Урок презентация «Природа -наша колыбель»

Наэтом уроке по литературе я показывала ,как русские поэты описывают нашу природу в своих стихотворениях.Учащиеся первой группы зараннее написали сочинение - миниатюру на тему «Мой любимый уголок природы»,вторая группа нарисовала рисунки о природе,третья группа учащихся выучила стихотворение о природе. На уроке учащимся было проецировано творчество каждого поэта а стихотворение прослушано по аудиозаписи. Учащиеся на уроке активно ответили и получили свои баллы. Также учащиеся провели сравнение с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Природа - наша колыбель

Родная природа в изображении русских писателей.

Урок внеклассного чтения в V классе

Ход урока. 1. Вступительное слово учителя: Родная природа - наша колыбель, наш дом. Вот как об этом сказал Георгий Скребицкий: «Вглядитесь в нее поглубже, вслушайтесь, поймите её язык: в тихом шелесте леса, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручьев. Что может быть прекраснее всего этого?»

Перед вами репродукции картин великих русских и татарских художников: И.Левитана, И.Шишкина, Л.Фаттахова, Б.Урманче (демонстрация в слайдах). Этих художников называют художниками-пейзажистами.

- Что означает слово пейзаж?

Пейзаж- французское слово и буквально означает - вид какой-либо местности и картины природы, картины природы художников. Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, в поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной лирикой». В лирике о природе поэты, писатели, как и художники-пейзажисты, изображают природу, выражают свое отношение к ней, предают свои впечатления от нее, любовь к родной земле. Это чувство сумел предать М.Исаковский в своем стихотворении «Летят перелетные птицы», которое положено на музыку:

Летят перелётные птицы

Ушедшее лето искать,

Летят они в жаркие страны,

А я не хочу улетать.

А я остаюся с тобою,

Родная моя сторона,

Не нужно мне солнце чужое,

Чужая земля не нужна.

Сообщение учащихся.

Нам хорошо знакомо имя великого русского поэта А.С.Пушкина. Нет времени года, которое не изобразил бы Пушкин в своем творчестве. Но больше всего любил Пушкин осень. Она всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, бодрости и вдохновения:

И с каждой осенью я расцветаю вновь…

Здоровью моему полезен русский холод…

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

У Пушкина осень всегда золотая, «богатая», одетая в багрец и золото…

Учитель. Какие чудные слова Пушкина об осени: пышное природы увяданье! Вдумайтесь… И какая близкая и знакомая нам природа на картине Левитана «Осень» (демонстрация картины в слайде).

Беседа по картине.

Вам нравится эта картина? Что вас в ней привлекает? По каким признакам мы можем определить, что на картине Левитана изображена осень? Каким настроением пронизана работа художника?

Ученик. Сентябрь - первый месяц осени. Ф.Тютчев об этой поре писал так:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Учитель. Почему это время осени поэт назвал «дивной порой»? Какой день можно назвать хрустальным? Что значит лучезарны?

Ученик. «Странный в сентябре лес - в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. И грустно, и радостно». Так описывает лес осенью писатель Н.Сладков.

А вот таким увидел лес осенью И.Бунин:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца.

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Учитель. - Назовите краски осени, увиденные поэтом. Какое настроение у лирического героя, как вы о нем догадались? Терем, оконца… Почему в стихотворении об осени Бунин использует эти слова? Как вы думаете, справедливо назвать осень, которую нарисовал поэт, тихою вдовой? (Каждый ученик показывает свою презентацию и рассказывает о своих любимых цветах)

Ученик. Трудно представить сентябрь без цветов! И среди их множества - астра. История этого цветка.

В начале XVIII века одному французскому ботанику прислали из Китая семена неизвестного растения. Семена посеяли в парижском ботаническом саду, и растение расцвело красивым лучезарным цветком с желтой серединкой. Оно походило на большую маргаритку. Французам понравился этот цветок. Ботаники и садовники стали выводить новые сорта различной окраски. И спустя 22 года расцвел невиданный махровый цветок. Увидев его, один из ботаников воскликнул: «Астра!», что значит по-гречески «звезда». С тех пор этот цветок стали называть астрой.

Этому прекрасному цветку посвятил свое стихотворение Вс.Рождественский:

Осень над парком тенистым ложится

Золотом кленов на воды пруда.

Кружатся листья. Умолкнули птицы.

В похолодевшее небо глядится

Астра, лучистая астра - звезда.

Астру с прямыми её лепестками

С древних времен называли «звездой»,

Так бы её вы назвали и сами.

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевинки совсем золотой.

Учитель. Сохранилось предание, что астра выросла из пыли, упавшей со звезды. Вот почему в тихую звездную ночь, по преданию, у клумб с астрами слышится слабый шепот: это астры беседуют с родными звездами.

- Послушайте, ребята, и вы этот шепот астр, может быть, и поймете, о чем они беседуют со звездами.

У каждого из нас есть свой любимый осенний цветок: астры, флоксы, гладиолусы, хризантемы. Расскажите о нем.

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки - багряными и золотыми. Налились, отяжелели. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. Это уже наступил октябрь.

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

(Презентация о М.Пришвине)

А сколько в лесу грибов! М.Пришвин был… грибником, который вспомнил одну сыроежку в лесу, где постоянно грибы собирал. Березки и осинки начинали сыпать на молодые грибки золотые и красные пятачки. Это и вправду было как в сказке. Кленовые листья повисли на нитях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ласковы.

- А о какой поре осени написал А.Майков:

Около пня не висит

Пурпур брусничных кистей.

Долго на листьях лежит

Ночи мороз, и сквозь лес

Холодно как-то глядит

Ясность прозрачных небес…?

-Верно, речь идет о глубокой осени, о предзимье. Родная природа вдохновляла не только поэтов, писателей, художников, но и композиторов на создание выдающихся произведений. Сегодня мы не можем не вспомнить т выдающегося русского композитора П.Чайковского, создателя балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и музыкального цикла «Времена года» (слушаем запись).

-Какие времена года «угадали» вы в музыке Чайковского?

-Как вы об этом догадались?

Подведение итогов.

Итак, сегодня на уроке мы узнали, что такое пейзажная литература, познакомились со многими произведениями поэтов об осени, еще раз посмотрели картину Левитана «Осень», послушал произведения Чайковского и учились определять их на слух- все они учат нас наблюдать за природой, любить и беречь её. А это так важно для каждого из нас.

Будем же помнить слова М.Пришвина: «Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу - значит охранять Родину».

© 2010-2022