Программа поэтического кружока Серебринка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Школа.№63 с углублённым изучением отдельных предметов»

г. Нижнего Новгорода




Программа кружка


«Юный поэт»





Составитель программы

и руководитель кружка

Казачишина Т.К.



«Творчество-это та волшебная шапка,

под которой расцветает счастье».

С.Р. Львов







Пояснительная записка

В наше время наиболее актуальной проблемой для школы является творческая нереализованность учащихся. В связи с отсутствием кружковой работы, обучающиеся и их родители порой не знают о творческих способностях детей. Через создание собственных творений ребенок самовыражается, ищет и находит свою творческую неповторимость. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты поведения подростка 12-16 лет. Именно это внутреннее стремление к познанию мира через сочинение собственных стихотворений помогает ребенку реализовать свои возможности.

Цель: познакомить с различными аспектами поэтического мастерства, научиться самим создавать стихи, малую прозу, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов, научиться их интерпретации,

Задачи:

  • развитие эмоциональной сферы обучающегося как основы формирования «культуры чувств»;

  • стимулирование интереса к духовному богатству России, мировой культуре;

  • приобщение к миру искусства; воспитание эстетического вкуса.

  • приобщение учащихся к лучшим образцам лирики отечественных и зарубежных поэтов;

  • развитие навыков и приемов анализа лирического произведения;

  • формирование общественной активности личности, культуры общения и поведения в социуме;

  • раскрытие творческих способностей подростка

  • формирование у школьников положительной мотивации к обучению.

Направления работы:

  • Творческое: сочинение стихов;

  • Просветительское: выпуск газет, альманаха стихов собственного сочинения;

  • Массовое: участие в конкурсах, литературно-музыкальных праздниках, викторинах.

В группе будут заниматься 15 учащихся 6-11 классов

Курс обучения составляет 34часа

Формы работы:

  • тематические занятия по теории стихосложения

  • подготовка материалов для школьной газеты «Зелёная лампа» и районной газеты «Шаг»;

  • обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах;

; практикумы, тренинги;

  • встречи с интересными людьми;

Содержание изучаемого курса

I. Подготовительный этап. Актуализация знаний.

На первых занятиях участники кружка вспоминают основы стихосложения и выразительные средства языка, учатся подбирать красивые синонимы к привычным словам и выражать свои эмоции посредством слова.

Основы стихосложения. Законы создания поэтического произведения.

Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, анапесте, гекзаметре, амфибрахии. Понятие о рифме, Рифма мужская и женская, полная, неполная. Рифма парная, перекрестная, окольцовка.

Понятие о строфе. Разновидность строф. Онегинская строфа.

Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола.

Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание.Жанры лирических произведений: поэма, сонет, лирическая миниатюра

II. Тренировочные занятия

Во время тренировочных занятий большое внимание уделяется практической работе, так как кружок работает не первый год, но до сих пор его члены посещали районный кружок «Серебринка» и многие основы необходимых знаний уже усвоены детьми.

"Я знаю силу слов…" Беседа о назначении поэта и поэзии. Выступления учащихся с сообщениями о любимых поэтах. Решение проблемы: как понимать - "Поэтом можешь ты не быть"?
Конкурсы стихов "Поэзия и мы". Чтение учащимися стихов собственного сочинения. Литературная дискуссияПоэзия и штампы. Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).

III. Активизация поисковой деятельности

Большое внимание уделяется написанию собственных стихотворений, выбора темы и выразительных средств, поиску литературы для информативного содержания стихотворения, умению передавать свои эмоции к явлениям и предметам.

Поэтический вечер - любимая форма выражения своей позиции к поэзии у детей. В прошлый год регулярно проходили поэтические вечера различных поэтов. В этом году поэтический вечер посвящен не определенному поэту, а любимому поэту ребенка. В этом случае у ребенка появляется шанс реализоваться, представить своего любимого поэта (биография) и прочитать именно то стихотворение, которое понравилось ему больше

Определение главного в произведении - идея, основная мысль. Образы вокруг нас. Рифма, способы и типы рифмовки. Конкурс стихов.
Стили речи. Художественный стиль. Публицистический стиль. Смешение стилей.
Роль музыки и живописи в создании поэтических произведений "Это надо увидеть! Это надо услышать!" Сонет.

Описание предмета: композиция описания, сопоставление художественного описания)

Прогнозируемый результат реализации программы.

Расширение литературного кругозора учащихся, овладение навыками анализа поэтических произведений, знакомство с различными аспектами поэтического мастерства, расширение лингвистического кругозора, развитие творческих способностей, повышение языковой культуры, выполнение творческих заданий и письменных работ исследовательского характера, сочинение собственных стихов - все это должно стать результатом работы кружка.

К концу учебного года участники должны знать:

  1. структуру стихотворения, выразительные средствах языка, правила чтения и анализа стихотворений.

Уметь:

  1. представить свою точку зрения, выступать перед публикой, комментировать стихотворения друг друга, тактично высказывать свои предложения другим участникам;

  2. вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;

  3. постичь поэтическую идеи;

  4. анализировать поэтические художественные произведения;

  5. создавать самостоятельно стихотворные художественные тексты;

  6. развивать в себе потребность к самопознанию и самосовершенствованию.

Результатом работы кружка будет так же активное участие в конкурсах школьного и районного уровня и печатные работы большинства участников кружка в газете « Зелёная ламп

  • Тематический план

Тема занятий

Количество часов

1.

Чем поэзия отличается от прозы. Ритм. Рифма. Роль инверсии

1

2.

Зачем люди пишут и читают стихи? Тренировочные занятия

11

33.

Ритм и размер. Практикум. Подготовка к созданию гимна журналистов

1

4

Звукопись: аллитерация и ассонанс. Рифма. Роль повторов. Типичные ошибки в звукописи

2

5.

Рифмы: Строгие строчные формы.

Ассонансные и диссонансные.

Роль тавтологических и каламбурных рифм.

Смежная, перекрёстная и опоясывающая рифмы.

4

6.

Разнообразие строф: двустишья, катрен (четверостишье), терцины.

1

7.

Сонет. 400-летию В.Шекспира посвящается Анализ сонетов Шекспира

Практикум : сопоставление переводов различных авторов

3

8.

Открытое заседание кружковцев с районным клубом поэтов «Серебринка»

2

9

Слова. Образы. Темы. От вдохновения к стихотворению (практикумы)

5

10

Поэтический вечер «Мой любимый поэт» ( практикум) Мои подражания

2

11

Белый стих - «Ищем свой стиль»

2

12

Оформление номера газеты «Зелёная лампа» совместно с поэтами из других школ

1

13.

Секреты поэтического мастерства- встреча с поэтом

1

14

Практикум Выпуск районного номера газеты «Шаг»

1

15

Критика и самокритика: готов ли ты выслушать разбор своих стихов товарищами?

1

16

Секреты поэтического мастерства- встреча с поэтом

1

17

Конкурс стихотворений, оформление поэтического номера газеты «Зелёная лампа»

3

18

Итоговое занятие. Презентация поэтического сборника учащихся

2

Мои стихи

На ниве знаний и добра

Радеешь ты вовек из века,

Не ради злата-серебра,

А ради счастья человека.

И как всегда скудна рука,

Вознаграждающая рвенье,

Но благодарности река

Не иссякает в поколеньях.

Твой труд и скромен, и велик,

Судьба твоя не суетлива.

Венец работы - выпускник,

Тобой даруется как диво.

Три ипостаси ввел Спаситель:

Святой, Герой и ты - Учитель!

Т.К.Каэачишина

Грустное напутствие

Разлетаются наши питомцы,

Словно ласточки из гнезда…

Пусть им яркое светит солнце,

Освещает путь звезда.

Им звонком оттрезвонит детство,

Им откроется новый путь,

Часть души своей им в наследство

Ты, учитель, отдать не забудь.

Грустно что-то и близко слезы,

Да к чему бы, казалось, грустить?

В путь, где редкими будут грозы,

Нынче надо их благословить.

Будет трудно в жизни, быть может,

Приходите - учитель поможет.

Т.К.Казачишина


© 2010-2022