Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику В. Я. Коровиной (105 часов)

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 16-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Дан...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 16-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Данная рабочая программа по литературе составлена на основе следующих документов:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года №1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005года №03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования / под редакцией В.В.Козлова, А.М. Кондакова.- М.: Просвещение, 2009.

  • Примерные программы по учебным предметам. Литература 10-11 класс. М.: Просвещение, 2011.

  • Учебный план ГБОО Республики Крым «Крымская гимназия-интернат для одарённых детей» на 2014-2015 учебный год.

  • Методические рекомендации для общеобразовательных организаций Республики Крым «О преподавании русского языка и литературы».

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

  1. пояснительную записку;

  2. общая характеристика предмета;

  3. требования к уровню усвоения;

  4. требования к оценке знаний учащихся;

  5. содержание учебного предмета;

  6. примерное тематическое планирование

  7. календарно-тематического планирования;

  8. виды работ.

2. Общая характеристика предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе - литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

3. Требования к уровню усвоения

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.


Результаты освоения учебного предмета

Личностные

Метапредметные

Предметные

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к

Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных

предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе

формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и

общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное

многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном

самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с

учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил

индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои

действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного

выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для

классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по

аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать

учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической

контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

1) в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Количество учебных часов на учебный год - 105 (3 часа в неделю).

Список произведений для заучивания наизусть


  1. Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

  2. М.В. Ломоносов. «Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния» (отрывок).

  3. Н.М. Карамзин. «Осень».

  4. А.С. Грибоедов. «Горе от ума» (один из монологов Чацкого).

  5. А.С. Пушкин. «К Чаадаеву», «Анчар», «Мадонна», « Пророк», «Я вас любил…», «Евгений Онегин» (отрывок)

  6. М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта», «И скучно и грустно…», «Родина», «Пророк», «Молитва».

  7. А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору).

  8. С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору).

  9. В.В. Маяковский. «Люблю» (отрывок).

  10. М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору).

  11. Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «О красоте человеческих лиц», «Можжевеловый куст», «Завещание» (по выбору).

  12. А.А. Ахматова. «Сероглазый король», «Молитва», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь, неприкаянный…», «Муза», «И упало каменное слово…» (по выбору).

  13. А.Т. Твардовский. «Весенние строчки», «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок).








Список литературы для самостоятельного чтения


  1. Слово о полку Игореве. «Повесть временных лет».

  2. Д. И. Фонвизин. «Бригадир».

  3. Стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского.

  4. Н. М. Карамзин. «История государства Российского».

  5. А. С. Пушкин. Стихотворения. «Борис Годунов». «Ма­ленькие трагедии».

  6. М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.

  7. Н. В. Гоголь. «Петербургские повести».

  8. Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.

  9. И. С. Тургенев. «Ася», «Первая любовь». Стихотворения.

  10. Ф. М. Достоевский. «Белые ночи».

  11. А. П. Чехов. Рассказы. Водевили.

  12. И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. «Жизнь Арсеньева».

  13. М. Горький.» Мои университеты».

  14. Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Ма­яковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, А. Т. Твардовского, Н. М. Руб­цова, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, И. А. Бродского и др.

  15. М. А. Булгаков. Рассказы.

  16. Повести и рассказы Н. С. Лескова, В. В. Гаршина, Г. И. Успенского, М. А. Шолохова, Ю. В. Трифонова, В. П. Астафьева.

  17. Исторические произведения А. Н. Толстого, Ю. Н. Ты­нянова, М. Алданова, М. А. Осоргина, К. Г. Паустов­ского.

  18. Сатирические произведения А. Т. Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Исканде­ра и др.

  19. Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.

  20. Пьесы А. В. Вампилова, В. С. Розова.

  21. Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакла­нова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.

  22. У. Шекспир. Комедии и трагедии. Ж.-Б. Мольер. Комедии.

  23. ДЖ. Г. Байрон. Стихотворения

  24. О.де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.

3.Требования к оценке знаний

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка "5" ставится за сочинение:

  • глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

  • стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один - два речевых недочёта.

Отметка "4" ставится за сочинение:

  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

  • логичное и последовательное изложение содержания;

  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

  • в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

  • обнаруживается владение основами письменной речи;

  • в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

  • не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

  • характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

  • отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:


  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

  • «5» - 90 - 100 %;

  • «4» - 70 - 89 %;

  • «3» - 50 - 69 %;

  • «2»- менее 50 %.

Оценка творческих работ

Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

С помощью творческой работы проверяется:

  • умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);

  • соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;

  • широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия тема;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

  • разнообразие словарного и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

  • правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;

  • реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

  • широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка "5" ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка "2" ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.


Оценка дополнительных заданий

При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом:

"5" - если все задания выполнены правильно;

"4" - выполнено правильно не менее ¾ заданий;

"3" - за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы;

"2" - выставляется за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются:

"5" - нет ошибок; "4" - 1-2 ошибки; "3" - 3-4 ошибки; "2" - допущено до 7 ошибок.









Критерии оценивания презентаций

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». - Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008.


Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн презентации

  • общий дизайн - оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации;


  • диаграмма и рисунки - изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;


  • текст, цвет, фон - текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;


  • списки и таблицы - списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;


  • ссылки - все ссылки работают

Средняя оценка по дизайну

Содержание

  • раскрыты все аспекты темы;


  • материал изложен в доступной форме;


  • систематизированный набор оригинальных рисунков;


  • слайды расположены в логической последовательности;


  • заключительный слайд с выводами;


  • библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию

Защита проекта

  • речь учащегося чёткая и логичная;


  • ученик владеет материалом своей темы;

Средняя оценка по защите проекта

Итоговая оценка


Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Критерии оценивания сочинений (кроме контрольных)



5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

Раскрытие темы

Тема раскрыта полностью, присутствуют элементы логического рассуждения, сделаны выводы

Тема раскрыта, но отсутствуют элементы логического рассуждения, не совсем правильно сформулированы выводы

Плохо раскрыта тема, отсутствуют элементы логического рассуждения, нет последовательности в изложении мыслей

Тема не раскрыта, нет

попытки для её раскрытия

Эстетическое оформление

Сочинение оригинально оформлено, написано красивым почерком, украшено рисунками, фотографиями, иллюстрациями

Оформлено аккуратно, написано красивым почерком, но нет рисунков, иллюстраций

Написано небрежно, нет иллюстраций

Оформлено небрежно

Наличие орфографических ошибок

Нет ошибок

Одна - две ошибки

Более двух ошибок

Большое количество орфографических ошибок


Максимальное количество баллов - 15

Критерии оценивания публикации (буклет)



5 баллов отлично

4 балла хорошо

3 балла

требуется доработка

Содержание

Наличие фактической информации, идеи раскрыты, материал доступен и научен, литературный язык, цитаты.

Наличие дидактической информации, материал доступен, но идеи не совсем раскрыты.

Информация не достоверна, идеи раскрыты плохо.

Дизайн

Эффективно использовано пространство, ярко представлен иллюстративный материал, публикация легко читается.

Публикация легко читается, но пространство использовано не совсем эффективно.

Неэффективно использовано пространство, бедный иллюстративный материал.


Максимальная оценка - 10 баллов



Критерии оценивания коллективной работы над проектом

«5» - работал активно, самостоятельно добывал информацию, умело доказывал своё мнение, приготовил материал для большого количества слайдов.

«4» - работал активно, материал добывал с чьей-то помощью.

«3» - работал без интереса, только тогда, когда просили товарищи, но кое-что сделал для проекта.

«2» - несерьезно отнесся к общему делу, не выполнил поручения.






Критерии оценивания динамики

литературного развития каждого учащегося (по В.Г. Маранцману)

В ходе урока фиксируются ответы и ставится поурочный балл каждому учащемуся за конкретные операции. Отмечаются не только удачные ответы учеников, но и их затруднения, неспособность ответить. В тетради учителя оцениваются следующие качества читателя:

Эмоциональная реакция

  • выразительное чтение;

  • ответы на вопросы после первого чтения произведения;

  • оживление личных впечатлений, жизненных наблюдений по ассоциации с художественным текстом;

  • сопоставление литературного текста с явлениями других искусств на уровне эмоциональной оценки.

Осмысление содержания

  • составление плана содержания; сжатый пересказ; комментирование текста;

  • ответы на аналитические вопросы, в том числе и вопросы проблемного характера;

  • рассмотрение композиции художественного произведения;

  • сопоставление литературных произведений;

  • сопоставление близких по теме произведений смежных искусств на уровне концепции.

Работа воображения

  • творческие пересказы (с изменением лица рассказчика);

  • устное словесное рисование;

  • составление киносценария;

  • инсценирование; реконструкция внесценических эпизодов драмы.

  • домысливание сюжета;

Реакция на художественную форму

  • пересказ, близкий к тексту; стилистический анализ;

  • оправдание слов-образов и приёмов авторского повествования;

  • сопоставление произведения и его реальной основы.

Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общее продвижение класса в той или иной сфере литературного развития.

5. Содержание учебного предмета

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы.

Повторение. Теория литературы. Роды и жанры литературы.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Стихотворение «Бесы»": жанровое своеобразие, особенности композиции, символика образов, типы конфликтов". Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» - роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика - В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика - А. А. Григорьев; «почвенники» - Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» - первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин - «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Предсказание». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков - «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Русская литература второй половины ХIХ века

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику В.Я.Коровиной (105 часов)Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью - потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Anno Domini», «Трост­ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетичеРабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику В.Я.Коровиной (105 часов)ский жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах - знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» - «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.

6.Примерное тематическое планирование



Раздел

Количество часов

1

Введение

2

2

Из древнерусской литературы

4

3

Из русской литературы XVIII века

10

4

Из русской литературы XIX века

59

А.С.Грибоедов

9


А.С.Пушкин

16


М.Ю.Лермонтов

13


Н.В.Гоголь

9


Ф.М.Достоевский

3


А.П.Чехов

5


5

Из русской литературы ХХ века

11

6

Из русской поэзии ХХ века

12

7

Из зарубежной литературы

7

ИТОГО

105


7. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата

План

Факт

Введение(2)

1

Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы.

1

2

Повторение. Роды и жанры литературы.

1

Из древнерусской литературы (4)

3

Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника.

1

4

Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины.

1

5

Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове….». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения.

1

6

Письменный ответ на вопрос:

1) Чем привлекательны образы русских князей в « Слове…»?

2) Какие идеальные черты русской женщины отразились в образе Ярославны?


Р.р.1

Из русской литературы XVIII века (10)

7

Характеристика русской литературы XVIII в. Гражданский пафос русского классицизма.

М.В.Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Теория « трех штилей».



3

8

Особенности содержания и формы «Вечернего размышления…» М.В.Ломоносова.

9

Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в «Оде на день восшествия на престол…» М.В.Ломоносова.

10

Г.Р.Державин.

Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество. Идеи просвещения и гуманизма в лирике поэта. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».



2

11

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. «Памятник». Традиции и новаторство в лирике поэта.

12

Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма.



3

13

Внимание писателя к внутренней жизни человека в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести.

14

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Новые черты русской литературы.

15

Контрольная работа №1 по произведениям литературы XVIII века.

К.р.№1

16

Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь».

Вн. ч. 1.

Из русской литературы XIX века (59)

17

Общая характеристика русской литературы XIX века. Понятие о романтизме. Поэзия XIX века (обзор).


1

18

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). Романтический образ моря в стихотворении « Море».




3

19

Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. («Невыразимое»)

20

Баллада «Светлана». Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

А.С.Грибоедов (9)

21

А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор). Грибоедов в Крыму. « Горе от ума» - «… и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира». (И.Гончаров). Смысл названия комедии и проблема ума в пьесе.


1

22

Молодое поколение в комедии «Горе от ума».

1

23

Защитники моральных устоев «века минувшего» в комедии.

1

24

Образ фамусовской Москвы. Художественная роль внесценических персонажей.

1

25

Чацкий как предшественник «странного человека» в русской литературе. Образность и афористичность языка комедии.

1

26

Личная и общественная драма Чацкого. Итог духовных исканий героя.

1

27

Ознакомление со статьёй И.А.Гончарова «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии Грибоедова «Горе от ума».


Р.р.2

28

Выразительное чтение отрывков из комедии «Горе от ума». Устное рецензирование выразительного чтения.

Р.р.3

29

Анализ домашних сочинений по комедии А. Грибоедова «Горе от ума».

1

А.С.Пушкин (16)

30

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Дружба и друзья в творчестве поэта.

1

31

Вольнолюбие и гражданственность поэта в стихотворениях « К Чаадаеву», «Анчар», «К морю».

1

32

Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта. Адресаты любовной лирики Пушкина.

1

33

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии.

1

34

Обучение анализу стихотворений на примере стихотворения А.Пушкина «Бесы».

Р.р.4

35

Романтические поэмы А.С.Пушкина «Цыганы», «Кавказский пленник». Противопоставление двух миров: цивилизованного и естественного.

Вн.чт.2

36

Творческая история романа в стихах «Евгений Онегин». Замысел и композиция, сюжет. Особенности жанра. «Онегинская» строфа.

1

37

«Странный герой» пушкинского романа. Онегин и Ленский. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина.

1

38

Татьяна и Ольга Ларины. Обучение устной характеристике героя.

Р.р.5

39

Татьяна - нравственный идеал Пушкина.

1

40

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

1

41

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

1

42

Пушкинский роман в зеркале критики (В.Г.Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев и др.).

Р.р.6

43/44

Классное сочинение по роману в стихах « Евгений Онегин» А.С.Пушкина.

Классное сочинение

45

Проблемы « гения и злодейства» в трагедии А.Пушкина «Моцарт и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в персонажах пьесы.


1

М.Ю.Лермонтов (13)

46

Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова (обзор). Основные мотивы лирики. Чувство трагического одиночества в стихотворениях « И скучно и грустно», «Смерть поэта».


1

47

Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире («Дума», «Поэт», «Пророк»).

1

48

Адресаты любовной лирики поэта и послания к ним («Молитва», «Нищий», и др.). Любовь как страсть, приносящая страдания.


1

49

Тема России в лирике М.Лермонтова. «Родина». Характер лирического героя лермонтовской поэзии.

1

50

Контрольная работа №2 по лирике А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

К.р.№2

51

«Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания произведения. Сложность композиции. Загадочность образа Печорина («Бэла», «Максим Максимыч»).


1

52

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Повесть «Тамань». Печорин и «водяное общество» ( «Княжна Мери»).


1

53

Печорин и Грушницкий. Печорин и Вернер. Работа над сравнительной характеристикой героев.

Р.р.7

54

Любовь в жизни героя. Печорин и княжна Мери. Печорин и Вера.

1

55

Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение.

1

56

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского.

Р.р.8

57

Подготовка к домашнему сочинению по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Р.р.9

58

М.Ю.Лермонтов «Маскарад».

Вн.чт.3

Н.В.Гоголь (9)

59

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Первые творческие успехи. Проблематика и поэтика первых сборников писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород».


1

60

«Мёртвые души»: замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.

1

61

Приезд Чичикова в город. Образ города.

1

62

Система образов поэмы. Мертвые и живые души. Обучение анализу эпизода.


1

63

Образы помещиков в поэме.

1

64

Изображение Чичикова - приобретателя, нового героя эпохи. Эволюция образа Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы.

1

65

Поэма «Мертвые души» в оценке В.Г.Белинского. Ответ Н.В. Гоголя на критику Белинского.

Р.р.10

66/67

Классное сочинение по поэме Н.Гоголя «Мертвые души».

Классное сочинение

Ф.М.Достоевский (3)

68

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи».

1

69

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи»


2

70

Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Развитие понятия о повести.

А.П.Чехов (5)

71

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку».


1

72

Тема одиночества человека в многолюдном городе в рассказе «Тоска».

1

73

Образ маленького человека» в русской литературе XIX века.

1

74

Контрольная работа №3 по творчеству Ф.Достоевского, А.Чехова.

К.р.№3

75

Эмоциональное богатство русской поэзии XIX века. Стихотворения Н. Некрасова, Ф.Тютчева, А.Фета, Я. Полонского.


Вн.чт.4

Из русской литературы ХХ века (11)

76

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Ведущие прозаики России.

1

77

И.А.Бунин. Жизнь и творчество (обзор)


2

78

Печальная история любви людей из разных социальных слоев в рассказе «Темные аллеи». Поэзия и проза русской усадьбы. Роль художественной детали в характеристике героя.

79

М.А.Булгаков. Слово о писателе. История создания и судьба повести «Собачье сердце». Смысл названия произведения. Система образов ».



3

80/81

«Собачье сердце» - социально-философская сатира на современное писателю общество. Гуманистическая позиция автора.

82

М.Булгаков. «Роковые яйца» - повесть-предостережение.

Вн.чт.5

83/84

М.А.Шолохов. Слово о писателе. Судьба Родины и судьба человека в рассказе «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Образ Андрея Соколова.


2

85

А.И.Солженицын. Жизнь и творчество (обзор). Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.


1

86

Контрольная работа № 4 по творчеству М.Булгакова, М.Шолохова, А.Солженицына.

К.р.№4

Из русской поэзии ХХ века (12)

87

Поэзия «серебряного» века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии (обзор).

1

88

А.А.Блок. Жизнь и творчество (обзор). Высокие идеалы и предчувствие перемен, трагедия поэта в «страшном мире» в стихотворении «Ветер принес издалека» и др.


1

89

Образ Родины в лирике Блока. Своеобразие лирических интонаций в стихотворении « О, я хочу безумно жить…», цикл «Родина».

1

90

С.А.Есенин. Жизнь и творчество (обзор). Народно-песенная основа произведений поэта.

1

91

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество (обзор). Новаторство Маяковского - поэта. Своеобразие стиха, ритма, стихотворчества.


1

92

М.И.Цветаева. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения о любви и о поэзии.

Особенности поэтики М.Цветаевой. Традиции и новаторство.


1

93

Н.А.Заболоцкий. Жизнь и творчество (обзор). Философская глубина стихотворений поэта - мыслителя.

1

94

А.А.Ахматова. Жизнь и творчество (обзор). Особенности поэтики стихотворений Ахматовой.

1

95

Б.Л.Пастернак . Жизнь и творчество (обзор). Глубина лирики Пастернака .

1

96

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Стихотворения о Родине и природе.

1

97

Подготовка к домашнему сочинению по лирике поэтов XX века.

Р.р.11

98

Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков (обзор).

1

Из зарубежной литературы (7)

99

Гораций. Слово о поэте « Я воздвиг памятник». Традиции античной оды в творчестве Г.Державина и А.Пушкина.

1

100

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия». Множественность смыслов поэмы.

1

101

У.Шекспир. Слово о драматурге- представителе эпохи Возрождения.

«Гамлет». Одиночество героя в его конфликте с реальным миром.


1

102

Выразительное чтение отрывков и анализ эпизодов из трагедии «Гамлет».

Р.р.12

103

И.В.Гете. Слово о поэте эпохи Просвещения. «Фауст»- философская трагедия (обзор содержания с чтением отдельных сцен по выбору учащихся).


1

104

Контрольная итоговая работа № 5 (тестирование) по итогам изучения курса.

К.р.№5

105

Подведение итогов работы за год.

1



8. Виды работ


Вид работы

Количество часов

1

Урок

105

2

Развитие речи

12

3

Контрольная работа

5

4

Сочинение:

  • классное

  • домашнее


2

3

5

Внеклассное чтение

5

35


© 2010-2022