Методическая разработка урока русского языка с применением интерактивных информационных средств

Тема: Подчинительные союзы. Разряды подчинительных союзов. УМК: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др., Москва, Просвещение , 2011г.  Один из классиков сказал: «Лучший отдых – это смена деятельности». Использование ПО SMART позволяет  повысить интерес к русскому языку. Урок как непосредственный инструмент реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий требует максимально тщательной разработки. Именно уроки являются той лакмусовой бумажкой, которые показывают эффективность работы. Это одновременно и конечный результат, и последняя стадия оформления, реализации идей, заложенных разработчиками тех или иных те... Целесообразность использования ИД на уроках русского языка и литературы: ·        Интерактивные доски похожи на обыкновенные доски, но в то же время они помогают учителю использовать средства обучения легко и непринужденно, находясь в постоянном контакте с классом. ·        Интерактивные доски помогают расширить использование электронных средств обучения, потому что они передают информацию слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств. ·        Интерактивные доски позволяют учителю увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке, будь то картинка из интернета или крупномасштабная таблица, текстовый файл или географическая карта. Интерактивная доска становится незаменимым спутником учителя на уроке, отличным дополнением его слов. ·        Интерактивные доски позволяют учителю создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке. ·        Интерактивные доски позволяют ученикам воспринимать информацию быстрее.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока русского языка с применением интерактивных информационных средств.Методическая разработка урока русского языка с применением интерактивных информационных средств.Методическая разработка урока русского языка с применением интерактивных информационных средств.Методическая разработка урока русского языка с применением интерактивных информационных средств.Методическая разработка урока русского языка с применением интерактивных информационных средств.Методическая разработка урока русского языка с применением интерактивных информационных средств.Методическая разработка урока русского языка с применением интерактивных информационных средств.Методическая разработка урока русского языка с применением интерактивных информационных средств.Методическая разработка урока русского языка с применением интерактивных информационных средств.Методическая разработка урока русского языка с применением интерактивных информационных средств.Методическая разработка урока русского языка с применением интерактивных информационных средств.Методическая разработка урока русского языка с применением интерактивных информационных средств.Методическая разработка урока русского языка с применением интерактивных информационных средств.МБОУ СОШ №7 г. Богородска

Методическая разработка урока русского языка с применением интерактивных информационных средств.

Учитель русского языка и литературы Бубнова Светлана Вадимовна

Класс -7

Тема: Подчинительные союзы. Разряды подчинительных союзов.

УМК: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др., Москва, Просвещение , 2011г.

Один из классиков сказал: «Лучший отдых - это смена деятельности». Использование ПО SMART позволяет повысить интерес к русскому языку. Урок как непосредственный инструмент реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий требует максимально тщательной разработки. Именно уроки являются той лакмусовой бумажкой, которые показывают эффективность работы. Это одновременно и конечный результат, и последняя стадия оформления, реализации идей, заложенных разработчиками тех или иных технологий.

Целесообразность использования ИД на уроках русского языка и литературы:

  • Интерактивные доски похожи на обыкновенные доски, но в то же время они помогают учителю использовать средства обучения легко и непринужденно, находясь в постоянном контакте с классом.

  • Интерактивные доски помогают расширить использование электронных средств обучения, потому что они передают информацию слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств.

  • Интерактивные доски позволяют учителю увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке, будь то картинка из интернета или крупномасштабная таблица, текстовый файл или географическая карта. Интерактивная доска становится незаменимым спутником учителя на уроке, отличным дополнением его слов.

  • Интерактивные доски позволяют учителю создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке.

  • Интерактивные доски позволяют ученикам воспринимать информацию быстрее.

  • Интерактивные доски позволяют ученикам принимать участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными.

  • Интерактивные доски позволяют ученикам выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем.

  • Интерактивные доски позволяют проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем учебном классе, позволяет организовать грамотную обратную связь "ученик-учитель".

  • При полной интеграции интерактивных досок в образовании, создании единой базы данных методических и демонстрационных материалов для обучения у учителей появляется больше свободного времени.

Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.

Структура занятия:

Этапы

Содержание

Цели

Условия достижения положительных результатов

Организацион-

ный, целеполагание

демонстрация темы и целей урока на ИД; лингвистическая разминка на ИД

подготовить учащихся к работе на уроке

доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение в деловой ритм; обеспечение полной готовности класса и к работе.

Проверка домашнего задания

демонстрация правильного выполнения заданий, вызывающих затруднения, вопросы для проверки знаний, индивидуальное задание

выявить уровень знаний учащихся по заданному на дом заданию

выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса; устранение типичных ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися; индивидуальная работа

Актуализация опорных знаний и способов действий

вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу; повторение с помощью эл. пособий

восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий

формирование дидактической цели вместе с учащимися; использование различных приемов организации деятельности учащихся по принятию цели

Формирование новых понятий и способов действий

Изучение материала: демонстрация основных понятий, схем, таблиц, иллюстрирующих особенности нового материала на ИД

объяснение новой темы

применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения, систематизация новых знаний

Применение знаний, формирование умений

Закрепление материала: вопросы и задания, требующие мыслительной активности и творческого осмысления материала, возможность демонстрации правильного решения при возникновении затруднений

выполнение тренировочных заданий

использование различных способов закрепления знаний; возможность дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны; умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями

Контроль и учет знаний

Дифференцированный подход (подбор заданий разного уровня сложности), использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний

организация контроля и самоконтроля

использование различных способов контроля и самоконтроля знаний; рецензирование работ учащихся с указанием положительных моментов и недостатков в знаниях

Рефлексия, итог урока

Анализ проделанной работы, выставление и комментарий к оценкам. Домашнее задание.

Подведение итогов

доброжелательный настрой учителя и учащихся на самостоятельную работу дома

Мультимедийный урок помогает решить следующие дидактические задачи:

1. усвоить базовые знания по предмету;

2. систематизировать усвоенные знания;

3. сформировать навыки самоконтроля;

4. сформировать мотивацию к учению;

5. оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Работа с интерактивными досками делает любое занятие динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока. Можно, к примеру, написать на доске задания или вернуться к предыдущему материалу, чтобы проверить, как учащиеся его усвоили.

Методика использования мультимедиа технологий предполагает:

1. совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

2. усиление мотивации учения;

3. улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;

4. повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

5. демонстрацию возможностей компьютера не только как средства для игры.

Учеников привлекает новизна проведения подобных уроков. В классе во время уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами", они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Учащиеся самостоятельно работают с учебной, справочной и другой литературой по предмету, у них появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания, повышается самооценка. На уроке учащиеся пишут на доске различными цветами, используют библиотеку ресурсов и рисунков. Зная возможности ПО SMART NOTEBOOK, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, я готовлю весь необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность. То, что ученик видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами надолго остаётся у него в памяти. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале.

Для меня использование интерактивной доски на уроках
1.Позволяет разнообразить работу на уроке.
2. Применять научную организацию труда учащихся в игровой форме.
3. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам в форме игры легко усвоить материал.

И самое важное - это взаимодействие учителя и ученика на уроках.

Формы работы на уроках русского языка и литературы могут быть разнообразными: заполнение таблиц, разгадывание кроссвордов, выявление соответствий, проведение тестовых работ, проведение различных игр, викторин, конкурсов, уроков-конференций. А это возможно только с программным обеспечением SMART NOTEBOOK.

Возможности Smart технологий использую также при проведении классных часов, семинаров, родительских собраний, тренингов с учащимися.

Ожидаемые результаты:

1.Достижение дидактической, развивающей, воспитательной целей урока.

2.Закрепление и развитие общеучебных умений.

3.Воспитание и совершенствование навыков самостоятельной работы в поисках познавательного материала.

4.Продуктивность деятельности учащихся благодаря экономии времени посредством использования компьютера.

5.Дифференцированная работа обеспечит прочность в усвоении дидактического материала учениками разных уровней учебных возможностей.

6.Рациональное использование времени позволит высвободить время ученика для творческой работы в домашних условиях, что является немаловажным фактором в оздоровлении детей.

7.Отработка и совершенствование орфографических и пунктуационных навыков на новом технологическом уровне.

8.Творческое сотрудничество ученика и учителя.

9.Создание условий для реализации творческого потенциала ученика, экспериментирования и совершенствования умений навыков.

10.Утверждение новых форм межпредметных связей, развитие интегрированных навыков учащихся.

11.Воспитание компьютерной культуры подростка.

12.Психологическая подготовка детей к «информационному» веку.

13.Объективность в оценке знаний учащегося.

Конспект учебного занятия

Подчинительные союзы. Разряды подчинительных союзов.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, ИД, интерактивные плакаты, презентация, раздаточный материал.

Цели:

Образовательные:

• знакомство с типами союзов;

• формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

•выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении;

Воспитательные:

• воспитание любви и уважения к родному языку;

Развивающие:

• развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Методические приемы: объяснения учителя; выразительное чтение, смысловой анализ и синтаксический разбор предложений, выполнение упражнений, построение предложений по схемам, словарная работа.

План урока:

Оргмомент: объявление темы, целей и задач урока (1 мин.)

I .Лингвистическая разминка.(3 мин)

II.Комментарий домашнего задания.(5мин.)
III. Изучение темы «Подчинительные союзы» (10 мин.)

IV. Закрепление знаний на практике.(15мин.)
V.Словарная работа.(4 мин)

Итог урока. (2 мин)



Ход урока

I. Лингвистическая разминка

- Запишите наречия, укажите, к каким смысловым группам
они относятся:

Внезапно, издалека, совершенно, легко, навсегда, назло, очень, нечаянно, вскоре, слева, сгоряча, нарочно.

(Внезапно, легко (образ действия); вскоре, навсегда (время); издалека (место); сгоряча, нечаянно (причина); нарочно, назло (цель); совершенно, очень (степень).)

Задание выводим на ИД:

Сверяем задание! (слайд открывается отодвиганием «шторки»)

(Такой способ проверки позволяет учащимся увидеть свои ошибки и исправить их.)

II. Проверка домашнего задания (выводим слайд на ИД)

1. Упражнение 334: чтение, обсуждение вопросов.
Комментарий. В каждом из отрывков высказана одна мысль:

внутреннее содержание не соответствует внешней форме. Союз но играет роль противопоставления; он словно зачеркивает сказанное в предложениях, утверждая другую мысль.

2. Упражнение 336: выразительное чтение фрагментов стихотворений, определение роли повторяющихся союзов.

III. Изучение темы «Подчинительные союзы»

1. Слово учителя.

Ребята, давайте вспомним о роли сочинительных и подчинительных союзов в предложении. Обратим внимание на доску.

(Для объяснения темы использую интерактивные плакаты « Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи», автор Т.Ф.Крушинская.Данннное техническое средство позволяет повысить уровень визуализации учебного материала, разнообразить методы и приёмы работы с классом, проводить фронтальную и групповую работу с учащимися, организуя обсуждение и выполнение интерактивных заданий у доски, строить предметный диалог.)

В лингвистической разминке мы вспомнили распределение наречий по значению. Это наиболее общие значения, которые касаются самых разных отношений действительности. То же относится к подчинительным союзам.

Задание: назовите подчинительные союзы в данных предложениях, укажите разряд ( 2 слайда с предложениями на ИД).

(Задание предполагает коллективную работу учащихся: анализ предложений с целью выявления средства связи предложений, разграничение сочинительных и подчинительных союзов, определение разряда союзов).

Проверка задания:

(Проверяем задания также коллективно, называя разряд подчинительного союза).

Вывод учащихся: Подчинительные союзы делятся по значению на несколько групп.

2. Эвристическое задание.

- Попробуйте сами определить названия групп по данным союзам, записанным на доске (ребята работают в тетрадях).



Сверяем задания! (слайд открывается отодвиганием «шторки»)

Последнюю группу определим и запишем позже: изъяснительные союзы иногда совпадают с союзами других групп. Подчеркнем, что реальное значение союзов проявляется только в предложении, в контексте.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 337: комментированное письмо.
Примечание: предложение 4 содержит изъяснительный,

а не сравнительный союз как. Сопоставим предложения, зададим вопросы от главных предложений к подчиненным:

Чичиков не заметил, как въехал в середину обширного села с множеством изб и улиц. (Не заметил чего? как въехал...)

Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. (С. Есенин.) (Роняю как? как дерево роняет...)

2. Упражнение 338: самостоятельная работа с последующей проверкой; морфологический разбор слова сотый и схема предложения выполняются на доске и в тетрадях.

3. Упражнение 339: устно.



V. Словарная работа

- Запишите слова, помещенные в рамке на с. 159, в словарики; уточните их значение и происхождение по словарям.Светофор, семафор.

Итоги урока:

-Что нового узнали?

- Для чего служат союзы?

- Какие разряды подчинительных союзов выделяют?

Домашнее задание

Методическая литература:

1.Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова и др./авт.-сост. С.Б.Шадрина.- Волгоград: Учитель,2009г.

2.Фёдорова М.В., уроки русского языка в 7 классе: кн. для учителя, Москва, Просвещение,2000

Электронные пособия: Интерактивные плакаты « Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи», автор Т.Ф.Крушинская 1.interaktiveboard.ru/publ/

2.digis.ru/cash/ib1/ib1073_00001.html

3.eidos.ru/journal/2009/0215-1.htm

4.ito.edu.ru/2008/MariyEl/III/III-0-8.html





© 2010-2022