Урок Старинные русские меры длины

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

Автор разработки: учитель русского языка и литературы МАОУ ООШ №20 Кукушкина Наталья Владимировна,

I квалификационная категория

Класс: 6

Предмет: Русский язык

Тема: Старинные русские меры длины

Этап обучения по данной теме: основной

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Развивающие:

Регулятивные УУД: определять и формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою учебную деятельность, развивать способность к рефлексии, к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, проявлять доброжелательность в общении

Познавательные: находить информацию в различных источниках и применять на практике

Воспитательные:

Личностные УУД: доброжелательность в общении, выполнение различных ролей в группе, сотрудничество в совместном решении проблемной ситуации; активизация интереса к родному языку

Образовательные:

Знакомство со старинными мерами длины и их сопоставление с современными

Межпредметные связи: математика, география, история

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран; различные словари; ноутбуки; раздаточный материал (карта Пермского края, текст письма, разрезанные пословицы); чистые листы бумаги формата А 4, сигнальные карточки

Оценочная деятельность на уроке: интерактивная, вербальная, самооценка

Основные источники информации:

Электронные ресурсы

ru.wikipedia.org/wiki/

skazochnik.artphoto.pro/photo.ashx?photoid=491036&type=11&w=1020

photos.lifeisphoto.ru/4/3/47626.jpg

img11.nnm.ru/6/4/4/9/9/dd560f1d01256ebcde3b13064fd.jpg

Приложение №1-презентация к уроку.

Приложение №2 - дидактический материал к уроку (правила работы в группах; пословицы, текст письма с пропусками, карта Пермского края).

Приложение №3 - тест для интерактивной проверки результатов работы группы

Фаза вызова:

Учитель: Скажите, ребята, вы были когда-нибудь в поселке Северный?

А сколько же от Губахи до Северного?

Интересно, а сколько же это в верстах?

Выход на тему урока:

Сегодня я вам предлагаю прикоснуться к русской старине. Для этого нам нужно разделиться на группы. Сейчас каждый из вас подойдет к столу и возьмет карточку.

Присядьте, пожалуйста, за тот стол, где лежит бумажное сердечко, совпадающее по цвету с вашей карточкой.

А сейчас восстановите пословицу. Что у вас получилось?

Вопрос: что объединяет эти пословицы? (в каждой из них есть старинная русская мера длины). Дети называют их (затем они появляются на слайде №1).

А теперь вы можете сформулировать тему урока? (Старинные русские меры длины)

К пословицам мы вернемся чуть позже.

Я вам предлагаю мысленно перенестись в далекое прошлое, когда Губаха была совсем другой, непохожей на современную. (Слайд №2-4)

В нашем историко-краеведческом музее сохранилось письмо мальчика, жившего в конце 19 века. Внук находился далеко от дедушки. Он по нему очень скучал и с нетерпением ждал, когда дедушка приедет его навестить.

Мальчик пишет письмо горячо любимому деду. (Слайд № 5) Письмо выразительно читает ученик!

« Милый дедушка, Серафим Иванович! Пишу это письмо. Очень по тебе скучаю. Маменьке и папеньке совсем некогда. Дедушка, родненький, сделай божецкую милость, приезжай. Ведь мы уже давненько с тобой не виделись, ты ни разу у нас в Губахе не был. Когда ты выедешь из Ныроба, чтобы совсем не замерзнуть, тебе нужно будет обязательно остановиться на постоялых дворах в Чердыни, Соликамске, Александровске, Кизеле. Сейчас зима, пока мое письмо идет, будет еще холоднее. Путь-то неблизкий: целых ___________________________________ верст, пожалуйста, оденься потеплее, еды не забудь и корма для лошадки.

Приезжай, милый дедушка, Христом богом тебя молю. Очень уж я по тебе соскучился. Ожидаю с нетерпением. Любящий тебя внук Макар».

Итак, ребята, герой скучает по дедушке. Путешествие будет проходить зимой. Дедушка поедет с севера Пермской губернии в Губаху. Подножного корма нет, постоялые дворы есть, но до них еще нужно было добраться.

Фаза осмысления

Постановка задачи: Писать мальчик научился, а вот счет ему дается с трудом. Поможем? Сейчас вам предстоит работа в группах. Работать вы будете по инструкции! Внимательно её читайте и четко ей следуйте! Если у вас возникнут вопросы, поднимите красную сигнальную карточку, и я к вам подойду!

На карточках, которые вам даны, есть указания на количество километров. Необходимо вычислить путь дедушки в старой русской мере длины (в верстах). Постарайтесь как можно точнее просчитать путь, иначе дедушка может замерзнуть в дороге (или его лошади будет недостаточно корма…)

Карта Пермского края (Слайд № 6)

Правила работы в группе

1.Грамотно распределите роли (1. Работает со словарем; 2. Используя карту, рисует путь следования от Ныроба до Губахи. 3-4. Вычисляют расстояние от Ныроба до Губахи в верстах; 5. Вписывает ( в верстах) числительное в письмо словами).

2.Работайте четко и слаженно, помогайте друг другу.

3. Помните, каждый отвечает за результат работы!

Скажите, ребята, что нам необходимо знать, чтобы справиться с задачей? (работа со словарем 1 верста = 1 060 метрам или 1, 06 км - одна целая шесть сотых километра)

(Проверка числового значения одной версты - работы первых учеников в группах)

На доске

Формула:

Расстояние (в верстах) = расстояние от пункта А до пункта Б (км) разделить на числовое значение 1 версты (по словарю)

(Дети работают в группе по 5 человек. Они должны распределить роли).

Затем первичная проверка на ноутбуках (Совпадут ли результаты? Встретятся ли дедушка и внук?)

После окончания работы осуществляется проверка.

На доске: Слайд № 7-8

  1. Ныроб - Чердынь 41 км - 38,68 версты

  2. Чердынь - Соликамск 108 км - 101,89 версты

  3. Соликамск - Александровск 83 км - 78,30 версты

  4. Александровск - Кизел 14 км - 13,21 версты

  5. Кизел - Губаха 24 км - 22,64 версты

ВСЕГО 270 км - 254,72 версты

Какой путь предстояло преодолеть дедушке в верстах?

Затем идет проверка. (правописание числительного словами! Слайд 7-8)

Давайте вернемся к нашим пословицам. Как вы понимаете их значение? (Работа в группах со словарями) Ребята, что означает слово «пядь» (равна 18 см), «вершок» (4,45 см). А какова величина локтя? (45 см), аршина (71 см).

Затем на доске ребята прикрепляют листы с записанными словами числительными. (вербальная оценка)

Сегодня мы с вами рассматривали старинные русские меры длины. А для чего нам нужно о них знать?

Это термины из истории языка. Любовь к своей стране начинается с малого: с любви к своей семье, к языку. Мы должны знать свое прошлое, а это и старинные слова в том числе.

Фаза рефлексии

Ребята, вспомните, пожалуйста, с чего мы начали урок? (Я вас спросила, сколько верст от Губахи до Северного? А сейчас вы можете ответить на этот вопрос? ( примерно 12 км, следовательно, 11, 3 версты.)

Замечательно!

Оценочная деятельность Если считают, что успешно справились со всеми заданиями, то поднимают карточку красного цвета, а если чего-то не хватило для достижения цели, то синюю. Мне в свою очередь хочется поблагодарить вас за работу.

Вы, наверное, знаете, что 2012 год в России объявлен Годом российской истории. И я очень рада, что на нашем уроке мы прикоснулись к заветной старине, к нашему культурному наследию.

У вас на столе лежат листочки зеленого и желтого цвета. Если исследование русской старины вызвало у вас интерес, и вы считаете, что урок был полезным, то прикрепите к нашему импровизированному дереву зеленый листочек, а если пользы было немного, то желтый.



© 2010-2022