Текст доклада на заседании ШМО по теме Формирование навыков правописания безударных гласных в корне слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика работы над орфограммами «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» и «Непроверяемые безударные гласные в корне слова»

Доклад к семинару-практикуму на базе МОУСОШ п. Осаново -Дубовое

14 октября 2008 года

Учитель русского языка и литературы Андреева Людмила Анатольевна

(I квалификационная категория)

ВСЕМИ МЕРАМИ НУЖНО СТАРАТЬСЯ НЕ ДОПУСКАТЬ

НЕПРАВИЛЬНОГО ПИСЬМА;

НУЖНО ПОМНИТЬ, ЧТО ОШИБОЧНО НАПИСАННОЕ СЛОВО

ОСТАВЛЯЕТ ДВА ЛОЖНЫХ СЛЕДА:
И В ПАМЯТИ ЗРЕНИЯ, И В ПАМЯТИ РУКИ

А.В. ПОПОВ, 1914 год



Навыки грамотного письма относятся к числу сложнейших. Одна из главных причин низкой грамотности учащихся - в нацеленности на знание правил, а не на их применение. Над проблемой применения правил и успешного формирования умений и навыков работало не одно поколение методистов, учителей, учёных-психологов. Д.Н. Богословский в книге «Психология усвоения орфографии» показывает, что быстрейшему пониманию и освоению учебного материала способствует создание целенаправленной чёткой системы универсальных учебных действий, умственных приемов, обеспечивающих сознательность действий ученика - алгоритма.

Алгоритм - это схема, модель умственных действий, указывающая ряд последовательных операций, которые непременно приведут к правильному результату. Навык, полученный при выполнении упражнений с использованием такой модели, оказывается более прочным и надёжным.

Правила русской орфографии сгруппированы по опознавательному признаку.

Рассмотрим конкретный материал, касающийся обучения способам применения изучающих в школе орфографических правил правописания безударных гласных.

Безударный гласный - опознавательный признак орфограммы.

Если в слове имеются безударный гласный, то прежде всего необходимо установить, в какой части слова он находится.

Если безударный гласный находится в корне, то надо решить, какой это безударный гласный: проверяемый или непроверяемый.

Если безударный гласный является проверяемым, то надо изменить слово или надо брать однокоренное слово, с тем чтобы безударный гласный оказался под ударением.

Если безударный гласный непроверяемый, то слово нужно найти в орфографическом словаре и запомнить.

При письменном объяснении орфограммы учащийся должен:

-определить в слове ударение;

-определить корень и подобрать ряд однокоренных слов, выделить корень и букву безударного гласного;

-подобрать проверочное слово (состоящее из одного корня или однокоренное с ударением в корне), отметив в нем ударение;

-записать проверочное слово перед тем, в корне которого имеются проверяемый безударный гласный;

При узком объяснении учащийся должен строить рассуждение по схемам (алгоритма).

В слове «вода» безударный гласный в корне - это проверяемый безударный гласный.

Проверочное слово «воды»

Главное в обучении орфография - это предупреждение ошибок.

После изучения правила, руководствуясь алгоритмом, дети должны сначала устно объяснить правописание 6-8 грамотно написанных на доске слов с изучаемой орфограммой. Можно добыва предложить учащимся предупредительный диктант, но обязательно с записью на доске. Ребёнок должен видеть, как написано слово. «Не верь слуху, а верь глазу, ибо свой глаз - алмаз», - любил повторять В.П. Шереметевский.

После коллективной репродуктивной работы следует работа полусамостоятельная с использованием сигнальных карточек. Это может быть и предупредительный диктант, но лучше, если учитель не будет давать «готовые» слова, а учащиеся будут их добывать: узнавать слово по лексическому значению, по словообразовательной модели, подбирать синонимы, антонимы, отгадывать загадки.

Завершающий этап при ознакомлении с новым правилом - самостоятельное упражнение

( списывание или диктант «Проверяю себя» ) с проверкой после записи. Эффективным приёмом является самопроверка или взаимопроверка по контрольной карте.

Для формирования прочного навыка в большинстве случаев нужен специальный урок закрепления изученного правила, а также включение новой орфограммы и в последующие уроки.

Приём сравнения - важнейший приём в обучении орфографии.

На уроках закрепления и повторения необходимо давать детям такой материал, который бы поставил их перед задачей различать легко смешиваемые явления.

Например, на доске запись:

ОБ…ЖАТЬ

-Какая буква пропущена? ( О, Е, И )

ПОЛ( а/о) СКАТЬ

-Какую букву нужно выбрать?

Такие задания заставляют обращаться к контексту, к определению лексического значения слова, способствуют лучшему пониманию и усвоению учебного материала. Наилучших результатов можно добиться, когда приём сравнения используется систематически.

Очень важное значение при обучении орфографии имеет подбор дидактического материала, который должен быть подчинён принципу коммуникативной необходимости: важно, чтобы прослеживалась тесная связь между теоретическим материалом и заданиями по развитию речи.

При выработке орфографической зоркости хорошим средством является использование словообразовательных моделей. В частности, при изучении правописания безударной гласной корня словообразовательные модели позволяют расширить словарный запас учащихся, образовывать и запоминать большие группы однокоренных слов, устанавливать их лексические связи, легче и быстрее подбирать проверочные слова.

Трудные слова с непроверяемыми написаниями легче и прочнее запоминаются, если используются мнемонические приёмы, основанные на ассоциациях.

Например, «Такие разные «О»!»

В слове «огурец» надо изобразить первую букву похожей на огурец ( возможно, лучше раскрасить её зелёным карандашом ), а гласные в слове «морковь» - сужающимися к низу и оранжевыми, как морковки; в слове « горох» нарисовать кругленькие жёлтые «о».

Чтобы слово «картофель» не было как относящееся к этой же группе, напишем его на другой половине листа. А первую гласную нарисуем большой, коричневой и составленной из множества картофелин.

И, наконец, на каждом уроке должна проводиться словарно-орфографическая работа (« по следам ошибок», «новые слова») и должны широко применяться как различные виды диктантов

( выборочный, предупредительный, распределительный, текстовый, творческий и др.), так и письмо по памяти, изложение, сочинение, выразительное чтение. В любой письменной работе дети должны обязательно выделять изученные и изучаемые орфограммы, а при устной работе называть их и обосновывать правильное написание. Только кропотливая систематическая работа по предупреждению ошибок приводит к повышению уровня орфографической грамотности учащихся.

Литература

1. Алгазина Н.Н. «Формирование орфографических навыков». Пособие для учителя. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ. 1987г.

2. Богоявленский Д.Н. «Психология усвоения орфографии». М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ.1966г.

3. Журавлёва Л.И. « Как повысить грамотность учащихся». Журнал «Русский язык в школе» № 6 2002г.

4. Кустарева В.А., 4. Кустарева В.А., Никитина Н.К. Рождественский Н.К. и др. «Методика грамматики и орфографии в начальных классах». М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ. 1979г.

5. Маслова Н.М. « Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма». Методические советы. «Русский язык». Приложение к газете «Первое сентября» № 10(489) май (16 - 31) 2006г.

6. «Практические приёмы объяснения и закрепления на уроках русского языка».Бр. «Русский язык» №: 6 (12) / 2006г.( Библиотека «Первого снтября»)



© 2010-2022