- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Закрепление правописания НЕ с глаголами
Закрепление правописания НЕ с глаголами
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Абдуллина Э.Р. |
Дата | 10.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нурлатская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VΙΙΙ вида»
Разработка урока
по русскому языку на тему: «Закрепление правописания не
с глаголами и глаголами,
не употребляющимися без не»
7 класс
Учитель русского языка и литературы
Абдуллина Э. Р.
2014 г.
Тема: «Закрепление правописания не с глаголами и глаголами, не употребляющимися без не»
Цель: закрепить правописание отрицательной частицы Не с глаголами; Применять правило правописания Не с глаголами в устной и письменной
речи.
Задачи:
Образовательные: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний, уметь писать раздельно отрицательную частицу; слитно - те глаголы, которые без Не не употребляются;
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся; развивать умение употреблять глаголы с Не в речи;
Воспитательные: воспитывать интерес к урокам русского языка; способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.
Коррекционные: корригировать зрительное восприятие на основе упражнений анализа - синтеза.
Оборудование: Учебник Русский язык 7 класс под ред. Н.Г. Галунчиковой, Э.В.Якубовской, Русский язык М.Т.Баранов и др. Справочные материалы, индивидуальные карточки; Н.М.Барская, JI.A. Нисевич. Обучение русскому языку в 5 - 9 классах вспомогательной школы, М.: «Просвещение», 1992 г., таблица НЕ с глаголами, карточки для индивидуальной работы, плакаты для словарно-орфографической работы, плакат: Глаголы - исключения.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент. Сосредоточить внимание учащихся.
Психологический настрой учащихся на урок. (учащиеся повторяют вслед за учителем - хоровое проговаривание).
Учитель: Ребята, повторяем за мной:
Глаза смотрят и видят,
Уши слушают и слышат.
Сначала думаю, а потом говорю
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнения других.
Учитель: Давайте придерживаться данных правил.
2) Фонетическая зарядка:
У ежа ежата, у ужа ужата.
Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.
Учитель: Откройте тетради - проверим домашнее задание.
3) Проверка домашнего задания: упр. 267 стр. 207
Списать стихотворение. Какие глаголы передают в нём состояние тишины и покоя? Подчеркните частицу не, которая придаёт глаголам звучания отрицательное значение.
Тихо дремлет река.
Тёмный бор не шумит.
Соловей не поёт,
И дергач не кричит. (С.Есенин)
Итак, вы подчеркнули … (частицу не)
Как пишется не с глаголами?
Что обозначает эта частица?
Учитель: Ребята, какое сегодня число?
(запись числа, классной работы). Проведём синтаксическую минутку.
4) Синтаксическая минутка.
Дятел застучал по сосне. В небе засияли звёзды. (Звери шли по знакомой тропе). (подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения)
(в это время 2-3 ученика работают по карточкам)
5) Лингвистическая разминка
а) Вставить недостающие слова по опорным словам.
Глагол - это часть речи, которая обозначает ___________________ и отвечает на вопросы:_________________________. У глагола три времени:_______________________. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопрос: ____________________. Если глагол отвечает на вопрос: что _____________, то пишется -тся. Если глагол отвечает на вопрос: что__________, то пишется -ться НЕ с глаголами пишется _________________.
б) Подчеркнуть глаголы двумя чертами. (индивидуальная работа -Садртдинов И.)
Скоро наступит короткая летняя ночь. Умолкли птицы. Громко стрекочут кузнечики. Вдруг проухает сова. Плеснётся рыба в реке.
в) Выписать из текста глаголы и указать время.
Восток зарумянился. Звери шли по знакомой тропе. Старый верблюд не боится тяжёлой клади. Дело мастера боится.
6) Воспроизведение знаний по ранее изученному материалу.
Но вначале вспомним правило о глаголе. Знание правила нам нужно для того, чтобы уметь отличать глагол от других частей речи. Проверку правила проведём путём Работы с карточками.
1) составить связный рассказ о глаголе по опорным словам;
2) Найти и подчеркнуть глаголы.
3)выписать из текста глаголы и указать их время;
- Слушаем связный рассказ о глаголе.
Учитель: Ребята, как вы думаете, получился ли у нас рассказ о глаголе?
- Сдайте листочки.
Вывод: выучили правило о глаголе, знаем его отличительные признаки
7) Физкультминутка.
Чтоб головка не болела, ей вращаем вправо-влево.
А теперь руками крутим, и для них разминка будет.
Тянем наши руки к небу, в стороны разводим.
Повороты вправо-влево плавно производим.
Учитель: Тихонечко садимся на места.
8) Работа по теме урока:
Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (не с глаголами) Как пишется не с глаголами? (не с глаголами пишется раздельно).
- Сегодня мы будем закреплять правописание отрицательной частицы НЕ и глаголов, которые не употребляются без НЕ
Задача нашего урока - закрепить ваши знания о раздельном написании Не с глаголами на практике.
1)прочитайте пословицы на доске:
С добрым делом ( (не) опоздаешь) /(не) увидишься.
Крепкую дружбу и топором ( (не) разрубишь)./(не)сломаешь).
Без труда (не) выловишь ~(не)догонишь и рыбку из пруда).
Кто (не)работает - (тот (не)ест.\(не)спит). Работа не волк - (в лес (не)убежит/(не)улетит.)
Слово - не воробей (вылетит (не)поймаешь./(не)поставишь).
Задание: закончите пословицы, раскрыв скобки.
2) разбор пословиц (что означают эти пословицы)
- Что указывает на отрицание действий? (слово НЕ)
- Это маленькое слово называется …..(частица).
-как пишется частица не с глаголами? (не с глаголами пишется раздельно);
3) Все ли глаголы пишутся слитно?
Назовите глаголы-исключения.
(прочитаем их ещё раз хором)
Ненавидеть
Невзлюбить
Негодовать
нездоровиться
9) Работа по учебнику.
Учитель: Откройте учебник на стр.208 и найдите упр.268. Прочитаем задание.
Прочитай. Какими словами объяснил часовщик поломку механизма?
Однажды один старичок принёс часовщику старые часы. Тот заглянул в механизм и сказал:
- У вас здесь пружина не пружинит, шурупчик не шурупит, контакт не контачит, маятник не маячит и ремешок никуда не годится! Платите деньги и приходите завтра. (По А.Инину)
- Спиши. Подчеркни глаголы со значением отрицания.
- Какое настроение придал тексту игра слов: пружина не пружинит, шурупчик не шурупит, контакт не контачит, маятник не маячит?
- Продолжи игру слов: подбери к именам
существительным однокоренные глаголы
со значением отрицания. Запиши.
Колёсико …,
сигнал …,
будильник … .
СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ
РАБОТА:
ЧАСОВЩИК - мастер по изготовлению и ремонту настенных, наручных, карманных и прочих часов.
МЕХАНИЗМ - устройство, которое преобразует непрерывное вращательное движение в колебательное или возвратно-поступательное движение.
ПОЛОМКА - повреждение, т.е. поломаться.
10) Проверка усвоения материала:
-какую тему мы закрепляли сегодня на уроке?
-как пишется не с глаголами?
-прочитайте глаголы-исключения. Почему НЕ пишется слитно?
11) Домашнее задание: упр.271 стр.209
Прочитай пословицы и поговорки. Некоторые из них потеряли частицу не и стали несуразными. Отыщи их и исправь недочёты.
12) Подведение итога. Оценки.