Рабочая программа по литературе 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 47»

г.Читы, Центрального района

Согласовано: Утверждаю:


ЗДУВР С.А. Бабарыкина Директор МБОУ «СОШ №47»

ЗДУВР Е.Ю. Сапожникова _____________Т.Т. Морозова

ЗДНМР Е.Ф.Бондарь

Протокол Совета РГК__ Приказ № -ОД

От «10 »сентября 2015г «28» сентября 2015г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

по литературе для 5 класса (параллели)







Программу составила:

учитель русского языка и литературы

И.В. Пантелеева

Чита 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа.

Рабочая программа составлена в соответствии с законом РФ от 29. 12. 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в РФ»;

ФГОС ООО, зарегистрированным Минюстом РФ 01.02. 2011г. за номером 19644, утвержденным 17.12.2010 г. за № 1897;

на основе ООП ООО ОУ от 25. 06. 2012 г., утвержденной директором МБОУ «СОШ № 47»,

ПООП ООО по литературе, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15),

Программы по литературе для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого (М.: Мнемозина, 2009 г.)

учебному плану МБОУ «СОШ № 47

Программа обеспечивает реализацию обязательного минимума образования.

Структура документа. Программа состоит из пояснительной записки, содержания учебного предмета, календарно- тематического планирования, материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемых результатов изучения учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания. Специфика литературы как учебного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. С пятого класса начинается изучение литературы как самостоятельного учебного предмета.

Цель курса - изучение литературного произведения, его художественной специфики и на этой основе приобщение детей к духовным богатствам отечественной и зарубежной литературы; овладение эстетической читательской деятельностью как способом переживания и понимания ценностного смысла подлинно художественных произведений, способом формирования собственного ценностного сознания, привитие потребности в такой деятельности.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • читать, изучать, обретать опыт эстетического освоения выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

  • формировать представление о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

  • развивать умение школьников осмысливать художественное своеобразие произведения, его язык в свете авторского замысла;

  • формировать теоретико-литературные и историко-литературные знания, обеспечивающие самостоятельное освоение художественных ценностей;

  • развивать художественно-творческие способности, воображение школьников, воспитывать их эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии художественных произведений;

  • развивать навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение устно и письменно выражать свои мысли и чувства, вызванные произведениями искусства слова;

  • овладевать важнейшими общеучебными умениями, универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, прогнозировать результат деятельности, осуществлять контроль и самокоррекцию в ходе ее выполнения; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать в соответствии с поставленной целью необходимую информацию из различных источников, включая СМИ и Интернет)

Именно в пятом классе дается обобщенное представление о литературе как искусстве слова, проводятся наблюдения над языком и структурой художественного произведения: взаимосвязями персонажей, сюжетом, формой, диалогом и т.д.

Ведущей деятельностью учащихся в 5 классе является чтение во всех его видах с опорой на теоретическое осмысление некоторых элементов структуры произведения и особенностей художественной литературы как искусства слова.

В программу включены, например, сказы П. Бажова, стихи М. Джалиля, рассказы В.Гаршина и др. Этому есть веские причины. Через восприятие произведений русской литературы идет освоение богатств родного языка, овладение культурой родной речи, приобщение к национальной культуре. Произведения зарубежной литературы не выделяются в особый раздел, что открывает возможности для их сравнения с произведениями отечественной литературы, помогает почувствовать их гуманистический пафос. Произведения расположены в хронологической последовательности, что позволяет увидеть тесную связь литературы с жизнью. Программные произведения привлекают обучающихся к решению важных нравственных проблем, связанных с героическим прошлым народа, с бережным отношением к природе, в них обсуждаются такие общечеловеческие ценности, как доброта, гуманность, трудолюбие, человеческое достоинство, истинная и ложная дружба. Теоретико-литературными знаниями учащиеся овладевают от фольклора к сказке, от сказки - к басне, от басни - к литературе 19-20 века.

Обучение литературе в 5 классе определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям - качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

С учетом возрастных особенностей пятиклассников программа предусматривает различные виды деятельности учащихся:

сочинение сказки или рассказа, инсценировку, устное иллюстрирование, пересказы, сообщения о писателях, создание рисунков к произведению, сочинение по картине, рассказ о литературном герое, сочинение загадок, пословиц, просмотр кинофильмов и др.

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выразительно прочтите следующий фрагмент;

  • определите, какие события в произведении являются центральными;

  • определите, где и когда происходят описываемые события;

  • опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;

  • выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;

  • ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;

  • определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

Рабочая программа составлена на 102 часа (3 часа в неделю, 1, 5 модуля), рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения

Программа предназначена для параллели пятых классов («А», «Б», «В», «Г»). В зависимости от уровня подготовленности учащихся и от степени усвоения учебного содержания курса учитель может варьировать количество учебных часов за счет резервных уроков, предусмотренных программой

Содержание курса

(102 часа)

Введение. О художественной литературе и чтении.

Художественная литература как искусство слова. Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.

  1. Мифы

Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Для чтения и бесед

«Олимп», «Орфей и Эвридика», «Пигмалион», «Подвиги Геракла» («Рождение героя», «Выбор пути», «Геракл освобождает Прометея»).

О происхождении мира и богов. Персонажи и сюжеты древнегреческих мифов. Воспевание волшебной силы искусства. Прославление мужества, деятельной подвижнической жизни.

Гомер как легендарный создатель поэм «Илиада» и «Одиссея». Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из IX песни «Одиссей у циклопов»).

Мифологическая основа поэмы. Мудрость и хитроумие Одиссея. Быт и обычаи древних греков, отразившиеся в поэме. Особенности стихотворной речи поэмы.

Для самостоятельного чтения

Н.А. Кун. «Боги древней Греции», «Двенадцать подвигов Геракла»; А.И. Немировский «Мифы Древней Эллады», В.В. Смирнова «Герои Эллады»; И.В. Рак «В царстве пламенного Ра. Мифы, легенды и сказания Древнего Египта».

МИФЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа, отразившихся в календарно-обрядовой поэзии.

Для самостоятельного чтения

И.С. Шмелёв «Лето Господне» (глава «Масленица»); А.Н. Толстой сборник «Русалочьи сказки».


  1. Устное народное творчество

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа. Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Выражение в сказках мудрости и нравственных представлений народа. Художественные особенности языка сказок.

Для чтения и изучения

Бытовая сказка «Горшеня»; волшебная сказка «Белая уточка».

Для чтения и бесед

Сказки о животных. Волшебные сказки «Царевна лягушка», «Василиса прекрасная», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Для самостоятельного чтения

Сборники сказок «Диво дивное, чудо чудное» («Народные русские сказки», собранные А.Н. Афанасьевым), «Гора самоцветов», «Волшебное кольцо», сборники сказок народов России и народов мира (по выбору учителя и учащихся).


ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ

Отличие легенд и преданий от сказок и мифов. Особенности предания как отражения исторической памяти народа.

Для чтения и бесед

«О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».

МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА: ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

Для чтения и изучения

Загадки. Роль иносказательности, олицетворения в загадке. Разнообразность и сложность ее строения. Тематика загадок. Загадки как отражение трудовой жизни, быта и культуры народа.

Для самостоятельного чтения

«Черный конь скачет в огонь» (Русские загадки/составитель В.П. Аникин); другие сборники загадок (по выбору учителя и учащихся).

Для чтения и изучения

Пословицы и поговорки. Смысловая двуплановость пословицы. Темы пословиц, отражение в них многовекового социально-исторического опыта народа. Лаконизм, образность, складная мерная речь пословицы, ее поучительный смысл. Отличие поговорки от пословицы. Поговорка как элемент суждения, образное, иносказательное определение чего-либо. Родственная близость пословицы и поговорки.

Для чтения и бесед

Пословицы разных народов. Их тематическая близость. В. Соколов «Пословица».

Для самостоятельного чтения

«При солнышке тепло, при матери добро» (сборник русских пословиц и поговорок); старинные русские пословицы и поговорки (составитель В.П. Аникин); Б.В.Шергин «Одно дело делаешь, другого не порть» (пословицы в рассказах); другие сборники пословиц и поговорок (по выбору учителя и учащихся).

НАРОДНЫЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Для чтения и бесед

«Петрушка Уксусов». Кукольная комедия как драматическое произведение. Особенности народного кукольного театра. Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.

Для самостоятельного чтения

Б.Привалов «Петрушка - душа скоморошья».


  1. Сказочные события и герои в литературе

Литературная сказка - наследница сказки народной. Авторы литературных сказок. Отличие литературной сказки от народной.

А. С. ПУШКИН. Сказки в творчестве поэта

Для чтения и изучения

«Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в поэме. Изобразительное мастерство поэта. Стих, ритм, стопа. Стихотворный размер. Рифма.

Х. К. АНДЕРСЕН. Сведения о жизни и творчестве великого сказочника. Сказочный мир Андерсена.

Для чтения и изучения

«Снежная королева». Противопоставление мира Герды и Снежной королевы. Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью и эгоизмом. Символическое значение образов зеркала тролля, куста роз. Способы выражения авторского отношения к персонажам сказки. Христианские мотивы в сказке.

Для чтения и бесед

«Истинная правда». Осмеяние в сказке слухов, сплетен и наговоров. Способы создания комического эффекта.

Для самостоятельного чтения

Х.К. Андерсен. Сказки «Соловей», «Русалочка», «Гадкий утенок», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине», «Свинопас», «Штопальная игла», «Свинья-копилка», и другие по выбору учащихся.

Е.Л. ШВАРЦ. Сказочник-драматург

Для чтения и изучения

«Золушка» (сценарий кинокомедии). Сказки о гонимой падчерице. Отличие «Золушки» Е.Л. Шварца от «Золушки» Ш. Перо. Киносценарий как литературный жанр. Осмеяние в кинокомедии Е.Л. Шварца тщеславия, жадности, лицемерия, грубости, черствости и др пороков. Ирония в изображении человеческих слабостей. Утверждение вневременных общечеловеческих ценностей.

Для самостоятельного чтения

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времяни».

П.П.Бажов. Путь писателя в сказку.

Для чтения и изучения

«Каменный цветок». Особенности сказка как литературного жанра. Талант художника Данилы-мастера.

Для чтения и бесед

«Горный мастер», «Хрупкая веточка». Понятие о трилогии. Дальнейшее развитие событий в жизни героев «Каменного цветка». Утверждение всепобеждающей силы любви. Семейные черты мастеров-камнерезов.

Для самостоятельного чтения

П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка» и др. сказы по выбору учащихся.

Для самостоятельного чтения (к разделу III)

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»; А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»; В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»; В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»; А.М.Волков «Волшебник изумрудного города»; В.Г.Губарев «Королевство кривых зеркал»; А.С.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»; Ю.К.Олеша «Три толстяка»; К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».

III. Перро. Сказки; Братья Гримм. Сказки; В.Гауф «Маленький Мук», «Карлик Нос»; Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король»; К. Каллоди «Приключения Пиноккио»; С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гуслями»; Р.Киплинг «Маугли»; Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес»; О.Уайльд «Мальчик-звезда», Э. Рауд «Муфта, Полботинка и Моховая борода»; А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»; А.А.Милн «Когда-то, давным-давно…»; О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга»; П.Трэверс «Мери Поппинс»; Т. Янсон «Шляпа Волшебника»; Д. Родари «Сказки Италии» и другие по выбору учащихся.


  1. Басни

И.А.КРЫЛОВ. Сведения о жизни и творчестве баснописца

Для чтения и изучения

«Волк на псарне», «Волк и ягненок», «Демьянова уха», «Квартет», «Свинья под дубом». Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. Отражение в баснях народной мудрости и жизненных наблюдений. Афористичность, иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость языка басен к разговорной речи. Понятие об аллегории и морали басни.

Для чтения и бесед

Эзоп (в пересказе Л.Н.Толстого) «Рыбак и рыбка», «Лев и мышь», «Лисица и виноград»; Ж.Лафонтен «Лисица и виноград»; Г.Э.Лессинг «Свинья и дуб»

Отличие басни от сказки. История жанра басни. Художественные особенности раскрытия одной и той же темы в произведениях различных баснописцев.

Для самостоятельного чтения

И.А.Крылов. Басни «Лжец», «Две Бочки», «Осел и Соловей», «Кукушка и Петух», «Лягушка и Вол», «Любопытный» и другие басни по выбору учащихся. Эзоп. Басни.


  1. Человек перед лицом жизненных испытаний.

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. Сведения о жизни поэта. История создания стихотворения «Бородино». Тема отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Для чтения и изучения

«Бородино». Историческая основа стихотворения. Значение солдата-рассказчика в поэтическом повествовании. Мастерство поэта в создании батальных сцен. Образность языка, звукопись, разговорность интонаций. Высокий патриоти­ческий пафос стихотворения.

Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.

Для чтения и бесед

М. Ю. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын...» (строфы VII, VIII из поэмы «Сашка»); А. С. Пушкин «Как часто в горестной разлуке...» (гл. 7, строфы XXXVI-- XXXVII из романа «Евгений Онегин»).

Мотивы и проблематика, сближающие отрывки из произ­ведений М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина.

А. В. КОЛЬЦОВ. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Косарь». Близость стихотворения к народной песне: по­стоянные эпитеты, олицетворения, повторы, элементы посло­виц и поговорок, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Картины степи, свободного крестьянского труда как выраже­ние вольного духа русского человека. Мотивы социальной не­справедливости в стихотворении.

Для чтения и бесед

А. В. Кольцов «Песня пахаря», «Раздумье селянина» и другие стихотворения по выбору учащихся.

И. С. ТУРГЕНЕВ. Сведения о жизни писателя. «Аннибало­ва клятва» Тургенева.

Для чтения и изучения

«Муму». История создания рассказа. Непримиримое отно­шение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и её челядью. Влияние на человека барства и рабства.

Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и автор­ского отношения к героям.

Н. А. НЕКРАСОВ. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Крестьянские дети». Особенности построения стихотво­рения: сочетание разных временных планов, повествование с многоголосием и авторскими отступлениями. Выражение раз­думий автора о судьбе народа, его напутствие детям. Тёмные и светлые стороны жизни крестьянских детей.

Для чтения и бесед

Н. А. Некрасов «Школьник»; Уйда «Нелло и Патраш» (по выбору учителя).

Талантливость детей из народа, их стремление к знаниям, нелёгкие судьбы.

Л. Н. ТОЛСТОЙ. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.

Для чтения и изучения

«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Нравственная стойкость, жизненная активность, человеч­ность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабоду­шию (Костылин). Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика.

Сюжет и герои художественного произведения. Эпизод как элемент сюжета. Экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка, финал. Роль конфликта в развитии сюжета.

Л. Н. АНДРЕЕВ. Сведения о жизни писателя. Из воспоми­наний К. Чуковского о Л. Андрееве.

Для чтения и изучения

«Кусака». Идея доброты и ответственного отношения че­ловека к окружающему миру. Роль дачников в судьбе Куса­ки, неоднозначная оценка их поступков.

Значение пейзажа в рассказе.

Для чтения и бесед

Л. Н. Андреев «Петька на даче», «Ангелочек». Общее в развитии сюжетов рассказов «Кусака» и «Петька на даче».

Для самостоятельного чтения

В. П. Астафьев «Жизнь Трезора»; Ю. П. Казаков «Арк- тур - гончий пёс»; Э. Сетон-Томпсон «Чинк».

А. И. КУПРИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Белый пудель». Причина столкновения персонажей в рассказе. Верность и отвага (Серёжа) против эгоизма и свое­волия (Трилли).

Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).

Для чтения и бесед

А. И. Куприн «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Та­пёр».

Идея доброты и сострадания. Реальная основа рассказов.

Для самостоятельного чтения

А. И. Куприн «Ю-Ю», «Грачи» и другие рассказы (по выбору учителя и учащихся).

Д. ДЕФО. Сведения о писателе.

Для чтения и бесед

«Робинзон Крузо» (фрагменты). Реальная основа приключенческого романа. Гимн труду, творческому интеллекту и стойкости человека, его упорству и воле к жизни. Знания и умения, орудия труда просвещённого века, благодаря кото­рым Робинзон выжил и победил в борьбе за существование, с Одиночество Робинзона как условие сурового испытания и мужания, развития личности героя.

Для самостоятельного чтения (к разделу V)

Д. В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»; Д. Н. Мамин- Сибиряк. Рассказы (в издании для детей); К. М. Станюко­вич «Максимка», «Побег» и другие рассказы (в издании для детей); А. П. Чехов «Мальчики», «Беглец»; Н. Г. Гарин- Михайловский «Детство Тёмы».

Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (в издании для де­тей); Д. Гринвуд «Маленький оборвыш»; В. Гюго «Гаврош», ; «Козетта»; А. Линдгрен «Расмус-бродяга».

VI. Поэзия природы

Для чтения и изучения

А. С. Пушкин «Путешествие в Арзрум» (отрывок), «Об­вал»; Ф. И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Майков «Пейзаж», «Ла­сточки»; К. Д. Бальмонт «Где б я ни странствовал, везде при­поминаю...»; К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...»; Н. И. Рыленков «Всё в тающей дымке...».

Любовь поэтов к родной природе как выражение их па­триотических чувств и глубокого восприятия красоты окру­жающего мира. Музыка стиха. Ритм, рифма, эпитет, сравне­ние, олицетворение.

К. Г. ПАУСТОВСКИЙ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Мещёрская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Притягательная сила родного

края. Бескорыстная любовь к отечеству. Лиризм описаний, детали пейзажа, выразительность и красочность языка.

Очерк как вид эпического произведения.

Е. И. НОСОВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Тридцать зёрен», «Как ворона на крыше заблудилась». Любовное отношение к «братьям нашим меньшим». Наблю­дательность, лиризм, юмор в рассказах о них. Ответствен­ность человека за сохранение живой природы

Для самостоятельного чтения (к разделу VI)

Стихотворения А. А. Фета, А. Н. Майкова, Ф. И. Тют­чева, А. К. Толстого в издании для детей; «Родные поэты» (сборник стихотворений); К. Г. Паустовский «Летние дни» (сборник рассказов); М. М. Пришвин «Ярик», «О чём шепчут­ся раки», «Лесной хозяин» (сборники рассказов).

VII. «Идёт война народная, священная война!..»

Для чтения и бесед

К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смолен­щины...»; А. А. Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь...»; А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»; М. Джалиль «Мост», «Случается порой»; С. С. Орлов «Тонкая российская берё­за...»; Р. Гамзатов «Журавли».

Испытания и героизм народа в годы Великой Отечествен­ной войны. Патриотизм, самоотверженность защитников оте­чества. Образы природы, их роль в стихотворениях о войне. Тема памяти в поэзии о войне.

Для самостоятельного чтения (к разделу VII)

В. П. Катаев «Сын полка»; В. М. Шукшин «Жатва».

VIII. Рассказы о твоих сверстниках

Ю. П. КАЗАКОВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Душев­ная борьба Яшки в критической ситуации, победа над своим страхом. Смысл заглавия рассказа. Роль сравнений и оли­цетворений в создании картин природы. Лиризм описаний. Юмор в рассказе.

В. А. СОЛОУХИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Мститель». Переживания рассказчика, задумавшего план мести и постепенно изживающего в себе чувство обиды. Способность прощать другого человека, обретение душевной гармонии. Дружеские чувства, пересиливающие задетое само­любие. Врачующее действие красоты природы на душу чело­века.

В. П. АСТАФЬЕВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Васюткино озеро»'. Поведение героя рассказа в критиче­ской ситуации. Знания, умения, качества характера, благо* даря которым мальчику удалось выжить и спастись, когда он заблудился в тайге. Красота и богатство природы СибириJ Тема человека в природной среде, по-хозяйски бережного от­ношения к богатствам родной природы.

Рассказ как жанр литературы.

Для самостоятельного чтения (к разделу VIII)

А. Н. Толстой «Детство Никиты»; А. П. Гайдар «Тимур и его команда»; В. Ю. Драгунский «Девочка на шаре» (сборник рассказов); Кир Булычёв «Приключения Алисы», «Путеше­ствие Алисы»; Ф. Искандер «Праздник ожидания праздника», «Рассказы о Чике» (сборники рассказов).

М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»; А. Линдгрен «Эмиль из Лённеберги»; М. Грине «Эльвис! Эльвис! Просто Эльвис».

Тематическое планирование


Дата


Тема

Кол-во

часов

Кол-во

моду

лей

Основные виды УУД

Вид

контроля

Примеча-

ние

внеауд.

занятость


Введение. О художественной литературе и чтении


2


1

Сознательное, правильное, беглое чтение художественных, публицистических, научно-познавательных текстов. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выборочное, выразительное.

Определение содержания незнакомой книги по ее элементам (титульный лист, оглавление, иллюстрации, аннотация и др.)

Использование аппарата книги; справочно-библиографической литературы; словарей, литературоведческих терминов, справочников, энциклопедий (в том числе электронных), поиск по каталогу на библиотечных полках нужной книги и журнала; определение по словарям значений неизвестных слов (рубрика «Приглашаем в библиотеку»)

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых сервисов, построение поисковых запросов (в зависимости от цели), и анализ результатов поиска (ссылка на поисковики в интернете)

Отбор материала для ответа на поставленный вопрос, различение главной и второстепенной информации. Составление простого плана учебной статьи (рубрика «Поразмышляй над прочитанным», задания к статьям об авторах произведений, к теоретико-литературным статьям)

Построение логичного доказательного суждения.

По выбору:

Участие в проекте «Путешествие в Книгоград»

Обзор научно-познавательного или художественного журнала для детей и подростков

Составление вопросов к литературной викторине

Составление литературного кроссворда

Фронталь-

ный опрос

Мифы 5 часов - 2,5 м







Мифы Древней Греции. «Олимп», «Орфей и Эвридика», «Пигмалион», «Подвиги Геракла» («Рождение героя», «Выбор пути», «Геракл освобождает Прометея»)

Гомер «Одиссея» (отрывок из 9 песни «Одиссей у циклопа»)

Мифы Древней Руси. Самостоятельная работа

3

1

1


1,5

05

0,5

Выразительное чтение мифов или их фрагментов (обучение чтению гекзаметра). Чтение фрагмента поэмы «Одиссея» с учетом ритмических и интонационных особенностей текста, собственного отношения к героям.

Чтение фрагмента «Одиссей у циклопа» в лицах.

Воссоздание в воображении словесных картин: словесное рисование, иллюстрирование мифов.

Выделение событий и их последовательности в мифе, установление причинно-следственных связей между ними.

Определение мотивов поведения героев и оценка их поступков

Определение в тексте слов и выражений, характеризующих героя, его переживания, окружающую обстановку (интерьер, пейзаж)

Характеристика героя на основе его поступков, взаимоотношений с другими персонажами, окружающей обстановки

Объяснение значения изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет), связанных с характеристикой героя

Выявление нравственной проблематики произведения

Сопоставление близких по темам и персонажам мифов разных народов

Краткий пересказ мифов

Использование в речи крылатых слов и выражений из древнегреческих мифов









Самостоятельная работа











Устное народное творчество 12 часов - 6 м







Народные сказки. Бытовая сказка «Горшеня». Волшебные сказки «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Сказки о животных.

Сочинение

Легенды и предания. «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова»

Малые жанры фольклора:

Загадки

Пословицы и поговорки. В.Соколов «Пословица. Рассказ по пословице

Народный кукольный театр. «Петрушка Уксусов»

5







1



1


3


2

2,5


0,5

0,5

1,5

1

Выразительное чтение пословиц, поговорок, загадок, сказок и легенд (их фрагментов) с учетом жанровой принадлежности и интонационных особенностей текстов, при котором передается личное отношение к событиям и героям.

Чтение по ролям народной кукольной комедии.

Воссоздание в воображении художественных картин, созданных в произведениях УНТ: словесное рисование и иллюстрирование.

Определение отличий сказки от мифа и предания, определение видов сказок, отличительных особенностей пословиц и поговорок, загадок, скороговорок, небылиц, народных песен.

Выявление видовых признаков волшебной, бытовой сказки и сказки о животных.

Выделение событий и их последовательности в сказке установление причинно-следственных связей между ними.

Определение мотивов поведения героев и оценка их поступков.

Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказки и окружающую обстановку.

Выявление характерных для народной сказки художественных приемов (постоянные эпитеты, троекратные повторы и др.)

Характеристика героев сказки на основе их поступков, окружающей обстановки, взаимоотношений с другими персонажами в свете вопроса, поставленного учителем.

Сопоставление героев одной или нескольких сказок с учетом личного отношения к их поступкам и характерам.

Подробный (с сохранением стилевых особенностей), краткий и выборочный пересказ самостоятельно прочитанных сказок.

Рассказ о сказочном герое по картине, иллюстрации к произведению.

Выделение общих тем и мотивов в пословицах разных народов

Различение прямого и иносказательного смысла пословиц и поговорок. Использование их в речи.

Участие в спектакле «Петрушка Уксусов». Участие в одном из проектов по разделу «УНТ»: в игре-викторине «Литературный поезд» или в устройстве выставки творческих работ

Сообщение, презентация на литературную тему

Сопоставление нескольких вариантов одной сказки

Виды письменных работ:

сочинение загадок, сказок, рассказов по пословицам;

редактирование своих письменных творческих работ и сочинений сверстников; преобразование пословицы в поговорку и использование ее в речевой ситуации


Сочиняем сказку


Пишем рассказ по пословице








Сказочные события и герои в литературе 18 часов - 9 м







Литературная сказка-наследница народной сказки. Авторы литературных сказок.

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» фрагменты. Контрольный урок

Учимся читать выразительно. О стихотворной речи. Стих, ритм, стопа. Стихотворный размер. Рифма. Х. К. Андерсен «Снежная королева»

«Истинная правда»

Е. Л.Шварц «Золушка» (сценарий кинокомедии). О пьесе и сценарии

О читательском дневнике

П.П.Бажов «Каменный цветок»

«Горный мастер», «Хрупкая веточка».

Отзыв о сказке


1



5





5

1

1

2



2


1

































































0,5

2,5


2,5

0,5

0,5

1

1

0,5

Выразительное чтение диалогов сказочных героев по ролям. Использование партитурных знаков при подготовке к выразительному чтению. (Учебная статья «Учимся читать выразительно»)

Чтение наизусть отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» (по выбору)

Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных писателем (пейзаж, портрет, интерьер): словесное рисование, создание иллюстраций к литературным сказкам.

Соотнесение словесной картины с иллюстрацией к литературной сказке, выражение своего отношения к интерпретации сказки художником.

Различение народной и литературной сказок по их характерным признакам.

Выделение событий и их последовательности в литературной сказке, установление причинно-следственных связей между ними.

Составление плана событий литературной сказки.

Сопоставление близких по содержанию эпизодов народной и литературной сказок.

Определение мотивов поведения героев и оценка их поступков.

Определение в тексте слов, выражений и художественных деталей, характеризующих героя и окружающую обстановку (пейзаж, интерьер).

Объяснение значения изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет, олицетворение) в связи с характеристикой героя.

Выявление языковых особенностей сказочного повествования (прямое авторское выражение чувств по отношению к герою в сказках Андерсена; архаика в «Руслане и Людмиле»; ирония в «Золушке» Шварца; особенности сказовой манеры Бажова и др.)

Характеристика героя, основанная на его поступках, взаимоотношениях с другими персонажами. Выявление и объяснение изменений в характере героев.

Сопоставление героев одной или нескольких сказок (сказов), определение отношения к ним автора.

Различение стихотворного и прозаического текстов по ритму, определение двусложных стихотворных размеров, видов рифм и строфики в поэме «Руслан и Людмила»

Восстановление в стихотворном тексте пропущенных слов, подходящих по смыслу и не нарушающих ритма и размера стиха.

Сопоставление сказки и киносценария, написанных по одному сюжету.

Выявление смысла прочитанного и формулирование его своими словами.

Соотнесение смысла сказки с подходящей пословицей.

Выявление нравственной проблематики произведения.

Соотнесение эпиграфа с содержанием и смыслом раздела.

Подробный (с сохранением некоторых стилевых особенностей произведения), краткий и выборочный пересказ сказочного произведения или его фрагмента.

Участие в спектакле по сказочной кинокомедии Е.Шварца «Золушка»

Сообщение, презентация на литературную тему

Разработка сценария и составление вопросов для проведения викторины по теме «Литературные сказки».

Виды письменных работ

Составление отзыва о прочитанной сказке, рассуждение о любимом сказочнике в форме страницы из читательского дневника.

Редактирование своих письменных творческих работ и сочинений сверстников.

Инсценировка фрагмента сказки




Составле-

ние характеристики героя



Отзыв о прочитанной сказке




Басни 6 часов - 3 м







И. А. Крылов. Басни. «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Квартет», «Волк и ягненок», «Свинья под дубом».

Басни Эзопа в пересказе Л.Н.Толстого «Рыбак и рыбка», «Лев и мышь», «Лисица и виноград».

Г. Э. Лессинг «Свинья и дуб», Ж. Лафонтен «Лисица и виноград»,

И. А. Крылов «Лисица и виноград»

Сочиняем басню









4









1


1

2



0,5

0,5

Выразительное чтение басен (в том числе в лицах)с учетом особенностей своего жанра, при котором передается свое отношение к событиям и героям.

Заучивание басни наизусть

Отличие басни от сказки о животных и других видов художественных произведений.

Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку.

Определение слов, выражений и художественных деталей, характеризующих персонажей басен. Объяснение их значений в тексте.

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет, олицетворение)в характеристике персонажей.

Выявление языковых особенностей басенного языка (обилие просторечий, ритм), сближающих басню с разговорной речью.

Сопоставление иллюстраций к басне с текстом, при котором выявляются особенности трактовки литературного произведения.

Сопоставление жизненного басни, положенного в основу басни, с ее художественным сюжетом, при котором выявляется замысел баснописца.

Анализ построения басни.

Выявление аллегорического смысла басни, нравственной проблематики произведения.

Подбор разных жизненных ситуаций, к которым может быть применена мораль басни.

Участие в инсценировке басни.

Сопоставление близких по темам или написанных на один сюжет басен разных авторов, при котором выявляются особенности каждой из них.

Разработка сценария литературного праздника и составление вопросов для проведения викторины по теме «Люблю, где случай есть пороки пощипать»

Виды письменных работ

Сочинение басен.

Редактирование своих работ и сочинений сверстников













Сочинение басни




Человек перед лицом жизненных испытаний 25 часов - 12,5 м







М.Ю.Лермонтов «Бородино». История одного стихотворения. Эпитет и сравнение. Тема и идея художественного произведения

«Москва, Москва! Люблю тебя, как сын» (строфа 7 из поэмы «Сашка» А.С. Пушкин «Как часто в горестной разлуке..»(гл.7, строфы 36-37из романа «Евгений Онегин»)

А.В. Кольцов «Косарь»

И.С. Тургенев «Му-му»

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети», «Школьник»

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

О сюжете и героях. План рассказа

Л.Н.Андреев «Кусака», «Петька на даче»

А.И. Куприн «Белый пудель»

Д.Дефо «Робинзон Крузо» (фрагменты)




2




1



1


5

2


5

1

2


4

2

1

0,5

0,5

2,5

1

2,5

1

1

2

1

Выразительное чтение произведения или фрагмента, в том числе по ролям, при котором учитывается жанровая принадлежность, передается личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текста.

Заучивание наизусть стихотворений и отрывков из прозаических произведений классической литературы.

Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных писателем (пейзаж, портрет, интерьер): словесное рисование, иллюстрирование.

Сопоставление иллюстрации с текстом для выявления особенностей трактовки художником литературного произведения.

Различение лирического и лироэпического стихотворений, рассказа и повести. Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа.

Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку.

Прослеживание развития сюжета в эпическом произведении, смены настроений в лирическом стихотворении.
















Составле-

ние плана событий в рассказе













Урок внеклассного чтения

2

1

Расширение читательского кругозора, развитие связной речи учащихся



Поэзия природы 11 часов - 5,5 м







А.С. Пушкин «Путешествие в Арзрум» (отрывок), «Обвал»

Ф.И.Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное..», «Есть в осени первоначальной»

А.Н.Майков «Пейзаж», «Ласточки»

.Д.Бальмонт «Где б я ни странствовал, везде припоминаю..»; К.Кулиев «Когда на меня навалилась беда»

Сочинение



1


1



1


1




1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Выразительное чтение лирического или эпического произведения (фрагментов), при котором учитывается жанровая принадлежность произведения и передаются интонационные особенности.

Заучивание наизусть стихотворения или небольшого прозаического текста, содержащего описание отрывка. Письмо по памяти.

Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных в стихах и прозе (пейзаж): словесное рисование, иллюстрирование.

Подбор иллюстрации, репродукции картины, созвучной словесным пейзажам произведений.

Развитие лирического и лироэпического стихотворения, рассказа и очерка. Выделение общих свойств произведений одного жанра и выявление индивидуального своеобразия текстов писателей.











Сочинение - миниатюра: пейзажная зарисовка






Н. И. Рыленков «Все в тающей дымке…»

К.Г.Паустовский «Мещерская сторона»

Е.И.Носов «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась»

Сочинение












1


3


1


1




0,5

1, 5

0,5

0,5

Определение в тексте идейно-художественной роли изобразительно-выразительных средств языка и эмоциональной тональности произведения.

Динамика картин и настроений в лирическом произведении.

Характеристика ритма. Звукописи и определение двусложных стихотворных размеров, строфики в лирическом стихотворении..

Сопоставление близких по темам произведений в соответствии с поставленной проблемой.

Подробный (с сохранением некоторых стилевых особенностей), краткий и выборочный пересказ эпического произведения.

Определение автора словесного пейзажа по стилистическим особенностям описания.

Виды письменных работ.

Сочинение-миниатюра: пейзажная зарисовка, предполагающая конкретные личные наблюдения, выражение своего отношения к изображенному.

Сочинение рассказа, очерка об одном из «Братьев наших меньших» или о забавном эпизоде из его ..

жизни

Редактирование своих письменных работ и сочинений сверстников.

Сочинение стихотворения









Сочинение рассказа или очерка о братьях наших меньших





«Идет война народная, священная война!...» 6 часов







К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..»

А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь»

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

М. Джалиль «Мост», «Случается порой»; С. С. Орлов «Тонкая российская береза»

Р.Гамзатов «Журавли»

Устный отзыв отзыв о стихотворении









1


1


1

1



1

1



0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Осмысление жизненной основы стихотворений о войне, знакомство с фактами биографии, обусловившими темы стихотворений поэтов. История создания песен «В землянке», «Журавли». Прослушивание песен.

Выразительное чтение лирических и лироэпических стихотворений (или фрагментов), при котором учитывается жанровая принадлежность и передаются интонационные особенности текста.

Чтение стихотворения наизусть.

Определение значения изобразительно-выразительных средств языка.

Динамика картин и настроений в лироэпическом и лирическом стихотворениях.

Характеристика героев на основе поступков и переживаний.

Сопоставление репродукций картин и стихотворений на военные темы, выявление общих мотивов, смысла, идейной близости произведений искусства слова и живописи.

Выразительное чтение наизусть самостоятельно выбранного стихотворения о войне. Объяснение своего выбора (устный отзыв о стихотворении)














Устный отзыв отзыв о стихотворении





Рассказы о твоих сверстниках 7 часов







Ю.П. Казаков «Тихое утро»

В.А.Солоухин «Мститель»


В.П.Астафьев «Васюткино озеро»

О рассказе (рассказ как жанр литературы)


2


1


3

1

1

0,5

1,5

0,5

Выразительное чтение фрагментов рассказов, при котором передается личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текста.

Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных писателем (пейзаж, портрет, интерьер): словесное рисование , иллюстрирование.

Выделение событий и их последовательности в сказке, установление причинно-следственных связей между ними.

Прослеживание развития сюжета в эпическом произведении. Составление плана событий произведения. Определение мотивов поведения героев и оценка их поступков.

Определение в тексте слов и выражений , характеризующих героя и окружающую обстановку (пейзаж, интерьер)

Выявление роли художественных описаний (портрет, интерьер, пейзаж) в произведении

Осмысление роли художественной детали , ее связи с другими деталями и текстом в целом

Определение значения изобразительно-выразительных средств языка, связанных с характеристикой героя

Характеристика героя на основе его поступков, взаимоотношений с другими персонажами, окружающей обстановки, в свете вопросов, поставленных учителем

Сопоставление героев изучаемого произведения на основе средств их изображения с целью выявления авторского отношения к ним.

Выражение собственного отношения к персонажам

Выявление смысла прочитанного и формулирование его своими словами, соотнесение смысла и заглавия произведения

Определение связи между фактами биографии писателя и изучаемым произведением

Определение темы и основной идеи художественного произведения

Выявление нравственной проблематики произведения

Сопоставление героев и событий близких по темам произведений в соответствии с поставленной проблемой

Подробный (с сохранением некоторых стилевых особенностей), краткий и выборочный пересказ эпического произведения

Составление устного рассказа по картине или по иллюстрации к произведению на темы, предполагающие конкретные личные наблюдения

Характеристика некоторых стилистических особенностей рассказов




Урок внеклассного чтения

2

1

Расширение читательского кругозора, развитие связной речи учащихся



Итоговые занятия







Повторение изученного. Анализ работы учащихся в истекшем учебном году.

Рекомендации для летнего чтения








2


1

Устный отзыв о самостоятельно прочитанной повести, книге рассказов и др. с характеристикой ее жанра, героев, пересказом захватывающего эпизода в форме рекомендации книги одноклассникам.

Компьютерная презентация, сопровождающая выступление

Рассказ о любимом поэте с выразительным чтением наизусть понравившихся строф, строк Компьютерная презентация, сопровождающая выступление

Творческий отчет: изготовление и представление своего подарка для кабинета литературы: сочиненного произведения, литературно-художественного альбома, плаката, макета мизансцены




Резервные часы

4

2




Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

по литературе в 5 классе

Средства обучения


  1. Мультимедиапроектор, ПК

  2. ИК поддержка: ресурсы ЦОР с сайта school-colletction.edu.ru

  3. Видеоуроки по литературе 5 класс.

Программно-методическое обеспечение

Литература . 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 ч./ авт. - сост.: М.А. Снежневская, О.М.Хренова, Э.Э. Кац; под ред. Г.И.Беленького. М.: Мнемозина, 2013.

Над раскрытой книгой: произведения литературы для чтения и бесед. 5 класс/авт.сост. В.М. Шамчикова.-М.: Мнемозина

Снежневская М.А., Хренова О.М., Демидова Н.А, и др. Методические советы к учебнику 5 класса. Литература: пособие для учителя/под ред. Г.И.Беленького. - М.: Мнемозина

Поурочное планирование к учебнику «Литература. 5 класс» сайта school-colletction.edu.ru


  • Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 - 8 классы. - Москва: Дрофа, 2000.

  • Снежневская М.А.и др. Методические советы к учебнику для 5 кл. "Литература. Пособие для учителя /Под ред. Г.И. Беленького М.: Мнемозина, 2011.

  • Бельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

  • Беляева Н.М. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

  • Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.

  • Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2007.

  • Козак О.Н. Литературные викторины / СПб.: СОЮЗ, 1998

  • Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - Москва: «Рольф», 2002

  • Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. - Москва: Дрофа, 2007.

  • Смирнова Н.Е., Ципенко Н.Н. Литература. Легенды, мифы, эпос: Игровые уроки. 5-9 класс / М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002

  • В.П.Журавлев. Читаем, думаем, спорим… 5 класс.- М.: Просвещение, 2008


Результаты изучения предмета «Литература» в основной школе


Личностные результаты

Метапредметные результаты


Предметные результаты

Совершенствование духовно-нравственных качеств учащихся;

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, долга перед Родиной; осознание своей этнической принадлежности; воспитание чувства ответственности;

Формирование уважительного отношения к культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и стремиться в нем к взаимопониманию;

Развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Развитие эстетического сознания , формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности;

Формирование ответственного, основанного на осознанной мотивации отношения к учению, обучению, познанию

Целеполагание: постановка учебных задач на основе соотнесения известного, усвоенного и того, что предстоит узнать;

Планирование: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и определение последовательности действий;

Прогнозирование: предвосхищение результата и уровня выполнения заданий;

Самоконтроль: соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Самооценка: оценка правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения;

Владение основными видами чтения художественных и других текстов в соответствии с конкретной учебной задачей;

Умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; строить рассуждение и формулировать выводы;

Работа индивидуально и в группе, умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками: умение находить общее решение на основе согласования позиций;

Осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей, владение устной и письменной монологической речью;

Работа с разными источниками информации, использование современных ИКТ, умение находить необходимый материал, анализировать, целенаправленно отбирать, интерпретировать в собственном устном и письменном высказывании

Осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, песням, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

Выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, формирования представлений о русском национальном характере;

Видеть черты русского национального характера в героях русских народных сказок и былин;

Учитывая жанрово-родовые признаки произведений УНТ, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

Целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

Определять с помощью пословицы жизненную/ вымышленную ситуацию;

Выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного высказывания;

Пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;

Выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

Устанавливать связи между предметами, явлениями, отгадывая или сочиняя загадку;

Сравнивая сказки, пословицы, принадлежащие народам, видеть в них воплощение общечеловеческого нравственного идеала;

Освоение произведений художественной литературы выражается в читательской компетентности учащихся, их способности:

Понимать эстетическую образную природу литературы как искусства слова;

Воспринимать художественную литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи духовно-нравственных ценностей;

Осознавать значимость чтения и испытывать потребность в нем для личного развития;

Осознанно выбирать произведения для самостоятельного чтения; пользоваться чтением разных видов (изучающим, поисковым, выборочным); работать с разными источниками информации владеть основными способами ее обработки и презентации;

Выразительно читать художественные тексты, заученные наизусть;

Пересказывать прозаические произведения и их фрагменты с использованием изобразительно-выразительных средств художественной речи, цитат из текста;

Отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

Писать изложения и сочинения, связанные с тематикой, проблематикой изученных и самостоятельно

прочитанных произведений, а также на публицистические темы;

Понимать ключевые проблемы изученных произведений древнерусской литературы, русской литературы 18, 19, 20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

Устанавливать связи литературных произведений с эпохой их написания, фактами жизни и творчества писателей; раскрывать вневременную, общечеловеческую значимость произведений и их современное звучание;

Определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

Формулировать тему, идею, раскрывать пафос, идейно-нравственное содержание произведения;

Характеризовать литературных героев (индивидуальная, групповая и сравнительная характеристика);

Определять конфликт, прослеживать развитие сюжета, мотивов, характеризовать композицию, раскрывать функциональную роль изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения;

Владеть элементарной литературоведческой технологией при анализе художественного текста;

Выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

Сопоставлять тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

Анализировать и истолковывать произведения с учетом их жанровой природы, аргументировать свое отношение к прочитанному;

Сопоставлять произведение словесного его воплощение в других видах искусства; оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.


В результате изучения литературы в 5 классе учащиеся должны знать/понимать:

- содержание изученных литературных произведений;

уметь:

  • Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

  • Определять род и жанр произведений на основе изученных теоретических понятий.

  • Создавать отзыв на рассказ и повесть.

  • Давать сравнительную характеристику героев.

  • Грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть навыками диалога.

  • Выполнять элементарные исследовательские работы и презентовать их результаты.

  • Судить о теме и нравственных проблемах литературного произведения

  • Пересказывать избранные эпизоды или фрагменты

  • Устанавливать связь между событиями на основе выявления мотивов того или иного поступка персонажа

  • Рассказывать о герое, имея в виду его поступки и взаимоотношения с другими персонажами произведения

  • Выявлять функциональную роль того или иного изобразительного средства языка в связи с поставленной задачей

  • Видеть различие между произведениями УНТ и письменной литературы, отличать художественное произведение от научно-популярного.

  • Составлять план своего выступления, давать письменный или устный развернутый и обоснованный ответ на вопрос

  • Писать небольшие сочинения, вести читательский дневник, проявлять интерес к непрограммным произведениям литературы.




© 2010-2022