Брэйн-ринг по русскому зыку для учащихся старших классовя

Данная разработка является лингвистической игрой «брэйн-ринг» для учащихся старших классов. В состав разработки вошли положение о проведении игры, вопросы (всего 25 вопросов, касающихся этимологии отдельных слов, истории устойчивых оборотов речи, пословиц и поговорок), список использованной литературы.Игра может быть использована на неделе русского языка. Целями проведения мероприятия являются углубление знаний учащихся по русскому языку, поддержание интереса к родному языку и культуре, выявлени...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Брэйн-ринг по русскому языку для учащихся старших классов общеобразовательных школ.

1. Цели и задачи:

  • расширение кругозора учащихся;

  • выявление одарённых, творчески мыслящих школьников;

  • воспитание уважительного отношения к родному языку и культуре; а также к другим языкам и культурам;

  • углубление знаний учащихся по предмету «русский язык»;

  • развитие школьного содружества.

2. Организаторы игры: методическое объединение учителей русского языка и литературы.

3. Участники игры: к игре допускаются несколько команд школьников 9-11 классов. Состав команды -7 человек.

4. Порядок проведения игры:

Вопросы касаются этимологии слов, устойчивых оборотов речи, пословиц и поговорок. Игра проходит по общим правилам брэйн-ринга. На обсуждение вопроса даётся 1 минута. Команды могут отвечать только после слов «Время». Фальстарт лишает команду права на ответ. В случае неправильного ответа другие команды получают 10 секунд для обдумывания вопроса. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Команда-победитель определяется по наибольшему количеству баллов.

Вопросы для проведения игры:

1.Плод это один, а названий у него много. Если он высушен в целом виде, с косточкой, - это урюк. Если перед сушкой у него выдавили косточку,- это кайса. Высушенный плод, разрезанный по борозде, называют курагой. А как это плод называется в свежем виде? (абрикос)

2. Впервые знаки препинания были названы и систематизированы М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике». До наших дней дошли неизменными точка, запятая, точка с запятой. А вот названия некоторых знаков изменились. Догадайтесь, как эти знаки называются сейчас: «удивительный знак», «вместительный знак», «единительный знак»? (восклицательный знак, скобки, знак переноса)

3. Как известно, шарада - это игра-загадка, в которой загаданное слово делится на части, имеющие самостоятельное значение. Каждая часть и целое слово образно описываются. Разгадайте шараду:

Начало слова - лес,

Конец - стихотворение,

А целое растёт,

Хотя и не растение.

(борода)

4. Блиц-вопрос:

1.) какое местоимение спрятано в алфавите?

2.) какие местоимения нужны, чтобы руки стали чистыми?

3.) какие местоимения встречаются на плохих дорогах?

(Я, ВыМыТы, ЯМы)

5. Японская пословица гласит: «Дурнушка зеркало не любит». А что в этом случае говорит русская пословица?

(«на зеркало неча пенять, коли рожа крива»)

6. Отыщите корень в слове обувь. Подсказка6 подберите однокоренные слова.

(от корня в слове осталась только одна гласная у, да и та слилась с суффиксом)

7. Блиц-вопрос: угадайте, что говорит русский в том случае, когда житель Германии скажет:

1.) «без прилежания нет награды»

2.) «кто любит лизать мёд, не должен бояться пчёл»

3.) «четыре глаза видят больше, чем два»

( «без труда не выловишь и рыбку из пруда», «волков бояться - в лес не ходить», «один ум хорошо, а два лучше»)

8. Люди, покой, слово - всё это?

(названия букв древнерусского алфавита)

9. С португальского языка это слово переводится так: «рыба с большой головой». Назовите эту рыбу.

(кашалот)

10. Скажите по-японски «волна в бухте», если эта волна ну очень большая.

(цунами)

11. Англичане его называют «пыльным дьяволом», американцы - «торнадо». А как называем его мы, русские? (смерч)

12. В переводе с греческого это слово означает «идущий на цыпочках». Для этого человеку требуется сила, ловкость и терпение. Назовите слово.

(акробат)

13. Островой писал: «У слова есть корни. И есть родня. Они не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: Защити меня ! - это значит: спрячь меня за»…За чем?

(за щитом)

14. Какая часть речи сопричастна имени и глаголу?

(причастие)

15. Название какого цветка произошло от латинского слова «виола»?

(фиалка)

16. Полосу пахотной земли шириной в 2 сажени в старину размечали кольями. Как тогда говорили о тех, кто лишился даже этого средства к существованию?

(ни кола, ни двора)

17. Мандарин - язык официальных приёмов, деловых бумаг. Им владеют по крайней мере 650 млн. человек. А где говорят на этом языке?

(в Северном Китае)

18. Судя по названию, это небольшое стихотворение всегда «наготове».

(экспромт)

19. Переведите с греческого языка «чтение», «письмо», т.е. запись букв.

(грамота)

20. У арбуза он мужской, у сливы - женский, у яблока - средний. Что это?

(род)

21. Продолжите поговорку: От корма кони не рыщут…

(от добра добра не ищут)

22. Скажите по-английски «мягкий человек»

(джентельмен)

23. В греческом алфавите 24 буквы. А эта находится между дзетой и тетой. Назовите букву.

(эта)

24. Это слово в переводе с латыни означает «в другом месте». При помощи этого можно доказать свою невиновность. Назовите слово.

(алиби)

25. Восстановите первую часть поговорки: …конный пешему не попутчик?

(гусь свинье не товарищ)

Литература:

1. Баландин Б. 10 000 вопросов для очень умных, М. 2005.

2. Деркач О., Быков В. Как увеличить свой IQ, М. «АСТ-ПРЕСС», 2010

3. Уразов И. Почему мы так говорим М, «Правда», 1962.


© 2010-2022