Анализ по одному уроку из серии последовательных уроков

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка и литературы

Адилбекова Ж.К.

Алматинская область

Илийский район

с.Али

ГКУ «Средняя школа №22»


Анализ по одному уроку из серии последовательных уроков


Программа 3-х месячного курса заставила меня понять и пересмотреть свои взгляды на преподавание уроков. Взглянуть на старое - по- новому. По этой причине были пересмотрены свои запланированные уроки, чтобы проявилось соответствие с сегодняшними правилами образовательной системы. Такое планирование уроков, в особенности работа учащихся в группах, в паре, в ролевой игре и т.д., является наиболее плодотворной, влияет на понимание и сознание ученика.

Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель. (Strong, Ward&Grant, 2011), с.110)

Основная трудность для учителя русского языка в казахских классах - научить детей, для которых русский язык не родной, применять свои знания на практике. Этому мешает неумение выражать свои мысли на чужом языке, нерешительность учеников. Чтобы избежать этого, нужен четко организованный урок. Это я заметила на своих уроках. В итоге я пришла к мысли, что в изучении русского языка, как и любого другого, большое значение в формировании интереса уже отметила выше, при планировании и организации урока я сталкиваюсь с немалыми трудностями, которые я планирую извлечь в своей дальнейшей работе с детьми.

Урок, который я хочу проанализировать - №2 из серии последовательных уроков, был проведен в 6 классе. Тема урока: закрепление темы «Степени сравнения прилагательных». Из теории первого этапа «Лицом к лицу» я поняли, цель - это не только то, что ученики должны делать, но и содействие учителей на всестороннее развитие ученика, самостоятельности учащихся настолько, насколько это возможно. На моих уроках я фокусирую внимание путем использования различных форм и методов. Целью данного урока является закрепление темы «Степени сравнения прилагательных».

На уроке я пыталась решить следующие задачи, которые я поставила перед учащимися: 1) Закрепить понятие степени сравнения прилагательных с использованием знаний, полученных на предыдущем уроке, обеспечивать учащихся возможностью представить ту или иную ситуацию и работать по нему; 2) Дать возможность применять диалоговую речь, развивать речь, мыслительную деятельность, развивать умение самооценивать и оценивать других, объяснять данное учащимся задание, творческий подходить к работе в группе, научить ребят работать в парах и составлять диалоги, разыгрывать их по ролям, возможность к саморегуляции, интерпретации;

3) Воспитывать моральные и эстетические качества учеников. Тип урока я подобрала в соответствии с поставленными задачами - урок закрепления и развития ЗУН.

Опыт предыдущего урока показывает: нами запланированные уроки отличаются тем, что дети на уроках проявляют активный интерес к изучаемому материалу, формы работы позволяют каждому ученику чувствовать себя на уроке комфортно. В такой непринужденной, творческой обстановке дети легко усваивают материал. Они стараются готовиться к урокам.

Основываясь на достижениях и недостатках учеников после первых уроков, хочется сказать, что надо мотивировать учащихся к предмету через интеграцию семи модулей.

Каждый этап моего урока имеет определенную цель. Но я хочу подчеркнуть, что тому, что сказано было выше, для меня еще важно, чтобы не пропадал у учащихся интерес изучаемому предмету. Поэтому при планировании и на этапе постановки цели заостряю внимание на проявление интереса. Насколько интересен первый этап урока, настолько будет содержательным и результативным и последующие этапы урока.

На этапе вызова я начала урок с применения приема психологического настроя, чтобы в классе царил дух взаимопонимания, поддержки, создания атмосферы сотрудничества, доброжелательные отношения друг другу, сконцентрировать внимание на предстоящий урок. Ученики становятся в круг, держат друг друга за руки и поочередно говорят при этом хорошие пожелания.

Анализ по одному уроку из серии последовательных уроков

Пожелание друг другу

Некоторые ученики при этом стесняются говорить пожелания, повторяли те пожелания, которые уже прозвучали. Может от того, что это был мальчик или девочка. Ставлю перед собой цель, чтобы ученики больше общались друг с другом для взаимопонимания.

Следующая задача, которую я должна была выполнить -это учесть и верно применить ключевые идеи Программы при планировании урока. На этапе организационного момента поделила детей на 3 группы с помощью чисел (1, 2, 3). Деление прошло успешно, дети быстро рассчитались по три и расселись по группам. Этап рефлексии немного не удался, ребята вели себя шумно. Я заметила, что на уроках учащиеся испытывали трудности, которые я постаралась избежать при планировании данного урока. Планируя определенные задания, я ожидала от учащихся, что в процессе выполнения, они научатся быть более сконцентрированными, активными, внимательными.

На этапе проверки домашнего задания была произведена работа в парах сильного ученика и слабого. Они обмениваются тетрадями, проверяют работу друг друга и говорят об ошибках и плюсах. Задание: дописать личные окончания глаголов, вместо точек дописать существительные. Составить предложения. Если получится еще и составить связную речь. В этом задании я прослеживала выполнение задания по индуктивному методу. С целью того, что сильный ученик сможет выполнить все этапы задания, а слабый с помощью сильного сможет хоть на лестницу выдвинуться выше. Так как на первом уроке слабый ученик Али отвечал одним словом. В основном лидерство держала Асель. На этом же уроке я заметила, что Али уже составляет предложения. Ребенок потихоньку старается преодолеть свой страх. Работая в парах, ученики начали понимать друг друга, помогать друг другу. В этом проявляется зона ближайшего развития учеников. На последующие работы с медленными учениками ставлю задачу: дать, например, спикер, менять их роли, надеюсь это поможет еще более ярко подняться слабому ученику перед сверстниками, а еще в данном случае Али должен научиться впредь уже предложения связывать в речи.

На этапе проверки понимания предыдущего материала каждой группе задала задание: ответить на логические вопросы:

  • Чем отличаются выделенные слова,

  • На что указывают выделенные слова?

  • Что с чем сранивается в выделенных словах?

Данные вопросы были составлены из текста первого урока, с целью проверки знания по предыдущему материалу. И здесь, на этом уроке, Мади, мой средний ученик, поднял руку и сказал, что хочет показать куклу Петрушку, сделанную им самим по описанию в тексте учебника.

Ученикам, как и мне самой стало интересно, что же предоставит нам этот ученик. Я дала возможность выступить ученику. Мади сказал, что урок понравился и придя домой у него создалась мысль сделать куклу Петрушку, героя из народа. В этом ему помогала мама. После выступления Мади я высказала свое мнение по поводу его творческой работы и поблагодарила его за большой труд, за труд его мамы. То, что он применил свои знания на практике и смог выступить перед сверстниками, подтолкнуло меня к мысли, что все ученики: сильные, средние и даже слабые могут самовыражаться. И этот случай доказательство тому, насколько ученик способен к саморегуляции.

На первом этапе курса «Лицом к лицу» мы обсуждали при рассмотрении модели обучения Выготского, самое эффективное обучение имеет место в том случае, когда ребенок находится в своей зоне не навязывая ближайшего развития и умеет выполнить задачу с некоторой поддержкой взрослого, без которого они были бы не в состоянии сделать самостоятельно.

Был проведен тренинг «Футбол»

- 1 группа поднимает руку при слове «гол»

- 2 группа - «штанга»

- 3 группа - «мимо»

В целях снятия усталости на уроке.

На уроке была представлена работа возможность перейти ученикам в другую ситуацию. На этом уроке, учитывая возрастные особенности учащихся я предложила ученикам следующее задание: ученики представили, что они находятся в театре или решили пойти в театр. Каждой группе было дано определенное задание:

  • Провести диалог о театре

  • Сделать макет театра и ответить на вопрос: «Как вы его представляете?»

  • Нарисовать один из театральных сцен и рассказать о нем

Ребята по этому заданию составили кластер. Все группы защищали его. Учениками предлагались разные формы работы. Они во время презентации смогли продемонстрировать свои навыки, решали поставленную цель работы сообща. Отрадно говорить, что заметилось в ответах учащихся, что они при незнакомых ситуациях могли использовать ключевой момент, ведь не каждый, в силу своей возможности, мог в жизни побывать в театре, который есть только в городе. Ребята использовали свои ранее увиденные, ранее изученные знания, материал из увиденного по телевизору и т.д.

При выборе инсценирования, я учитывала ее содержание, сценические условия, форму проведения, которые могут оказать поддержку широкого диапозона в предметной области. Обращение к драме способствует развитию не только грамотности, но и психологии личности, этики, культуры поведения, формированию лучших моральных качеств. Что и предполагалось в моей цели.

Во время работы моих детей первой группы содержание работы была полностью освещена. Ученики, как всегда сильные, отвечали правильно, сформировав свои предложения в виде диалога. В процессе подготовки я заметила, что средний ученик- Уалихан не активен, мало говорит. Но его мысли были взяты во время презентации. Это говорит о том, что мальчик сам по себе спокойный, но способный. Перед собой ставлю цель, больше уделять внимание мнениям Уалихана.

В процессе работы второй группы «Сделать макет театра. Как вы его представляете?» ученики спорили. Также как и предыдущая группа защищали свои постеры. После первого урока, где у меня была поставлена цель помочь медленному ученику Бекзату хоть в чем - то проявить себя на последующих уроках. Я с целью проявления сотрудничества и помощи друг другу, на этом уроке посадила его с сильной ученицей. Заметила, что Бекзат, мой медленный ученик, как и на первом уроке в основном молчал, но временами он отвечал двумя, тремя словами. Сильная ученица помогала ему высказать эти слова и предложения, старались включить его в работу. У Бекзата языковые барьеры. Я поставила перед собой задачу, ненавязчиво включать его во все задания, которые по силу своей возможности может выполнить этот ученик. Остальные ученики брали на себя инициативу выступить, выразить свои мысли по поводу данного задания. Но при этом заметила, что сильные ученики показали свое лидерство. С одной стороны это хорошо быть лидером, активно участвовать в обсуждении, но с другой стороны плохо, что они подавляют других учеников, не дают им высказать свои мнения.

Один из самых важных для учащихся аспектов изучения темы является способность использовать и применять ключевые идеи, употребляя термины и понятия для того, чтобы объяснить определенный диапазон явлений и событий. Ученики, изучая русский язык как второй, нуждаются в мастерстве использования культуры речи. Для этого нужно использовать основные идеи, делая прогнозы, интерпретируя доказательства и какие - то выводы. Использование таких идей помогает уменьшить барьеры в развитии понимания учениками ключевых идей. Такая работа прослеживалась в третьей группе, где было дано задание: нарисовать один из театральных сцен, рассказать о нем. Работа в группе состоялась в непрерывном обсуждении как составить и нарисовать одну из театральных сцен. Они взяли сцену из легенды казахского народа «Хромой кулан», где показали отрывок из произведения. Я дала учащимся групп подумать, где в выступлениях было хорошо, а где было плохо. А еще можно подчеркнуть, после защиты, от другой группы поступило предложение, была дана альтернатива: «сделать макет не только сцены, нои макет всего театра, где была бы возможность увидеть все его стороны театра». После данного предложения ученики осознали сильные и слабые стороны своей презентации. Дали друг другу оценку по защите постеров. Группы оценили себя по красным карточкам, которые преполагали, какая же группа выступила лучше, раскрыла тему своегозадания.

При презентации своих постеров у учеников развивалась речь, осознавая, что они должны сделать, строили свои идеи. Задание это перекликается с идеей Мерсера, ключевой идеей которого является «совместное обдумывание». Почему важно было применить эту идею? Потому, что при совместной работе ученики выражают свое понимание темы, помогает осозновать, что у людей могут быть разные идеи, содействует аргументированию учениками своих идей. При этом развивается критичекое мышление у учеников, идет обмен опытом.

Во время работы в группах не обошлось и без трудностей, с которыми учащиеся сталкнулись. Не все ученики свободно выражали свои мысли, не всегда правильно сформулировали свою речь. Учитывалась мысль о том, что для меня важно не то, что я задала такое задание, а сам процеcс работы.

В условиях активного взаимодействия всех учащихся и учителя осуществляется процесс обучения. Нет и не может быть профессионального роста и обучения без взаимоотношения с другими людьми. Все этапы данного урока прослеживают цель урока. Но, конечно, не без трудностей и барьеров, которые встретились во время проведения урока, касающихся не всех учеников:

  • нет навыков самостоятельной работы у учащихся

  • речевой барьер

  • взаимоотношение между учениками при совместной работе

  • нерешительность учеников, страх перед аудиторией, пассивность «медленных» учеников

  • не умеют использовать разные виды вопросов, постановка их.

Каждый учитель, при выполнении какого-либо задания, ставит сперва цель, затем наблюдает - как же эта цель прослеживается, а в конце приходит к определенному выводу и ищет решение, встречившимся заданиям.Так и я ставлю перед собой проблему решения, возникших в ходе урока:

  • постановка конкретных вопросов от простого к сложному, при необходимости переформулироваться

  • координирующая роль учителя (ампробирование, переориентация)

поощрение и похвала

  • ролевые игры

  • использование наглядности, ИКТ

  • ЗБР - парная, групповая, ролевая, индивидуальная формы работы

Хочется вспомнить и теорию оценивания для обучения. Оценивание предусматривает, на каком этапе находится ученик для дальнейшего прогноза. На уроке прослеживается принцип оценивания. В конце урока учащиеся оценивали друг друга, подают красные карточки той группе, который понравился. С помощью рефлексии, в конце урока я узнаю у детей, что им понравилось и, что они хотели бы еще поменять или доработать. Свои рефлексии ученики вывешивают на смайлике.

И в конце, анализируя свой урок, хочется остановиться на одном из моментов урока отдельно. Не все дети могут быть ораторами, они проявляли художественные способности. А одаренные дети, наоборот, не могли хорошо рисовать. Учениками выдвигались идеи, умели аргументировать. Применяли свои знания при составлении системы, создании кластеров.

Я поняла, что планируя методы и формы проведения уроков, необходимо учитывать особенности каждого ученика. Я думаю, шаги делаются, буду продолжать изучать теорию и внедрять её в новую программу. Буду привлекать своих коллег. В дальнейшем обучении мы должны формировать независимую, конкурентно - способную и мыслящую личность, способную обучаться на протяжении всей своей жизни.

© 2010-2022