее творческие силы». Услышать мир и выразить его в слове можно только вдали от людского шума и мелких житейских забот. Пушкин как бы «останавливает мгновение» - перед нами поэт, запечатлённый в момент вдохновения: он «и звуков и смятенья полн». Здесь нет зрительного образа. Его заменяют психологические детали, передающие начало творческого процесса, когда в душе поэта, охваченной «смятеньем» мыслей и чувств, теснятся хаотичные, нестройные звуки.
- А.С. Пушкин не ограничивается этим стихотворением и в стихотворении «Пророк» говорит о том, каким должен быть идеальный поэт.
Ученик читает наизусть.
Вопросы и задания к стихотворению «Пророк».
-
Каков аллегорический смысл библейских образов стихотворения?
-
Определите основную тональность стихотворения. Какими способами она создается?
-
Какой характер придает тексту обилие архаизмов и старославянизмов? Дайте к ним комментарии.
-
Какова смысловая роль синтаксических особенностей стихотворения?
-
В чем особенности композиции стихотворения? Какие смысловые части в нем можно выделить?
-
Какой смысл придает тексту многократная повторяемость союза «И»?
-
Есть ли у автора основания для сопоставления поэта с библейским пророком? Какими качествами личности должен обладать, по Пушкину, истинный поэт?
-
Принадлежит ли поэт, обреченный быть пророком, самому себе или он глашатай высших помыслов, неких божественных идей?
-
Какой смысл придает стихотворению обилие глаголов в повелительном наклонении в последних стихах текста?
Стихотворение «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...», 1830 г.) связано по смыслу с финальной строфой «Памятника», но там лирический герой призывает музу принимать равнодушно «хвалу и клевету» и прислушиваться только к «веленью божию». А в стихотворении «Поэту» автор обращается к самому себе, объясняя свое равнодушие к суду «толпы» тем, что он сам - «свой высший суд». Стихотворение написано в жанре сонета. Эта строгая поэтическая форма - результат долгих размышлений поэта о необходимости совершенства поэтического творения.
Вопросы и задания к стихотворению «Поэту».
-
Какие отношения связывают поэта и толпу? Как, по мнению поэта, нужно реагировать на похвалы и смех толпы?
-
Проследите, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис - развитие тезиса - антитезис - синтез?
-
Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному поэту? Что ему необходимо для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэтический труд в нем самом?
-
Какой изображена толпа? Почему она реагирует на труд поэта «в детской резвости»? Какая лексика характерна для изображения толпы?
-
Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
-
Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы?
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» 1836 .
Чтение наизусть.
Устный анализ стихотворение и тезисное конспектирование основных этапов анализа стихотворения ( вид самостоятельной работы).
Должен приносить пользу обществуВыводы (записать) в виде кластера
обычный живой земной человек
Поэт
должен ни от кого не зависеть, ни перед кем "не клонить гордой головы"
"глаголом жечь сердца людей".
-
Итог занятия. Синтез.
1. беседа
- Как эволюционирует тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина?
- Поэт в лирике Пушкина проходит определенный жизненный путь. Он растет, переосмысливает себя и свое назначение. Целью поэта является пробуждать чувства, говорить правду - «глаголом жечь сердца людей».
2.Работа с эпиграфом.
- Почему А. С. Пушкин сказал о себе так открыто и такие сильные громкие слова о том, что несмотря ни на что и ни на кого, он- поэт. И он гордиться этим.
3.Выставление оценок студентам за работу на занятии.
V. Домашнее задание:
1. Написать синквейн о теме поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина
Спасибо за работу.