Методическая статья на тему «Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы»

Педагог — профессия творческая. А творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие. Поэтому во время подготовки  к учебному занятию, выступлению или  родительскому собранию  возникает необходимость поиска и анализа новой информации.  Творчески должен развиваться не только педагог, но и ученик. Эту задачу на сегодняшний день ставит перед школой го...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая статья на тему «Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы»

Ручкина Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы

Педагог - профессия творческая. А творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие. Поэтому во время подготовки к учебному занятию, выступлению или родительскому собранию возникает необходимость поиска и анализа новой информации. Творчески должен развиваться не только педагог, но и ученик. Эту задачу на сегодняшний день ставит перед школой государство. В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования, одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования, которая проявляется в ориентации на "личностно - ориентированную" модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Актуальность проблемы творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью, можно объяснить целым рядом обстоятельств. Так, основным направлением модернизации общеобразовательной школы на современном этапе развития предусматривается, прежде всего, повышение качества усвоения знаний, практической и творческой подготовки выпускников школ. Русский язык и литература как общеобразовательные учебные предметы могут и должны внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся.

Воздействуя на личность, формирование творческих способностей обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических и умственных способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств. Оно настраивает на дальнейшую, активную творчески-осознанную деятельность школьников, что отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет стремление к самореализации и проявлению личностных качеств. Все это является эффективным средством комплексного развития личности, формирования ее творческого потенциала.

Многие не только родители, но и учителя ошибочно полагают, что творческие способности ребенка напрямую связаны с его умственными способностями. Это не так.

Вопросом творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких авторов, как Л.Н. Коган, Л.С. Выгодский, Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачёв, А.С. Каргин, В.А. Разумный, Мотков О.И. , Ильин и другие. Например, Мотков О.И. под творческими способностями понимал способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях; это желание открыть что- то новое, причем желание осознанное. При такой трактовке несложно сделать вывод о том, что творчество (в той или иной степени) есть в каждом из нас. Главное - его разглядеть. А задача учителя - развить ребенка, его творческие способности.

Чтобы ученик при решении любой задачи проявлял инициативу, самостоятельность, выдумку, необходимо создать ему такие условия, при которых подобное не будет казаться ему невозможным, то есть не стоит забывать о стимуляции ребенка на уроке. Итак, каковы же способы стимулирования творческих способностей? Это обеспечение благоприятной атмосферы; доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка; обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности; поощрение высказывания оригинальных идей; обеспечение возможностей для практики;

использование личного примера творческого подхода к решению проблем; предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в качестве основной организационной формы обучения. Хороший урок - дело непростое. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация.

Уроки русского языка и литературы имеют свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся.

На своих уроках я реализую творческий потенциал учащихся через систему развивающих заданий на уроке, готовлю учащихся к общению. Работу на строю так, чтобы дети выполняли задания без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; используется такой дидактический материал, который позволяет ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму работы. Дифференцированный подход помогает в условиях классно - урочной системы обучения реализовать творческие возможности всех учащихся. Развивающее пространство, организованное на уроке, позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к «открытию». Тщательный отбор материала для урока ориентирует на личностное развитие учащихся. Интуицию, языковое чутье должно тренировать у учащихся постоянно, так как без них невозможно правильное понимание содержания текста.

Конечная цель работы с текстом - научить учащихся: адекватно, глубоко и полно понимать смысл прочитанного текста; ясно и убедительно доказывать свою позицию; излагать мысли грамотно, не нарушая норм литературного языка и правил орфографии и пунктуации.

Помимо традиционных уроков с творческими заданиями целесообразно использовать и нетрадиционные. Нетрадиционные формы урока русского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

  • осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;

  • обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

  • предусматривается минимальное участие в уроке учителя.

Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-спектакль, урок-праздник, урок-экскурсия, урок-интервью, интегрированные уроки и другие формы занятий. Можно сказать, что нетрадиционный урок - органичное сочетание образования, развития и воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся детям, так как они творческие и необычные, а самое главное - эффективные. Но не следует слишком часто проводить нетрадиционные уроки, иначе они перестанут удивлять и уровень эффективности снизится.

В процессе подготовки и проведения уроков определила основные этапы деятельности ученика и учителя.

Первый - мотивационный (выдвижение целей, определение путей достижения цели).

Второй - содержательно-операционный (учащиеся работают коллективно, самостоятельно или в группах, происходит процесс осмысления, запоминания).

И третий - рефлексивно-прогностический (предполагающий завершение, обобщение работы и рефлексию).

В результате такой организации работы оценивается не личность учащегося или предыдущие заслуги (успевающий или неуспевающий), а его работа (достижение цели). Подобный подход заставляет ребенка «рискнуть» и уже до конца быть втянутым в творческий процесс.

В своей работе я использую следующие нетрадиционные формы проведения урока:

  1. Проект

  2. Экскурсия (в том числе и заочная)

  3. Читательская конференция

  4. Уроки-праздники

  5. КВН, викторины, конкурсы, аукционы.

  6. Беседа

  7. Работа с газетой

  8. Диспут

  9. Посещение кафе

  10. Интервью с писателем

  11. Суд

  12. Синквейн

Урок - проект. Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

Работа над проектом предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Тема может быть связана с одной предметной областью или носить межпредметный характер. Так, объединившись с учителями МХК и химии, а также психологом школы предлагаем старшеклассникам принять участие в квэсте «Тюмень в лицах». В ходе выполнения целого комплекса заданий учащиеся пополнят багаж знаний о писателях, поэтах, ученых, чьи памятники можно увидеть на улицах нашего города; побывают в библиотеках, на спектаклях и поучаствуют в инсценировке классического произведения.

Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Например, при изучении лирики Пушкина в 10 классе детям было предложено создать ряд стенгазет, посвященных творчеству писателя, и показать все разнообразие тем, проблем, вопросов, жанров, произведений и др. В результате работы над проектом учащиеся систематизировали имеющиеся знания, а также пополнили их за счет обращения к разным источникам информации.

Разнообразными могут быть и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи при планировании работы, в текущем контроле и консультировании по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Урок-проект формирует умение самостоятельно работать. Главной особенностью урока-проекта является доступность темы и возможность ее варьирования.

Целью урока - путешествия является вымышленное место, а целью заочного путешествия - вполне реальное место: город или страна. Урок-путешествие в полной мере реализует себя только при наличии большого количества наглядности, а также использования ТСО: аудио и видео информации. Это необходимо, чтобы достаточно полно передать атмосферу выбранной цели путешествия. Для урока нужно подобрать как можно больше рисунков и фотографий достопримечательностей, сделанных желательно с разных ракурсов; аудио и видео информация должна быть учащимся понятна, чтобы у школьника не пропал к ней интерес. Необходимо создать определённый настрой в классе (оформить его в виде автобуса, самолёта, поезда или того места, куда вы направляетесь), а также создать музыкальное сопровождение. На уроке дети не должны быть пассивными слушателями. Они должны заранее подготовить материал, выучить его, чтобы на момент путешествия уже владеть знаниями о городе или стране. В ходе урока ученики могут делать краткие записи об увиденном и услышанном, задавать вопросы, делиться друг с другом известными фактами, формулировать своё мнение и отношение. При такой форме урока большая роль отводится учителю. Его речь, движения, мимика должны быть очень выразительны, чтобы дети поверили в реальность путешествия, воспринимали информацию не как абстрактную. Так, со старшеклассниками мы однажды оказались в салоне Анны Павловны Шерер. Детям заранее были предложены роли из романа Толстого. На вечере между героями шел диалог, в ходе которого возникали подробности, исторические и вымышленные автором. Ученики настолько погрузились в атмосферу при подготовке, что сами предложили закончить вечер балом, где танцевали вальс, мазурку и полонез. Реквизит, в том числе и одежда, тоже был тщательно подобран. После такого урока в классе не осталось человека, равнодушного к произведению Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Читательская конференция. Такая форма работы известна довольно давно. Она используется с целью подведения итогов в изучении какой-то области знания. Конференции могут быть научно-исследовательскими, урочными, читательскими. Их цель - помочь развить коммуникативные умения: логически выстраивать своё выступление, быть доказательным и уметь опровергать, учат владеть методикой ведения научного спора. Читательская конференция используется значительно реже. Учителя часто жалуются на то, что ученики не умеют и не хотят читать. К сожалению, этому способствует и научно-технический прогресс. Музыка, компьютерные игры, телевизор - всё это приводит к тому, что чтение книг становится скучным и неинтересным. Поэтому теперь основная цель читательских конференций - развитие интереса у учащихся к книге и чтению, формирование читательских умений, традиций чтения. Читательские конференции должны способствовать развитию кругозора и познавательного интереса учащихся.

Этапы подготовки к читательской конференции:

1) Определение темы

2) Согласование сроков проведения с будущими участниками (ученики, библиотекарь, педагоги, родители и т.д.)

3) Определение вопросов для обсуждения

4) Чтение художественной литературы, совместный просмотр фильмов

5) Поиск необходимой информации

6) Распределение учащихся по группам для подготовки к конференции с учётом интересов и желаний

7) Проведение конференции

8) Обсуждение результатов

Часто мне не хватает времени на полноценную подготовку к читательской конференции, поэтому приходится совмещать некоторые пункты. Например, просмотр фильма в день проведения конференции. Однако мероприятие от этого только выигрывает, поскольку свежи эмоции от увиденного. Со старшеклассниками удачно проходит и превращение читательской конференции в «Ночь в библиотеке». Они с удовольствием отзываются, изъявляют принять участие абсолютно все. В таком случае большую часть выше обозначенных пунктов можно провести в один вечер. Хорошо, если преподаватели, библиотекари и родители не отказываются помочь в этом. Мне повезло: всю ночь обсуждали книгу и фильм и взрослые, и дети.

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в стране. Чаще всего использовала эту форму урока при изучении фольклора в среднем звене. Но однажды практиковала и при изучении японской поэзии. С учащимися заранее договорились о том, что этот праздник мы проведем в Японии, а значит, нас будут интересовать традиции страны. С ними нас познакомила одна из сформировавшихся групп. Другая предложила «пойти» в японский ресторан, где заказывать блюда и вести светскую беседу нужно будет на их языке. Дети сами заранее подготовили и раздали для заучивания фразы. Конечно, не обошлось и без приглашенных поэтов, которые прочли хокку (не только из школьной программы). Реквизит, включая одежду, соответствовал случаю.

Работа с газетой. Такой урок лучше проводить в старших классах. Всем известно, что молодые люди школьного возраста в настоящее время мало читают газет. Задача учителя заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся, привлечь к чтению газетных статей, что расширит их кругозор и принесёт практическую пользу в овладении языком. Известно, что любой предмет школьной программы учащиеся усваивают намного лучше, если содержание материала удаётся связать с актуальной действительностью. Такую возможность по отношению к русскому языку как к учебной дисциплине даёт газета. Читатели газет получают интересную информацию из области политики, медицины, экологии, истории, культуры, искусства, спорта и т.д. В созданную своими руками газету учащиеся смогут приводить также всевозможные тесты, конкурсы, кроссворды, гороскопы, давать полезные советы. Сначала будет интересно только искать информацию, если задание не ограничивается поиском в сети Интернет. Потом можно усложнить задачу, предложив самим придумать тему для статьи. Тогда они и возьмутся за настоящие газеты, желая найти подсказку. Со временем от этого занятия оторвать детей будет сложно, и нетрадиционный урок превратится в хобби. А главное - повысится качество речи и письма.

Посещение кафе. Урок проводится в форме деловой игры. Эта форма предпочтительна для контрольного урока. Администратором кафе является учитель. Он знакомит учащихся с меню, из которого ученики должны заказать сначала легкий салат, затем первое, второе и десерт. В задачу посетителей входит попробовать все блюда - задания (разной степени сложности). Отказываясь от какого-то блюда, ученики теряют балл. Эта форма урока позволяет разнообразить и скрасить контроль знаний и умений школьников по пройденной теме, а также у школьников формируются специальные умения: отстаивать свою точку зрения, деловая и творческая активность и др. Проведение этого урока требует тщательной предварительной подготовки со стороны учителя. Ему нужно заранее продумать задания, подготовить раздаточный материал, музыкальное сопровождение, разработать систему объективного оценивания знаний. Проведение урока может включать в себя разные формы (например, отгадывание кроссвордов) и режимы (индивидуальный, групповой, фронтальный) работы, т.е. даёт почву для применения фантазии.

Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью - это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: "Свободное время", "Планы на будущее", "Биография" и т.д.

Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. Но нужно выбирать такие темы, при которых коммуникация не приобретает чисто формальный характер. Например, о школе учащиеся друг другу рассказать ничего интересного не смогут, так как учатся в одном классе. В такой ситуации логично прибегнуть к элементами ролевого диалога. При этом один из партнеров продолжает оставаться самим собой, то есть российским школьником, тогда как второй должен сыграть роль его зарубежного сверстника.

Чтобы учащиеся серьезнее отнеслись к такому виду работу, на первое интервью я пригласила настоящего писателя, с которым дети вели диалог. После обмена мнениями (разбора плюсов и минусов ведения интервью) было решено взять интервью у Раскольникова. Эту роль хотели сыграть многие, но после жребия она досталась не совсем обязательному и исполнительному ученику. Однако урок не пропал. Он настолько проникся во время настоящего интервью и вошел в роль при подготовке к своему, что лучшего Раскольникова и представить было сложно.

Нельзя забывать и про такую форму работы на уроке, как синквейн. Данный вид работы позволяет выразить свои мысли образно, эмоционально при необыкновенном лаконизме: всего 5 строчек. Школьники всех возрастов берутся с удовольствием за такую работу, но, естественно, в старших классах она приобретает более глубокое содержание. Например, при завершении изучения творчества Лермонтова в 10 классе синквейн систематизирует полученные знания, а также подготовит к написанию сочинения.

Что дают такие уроки ученикам? Происходит активизация работы в индивидуальной и коллективной деятельности, развивается самостоятельность; эти уроки способствуют развитию сознательности в обучении, создают комфорт во взаимоотношениях, оказывают влияние на межличностные коммуникации, на развитие рефлексии, а также обеспечивают выход на креативный уровень в обучении.

Таким образом, творчество приведет к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти свое место в жизни, быть нужным и полезным людям, а это есть главный результат нашей работы.

Литература

  1. Ю.К. Бабинский. Педагогика. М.: Просвещение, 1983г.

  2. Н.В. Беляева. Литература 10 класс. Поурочные разработки, М., "Просвещение",2009г.

  3. Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. Диагностика познавательной сферы ребёнка. - М.: Роспедагентство, 1994.

  4. Л.И. Гриценко. Педагогика и психология: курс лекций.-В..Изд.ВГАПК РО, 2009.

  5. О. Егоров Коммуникативная функция учебного занятия. // Учитель - 2001 - №1 - с.52-54.

  6. Открытый урок: рекомендации и примеры. М.: Наука образования, 2011 - №6.


© 2010-2022