Занимательные вопросы на уроке русского языка

Занимательность в обучении - один из эффективных факторов повышение интереса учащихся к занятиям, активизация их познавательной и коммуникативной деятельности. На уроках русского языка занимательность реализуется в использовании познавательных игр, нестандартных, проблемных заданий, музыкальных, литературно - художественных и художественно -изобразительных произведений. Занимательные материалы помогают учителю создавать на уроке атмосферу свободного, непринужденного общения, поиска нестандартных...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы «Занимательные вопросы на уроке русского языка

Занимательность в обучении - один из эффективных факторов повышения интереса учащихся к занятиям, активизация их познавательной и коммуникативной деятельности.

На уроках русского языка занимательность реализуется в использовании познавательных игр, нестандартных, проблемных заданий, музыкальных, литературно-художественных и художественно-изобразительных произведений.

Занимательные материалы помогают учителю создавать на уроке атмосферу свободного, непринужденного общения, поиска нестандартных решений учебной проблемы.

Из множества познавательных вопросов, стимулирующих процесс приобретения знаний, особо выделим занимательные и проблемные вопросы.

Занимательный вопрос , занимательная задача должны содержать интересные, увлекательные данные.Приведем примеры таких вопросов:

-Кого из русских ученых А.С. Пушкин назвал «первым нашим университетом»? Почему?

-Чьи фамилии вошли в названия этих химических элементов?(курчатовий, пушкинит, менделевий ,гагаринит, ломоносовит).

-Почему главная площадь Москвы называется Красной?

- Мать городов русских…. Какой город был так назван древнерусскими историками?

Занимательный вопрос может включать в себя элементы проблемности. Приведем для примера вопрос, являющийся одновременно и проблемным, и занимательным.

Представьте себе, что женщина, не являющаяся вашей родственницей, скажет вам: «Здравствуйте, я ваша тетя». Как вы отнесетесь к этому заявлению? В какой ситуации это возможно?

Осознание вопроса - сигнал к началу активной мыслительной деятельности. Выясняются условия задачи, выдвигаются предположения, пусть нелепые, забавные, невероятные для данной ситуации. Учитель должен поощрять это «думанье вслух». Совсем не обязательно, чтобы учащиеся нашли выход из данной ситуации. Если учащиеся не ответят,то учитель сам отвечает на поставленный им вопрос.

Занимательный вопрос может стимулировать как самостоятельную работу учащихся, так и совместную работу учебного коллектива с учителем.

Так, в ходе занятия, на этапе введения в общение, учитель после вопроса: Какой сегодня день недели?- может попросить учащихся перечислить дни недели и объяснить, почему они так называются.

Формулируя занимательные занимательные вопросы, учитель должен учитывать индивидуальные особенности их мышления. Один вопрос может быть рассчитан на способность сильного ученика быстро вспоминать нужный учебный материал, например: Какой спортивный клуб в России носит имя вождя самого большого восстания рабов Древнего Рима?; другой предполагает умение учащегося применить знания в необычной для него ситуации, требует от него сообразительности, находчивости, например: Почему Ленинград называют «Северной Венецией»?

Занимательному вопросу найдется место на любом этапе урока. В конце урока уставшим ученикам можно предложить занимательные вопросы развлекательного характера.

-У каких предметов в вашем доме есть носик, глазок, ушко, ручка?

Занимательные вопросы могут органически вписаться в содержание основной части урока. Так, знакомя, учащихся с русским речевым этикетом, учитель может предложить им следующие вопросы: Вашу знакомую зовут Ольга Николаевна Федотова. Почему же разные люди по-разному обращаются к ней: Оля, Олечка, Ольга Николаевна, товарищ Федотова?

-Всегда ли слово «здравствуйте» мы желаем человеку здоровья, приветствуем его?

- Не кажется ли вам странной фраза: «Знакомьтесь: моя правая рука»…? Если не кажется, то закончите его.

Занимательный вопрос может быть использован для закрепления учебного материала, для контроля его усвоения. Например, после знакомства с фразеологией уместна следующая работа:

- Считаете ли вы, что автор данной биографии действительно «родился в рубашке»?

Родился я в рубашке. Рос он не по дням, а по часам. Еще под стол пешком ходил, но подавал надежды. Родители поставили меня на ноги, вывели в люди. Я не был маменькиным сынком и пробивать себе путь в жизни решил сам. Институт дал мне путевку на жизнь. Я быстро пошел в гору, не давал никому водить себя за нос. Старался не выходить из себя. Жил всегда своим умом.

Подобные занимательные задания можно давать как контрольную работу на итоговом занятии по определенной теме.

Занимательные вопросы нужны учителю не только на уроке. Без них не обойтись на тематических вечерах, руководителям кружков русского языка.

-Как зовут самого знаменитого героя русских сказок?

- К какому животному русский человек всегда относится с уважением, называя его по имени - отчеству?

-Что идет без ног?

- Что зимою растет вниз головой?

-В сказках добрым героям помогают волшебные предметы. Чем могут помочь герою сказки ковер-самолет, сапоги-скороходы, живая вода и шапка-невидимка?

Задумываясь над познавательными вопросами, решая познавательные задачи, учащиеся начинают испытывать потребность в знаниях, включаются в активную познавательную деятельность, проявляют интерес к учению.


Учительница русского языка и литературы СШ имени Хамзы Есенжанова Жанбиршиева Шынар Амангелдиевна.







© 2010-2022