Еще раз о технологии развития критического мышления… (Размышления учителя русского языка и литературы общеобразовательной школы)

      Каждый думающий учитель осмысливает свой путь. Развивающее обучение. Деятельностный подход. Современные образовательные технологии… Эти словосочетания  сегодня  «не пугают» учителей. То, что стоит за этими словами, уже реальность современной школы.  Технология «развития критического мышления» в развивающем обучении в условиях деятельностного подхода обучения. Эта фраза становится понятной учителю, который работает в режиме развития. Сегодня я убеждена в том, что  технология развития критич...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Еще раз о технологии развития критического мышления… (Размышления учителя русского языка и литературы общеобразовательной школы)

Сурова Надежда Андреевна,

учитель русского языка и литературы высшей

категории МОУ СОШ № 42 пгт. Шерловая Гора

Борзинского района Забайкальского края,

стаж работы 35 лет.

Развивающее обучение. Деятельностный подход. Современные образовательные технологии… Эти словосочетания сегодня «не пугают» учителей. То, что стоит за этими словами, уже реальность современной школы. Технология «развития критического мышления» в развивающем обучении в условиях деятельностного подхода обучения. Эта фраза становится понятной учителю, который работает в режиме развития. Учитель сегодня осознанно претворяет теорию в практику, понимая стратегию развития национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу действительно «учиться», т.е. «учить себя», не только получать знания, передающиеся учителем, но и уметь самому добывать и пользоваться ими в жизни. В школе именно общественные дисциплины призваны наиболее полно подготовить ребёнка к социализации, успешной жизни в обществе. И здесь, наиболее адекватно данной цели использование элементов деятельностного подхода, включая такие инновации, как развитие критического мышления, интерактивная организация урока, проектирование, проблемное обучение.

Теория развития критического мышления стала известна в России с 1997 года, она развивается при поддержке Консорциума Демократической педагогики и Международной читательской ассоциации в рамках проекта Института «Открытое общество» под названием «Чтение и Письмо для Развития Критического мышления». С 2000 г. проект в России развивается самостоятельно.

Технология РКМ является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».

Основной идеей является создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Это совместное обучение было знакомо и близко мне по опыту работы с учащимися на протяжении многих лет, поэтому я с удовольствием обратилась к технологии КМ. В своей практике я давно уже применяла элементы развития критического мышления на уроках. Мне хотелось, чтобы мои ученики читали, понимая информацию прочитанного, умели высказывать и доказывать свое мнение, умели задавать вопросы и отвечать на них, чтобы учеба была им интересна.

С технологией развития критического мышления как технологией познакомилась восемь лет назад. А в 2007 году, приняв в 5 класс учеников, которые обучались в начальной школе по системе Л.В.Занкова, начала активно изучать и применять эту технологию на уроках русского языка и литературы. Целью моей деятельности становится развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Определились и цели ученика. Он должен в процессе обучения моим предметам уметь управлять полученной информацией: систематизировать, находить в ней смысл, применять в жизни, вырабатывать свою точку зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) была предложена в 90-е годы 20 века американскими учёными К.Мередит, Ч.Темпл, Дж.Стил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить? Различные приёмы, касающиеся работы с информацией, работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы обработки материала, организация работы в класс

е, группе, - это «ключевые слова», предложенные авторами проекта. Вот эти-то приемы и привлекли мое внимание, но нельзя забывать о главном: определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приёмов и стратегий.

Важным условием является применение данных приёмов в контексте трёхфазового построения урока. В основе технологии КМ лежит трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Знание приемов развития критического мышления позволяет обучение сделать интересным и эффективным.

Очень нравится фаза вызова. От неё зависит ход урока и его результат. Довольно часто на этой стадии рассказываю притчи. Детям нравится не просто слушать (а притчи всегда интересны), но и понимать их смысл. Притчи могут повторяться по просьбе учащихся, а иногда они сами рассказывают их (например, притчу о глухой лягушке рассказываем, когда необходимо особенно сосредоточиться на информации урока или составлении собственного текста). На этом этапе формулируется проблема, исследование которой предлагаю учащимся для самостоятельной работы. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Деятельность учащихся на данной стадии заключается в том, что они «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до её изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ. На этапе вызова использую приемы КМ такие, как рассказ-предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала, таблицы, кластеры, перепутанные логические цепочки, верные и неверные утверждения, приём «П-М-И» (плюс-минус-интересно) или «П-М-В» (плюс-минус-вопрос). Учащимся-занковцам нравятся «круги на воде», «дерево предсказаний», схемы, кластеры, таблицы, которые их увлекают. Они называют это «переводом информации из одной знаковой системы в другую» (это на языке программистов).

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально - в парах - группах. Выход на тему и целеполагание урока происходит в фазе вызова.

Вторая стадия - фаза осмысления информации. На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Здесь необходимо сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным, постепенно продвигаться от знания «старого» к «новому». Деятельностью учащихся на данном этапе является чтение (слушание) текста. Здесь предлагаются замечательные приемы и методы активного чтения (маркировка текста, ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы). Нравится моим ученикам загадочный инсерт (использование значков «v», «+», «-», «?», которые по мере чтения ставятся на полях справа). В 5 классе в режиме инсерта мы прочитали повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Неожиданно активным получилось обсуждение произведения по тем вопросам, которые учащиеся сами выбрали (а вопросов для пятиклассников в этом удивительном произведении действительно много). Накануне юбилея Валентина Распутина учащиеся 11 класса и 9 класса прочитали повесть «Прощание с Матёрой». Всех учащихся тронула судьба затопляемого острова, людей, которые вынуждены покинуть Матёру, судьба главной героини Дарьи. А ведь затопление происходит во имя прогресса… Одиннадцатиклассники читали ее в обычном режиме, девятиклассники - в режиме инсерта. В 11 классе анализ текста прошел через вопросы ведущих-учащихся. Обсуждение произведения в 9 классе получилось глубже, интереснее, с выходом на глобальные проблемы. Урок был проведен в форме дискуссии на тему «Технологический прогресс и историческая память народа. Что важнее?». Маркировка текста при чтении позволила обозначить простые (тонкие) и сложные (толстые) вопросы. Урок готовили самостоятельно учащиеся. Я выступала в роли консультанта. В дискуссии участвовал третейский судья (ученик этого же класса), который внес новую информацию - о строительстве Шилкинской ГЭС и затоплении 200 км плодородных земель. Эту информацию учащиеся до урока не знали. Те, кто непосредственно не участвовал в споре-диалоге, были «представителями регионов». Они вели записи услышанного в форме «свободного письма», «двухчастного дневника», «инсерта». Это приемы КМ на фазе осмысления, где происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах. На стадии осмысления мне больше нравится индивидуальная работа с учащимися.

Третья стадия - фаза рефлексии (размышления). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям - предложениям, просит внести изменения, дополнения, дает творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Здесь пойдут в ход такие приемы, как заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе). В век стремительных информационных потоков синквейны помогают сворачивать информацию, а иногда и разворачивать ее за сравнительно короткое время. Интересны типы уроков в технологии КМ: работа с информационным текстом, работа с художественным текстом, взаимообучение, дискуссия, письмо, урок-исследование.

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами. Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы, как основную движущую силу мышления. Мысль остаётся живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Я согласна с учеными, что только ученики, которые имеют вопросы, по-настоящему думают и стремятся к знаниям.

«Толстые» и «Тонкие» вопросы можно использовать на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Много лет серьезно уделяю внимание исследовательской деятельности учащихся вне уроков. Я убеждена, что такая внеурочная деятельность должна быть в контексте общего образования. Критическое мышление юного исследователя не только развивается, но и оттачивается, приобретает новые грани. Приемы работы с информацией в технологии КМ очень эффективны и дают хорошие результаты (ежегодно в муниципальных и краевых НПК учащихся по русскому языку работы моих учеников становятся победителями или призерами). В этом учебном году работу пятиклассницы «Образование и употребление универбатов с суффиксом -к в современном русском языке» вела одиннадцатиклассница, претендентка на золотую медаль, победительница муниципальной НПК в прошлом году (тема её работы «Процесс адвербиализации и наречия в языке современной молодежи»). Я опять выступаю в роли консультанта. Таким образом, работает уже не один, а два ученика.

Технология РКМ располагает огромным арсеналом приёмов и стратегий.

Опыт работы подтверждает, что цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.

Исследования школьного психолога, которые были проведены в мае 2012 года, показывают, что мышление учащихся, обучающихся в технологии развития критического мышления, развивается на хорошем уровне. По методике Г.В. Резапкиной были орпеделены типы мышления и уровень развития всех типов мышления учащихся 9 класса (23 чел.). Результаты:

  • Предметно-действенный тип мышления - 6 чел. высокий уровень («их руками создан весь окружающий нас предметный мир»);

  • Абстрактно-символическое мышление - 3 чел. высокий уровень («Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки);

  • Словесно-логическое мышление - 8 чел. высокий уровень («Это мышление необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям»);

  • Наглядно-образное мышление - 8 чел. высокий уровень («Люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего не было и не будет»);

  • Креативность (творческое) - 16 чел. высокий уровень («Это способность находить нестандартные решения задачи»).

В общей картине результатов опроса видно, что у учащихся 9А класса развиваются все типы мышления (и отдельно, и в сочетании - такой тип мышления называется синтетическим). Я думаю, что такое развитие происходит и благодаря технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в школе.

Сегодня я убеждена в том, что технология развития критического мышления через чтение и письмо помогает учителю определить и реализовать совместную деятельность с учениками в поиске и творчестве. Мне понятна чья-то фраза из Интернета; «Открытия, сделанные на уроках в результате поиска, незаметно становятся привычкой для детей». Я не перестаю удивляться ежеурочным маленьким открытиям моих учеников! Мне дороги светящиеся глаза пятиклассников, которые поняли «предложения-матрешки» и «предложения-гуси» или «фонемы-смыслиночки» (по УМК Граник Г.Г, Борисенко Н.А.). Учащиеся-занковцы умеют увлекаться практически на каждом уроке. Я втайне любуюсь ими, когда они пишут сочинения или сосредоточенно читают с карандашом, вскрикивают оттого, что что-то понравилось или стало понятным. А уж как они отстаивают свои позиции в дискуссиях, поединках, на «круглых столах» или задают вопросы как «журналисты серьёзных изданий»!

Эта статья опубликована в сборнике материалов региональной научно-практической конференции «Итоги и перспективы введения ФГОС нового поколения», 17-18 мая 2012 г. Ч.1 Пленарные доклады. «Региональный опыт деятельностного подхода в системе общего образования» (стр.127-132)

© 2010-2022