Урок на тему Местоимение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКОУ «Поводимовская школа-интернат»













КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

ПО ТЕМЕ « МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»



7 класс



Урок на тему Местоимение





Разработала и провела:

учитель русского языка

Паняева М.А.



2015-2016 уч. год.

ЦЕЛЬ.
1. Познакомить с местоимениями и их ролью в речи.

ЗАДАЧИ.

1.Коррекционно-образовательные.
- Формировать представление о местоимении как части речи.
- Формировать умение слышать и видеть местоимения в устной и письменной речи.
- Учить соотносить местоимения с именами существительными.

2.Коррекционно-развивающие.
- Развивать все стороны речи учащихся (фонетическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую).
- Коррекция мышления на основе упражнений в распознавании местоимений.
- Развивать память, наблюдательность, внимание.
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Развивать речь путем формулирования полных, доказательных ответов.

3.Коррекционно-воспитательные.
- Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к родному языку, интерес к предмету.
- Воспитывать навыки учебной деятельности, умение сотрудничать с другими учащимися класса.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

Заливистый школьный звонок

Позвал нас опять на урок

Будьте все внимательны,

А еще старательны.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Садитесь.



  1. Мотивация к учебной деятельности.

Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.

Учите русский годы к ряду

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда-

И та награда в нем самом!

- Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)

- Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)

  1. Актуализация опорных знаний .

Какие части речи мы с вами знаем? (имя существительное, имя прилагательное, глагол)

Что вы знаете об имени существительном? (Имя существительное обозначает предметы и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?). Приведите примеры.

Что вы знаете об имени прилагательном? (Имя прилагательное обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?)

Что такое глагол? Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной частью речи.

Прочитайте текст и скажите, какая ошибка в нем допущена.

Сова - хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Сова имеет мощные когти и чуткие уши. ( на слайде)

О какой птице говорится в данном тексте? ( о сове)

Какая речевая ошибка допущена в этом тексте? ( Повтор слова «сова»)

Как исправить эту ошибку? ( Заменить слова сова другим словом.)

Каким словом можно заменить слово сова? ( Птица, она)

Какой текст получится? Прочитайте.

Сова - хищная птица. Она считается лучшим охотником. У нее мощные когти и чуткие уши.

4. Сообщение темы и учебных задач урока.

Какой частью речи является слово сова? ( именем существительным)

Вместо какой же части речи мы употребили слово она? ( вместо имени существительного). Какие слова мы ещё можем употребить вместо имени существительного? (Я, ты, вы).

Мы с вами будем говорить о местоимении.

Откройте тетради, запишите число, тему- Местоимение.

Мы должны узнать, что такое местоимение; будем учиться употреблять вместо имени существительного.



  1. Работа над новой темой.

Словарная работа.

А каких ещё хищных птиц вы знаете? (ястреб, сокол, орёл, беркут)

Давайте запишем эти слова в тетрадь. Пишем с комментированием. Проверим по словарю, правильно ли мы написали. Поставим ударение, составим предложения. Эти слова словарные, их написание надо запомнить.

Открытие нового знания.

Итак, местоимение - часть речи, которая заменяет имена существительные.

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я)

Про друга ? ( он)

Про подругу? ( она)

Про детей ? ( они)

Как бы вы обратились к другу ? ( ты)

А к взрослому человеку? ( Вы)

Слова Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО, МЫ, ВЫ, ОНИ - это местоимения. Они не называют предмет, а только указывают на него.

Давайте прочитаем правило на стр. 147.

Ребята, послушайте текст.

Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать! А крепкий!Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились.

Кто же это « он»? (….)

Почему вы отвечаете по-разному? ( слово «он» не называет предмета.)

Послушайте продолжение текста.

Но вот приехали на завод по переработке льна и мастер воскликнул:

« Какой замечательный лен!»

Лён-одно из древнейших культурных

растений.Возделывается издавна как прядильное и масличное растение.Для пряжи исполь-зуют прочные стеблевые волокна. Из семян получают масло, которое используют в пищу.

В чем же различие существительного и местоимения?

( Существительное называет предмет, а местоимение только указывает на предмет, не называя его.)

Местоимений в русском языке немного, всего 69, но они часто потребляются в нашей речи.

С какой целью мы употребляем местоимения в нашей речи?(Чтобы сделать нашу речь разнообразной, помогают избежать повторов.)

Прочитайте отрывок из стихотворения про себя, приготовьтесь прочитать вслух.

Я, ты, он, она - Вместе дружная семья,

Вместе целая страна. В слове МЫ сто тысяч Я.

Это стихотворение написал Роберт Рождественский.

О чём это стихотворение? (О дружбе всех людей.)

Ваша задача: списать стихотворение, найти местоимения. Сколько местоимений вы нашли? (6 местоимений)

Физкультминутка

Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.

Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно.

Упражнение для плеч. Руки на пояс.

Правым плечом пишем свою фамилию, левым- имя. Подбородком-отчество.

Работа по учебнику.

Упражнение 184

Прочитайте предложения, найдите местоимения.

Послушайте предложения, догадайтесь, о каких героях литературных произведений говорится в них. Какие слова заняли место имен существительных в предложениях?

1. Она так спешила, что потеряла хрустальный башмачок. 2. Он в темный лес ягненка уволок. 3. Когда дед разорился, я пошел в «люди». 4. «Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали…» 5. «Или бурей завываньем ты, мой друг, утомлена?»

1 предложение: она - Золушка; 2 предложение: он - волк; 3 предложение: я - Максим Горький; 4 предложение: мы - русские солдаты; 5 предложение: ты - няня А.С. Пушкина.

Работа по карточкам.

Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? («Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке»).

На карточке вы видите отрывки из сказки Пушкина. Но в них пропущены местоимения. Давайте прочитаем отрывки, вставим местоимения карандашом.

На какие существительные указывают местоимения в этих отрывках?

1) Ветер, ветер!

………. могуч! (Ты)

2) Чем ………. , гости,

Торг ведёте

И куда теперь плывёте? (вы)

3) Корабельщики в ответ:

«……….. объехали весь свет.» (мы)

4) Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

……….. бежит себе в волнах

На раздутых парусах. (Он)

Из какой сказки эти строчки? ( «Сказка о царе Салтане»)

Физкультпауза.

Давайте немного отдохнём, положите ручки.

Закройте глаза.

Откройте глаза, посмотрите друг на друга с удивлением.

Закройте глаза.

Откройте глаза, посмотрите друг на друга с радостью.

Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг.

Закройте ещё раз глаза, откройте.

Продолжаем работать дальше.

6. Закрепление пройденного материала.

Ребята, я вам предлагаю небольшой тест по теме « Местоимение -часть речи»

7. Итог урока. Оценки. Рефлексия.

Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.

Вспомните ,какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей?

Почему вы считаете, что мы добились целей? ( Узнали, что такое местоимение, научились его использовать вместо имени существительного)

8. Домашнее задание.

Упражнение 187, стр. 148





Литература:

1.Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. Педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

2.Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5 - 9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: «Просвещение», 2002.

3.Воронкова В. В., Перова МН, Экк В. В. и др. Программы для 5 - 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

4.Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык: Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: «Просвещение», 2004.

1. Н.Н.Бабешина, Ф.Н.Самсонова. Уроки русского языка во вспомогательной школе. 5-8 класс. - М., «Просвещение», 1970.
2. Н.М.Барская, Л.А.Нислевич. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. - М., «Просвещение», 1992.



© 2010-2022